Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:32, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является разработка стратегии развития предприятия.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и функции стратегического планирования;
Введение 3
1. Теоретические аспекты стратегии развития предприятия 5
1.1 Сущность и функции стратегического планирования 5
1.2 Методика составления, структура и содержание стратегического плана 8
1.3 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии 13
2. Анализ стратегического планирования ООО «Bigauto» 20
2.1 Краткая характеристика предприятия 20
2.2. Анализ внешней среды 22
2.3. Анализ внутренней среды 26
2.4. SWOT-анализ 29
3. Разработка стратегии предприятия 32
3.1. Выбор стратегии 32
3.2. Разработка стратегии диверсификации 33
Заключение 43
Список использованных источников 43
Приложения
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты стратегии развития предприятия 5
1.1 Сущность и функции стратегического планирования 5
1.2 Методика составления, структура и содержание стратегического плана 8
1.3 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии 13
2. Анализ стратегического планирования ООО «Bigauto» 20
2.1 Краткая характеристика предприятия 20
2.2. Анализ внешней среды 22
2.3. Анализ внутренней среды 26
2.4. SWOT-анализ 29
3. Разработка стратегии предприятия 32
3.1. Выбор стратегии 32
3.2. Разработка стратегии диверсификации 33
Заключение 43
Список использованных источников 43
Приложения
Разработка экономической политики фирмы предполагает определение целей деятельности фирмы и стратегии ее развития на ближайшую и дальнейшую перспективу, исходя из потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. (6; с. 45) Стратегия - это модель размещения ресурсов, которая позволяет организации улучшить результаты ее хозяйственной деятельности. (17; с. 12) Эффективная стратегия - это стратегия, которая нейтрализует угрозы, использует рыночные возможности, опираясь на свои сильные стороны и укрепляя свои слабые стороны. ни
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. (29; с. 117) Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Поэтому, большинство предприятий и организаций ориентированы на выработку стратегических планов развития. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий и организаций, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными субъектами хозяйственной деятельности.
Стратегическое планирование – это выработка стратегии с помощью формализованной процедуры, расписанной по этапам, методикам, технике исполнения и направленной на построение модели будущего, а также программы перехода к этой модели. (35; с. 202)
На сегодняшний день это последнее достижение в стратегическом управлении и самый высокоинтеллектуальный и дорогостоящий элемент в менеджменте вообще. Достаточно сказать, что в крупных компаниях в нем задействованы специалисты подразделения численностью от 20-30 до 50-100 человек.
Целью написания курсовой работы является разработка стратегии развития предприятия.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и функции стратегического планирования;
- определить стратегические альтернативы и осуществить выбор стратегии;
- провести анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия за три последних календарных года;
- провести анализ стратегического плана развития ООО «Bigauto» на 2010-2012 г;
- предложить проект мероприятий по повышению эффективности стратегического плана ООО «Bigauto»;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические аспекты стратегии развития предприятия
1.1 Сущность и функции стратегического планирования
Многие хозяйственные зоны, в которых работают предприятия, характеризуются повышенным риском, так как нет достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации. При составлении стратегического плана учитываются всевозможные факторы внешней среды.
А. Чандлер, автор одной из пионерских работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия - “это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей.” (8; с. 29). Определение стратегии Чандлера дополняется требованием экономичности для принимаемых курсов действий: “Стратегическая альтернатива определяется путём сопоставления возможностей и ресурсов корпорации с учётом приемлемого уровня риска”. В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям?
А. Ансофф выделяет несколько отличительных особенностей стратегии:
Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии. (3; с. 209)
Процесс реализации стратегии может быть разделён на два больших этапа:
а) процесс стратегического планирования - выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами;
б) процесс стратегического управления - реализация определённой стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств. (8; с. 29)
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. (27; с. 5)
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.
Сущность стратегии. Слово “стратегия” произошло от греческого «strategos» -«искусство генерала».
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. (36; с. 210) Он должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые нужды.
Функции стратегического планирования:
Стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен.
Стратегический план обеспечивает каждому подразделению в организации четкие цели, которые увязываются с общими задачами компании.
Стратегический план стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений.
Стратегический план заставляет организацию оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде.
Этот план определяет альтернативные действия или комбинации действия, которые может предпринять организация.
Стратегический план создает основу для распределения ресурсов.
Стратегический план демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности. (41; с. 52)
Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством:
Для каждой конкретной организации системы более высокого порядка выступают в виде определенной среды, состоящих из хозяйственных и правительственных органов управления; рынка, отечественных и зарубежных конкурентов, средств информации и инфраструктуры.
Концептуальная модель стратегического плана позволяет определить следующие этапы составления стратегического плана предприятия:
1.Анализ окружающей среды:
а) внешняя среда,
б) внутренние возможности.
2.Определение политики предприятия (целеполагание).
3.Формулирование стратегии и выбор альтернатив:
а) стратегия маркетинга,
б) финансовая стратегия,
в) стратегия НИОКР
г) стратегия производства,
д) социальная стратегия,
е) стратегия организационных изменений,
ж) экологическая стратегия. (15; с. 232)
Результатом деятельности по предложенной выше схеме составления стратегического плана предприятия является документ, называемый “Стратегический план предприятия” и имеющий обычно следующие разделы:
а) Цели и задачи предприятия
б) Текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи.
в) Стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратегические альтернативы).
г) Функциональные стратегии.
д) Наиболее значимые проекты.
е) Описание внешних операций.
ж) Капиталовложения и ресурсное распределение.
з) Планирование неожиданностей. (25; с. 77)
Приложения: Расчёты, справки, другая деловая документация, в том числе:
а) Объём годовых продаж по группам продуктов,
б) Годовая прибыль и убытки по подразделениям,
в) Годовой экспорт и его отношение к объёму продаж по подразделениям.
г) Изменения в наборе продуктов и доля рынка.
д) Программа ежегодных капитальных затрат.
е) Годовые денежные потоки.
ж) Баланс на конец последнего года плана.
з) Политика поглощений и приобретений.
Анализ литературы по стратегическому планированию в западных странах показал, что и количество и содержание этапов составления стратегического плана, а также сама его форма могут существенно варьироваться и зависят от многих факторов, среди которых основными являются:
1) Форма собственности предприятия.
2) Тип предприятия (специализированное или диверсифицированное)
3) Отраслевая принадлежность предприятия.
4) Размер предприятия (большое, среднее или малое).
Точно так же не существует единого горизонта стратегического планирования. В Европе часто встречаются долгосрочные, 10-летние планы, американцы используют 5-летние планы, а японцы вообще 3-летние.
Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя: