Теоретическая основа разработки стратегии предприятия на примере ООО «ППТК»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – теоретическое обоснование разработки стратегии развития предприятия энергосистемы и формулирование рекомендаций по эффективному внедрению предложенной стратегической концепции.

Оглавление

Введение

1. Теоретическая основа разработки стратегии предприятия

1.1. Понятие и классификация стратегии

1.2. Этапы разработки стратегии

2. Анализ среды предприятия ООО ППТК

2.1. Общая характеристика предприятия

2.2. Анализ внешней среды предприятия

2.3. Анализ внутренней среды предприятия ООО «ППТК»

3 Основное направление работники стратегии предприятия ООО ППТК

3.1. Разработка сбалансированной системы показателей

3.2. Контуры стратегии предприятия

Список использованной литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

Теоретическая основа разработки стратегии предприятия.doc

— 806.50 Кб (Скачать)

Условиями договора поставки всегда оговариваются транспортные расходы, связанные с доставкой продукции, которые либо сразу закладываются в цены на продукции, либо оговариваются отдельно, и в последствии, при оприходовании также относятся на стоимость продукции. В случаях, когда поставщик несет дополнительные транспортные расходы, не предусмотренные условиями договора, такие расходы не могут быть отнесены на стоимость продукции и относятся на затраты предприятия.

В ряде случаев при заключении договоров поставки, заключаемых между ППТК и поставщиками товаров в рамках заявок предприятий энергосистемы, учитываются также самостоятельные закупки ППТК (приобретаемые на нужды ППТК). В случаях одномоментной поставки как в рамках централизованных, так и в рамках самостоятельных закупок поставщик имеет право выставить счет-фактуру на общее количество. Между тем такие поставки не могут одинаково приниматься к учету: в одном случае продукция отражается в учете как «товары на продажу», в другом случае - как «материалы». Поэтому, во избежание нарушения правил бухгалтерского учета, исполнитель должен при передаче документов в бухгалтерию указать, какая продукция и в каком количестве поставлена для собственных нужд.

На предприятии разработан Регламент отпуска ТМЦ, находящихся на ответственном хранении, в соответствии с которым определены ответственные лица и приписаны основные их функции.

В соответствии с Программой разработки технических регламентов, изложенной в Распоряжении Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 781-р предприятия должны все соблюдать правила безопасности для жизнедеятельности.

Так как исследуемое предприятие является логистическим центром для группы компаний «ИНВЭНТ», то логистика представляет собой специфические хозяйственно-общественные отношения, затрагивающие различные области услуг в экономике, то она тоже подлежит правовому регулированию. Базой правового регулирования в стране являются Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). С точки зрения правового регулирования логистических процессов (а также транспортных) наибольший интерес представляет запись в Граж­данском кодексе РФ: «Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».

Такая запись, отнесенная к основным началам гражданского законодательства, основывается на признании равенства участников регулируемых ими отношений.

Для создания эффективной структуры управления предприятиями энергетического комплекса РТ необходимо четко определить их функции и обязанности. Каждый работник аппарата любого уровня управления должен иметь определенную обязанность, права и ответственность участок работы, вверенный ему по должностному положению. При выделении организационных структур и определении конкретных функциональных задач новых сотрудников необходимо анализировать их будущую подчиненность, права и обязанности. Работа с персоналом должна осуществляться в соответствии с принципами трудовых отношений, изложенных Трудовым кодексом РФ.

В данной главе сформулированы рекомендации по формированию стратегической концепции функционирования предприятия. Предложены мероприятия по совершенствованию организации ООО «ППТК». К ним относят: реорганизация оргструткуры, т.е. выделение отделов и определение функциональных обязанностей специалистов, что положительно повлияет на эффективность управления предприятием. Апробирован портфельный метод для определения СБЕ, что повысить конкурентные преимущества компании. Для оценки эффективности предлагаемой стратегической концепции проведен SWOT-анализ, сформулированы предложения для нивелирования существующих угроз. Определено, что целенаправленное развитие положительно повлияет на динамик финансовых показателей деятельности ООО «ППТК». Обоснованы предложения по совершенствованию системы мотивации коммерческих служб. Выделены показатели для оценки эффективности управления предприятием, при реализации которых предприятие ООО «ППТК» повысить конкурентоспособность. Выделен немонитарные индикаторы эффективности управления подразделений предприятия, сформулированы прогнозные значения на 2009г. Также подробно исследовано правовое обеспечение реализации предлагаемой стратегии: ГК РФ, законы, положения. Устав.

 

 

 


Заключение

 

Рассмотрены подходы к определению дефиниции «стратегия», предложенные как отечественными, так и зарубежными авторами в области стратегического управления. Так, стратегия представляет собой набор действий и правил для принятия управленческих решений по достижению наилучших результатов деятельности.  Рассмотрены  виды стратегий, предложенные такими авторами как М.Портером, И. Ансоффом, Д. Абелем, Д. Стейнером и др.  Систематизированы виды стратегий предприятия.

Проведен анализ отраслевых тенденций энергетической отрасли с использованием PEST – анализа.  Определено, что ключевым моментом является преобразования и создание энергетического кластера в Республики Татарстан,  что в целом повлияет на изменение взаимодействий между предприятиями энергетической отрасли. Проведен анализ финансовой деятельности ООО «ППТК»  и сформулированы следующие выводы: предприятие является рентабельным и платежеспособным, т.е. оно способно отвечать по своим текущим обязательствам. Зависимость от внешних источников финансирования остается на высоком уровне. Для улучшения финансового состояния необходимо продолжать уменьшение запасов предприятия, дебиторской и кредиторской задолженностей.

Необходимо уточнить, что перспективы организации напрямую связаны с энергосистемой Республики Татарстан, так как ООО «ППТК» является неотъемлемой частью корпоративной структуры ОАО «Татэнерго». Для определения рыночных позиций предприятия использован SWOТ-анализ на основе опроса специалистов данного предприятия. Проведен анализ функционирования отделов и подразделений и закрепленных за ними в настоящее время функций. Для определения проблемных зон функционирования деятельности предприятия проведен COPS-анализ.  Так, результаты анализа подтверждают вывод о том, то на предприятии работает высоко квалифицированный персонал, имеющий перспективы развития, что существенно влияет на эффективное функционирование деятельности ООО «ППТК». Для эффективного взаимодействия на предприятии внедрена информационная система «ПАРУС». Также выделены особенности системы управления, которые связаны с несовершенной системой мотивации,  наличием дублирования функций различными отделами; недостаточностью развитого коммерческого направления деятельности ООО «ППТК».  Выделены ключевые факторы успеха предприятия на основе подхода, предложенного М.Портером «цепочка ценностей».  По результатам анализа цепочки ценностей,  оценки конкурентоспособности ООО «ППТК» и детальному анализу основных бизнес-процессов сформулированы следующие выводы: ООО «ППТК» должно быть нацелено на удовлетворение потребностей предприятий Энергосистемы России и с этой целью необходимо  внедрять логистический подход для совершенствования основных бизнес-процессов. На основе проведенного анализа сформулированы рекомендации по формированию стратегической концепции функционирования предприятия. Предложены мероприятия по совершенствованию организации ООО «ППТК». К ним относят: реорганизация оргструткуры, т.е. выделение отделов и определение функциональных обязанностей специалистов, что положительно повлияет на эффективность управления предприятием. Для оценки эффективности предлагаемой стратегической концепции проведен SWOT-анализ развития. Сформулированы предложения для нивелирования существующих угроз. Определено, что целенаправленное развитие  энергетического кластера положительно повлияет на динамик финансовых показателей деятельности ООО «ППТК». Обоснованы предложения по совершенствованию системы мотивации коммерческих служб. Выделены показатели для оценки эффективности управления предприятием, при реализации которых предприятие ООО «ППТК» повысить конкурентоспособность. Выделен немонетарные индикаторы эффективности управления подразделений предприятия, сформулированы прогнозные значения на 2008г. Также  подробно исследовано  правовое обеспечение реализации предлагаемой стратегии: ГК РФ, законы, положения.

Список использованной литературы

 

1.       Закон «Об электроэнергетике»:  Федеральный  закон  от 26 марта 2003г. № 35-ФЗ// Ведомости  Федерального  Собрания  Российской  Федерации. – 2003. – № 27.

2.       Закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию»:  Федеральный  закон  от 14 апреля 1995г. № 41-ФЗ// Ведомости  Федерального  Собрания  Российской  Федерации. – 1995. – № 27.

3.       Аакер Д. Стратегическое рыночное управление/Пер.с англ.под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2003.

4.       Агапцов С.А., Мордвинцев А.И., Индикативное планирование как основа стратегического развития промышленного предприятия. – М.: Высшая школа, 2002.

5.       Ансофф И.  Новая корпоративная стратегия. С.-Питербург.: Питер, 2000. – 234 с.

6.       Ассель Генри Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 321 с.

7.       Багиев и др. Маркетинг: Учебник для вузов/Г.Л. Багиев, В.М.Тарасевич. «Экономика»«. 2003. – 543 с.

8.       Бейкер М. Д. Маркетинг. Бизнес-класс. – СП-б.: Питер, 2002. – 135с.

9.       Блейхман О.И., Пантюхин В.А. Особенности маркетинга на рынке b-2-b. // Маркетинг и маркетинговые исследования. -2008. - №1(61) . – с.56-65

10.  Васин Ю.В. Эффективные программы лояльности. Как привлечь и удержать клиентов/Ю.В.Васин, Л.Г.Лаврентьев, А.В.Самсонов. – М.: «Альпина Бизнес Кукс», 2006. – 154 с.

11.  Веснин В.Р. Стратегическое управление. М, «Проспект», 2006.– 254 с.

12.  Виссема Х. Стратегический менеджмент. Москва, «Финпресс», 2000. – 143 с.

13.  Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство “Финпресс”, 2000. – 464с.

14.  Галкина А.А. Формирование энергетического кластера РТ.// Энергетика Татарстана.-2008.-№1. – с34-38

15.  Гвозденко А.Н. Использование методики многофакторного SWOT-анализа для разработки стратегических направлений деятельности предприятия. // Маркетинг и маркетинговые исследования. -2008. - №4(64). – с.64-67

16.  Гвозденко А.Н. SWOT-анализ: методики проведения и возможности применения на российских предприятиях. // Маркетинг и маркетинговые исследования. -2008. - №2(62) – с. 87-94

17.  Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации. Учебное пособие (издание второе, исправленное и дополненное) - М.: ТЕИС, 2006.- 154 с.

18.  Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации -М.: Дело, 2008. – 135 с.

19.  Виханский О.С. Стратегическое управление. -М.: «Гардарика», 2006. – 232 с.

20.  Дженстер, Пер, Хасси Дэвид// Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей - Вильяме, 2006.

21.  Дмитриева О.А. Подходы к построению стратегии развития предприятия на основе нематериальных показателей. // Практический маркетинг. - 2009. - №3(121)

22.  Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг менеджмент и стратегии. 4-е изд., -СПб.: Питер, 2009.

23.  Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах – М.: «Финпресс», 2001.

24.  Каплан Роберт, Нортон Дейвид. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. –М. ЗАО “Олимп-Бизнес”, 2003 г.

25.  Карпенко О.И. Возможности информационных технологий при проведении изменений бизнес-процессов в компаниях энергетики.// Энергетика Татарстана.-2008.-№1.

26.  Кондратьев В.В., Краснова В.Б. Модульная программа для менеджеров-6. Реструктуризация управления компанией М.: ИНФРА-М, 1999.

27.  Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент - 12-е изд., - СПб. Питер, 2008.

28.  Котлер Ф. Маркетинг от А до Я/Пер.с англ.под ред. Т.Р.Тэор. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2003.

29.  Клейнер Г. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. -2003. -N 10.

30.  Крофт М.Дж. Сегментирование рынка. - СПб: Питер, 2001.

31.  Лайм Фей, Роберт Рэндел Курс МВА по стратегическому менеджменту – М. Альпина Паблишер. 2002.

32.  Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер с французского. СПб.: Наука, 1996. – 654 с.

33.  Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок/Перев.с англ.под ред. В.Б. Колчанова. – Пб.: Питер, 2006.- 123 с.

34.  Лафта Дж.К. Менеджмент: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ТК Велби, 2007. – 342 с.

35.  Лобода Л.Н.. Создание стратегических конкурентных преимуществ на рынке консалтинга. // Маркетинг и маркетинговые исследования. -2008. -№1(61) – с. 87-102

36.  Матанцев А.Н. Искусство завоевать рынок. -М.: Экономист, 2008. – 376 с.

37.  Минцберг Г., Альстренд Б., Лемпбел Дж. Школы  стратегий – С. Питербург.: Питер, 2000. -

38.  Минцберг Г., Куин ДЖ.Б., Гошал С. Стратегический процесс.С-Пб.: «Питер», 2001.

39.  Портер Майкл Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.

40.  Портер М. Международная конкуренция. - Международные отношения М.: Альпина Бизнес Букс, 1993.

41.  Портер М. Конкурентное преимущество.- М.: Альпина, 2007.
Прохоров А.П. Русская модель управления -М.: ЗАО “Журнал Эксперт”, 2002.

42.  Рассел Итан. Метод McKinsey: Использование техник ведущих стратегических консультантов для себя и своего бизнеса.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2006

43.  Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А. Маркетинг: Учебник - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

44.  Сухадольский Г.А. Эффективное управление корпоративными закупками. Опыт РАО «ЕЭС России». - Москва: Вершина, 2009.

45.  Сутырин С.Ф., Филиппов П.Н. Кластеры конкурентоспособности Финляндии. //Вестник СПбГУ. Сер. 5. -2006. -N 1.

46.  Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. Издательство: Вильямс, 2007.

47.  Траут Дж, Райе Э. Маркетинговые войны. Юбилейное издание. -СПб.: Питер, 2009.

48.  Управление организацией. Учебник. /Под ред. Поршнева А.Г. — М.: ИНФРАМ, 2006.

49.  Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008.

50.  Фахрутдинов А.Р. Если хочешь съесть яблоко, сначала вырасти яблоню.//Республика Татарстан.-2009.-№259.

51.  Флейшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. –М, 2007.

52.  Хаксевер Кенгиз, Рассел Роберта С., Рендер Барри, Мердик Роберт Г. Управление и организация в сфере услуг: теория и практика. - Санкт-Петербург: Питер, 2002.

53.  Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. – С-Пб.: Питер,2001.

54.  Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г., О’Нил Стратегическая гибкость. –СПб.: Питер, 2007.

55.  Чикишева Н.М. Основы стратегического планирования. –С-Пб.: Питер, 2000.

56.  Вестник Маккинси www.mackinsey.ru

57.  Сайт Ассоциации менеджеров России www.amr.ru

58.  www.strategy.ru

59.  Стратегии городов и районов www.leontiev.net

 

 

 

 

 

 


Приложение 1

Определения понятия «стратегия», предложенные различными авторами

Автор

Определение стратегии

А. Чандлер, 1962 г.

Стратегия, как метод установления долгосрочных целей организации, программы ее действий и приоритетных направлений по размещению ресурсов

Гарвардская школа бизнеса, 1965 г.

Стратегия, как метод определения конкурентных целей организации

М. Портер, 1980-1985 гг.

Стратегия, как способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны

И.Ансофф, 1965 г.;
Д.Стейнер, 1977 г.,
П. Лоранж, 1977 г.,
и другие авторы

Стратегия, как способ установления целей для корпоративного, делового и функционального уровней

Г. Минцберг, 1987 г.

Стратегия, как последовательная, согласованная и интегрированная структура управленческих решений

Г. Хамель, 1989 г

Стратегия, как способ развития ключевых конкурентных преимуществ организации

А. Томпсон, 1995 г

Стратегия, как набор действий и подходов по достижению заданных показателей деятельности

Информация о работе Теоретическая основа разработки стратегии предприятия на примере ООО «ППТК»