Государственная власть в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 17:56, реферат

Краткое описание

Существует колоссальный разброс общественного мнения, характеризующего отношение населения к государству, - от абсолютизации его роли как единственного источника общественного благополучия до такого же абсолютного отрицания всякого государства. И обе эти крайности существуют в общественной мысли и практике со времён Платона и Аристотеля, т.е. на протяжении всей истории развития государства и общества. Однако факт остаётся фактом: общество не может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Понятие «государство». История возникновения…………………………………….4
2 Свойства, признаки и форма государства……………………………………………..6
3 Форма правления и государственного устройства……………………………………9
4 Особенности реформирования государственного устройства современной России…………………………………………………………………………………….16
5 Государственная власть в Российской Федерации…………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………………….20
Использованная литература……………………………………

Файлы: 1 файл

Государство-политология!!!.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Содержаниегосударство политика власть правление

Введение…………………………………………………………………………………...3

1 Понятие «государство». История возникновения…………………………………….4

2 Свойства, признаки и форма государства……………………………………………..6

3 Форма правления и государственного устройства……………………………………9

4 Особенности реформирования государственного устройства современной России…………………………………………………………………………………….16

5 Государственная власть в Российской Федерации…………………………………..18

Заключение……………………………………………………………………………….20

Использованная литература……………………………………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Существует колоссальный разброс общественного мнения, характеризующего отношение населения к государству, - от абсолютизации его роли как единственного источника общественного благополучия до такого же абсолютного отрицания всякого государства. И обе эти крайности существуют в общественной мысли и практике со времён Платона и Аристотеля, т.е. на протяжении всей истории развития государства и общества. Однако факт остаётся фактом: общество не может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества.

Выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государственная власть – это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории конкретного определённого государства.

Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Такое сотрудничество и взаимодействие государственных и общественных организаций, в том числе и частных, способствует стабильности общественной жизни, установлению в обществе режима реальной демократии.

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие «государство». История возникновения

 

Важнейшим институтом политической системы, от нормального функционирования которого в решающей степени зависит ее самосохранение и адаптация, является государство. Понятие «государство», производное от  латинского status, появляется в период итальянского Ренессанса (XIV в.) и до XIX в. распространяется в Европе. Ранее для обозначения властного устройства использовались другие понятия: «polis», «res publica», «civitas regnum», «imperium», «reich» и др.

В те времена эти термины указывали, прежде всего, на положение правителя или правителей, на присущее им величие, и потому само понятие редко употреблялось без указания на того, к кому оно конкретно относилось.

Позже вследствие долгого процесса трансформации слово «государство » стали использовать для обозначения земельных владений, т.е. территории, находящейся во владении правителя. Отсюда второе средневековое выражение, которое предшествовало возникновению современного понятия государства - status regm, которое означало положение или состояние страны.

С буржуазными революциями, когда на смену монархии приходит республика, положение дел радикально меняется - демократия объявляет место власти «пустым». Никто не имеет изначального права это место занимать. Никто не может обладать властью, не будучи на то уполномоченным. Классик французской политической науки Жорж Бюрдо пишет в этой связи: «Люди изобрели государство, чтобы не подчиняться другим людям»[1]. Согласно Бюрдо, государство возникает как абстрактный и постоянный носитель власти. По мере развития этого процесса правители все больше и больше предстают в глазах управляемых агентами государства, власть которых носит преходящий характер. Такая трансформация власти явилась в истории человечества огромным шагом вперед.

Таким образом, постепенно возникает представление о единой высшей суверенной власти, которая отличается от народа, первоначально создавшего ее, но она также отдельна и от всех должностных лиц, которые на тот или иной срок получают право на осуществление этой власти. Но кто наделяет таким правом и властными полномочиями? Кто теперь является сувереном?

Идеологическим преломлением принципа суверенитета народа явилась теория «общественного договора». Государство провозглашалось следствием соглашения между людьми, а не установлением свыше. Его главной целью со времен Дж. Локка становится сохранение и защита неотчуждаемых прав человека - права на жизнь, свободу и собственность. На этой основе возникли концепции конституционализма, правового государства и требование ограничения объема и сфер деятельности государства, защиты граждан от чрезмерного государственного контроля и вмешательства.

Если на основании этого соглашения уполномоченные к осуществлению властных обязанностей выполняют их ненадлежащим образом, договор можно расторгнуть и снова перезаключить. Для оптимизации общественного контроля над властью со стороны народа постепенно была выработана технология периодического «переоформления» общественного договора и легитимации власти - процедура регулярных выборов.

Отсюда и радикальное переосмысление статуса властвующих и управляемых: первые уже не самостоятельные, единоличные правители, получившие власть «от неба», а вышестоящие исполнители, наделенные правами, обязанностями на четко фиксированный период времени; вторые уже не подданные, обязанные беспрекословно подчиняться правителю, а свободные граждане, обязанные подчиняться праву.

В России понятие «государство» отличалось от европейского: в русском языке оно производно от слова «государь», т.е. хозяин, владелец «русской земли». Многие западные исследователи отмечают особый характер российского государства. Так, Р. Пайпс пишет: «Россия принадлежит к той категории государств, которые обычно определяют как "вотчинные" (patrimonial). В таких государствах политическая власть мыслится и отправляется как продолжение права собственности, и властитель (властители) является одновременно сувереном государства и его собственником».

2 Свойства, признаки и форма государства

 

Классическое описание важнейших свойств государства в современных обществах было дано М. Вебером: «Исходные формальные характеристики государства таковы. Оно обладает административным и правовым порядком, изменяемым посредством законодательства, в соответствии с которым осуществляется организованная корпоративная деятельность административного персонала, также регулируемая законом. Эта система порядка претендует на принудительную власть не только над членами государства, гражданами, большинство которых обрело свое членство по рождению, но и в весьма значительной степени над всеми действиями, происходящими на контролируемой ею территории. Таким образом, это - обязательная ассоциация с территориальной основой».

От других политических институтов государство отличается:

- наличием особой группы людей, занятых исключительно управлением обществом и охраной его экономической и социальной структуры;

- монополией на легитимное насилие;

- правом и возможностью осуществления внутренней и внешней политики от имени суверена – народа или нации;

- суверенным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения;

- монопольным правом на взимание налогов и сборов с населения, на формирование национального бюджета;

- организацией власти по территориальному признаку;

- обязательностью членства в государстве;

- претензией на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.

Современное государство обладает сложной структурой. Обычно выделяют три группы государственных институтов: высшие органы государственной власти и управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный механизм государства.

Структура, распределение полномочий и принципы взаимоотношений между государственными органами зависят от формы государства, а функциональная сторона - способы, методы, средства овладения, удержания, регулирования и использования государственной власти - во многом определяется существующим политическим режимом.

Понятие «форма государства» раскрывается через категории «форма правления» и «форма территориального (государственного) устройства».  В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан.

Форма государства определяет организационно-функциональную структуру государственности, то есть способ организации и осуществления государственной власти в совокупности всех ее ветвей и уровней, включая методы осуществления прямой и обратной связи с населением.

Органы государственной власти подразделяются, в свою очередь, на центральные, региональные и местные. Они находятся в определенных внутренних взаимоотношениях друг с другом и гражданами или подданными государства...

Таким образом, форма государства - это совокупность устойчивых взаимоотношений между властными органами государства и между его территориальными единицами, то есть способ их сосуществования друг с другом, в том числе способ распределения государственной власти между ее органами, способ их образования (формирования) и взаимной ответственности».

Обычно выделяют три основные формы государства: моно-кратическую, сегментарную и поликратическую (плюралистическую).

Монократическая - единовластная форма государства, характеризующаяся высочайшей степенью централизации власти в руках одного лица или органа, при этом несущественно, кто является этим лицом или органом: им может быть и теократический монарх (султанат Оман), и фюрер нации (фашистская Германия), военно-революционный совет (его глава) после переворота в развивающихся странах, военная хунта, как это было в Аргентине, Бразилии и других странах Латинской Америки, «коллективный монарх» (Совет эмиров в ОАЭ) и т.д. При данной форме разделение властей не признается, парламент отсутствует (Саудовская Аравия), считается лишь консультативным органом (Катар) или служит внешней декорацией; в государственном управлении существует высокая степень централизации, самоуправление на местах (субъектах федерации) практически отсутствует, в управлении доминируют авторитарные методы.

Сегментарная - промежуточная форма. Она предполагает известное разделение ролей между институтами государства. Однако отсутствует «равновесие» элементов управления, система взаимных сдержек и противовесов. Решающая роль принадлежит либо монарху (Иордания, Непал), либо президенту («суперпрезидентские» республики в Латинской Америке и Тропической Африке). Федерация характеризуется ограничением полномочий ее субъектов (Венесуэла), административно-территориальные единицы не имеют выборных представительных органов или находятся под «административной опекой» центра. Доминируют авторитарные методы управления, хотя могут быть провозглашены и отчасти осуществляться демократические права и свободы (ограниченная многопартийность в Индонезии).

Поликратическая - характеризуется развитой системой разделения властей, системой взаимных сдержек и противовесов, существованием нескольких центров власти и в центре, и на местном уровне. Преобладают демократические методы управления, связанные с регулярными и «честными» выборами, политическим участием граждан, поисками консенсуса и компромиссов, гарантиями прав граждан. Она совместима со всеми формами государственного устройства, однако может быть или республикой, или парламентарной монархией. Одной из современных тенденций развития формы государства является возникновение различного рода гибридных и смешанных форм.

 

 

 

3 Форма правления и государственного устройства

 

Форма правления - это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками и определяющая структуру центральных государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений.

Традиционно выделяются две основные формы правления – монархия, республика и их разновидности. Основное различие между ними состоит в определении источника верховной власти, порядке и условиях замещения поста главы государства. Известный русский правовед Б.Н. Чичерин писал: «В республиках верховная власть признается исходящей от народа; в монархиях устанавливается власть, независимая от народной воли». Сегодня монархии составляют не менее шестой части государств мира (включая государства - члены Британского Содружества).

Монархия (классическая) характеризуется тем, что верховная государственная власть сосредоточена в руках главы государства - монарха и передается по наследству. Ш.Л. Монтескье под монархическим понимал правление, «при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов». Власть монарха не считается производной от какой-либо другой власти, органа или народа/избирателей (суверенитет монарха). Она неизбежно сакрализуется, ибо это условие легитимации власти монарха. Монарх является неприкосновенной особой, никакой ответственности не подлежит и не может быть досрочно смещен.

Республика (лат. res publica - общее дело граждан, государственные дела) - первоначально один из синонимов понятия «государство». С XVII в. этот термин стал означать форму правления «без короля», при которой суверенные права на власть принадлежат либо всем дееспособным гражданам («народу»), либо большинству их. От имени граждан (народа) управление осуществляется представительными органами, избираемыми либо прямым голосованием граждан, либо на основе особых процедур косвенного народного волеизъявления (доверенные лица, выборщики и др.).

Информация о работе Государственная власть в Российской Федерации