Государственный долг Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение сущности и роли государственного долга для развития страны в целом и, экономики в частности. Достижение указанной цели решалось с помощью следующих основных задач:
изучение теоретических основ государственного долга, его сущности и объективности существования;
анализ структуры и современного состояния внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
изучение сущности управления государственным долгом и анализ долговой политики России на современном этапе;
выявление проблем в управлении государственным долгом РФ и выработка направлений его совершенствования.

Оглавление

Введение 4
1. Государственный долг – объективность существования 6
1.1 Понятие, сущность и причины возникновения государственного долга 6
1.2. Классификация государственного долга 12
1.3. Роль государственного долга в развитии экономики 16
2. Внутренний и внешний государственный долг РФ: общее и особенное 22
2.1. Состояние и структура государственного внутреннего долга России 22
2.2. Состояние и структура государственного внешнего долга России 30
3. Управление государственным долгом в современной России 34
3.1. Сущность управления государственным долгом РФ 34
3.2. Проблемы управления государственным долгом РФ и пути их решения 41
Заключение 46
Список используемой литературы 48

Файлы: 1 файл

курсовик по финансам.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

     Существует  важнейший момент, значимость которого невозможно переоценить. Дело в том, что правительство сталкивается с проблемой пополнения доходной части бюджета в фазе экономического спада. Казалось бы, именно в этот период, когда обостряется проблема дефицита бюджета, государственный долг должен сыграть роль субститута налогов. Однако практика показывает, что в такой ситуации рост объема долга нежелателен, поскольку увеличение государственной задолженности усиливает риск долгового кризиса.

     Необходимо  особо подчеркнуть, что государственный долг может успешно служить макроэкономическим стабилизатором только при условии устойчивого экономического роста. Фаза устойчивого экономического роста состоит из чередующихся периодов повышения и понижения деловой активности хозяйствующих субъектов. В период понижения деловой активности действительно целесообразно снизить уровень налогов и компенсировать уменьшение доходной части заемными денежными ресурсами. В период экономического спада целесообразно снижать размер государственного долга, поскольку в этом случае государственная задолженность оказывает весомое отрицательное влияние как на государственные финансы, так и на экономику в целом.

     2. Альтернативный подход к определению роли государственного долга в экономике основан на прямо противоположной концепции. В фазе снижения деловой активности объем займов сокращают. В фазе повышения деловой активности объем займов увеличивают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, минимизируют.

     В данном подходе есть свое рациональное зерно. Дело в том, что такая парадоксальная схема, обладает рядом преимуществ над классическим подходом. Во-первых, альтернативный подход при прочих равных условиях позволяет привлекать в бюджет больший объем денежных ресурсов за экономический цикл. Во-вторых, при реализации альтернативного подхода при прочих равных условиях наблюдается более низкая амплитуда колебаний относительного объема долга в течение экономического цикла. В-третьих, оптимальный размер государственных займов определяется, не исходя из прогноза наступающей фазы экономического развития, а исходя из фактических данных о темпах экономического развития. Вошла экономика в фазу усиления деловой активности – увеличили займы, наступил спад деловой активности – сократили займы, наступил экономический спад - займы минимизировали.

     В фазе усиления деловой активности правительство наращивает объем займов и благодаря этому получает возможность направить дополнительные денежные ресурсы на финансирование проектов, обеспечивающих снижение издержек экономической деятельности на территории данного государства. Снижение издержек должно привести к усилению устойчивости экономического роста. Растущая экономика, в свою очередь, обеспечит рост доходов бюджета.7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Внутренний  и внешний государственный  долг РФ: общее  и особенное

2.1. Состояние и структура государственного внутреннего долга России

     В соответствии с законодательством  под внутренним государственным  долгом РФ понимаются долговые обязательства  Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими  лицами, если иное не предусмотрено законодательными актами РФ. Государственный внутренний долг обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

     Внутренний  долг состоит из задолженности прошлых  лет, вновь возникших задолженностей и долговых обязательств бывшего СССР в части, принятой на себя Российской Федерацией.

     В объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации включаются:

     1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте Российской Федерации;

     2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по  которым выражены в валюте  Российской Федерации;

     3) объем основного долга по бюджетным  кредитам, полученным Российской  Федерацией;

     4) объем обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в валюте  Российской Федерации;

     5) объем иных (за исключением указанных)  долговых обязательств Российской  Федерации, оплата которых в  валюте Российской Федерации  предусмотрена федеральными законами до введения в действие Бюджетного Кодекса.8

     К настоящему времени структура государственного внутреннего долга сложилась  из долговых обязательств нерыночного  характера и обязательств от размещения на ОРЦБ ценных бумаг, номинированных в рублях.

     Долговые обязательства нерыночного характера, образовавшиеся в начале 90-х годов, не являлись прямыми заимствованиями государства. Возникновение этих обязательств было следствием недофинансирования в 1985-1995 годах первичных необходимых государственных нужд, которые в дальнейшем были переоформлены на задолженность государства банковской системе и/или отдельным отраслям хозяйственной деятельности.

     В эту же группу нерыночных долговых инструментов входят обязательства  государства перед населением по распространенным в конце 80-х годов чекам на товары народного потребления, лотереям и целевым вкладам населения в Сберегательный банк Российской Федерации, органы государственного страхования, казначейские обязательства и золотые сертификаты. Указанные виды заимствований не могли восполнить дефицит федерального бюджета и, начиная с 1993 года, государство стало активно выпускать государственные рублевые ценные бумаги для широкого круга инвесторов - Государственные краткосрочные облигации (ГКО), которые размещались и обращались на ОРЦБ.

     Создание  рынка государственных ценных бумаг  было необходимо для прекращения  практики прямого (эмиссионного) кредитования Банком России Правительства Российской Федерации и создания нового сегмента финансовой системы - добровольного размещения государственных долговых инструментов через открытую торговую систему - биржу. Размещение государственных краткосрочных облигаций позволило эмитенту (Минфин России) осуществлять заимствования на покрытие кассовых разрывов и на неотложные бюджетные нужды.

     Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) – это облигации, которые выпускались Минфином России на сроки до одного года (как правило, на шесть месяцев). Они были вплоть до внезапного их замораживания общепризнанные лидером российского фондового рынка и вновь стали ими после того, как рынок оправился от последствий краха.

     ГСО – государственные сберегательные облигации с индексированным по уровню инфляции доходом. Новый вид облигаций, имеющих специфические особенности по размещению, обращению, расчету купонного дохода и объему. Основным отличием государственных сберегательных облигаций от облигаций федеральных займов является то, что ГСО на вторичном рынке не обращаются, залог облигаций не допускается.

     Инвесторы имеют право на предъявление облигаций к выкупу в даты, определенные в решении о выпуске облигаций, и к обмену на федеральные государственные ценные бумаги в соответствии с решением о выпуске облигаций и в порядке, предусмотренном утвержденным Положением, при этом предъявление инвесторами облигаций к выкупу осуществляется на добровольной основе.

     Размещение  облигаций осуществляется на аукционе либо по закрытой подписке. Размещение облигаций по закрытой подписке осуществляется путем заключения договора купли-продажи облигаций между Минфином России (эмитент) и инвестором. В зависимости от порядка определения дохода различают следующие виды ГСО:

    • ГСО с фиксированной процентной ставкой на каждый купонный период (ГСО-ФПС);
    • ГСО с постоянной процентной ставкой по всем купонным периодам (ГСО-ППС).

     Для покрытия бюджетного дефицита используются облигации федеральных займов (ОФЗ). Они выпускаются в бездокументарной форме в виде записей по счетам депо, удостоверяющие право собственности  их владельцев на принадлежащие  им ОФЗ. Владельцы ОФЗ не вправе требовать выдачи их на руки. Владельцами ОФЗ могут быть как юридические, так и физические лица, если иное не предусмотрено условиями выпуска отдельных облигаций федерального займа.

     Доходом по ОФЗ является купонный доход в  виде процента к номинальной стоимости ОФЗ, который выплачивается в порядке и размере, определяемых условиями отдельных выпусков.

     На  территории РФ существуют несколько  видов ОФЗ, различающиеся в зависимости  от определения купонного дохода:

    • ОФЗ с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);
    • ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД);
    • ОФЗ с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК);
    • ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

     Эмитентом ОФЗ является Минфин России. Общий  объем эмиссии определяется им в  пределах общего лимита государственного долга, установленного федеральным законном о федеральном бюджете на очередной финансовый год.9

     Верхний предел внутреннего государственного долга устанавливается ежегодно федеральным законом о федеральном  бюджете на соответствующий год.

     Эмитентом государственных ценных бумаг является Министерство финансов Российской Федерации. Долговые обязательства в виде облигаций выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Облигации федеральных займов одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых их владельцам прав. Владельцами облигаций могут быть российские и иностранные юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты). Для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев.

     Размещение  облигаций осуществляется в форме  аукциона (продажа с публичного торга) или по закрытой подписке (на основании договоров купли-продажи между Минфином России и инвестором без совершения этих сделок через торговую систему).

     Документом, фиксирующим условия отдельного выпуска облигаций и удостоверяющим права на все количество облигаций  отдельного выпуска, является глобальный сертификат. Глобальный сертификат хранится в депозитарии. В глобальном сертификате указываются процентные ставки купонного дохода.

     При неполном первичном размещении эмитированной  ценной бумаги осуществляется ее доразмещение, а при наличии спроса со стороны  инвесторов осуществляется выпуск (эмиссия) дополнительного транша, имеющего первичные характеристики ценной бумаги в полном объеме.

     В целях оперативного и эффективного управления государственным долгом Минфин России по поручению Правительства  Российской Федерации осуществляет реструктуризацию, досрочный выкуп ранее возникших долговых обязательств и обмен ранее размещенных облигаций на новые виды облигаций.

     Согласно  статье 105 Бюджетного кодекса под  реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств (реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием, т. е. с сокращением суммы основного долга).

     Досрочный выкуп ранее размещенных облигаций  осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в целях улучшения характеристик рынка ценных бумаг, для изъятия неликвидных ценных бумаг и при их низкой стоимости на вторичном рынке.

     Правительство имеет право осуществлять внутренние заимствования с превышением  установленного федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга  вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга.10

     Динамика  объема государственного внутреннего  долга за последние 10 лет представлена на рисунке 1.

     

     Рис. 1. Динамика объема государственного внутреннего долга РФ

     Российский  внутренний государственный долг формирует  относительно небольшое число инструментов, состоящих из четырех видов государственных  облигаций. В настоящее время  основную часть в его структуре  составляют ОФЗ-АД. Это является результатом  улучшения внешнеэкономической конъюнктуры и макроэкономических показателей в предкризисный период, позволившим правительству привлекать средства под более низкую доходность.

Информация о работе Государственный долг Российской Федерации