Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 17:56, реферат
Существует колоссальный разброс общественного мнения, характеризующего отношение населения к государству, - от абсолютизации его роли как единственного источника общественного благополучия до такого же абсолютного отрицания всякого государства. И обе эти крайности существуют в общественной мысли и практике со времён Платона и Аристотеля, т.е. на протяжении всей истории развития государства и общества. Однако факт остаётся фактом: общество не может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Понятие «государство». История возникновения…………………………………….4
2 Свойства, признаки и форма государства……………………………………………..6
3 Форма правления и государственного устройства……………………………………9
4 Особенности реформирования государственного устройства современной России…………………………………………………………………………………….16
5 Государственная власть в Российской Федерации…………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………………….20
Использованная литература……………………………………
Республиканские формы правления использовались уже в древнем мире (демократическая республика свободнорожденных граждан в Афинах, аристократическая республика в Риме), тогда и появляется само понятие «res publica» - общее дело. Республиками были и многие города-государства в средние века (Дубровник, Бремен, Новгород, Венеция, Флоренция и др.). Но наиболее широкое распространение эта форма получает в Новое время. Первой республикой Нового времени стали США.
Известны две основные формы республиканского правления: президентская и парламентская республики.
Президентская республика - форма правления, впервые появившаяся в США (1787г.), и характеризующаяся особой ролью главы государства - президента. Президент одновременно и глава государства, и глава правительства. Пост премьер-министра отсутствует, правительство формируется внепарламентским путем, президент назначает его членов или независимо от парламента, или «по совету и с согласия сената» (практика США). Министры обязаны проводить политику, определяемую президентом, и несут ответственность перед ним.
Парламент не вправе выразить правительству вотум недоверия, а порицание министров парламентом не влечет за собой их автоматической отставки. Глава государства избирается независимо от парламента: либо коллегией выборщиков, избираемых населением (США), либо прямым голосованием граждан. Такой порядок выборов дает возможность президенту и его правительству действовать без оглядки на парламент. Президент, кроме того, наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом, и активно им пользуется. Президентом становится лидер партии, победившей на президентских выборах, парламентское же большинство может принадлежать другой партии (в 1980-е гг. в США президент республиканец, большинство в Конгрессе - за демократами, в 1990 гг. - наоборот). Такое несовпадение невозможно в парламентской республике.
Таким образом, президентская система предполагает:
- всенародное избрание носителя верховной исполнительной власти (вне зависимости от того, является ли таковой единоличным или коллегиальным);
- сроки полномочий носителя верховной исполнительной власти и законодательного органа фиксированы и не зависят от доверия сторон друг к другу (т.е. президент не может распустить парламент, а парламент - низложить президента, и отсутствует механизм досрочных выборов);
- выборная исполнительная власть назначает правительство и определяет его состав.
Важнейшая отличительная черта президентской республики - наиболее полная реализация принципа разделения властей. Все ветви власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу, однако существует развитая система сдержек и противовесов, сохраняющая относительное равновесие властей. Так в США, парламент не вправе вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе досрочно распустить парламент. В то же время парламент обладает правом на импичмент, т.е. правом привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц, в том числе и президента, однако у главы государства есть право отлагательного вето на решения парламента. Независимая судебная власть, формируемая президентом при участии парламента (сената), обладает правом конституционного контроля и правом на толкование Конституции (право на дискрецию). Таким образом, президент, обе палаты Конгресса и федеральные суды пользуются целой системой взаимосвязанных прав вето и для проведения в жизнь той или иной политики требуется согласие определенного числа игроков, обладающих этим правом.
Парламентская республика: в мире существует не менее одной пятой государств с этой формой правления. Системы парламентского правления существенно отличаются от президентских, основанных на принципе разделения властей. Их важнейшая отличительная черта - формирование правительства на парламентской основе и его политическая ответственность перед парламентом.
Глава государства занимает в системе властных органов скромное место. Единство действий президента и правительства обеспечивается правилом, согласно которому президент действует по указанию правительства. Парламент наряду с изданием законов и вотированием бюджета имеет право контроля за деятельностью правительства. Назначает правительство глава государства, но не по своему усмотрению, а из числа представителей партии (коалиции партий), располагающих большинством мест в парламенте (его нижней палате).
Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов, либо то и другое. Правительство, формируемое из представителей партии (партий) парламентского большинства, получив вотум доверия, при помощи партийной дисциплины направляет деятельность этого большинства и тем самым приобретает контроль над парламентом в целом.
Таким образом, правительство - главный орган управления страной, а глава правительства является фактически первым лицом в структуре власти, оттесняя главу государства на второй план. «Большинство в парламенте и исполнительная власть образуют единое политическое целое. А именно правительственное. Разделение властей происходит не между парламентом и исполнительной властью, а между большинством в правительстве и оппозиционными силами. Совершенно иначе, чем в президентской системе», - отмечает немецкий исследователь П. Лёше.
Типы парламентского правления различаются в зависимости от отводимой парламенту конституционной роли, а также от избирательной и партийной систем, которые во многом определяют их структуру и политическую организацию. Так, парламенты большинства европейских стран сталкиваются с ограничениями своих полномочий. В ФРГ, например, полномочия национального парламента ограничены федеральной конституцией, которая предоставляет автономную законодательную власть субъектам федерации - землям. В свою очередь, Конституционный суд существует как гарантии того, что парламент не примет ни одного закона, противоречащего писаной конституции.
Степень полновластия главы правительства в парламентской системе также зависит от конкретной расстановки политических или партийных сил в стране, сложившихся правил взаимоотношения между парламентом и правительством и др.
Президент парламентской республики
избирается или парламентом (Греция, Турция),
или парламентом при участии представителей
административно-
Полномочия президента, кроме чисто представительских, осуществляются только с согласия правительства. Акты президента нуждаются в утверждении со стороны членов правительства, которые и несут за них ответственность. Глава государства призван выполнять функции интегратора нации, гаранта государственного единства, нейтрального арбитра, разрешающего споры, возникающие между ветвями и уровнями власти. Поэтому во многих государствах с парламентской формой правления сформировалась традиция, предписывающая лицу, избранному главой государства, оставить посты, которые он занимал в своей партии и не принимать участия в ее деятельности. Типичные парламентские республики: Австрия, Греция, Италия, ФРГ, Турция, Израиль.
Среди форм правления есть такие, которые сочетают в себе признаки и президентской, и парламентской республик. Такова Пятая Французская республика, возникшая в результате принятия конституции 1958 г. Данная смешанная форма получила наименование премьер-президентской. Ее основные характеристики:
1) президент избирается на прямых всеобщих выборах;
2) президент наделен широкими властными полномочиями;
3) одновременно с президентом существуют и выполняют функции исполнительной власти премьер-министр и кабинет, ответственные перед законодательным собранием.
Смешанная президентско-парламентская форма правления, с еще большим доминированием президента, характерна для ряда стран Латинской Америки (Перу, Эквадор, Колумбия, Уругвай), она же закреплена Конституцией 1993 г. в России и конституциях ряда стран СНГ (Белоруссия, Армения, Украина до 2006 г. и др.). Для этой формы правления характерно:
- наличие всенародно избранного президента;
- назначение и смещение президентом членов правительства;
- члены правительства (его глава) должны пользоваться доверием парламента;
- право президента при определенных условиях на роспуск парламента.
Форма государственного устройства - это территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов. Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.
Унитарное государство - понятие производное от латинского
«unus», что значит один, единственный. Это
единое государство, которое подразделяется
на административно-
Понятие «федерация» производно от латинского «foedus», что значит союз, объединение. Федеративное государство - это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов.
Федерализм (англ. federalism) - многозначная категория политологии, означающая форму институционального соглашения по типу суверенного государства, когда его региональные субъекты, согласно законодательно утвержденным процедурам, участвуют в процессе принятия решений центральным органом.
В прошлом существовала и такая близкая к федеративной форма государственного устройства, как конфедерация. Основное отличие между конфедерацией и федерацией заключается в том, что федерация предполагает наличие центра, уполномоченного принимать решения от имени всех участников союза и осуществляющего по отношению к ним властные полномочия. Конфедерация же представляла собой более или менее гибко организованную, без какого-либо конституционного оформления, федерацию независимых государств.
Для унитарного государства характерны
следующие признаки: единая конституция,
единая правовая система, единая система
высших органов государственной власти
и управления, единое гражданство, единство
судебной системы, деление на административно-
Идея федеративного государства восходит к Древней Греции и Риму. В обоих случаях федерализм выражался в объединении независимых городов-полисов перед лицом внешней военной угрозы.
Сегодня 18 государств в мире являются федерациями: США, РФ, Канада, Швейцария, ФРГ, Австрия, Аргентина, Бразилия, Индия, Австралия и др. Они охватывают порядка 41% территории планеты и в них проживает более трети населения Земли.
Таким образом, под федерализмом понимается разграничение государственной власти по вертикали, что разрушает централизацию управления и монополизацию власти в стране.
4 Особенности реформирования государственного устройства в современной России
Государственное устройство России исторически складывалось так, что сочетало в себе элементы унитарного государства, федерации и конфедерации.
Унитарным оно было с точки зрения применения власти. Унитарное - это единое государство, с единой конституцией и гражданством, единой системой высших органов власти, права и судопроизводства. Функционирует единая система законодательства, единая правовая; и денежная системы.
Федеративным оно могло считаться потому, что создавалось нередко на базе договоров как союзное, то есть народ вступал в Российскую империю (или Советский Союз).
Федерация - это такое государство, которое
имеет в своем составе государственные
образования (республики, штаты, кантоны,
провинции, земли), обладающие определенной
самостоятельностью,
со своим административно-
В федерации имеются высшие федеральные органы власти и высшие: органы власти на уровне субъектов федерации. В федерации существуют два уровня власти: федеральный и республиканский. Полномочия органов власти обоих уровней разграничены федеральной конституцией. Для федерации характерно наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации, а вторая - общенациональные интересы.
Конфедеративным было потому, что некоторые государства сохраняли за собой право выхода или добивались этого права различными способами, в том числе с помощью международного сообщества, как, например, Польша и Финляндия.
Конфедерация - достаточно рыхлое объединение государств. Они существовали в определенные исторические периоды в ряде стран, но очень быстро распадались или становились федерациями. На практике конфедерация обычно являет собой союз нескольких независимых государств, объединяющихся для проведения единой политики в определенных целях. В конфедерации отсутствуют единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны- участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность.
По Конституции Советский Союз представлял собой федерацию, а по способам применения или реализации самостоятельности - унитарное государство. Право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, было записано во всех конституциях республик СССР, и в начале 90-х гг. оно было использовано всеми союзными республиками.
После распада СССР перед Россией остро встал вопрос о формировании новой государственности, о принятии новой Конституции. Россия сейчас представляет собой федерацию, но фактически весьма сильны центробежные процессы перехода от федерации к конфедерации.
В России сформировалась конституционно-договорная федерация, то есть наряду с Конституцией отношения между центром и субъектами федерации определяются и на базе двусторонних договоров.
Информация о работе Государственная власть в Российской Федерации