Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:32, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является разработка стратегии развития предприятия.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и функции стратегического планирования;
Введение 3
1. Теоретические аспекты стратегии развития предприятия 5
1.1 Сущность и функции стратегического планирования 5
1.2 Методика составления, структура и содержание стратегического плана 8
1.3 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии 13
2. Анализ стратегического планирования ООО «Bigauto» 20
2.1 Краткая характеристика предприятия 20
2.2. Анализ внешней среды 22
2.3. Анализ внутренней среды 26
2.4. SWOT-анализ 29
3. Разработка стратегии предприятия 32
3.1. Выбор стратегии 32
3.2. Разработка стратегии диверсификации 33
Заключение 43
Список использованных источников 43
Приложения
Таким образом, мы видим эффективность предложенных мероприятий, простоту и понятность изложенного плана. Разработки могут быть использованы в работе предприятия «СТО Bigauto», так как подтверждены маркетинговыми исследованиями и детальными расчетами.
Выводы по 3 главе. На основе проведенного во второй главе анализа мы выявили, что на предприятии существуют следующие резервы для повышения эффективности стратегических направлений развития предприятия: диверсификация работы филиала (ориентация на новый рынок сбыта услуг).
Проект расширения предприятия «вширь» мы предлагаем заменить диверсификацией работы нового филиала. Это потребует больше затрат чем запланировано на 162 тыс.руб., поэтому размер кредита возрастет до 1700 тыс.руб. . За первый год работы предприятие получит прибыль 1079 тыс.руб.; второй - 7866 тыс.руб., что на 3376 тыс.руб., чем по стратегическому плану предприятия. В третий год - 7866 тыс.руб., что на 2929 тыс. руб. больше чем в соответствии с первоначальной стратегией.
Заключение
Процесс реализации стратегии состоит из стадии планирования и стадии непосредственного стратегического управления. Сама по себе стратегия представляет собой всесторонний комплексный план по реализации миссии и достижении целей фирмы.
Выбор одной из стратегических альтернатив сводится к принятию решения о развитии предприятия на основе выявленных слабых и сильных сторон предприятия, угроз, возможностей внешней и внутренней среды. Все стратегии условно делятся на виолентные, патиентные, коммунантные, эксплерентные в зависимости от воздействия на конкурентов.
Предприятие ООО «Bigauto» г.Bigauto также нуждается в составлении стратегического плана развития. Анализ основных экономических показателей отражает, что в 2010 г. произошло резкое падение прибыли, а также рентабельности услуг. Такая ситуация сложилась в результате роста себестоимости, коммерческих расходов. Наиболее «затратными» статьями в составе себестоимости явились материалы, заработная плата и социальные отчисления, внепроизводственные расходы и расходы на эксплуатацию оборудования. Уменьшив расходы на любую из этих статей предприятие может сэкономить, снизить цены и получить за счет этого дополнительных клиентов.
В работе мы привели подробный анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия. Темпы роста отрасли позволяют фирме активно развиваться. Автомобильный парк региона увеличивается, соответственно вырастет число обращений в автосервис. Поэтому предприятию необходимо пересмотреть причины падения прибыли и найти резервы для ее увеличения. Приверженность торговой марки создает атмосферу доверия между клиентами и СТО. Поддержание высокой договорной дисциплины как с поставщиками, так и с потребителями услуг позволяет завоевать положительный имидж в регионе и удержать клиентов. При анализе сильных и слабых сторон конкурентов выявилось, что «СТО Bigauto» выигрывает у своих конкурентов по способности к нововведениям, по разработке новых видов сервиса, высокому качеству, обеспечению компьютерной техникой специалистов, высокому уровню автоматизации, значительной доли рынка- 49%. Отрицательные стороны работы перед конкурентами: средний уровень издержек. Необходимо искать пути их снижения, для того чтобы отрегулировать цены на услуги.
Характеризуя внутренние факторы среды предприятия можно отметить следующее. В организации действует линейно-функциональная структура управления. Каждый участок автосервиса имеет своего мастера, который непосредственно связан как с руководством, так и со своими рабочими. Процесс оказания услуги выполняется в соответствии с принятыми в отрасли нормами. Ширина и глубина ассортимента услуг позволяет обслуживать только грузовые автомобили отечественного производства. Предприятие упускает возможность увеличить свой рынок за счет выхода на сегмент владельцев иномарок.
В приложении работы был составлен SWOT-анализ факторов, влияющих на фирму. «СТО Bigauto» имеет следующие преимущества, характерные для фирм с устойчивым положением на рынке: достаточный срок и опыт работы, сформированный круг поставщиков и покупателей, налаженные связи с общественностью, имидж компании, выпускающей качественный продукт, сервисное обслуживание, высокий темп роста отрасли, наличие высокотехнологичного оборудования.
Слабые стороны связаны с падением прибыли за последний год работы, ростом себестоимости, потерями рабочего времени на отдельных участках работы предприятия, потерей клиентов. Возможности предприятия связаны с: освоением новых сегментов рынка или продвижением в регионы (расширением круга клиентов), поиском более выгодных цен поставщиков; снижением затрат за счет получения скидок и контролем над затратами в процессе производства. Угрозы связаны с нестабильным экономическим положением в стране. Конъюнктура рынка складывается таким образом, что усиливается конкуренция, цены на импортное сырье не стабильны, падает спрос в связи с новыми экономическими ожиданиями покупателей. В результате финансового кризиса часть ремонтных работ население предпочитает проводить «на дому».
На основе данных SWOT-анализа были предложены следующие мероприятия: Диверсификация работы филиала выведет предприятие из экстенсивного пути развития на интенсивный.
В ходе реализации данных мероприятий текущая стратегия «роста» сменится на стратегию «снижения издержек» и «диверсификации». Это поможет «СТО Bigauto» выжить в жестких условиях конкурентной борьбы на рынке.
Список использованных источников
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года № 1194 «О проведении эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств»//Российская газета, 2010. -№ 6. – С.25
2. Автосервис: станция технического обслуживания автомобилей: Учебник/ Грибут И.Э., Артюшенко В.М., Мазаева Н.П. и др./Поод ред. В.С. Шуплякова, Ю.П. Свириденко, -М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008.-480 с.
3. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. / Г.Л. Азоев —М.: Центр экономики и маркетинга, 2007.—208с.
4. Акофф Рассел Л. Планирование будущего корпорации. - Пер.с англ. -М.: Прогресс, 2005. - 327 с.
5. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебн. пособие. – М.: Инфра-М,2005.- 307 с.
6. Баринов В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирвоание: Учебное пособие.-М.: КНОРУС, 2005. -240 с.
7. Баркан, Д.И. Управление фирмой в условиях рынка: Маркетинг—ключ к успеху. / Д.И. Баркан. —Л.: Аквилон, 2006. -293 с.
8. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 175 с.
9. Быкадоров В.Л., Алексеев п.д. Финансово-экономическое состояние предприятия - М.: "Приор",2006 . - 489 с.
10. Виноградова М.В., Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: Учеб.пособие.-4-е изд.,перераб. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. -464 с.
11. Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности. - М.: Финансы и статистика / В.М. Власова, 2009.- 469с
12. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. – М.: ГУ ВШЭ, 2006.- 355 с.
13. Голубков, Е. П. Маркетинг - стратегии, планы, структуры. М.: ”Издательское Дело” 2009. - 189с.
14. Гордин В.Е., Сущинаская М.Д. Менеджмент в сфере услуг: Учебник/В.Е.Гордин, М.Д.Сущинская, М.В. Волошинова, О.С. Коротеева, В.В. Тютюнин, И.А.Желтякова, Л.В. Хорева.-СПб.: Изд.дом «Бизнес-пресса», 2008. -271 с.
15. Горемыкин В.А. Бизнес-план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес планов. – 5-е изд., перераб. и доп.-М.: «Ось-89», 2006. – 592 с.
16. Грибов В.Д. Экономика предприятия сервиса:уч.пос./В.Д. Грибов, А.Л. Леонов,-М.: КНОРУС, 2006-280 с.
17. Дуфала В. Инструментарий для формирования стратегии предприятия // Проблемы теории и практики управления. – 2008. - №1.- С.12
18. Ерохина Л.И. Предприятия в сфере сервиса. Управление прогнозируемыми процессами (Теория и практика): учебное пособие/ Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова.-М.: МПСИ, 2005. -248 с.
19. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник. - М.: «Владос», 2006. - 636 с.
20. Канке, А. А. http://webirbis.mubint.ru/cgi-
21. Карнаухова В.К., Краковская Т.А. Сервисная деятельность: учебное пособие/ Под общей ред.Ю.М. Краковоского.-М.:ИКЦ «МарТ».-2006-256 с.
22. Кнопп А.С. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.:МУПК, 2009. -512 с.
23. Коммерческая деятельность. Учебник Ф.П.Половцева. М.: «Инфра-М», 2008. - 196 с.
24. Коммерческая деятельность. Учебник Ф.Г.Панкратов, Т.К.Серегина. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008 г. - 78 с.
25. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко Т.А., Олейникова Ю.А. Бизнес-план: Учебно-практическое пособие.-М.: «Книга и сервис», 2005. -265 с.
26. Любанова Т.П. Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. и р. Сборник бизнес-планов. Методика и примеры. Предпринимательская деятельность, экономическое обоснование инженерных решений в курсовом, дипломном проектирвоание, диссертационных работах: учебное и научно-практическое пособие/ Под ред. Л.В. Мясоедовой.-М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, 2009.-408 с.
27. Любушин Н.П., Лещева в.б., Дьякова в.г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учебное пособие для вузов/ под ред. Проф. Н.п. Любушина. - М.: Юнити - Дана, 2004. -245 с.
28. Молибог Т.А., Молибог Ю.А.Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации Серия: Экономическое образование, Издательство: Владос, 2008 .- 521 с.
27. Ноздрёва, Р.Б., Цыгичко, Л. И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. / Р.Б. Ноздрева —М.: Финансы и статистика, 2007.- 118 с.
28. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность . / Ф.Г. Коммерческая деятельность - М., 2009. - 580 с.
29. Пивоваров К.В. Планирование на предприятии: Учебное пособие/ К.В. Пивоваров.-Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 256 с.
30. Романова М.В. Бизнес-планирование: учебное пособие.-М.: ИД «ФОРУМ», 2008. -250 с.
31. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Мн.: ИП "Экоперспектива", 2009.- 498 с.
32. Сергеев, И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - М., 2009. - 304с
33. Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 750с
34. Сфера услуг: Менеджмент: учеб.пособие/кол.авт; под ред. Т.Д. Буршенина.-М.:КНОРУС, 2008. -416 с.
35. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М: «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 2008. - 388 с.
36. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - М.: ЗАО “Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 2008. - 304 с.
37. Филатов О.К. Планирование, финансы, управление на предприятии: Практическое пособие. / О.К. Филатов, Л.А. Козловских, Т.Н. Цветкова. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 384с
38. Хиггинс, Роберт С. Финансовый анализ: инструменты для принятия бизнес-решений : пер. с англ. / Р. С. Хиггинс. - 8-е изд. - М. : Вильямс, 2008. - 463 с.
39. Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. Экономика предприятия: Учебное пособие. – Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2004. – 240 с.
40. Шеремет А.Д., Ненашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: Иинфра - М, 2005, - 423 с.
41. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 240с.
Приложение 1
Стратегический план развития «СТО Bigauto» на 2011-2013 гг.
I. Миссия и цели организации.
Миссия — сохранение за собой роли ключевого поставщика услуг автосервиса в Советском районе г. Улан-Удэ.
Цели:
4. Увеличение чистой прибыли к 2012 до 8000 тыс.руб.
5. Выход на новый рынок: ремонт иностранных автомобилей.
6. Увеличение доли рынка услуг в 2012 г.до 68 %.
II. Формирование задач
Реализуемые мероприятия | Задачи | Влияние на работу функциональных подразделений организации. |
Увеличение объемов реализации и повышение рентабельности продаж: - за счет реализации объема нового смежного вида услуг. - за счет снижение цены (уменьшение себестоимости) | 1. Выявление сегмента покупателей нового вида услуг (ремонт иномарок), подсчет количества целевых покупателей
2. Снижение себестоимости за счет сокращения коммерческих расходов, внедрения высокопроизводительного оборудования, норм расходов материалов, системы скидок. | 1.Работа специалиста по снабжению и сбыту по оценке рынка сбыта нового вида услуг. 2. Подсчет необоснованных коммерческих расходов осуществляет коммерческий директор. Расчет затрат на запуск собственного сайта составляется путем изучения рыночных цен на Интернет- услуги. 3. Подсчет затрат на формирование системы скидок осуществляет коммерческий директор и бухгалтер предприятия. 4. Рассмотрение проекта диверсификации работы предприятия производится на общем собрании администрации предприятия. |
Открытие филиала по ремонту иномарок на ул. Борсоева. | 1.Расконсервация неиспользуемого помещения 2.Закупка оборудования для оказания сервисных услуг | Расконсервация производится силами собственных рабочих. Закупка оборудования для системы скидок производится специалистом по снабжению. Устанавливается оно теми же рабочими и настраивается силами компании-поставщика. |
Освоение производства новых видов услуг | 1. Найм дополнительных единиц производственных рабочих. 2.Закупка расходных материалов 3.Запуск СТО | Получение лицензии на ремонт иномарок. Организация структуры штата, обучение штата, освоение технологии, контроль качества. |