Теоретическая основа разработки стратегии предприятия на примере ООО «ППТК»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – теоретическое обоснование разработки стратегии развития предприятия энергосистемы и формулирование рекомендаций по эффективному внедрению предложенной стратегической концепции.

Оглавление

Введение

1. Теоретическая основа разработки стратегии предприятия

1.1. Понятие и классификация стратегии

1.2. Этапы разработки стратегии

2. Анализ среды предприятия ООО ППТК

2.1. Общая характеристика предприятия

2.2. Анализ внешней среды предприятия

2.3. Анализ внутренней среды предприятия ООО «ППТК»

3 Основное направление работники стратегии предприятия ООО ППТК

3.1. Разработка сбалансированной системы показателей

3.2. Контуры стратегии предприятия

Список использованной литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

Теоретическая основа разработки стратегии предприятия.doc

— 806.50 Кб (Скачать)

 


Приложение 2

Классификация стратегий предприятия

Критерий

Виды стратегий

По способу реагирования на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны

минимизация издержек;

дифференциация;

концентрация.

 

Система стратегий развития предприятия

Роста

стратегия обратной интеграции

стратегия прямой интеграции

стратегия горизонтальной интеграции представляющая собой объединение

Стабильности

стратегия усиления позиции на рынке на основе лидерства в снижении издержек

дифференциация продукции

фокусирование на определенном сегменте рынка

Сокращения

«сбора урожая»

«разворот»

«отделение»

По внутренней иерархией системы

- общей для всей организации в целом (общая, базовая, корпоративная, общефирменная стратегия)

- частной (для конкретного вида бизнеса — деловой, конкурентной, бизнес - стратегией;

- для функций управления — функциональной; для структурного подразделения — операционной).

 

 


Приложение 3

Подходы к алгоритму разработки стратегии, предложенные различными авторами

Автор

Подход к алгоритму разработки стратегии

К. Эндрюс

Сконцентрировал свое внимание на исследовании роли внешнего руководства предприятия в процессе разработки и реализации стратегии его развития.

И. Ансофф

Выделил группу ключевых решений при формулировании стратегии: внутренняя оценка фирмы; оценка внешних возможностей; формулировка целей и выбор задач; решение о портфельной стратегии; конкурентная стратегия; создание альтернативных проектов, их отбор и реализация.

Г. Стейнер

Рассмотрел стратегии развития предприятия как результат контролируемого, осознанного процесса формального планирования, разбиваемого на отдельные шаги, которые схематически изображаются в виде контрольных таблиц с помощью соответствующих методов.

М. Мескон

Отметил, что процесс стратегического планирования состоит из девяти шагов: выработка миссии и целей организации; оценка и анализ внешней среды; управленческое обследование сильных и слабых сторон; анализ и выбор стратегических альтернатив; реализация и оценка стратегии.

С. Вутон. Т. Хорн

Рассмотрели процесс стратегического планирования в контексте трех этапов, декомпозирующихся, в свою очередь, на девять шагов:

1) стратегический анализ, состоящий из: анализов внешней и внутренней среды и их совокупной оценки;

2) выбор стратегического направления, включающий: прогнозирование; определение миссии и целей; и выявление стратегических «расхождений» между прогнозами и целями;

3) реализация стратегии, предусматривающая: рассмотрение альтернативных вариантов стратегии; анализ каждого варианта на конкурентоспособность, совместимость, выполнимость, составление плана выполнения стратегии.

А. Томпсон и Д. Стрикланд

Рассмотрели стратегический менеджмент с точки зрения решения пяти задач: определение сферы деятельности и формулирование стратегических установок; постановка стратегических целей и задач для их выполнения; формулирование стратегии для достижения намеченных целей и результатов деятельности производства; реализация стратегического плана; оценка результатов деятельности и изменение плана и/или методов его исполнения.

В. Маркова и С. Кузнецова

Определили, что модель стратегического процесса состоит из четырех этапов: определение цели; анализ «пробелов», включающий оценку внешнего и внутреннего окружения; формулирование стратегии, с учетом рассмотрения альтернативных вариантов; реализация стратегии на основе составления планов и бюджетов.

О. Виханский

Процесс стратегического управления рассмотрел как динамическую совокупность пяти взаимоувязанных управленческих процессов: анализ среды; определение миссии и целей; выбор и выполнение стратегии, оценка и контроль реализации.

 

 

Приложение 4

Основные элементы внешней среды предприятия, влияющие на его конкурентоспособность

Элементы

Характеристика

Государственное регулирование экономики

Удельный вес различных видов собственности в хозяйственном комплексе страны, отрасли; удельный вес таможенных ограничений по экспортным, импортным товарным позициям; налоговое регулирование экспортных, импортных операций; амортизационная политика; уровень поддержки инвестиционных и инновационных процессов; уровень реинвестирования доходов; удельный вес приоритетных отраслей, поддерживаемых государством;

Монополизация экономики

Общий уровень концентрации продавцов; антитрестовское регулирование; вертикальная интеграция;

Товарные рынки.

Структура отраслевых рынков; емкость товарных рынков; уровень требовательности покупателей; стандартизация товаров; устойчивость позиций лидеров;

Рыночная инфраструктура.

Технический уровень информационных коммуникаций; разветвленность и насыщенность транспорта; состояние банковского и страхового обслуживания; уровень развития специализированных посреднических организаций.

Природно-ресурсный потенциал страны, отрасли.

Обеспеченность экономики собственными природными ресурсами; уровень отрицательной экологической нагрузки; обеспеченность водными ресурсами.

Трудовые ресурсы страны, отрасли.

Возрастная структура; образовательный уровень; цена рабочей силы; уровень загрузки трудовых ресурсов.

Интеллектуальные ресурсы страны, отрасли.

Удельный вес научных сотрудников в трудовых ресурсах; удельный вес специалистов с высшим образованием; инновационный задел; объем финансирования государством инновационных программ.

Производственная база страны, отрасли.

Стоимость основных производственных фондов страны, отрасли; уровень износа основных фондов; удельный вес активной части основных фондов.

Кредитно–финансовая система страны, отрасли.

Средний размер активов банков и страховых компаний, технический уровень финансовых организаций.

Социальная ситуация.

Культурный уровень развития общества; национальные традиции страны.

Экономическая интеграция.

Удельный вес в конечном продукте импортируемых комплектующих и материалов; уровень вертикальной и горизонтальной интеграции.

 


Приложение 5

Сравнительная характеристика классических портфельных моделей

Модель

Основная цель стратегии

Внешние факторы оценки

Внутренние факторы оценки

Общая характеристика

BCG

Рост доли рынка и увеличение прибыльности

Темп роста рынка

Относительная доля на рынке

Первая портфельная модель (1970 г.). Проста в использовании. Однако, значение доли рынка в сравнении с другими параметрами переоценено

GE/ McKinsey

Направление ресурсов в сильный бизнес и извлечение из слабых

Привлекательность рынка

Конкурентоспособность фирмы

Каждая ось матрицы имеет многофакторное измерение. Более детальная классификация сравниваемых видов бизнеса и широкие возможности для выбора. Вместе с тем, стратегии выглядят «наивными» и весьма поверхностными

Shell/DPМ

Перераспределение финансовых потоков из зрелого бизнеса в развивающийся

Привлекательность отрасли

Конкурентоспособность фирмы

Графическое изображение подобно матрице GE/McKinsey, содержательная сторона развивает идеи, заложенные в модели BCG. Использование матрицы ограничено рамками капиталоемких отраслей промышленности

Hofer/Sc hendel

Позиционирование видов бизнеса и составление из них идеального набора

Стадии развития рынка

Относительная конкурентная позиция

Впервые (1978г.) произведено четкое разграничение планирования на корпоративный, деловой и функциональный уровень

ADL/LC

Формирование сбалансированного бизнес-портфеля по стадиям жизненного цикла и конкурентным положениям бизнес-областей

Стадии жизненного цикла

Относительное положение на рынке

Процесс планирования строится на концепции жизненного цикла и выполняется в 3 этапа: простой выбор, специфический выбор и выбор уточненной стратегии. Впервые (1980 г.) предложены 24 уточненных стратегий


 


Приложение 6

 

PEST - анализ предприятий энергетической отрасли

 

Факторы макросреды

Состояние фактора

Тенденция развития фактора

Характер влияния

Степень влияния

Возможные действия организации

Степень влияния после принятых мер

Политические

Обеспечение политической стабильности;

Стаб.

усиливается

положит

3

Разработка мер для устойчивого развития предприятия

4

Повышение конкурентоспособности энергетической системы РФ, РТ

Стаб.

усиливается

положит.

3

Разработка действий для поддержания конкурентоспособности энергетического комплекса

4

Изменение законодательства;

относит. стаб

усиливается

Отрицат.

-2

Придерживаться законодательных предписаний

1

Создание энергетического кластера РТ

Стаб.

усиливается

положит.

4

Реорганизация предприятия и гибкое реагирование на изменение рыночной ситуации

5

Привлечение иностранных и отечественных стратегических инвесторов в энергетический кластер РТ;

относит. стаб

усиливается

положит.

3

Разработка направлений развития предприятия в изменяющихся условиях

4

Итого:

 

 

 

11

 

 

Экономические Увеличение доходов населения

относит. стаб

усиливается

положит.

4

Увеличение предложения, дифференциация цен

5

Неустойчивый валютный курс

изменчивое

усиливается

отрицат.

-2

Мониторинг

-1

Увеличение тарифов на электроэнергию

стаб.

усиливается

отрицат.

-2

Проводить электро- и энергосберегающую политику

-1

ОАО «Татэнерго» удовлетворяет потребности в энергоносителях на оптовом рынке энергии;

относит. стаб

усиливается

положит

2

Поддержания конкурентных преимуществ и обеспечение клиентоориентированного подхода

3

Изменение уровня инфляции;

изменчивое

усиливается

отрицат.

-3

Разработка мер для стабильного финансового обеспечения предприятия

2

Увеличение потребления энергоносителей на внутреннем рынке РТ;

изменчиво

усиливается

положит

-2

Использование энергосберегающего оборудования

2

Итого:

 

 

 

-3

 

 

Факторы макросреды

Состояние фактора

Тенденция развития фактора

Характер влияния

Степень влияния

Возможные действия организации

Степень влияния после принятых мер

Социальные

 

 

 

 

 

 

Улучшение качества жизни населения

изменчивое

усиливается

положит.

3

Внедрение дифференцированной ценовой политики на энергоресурсы

4

Изменение в структуре доходов населения, которое приведет к увеличению спроса на услуги высокой стоимости;

изменчивое

усиливается

отрицат.

-3

Повышение качества предоставляемых услуг

1

Увеличение тарифов на энергетические ресурсы в ближайшие 3 года;

изменчивое

усиливается

отрицат.

-2

Расширение рынка сбыта энергоресурсов

3

Организация эффективного использования энергоресурсов потребителями;

изменчивое

усиливается

положит

2

Внедрение маркетинга отношений на предприятиях энергетического комплекса

3

Развитие социально ответственных предприятий энергетического комплекса

изменчивое

усиливается

положит

3

Поддержание высокого уровня имиджа предприятия, выход на новые рынки сбыта

4

Итого:

 

 

 

2,5

 

 

Технологические

 

 

 

 

 

 

Ускорение НТП

стаб.

усиливается

положит.

2

Следование НТП

3

Развитие коммуникационных и информационных систем

стаб.

усиливается

положит.

1

Использовать данные системы

4

Увеличение мощности производства энергоресурсов;

относит. стаб

усиливается

положит.

2

Внедрение энергосберегающих технологий

3

Организация производственных предприятий для снабжения ОАО «Татэнерго»

стаб

усиливается

положит.

3

Использование логистического подхода для эффективного взаимодействия между предприятиями

5

Использование нового оборудования;

стаб

усиливается

положит.

2

Применение инноваций в производстве

4

Развитие технической инфраструктуры энергетического комплекса;

относит. стаб

усиливается

положит.

3

Повышения конкурентоспособности предприятия

5

Введение новых мощностей и выполнение комплекса реконструктивных работ, обеспечивающих снижение ограничений мощности и повышение качества мощности.

относит. стаб

усиливается

положит.

2

Поддержание инноваций

4

Итого:

 

 

 

13

 

 

Суммарное влияние всех факторов

 

 

 

23,5

 

 

Информация о работе Теоретическая основа разработки стратегии предприятия на примере ООО «ППТК»