Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:01, диссертация
Целью работы является совершенствование процесса социально- экономического развития на основе среднесрочного бюджетного планирования в муниципальном образовании г. Тюмень.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Рассмотреть теоретические положения формирования процесса бюджетного планирования;
2) Проанализировать нормативно - правовую базу, регулирующую процессы формирования среднесрочного бюджетного планирования;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕСРОЧНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 7
1.1Процесс бюджетного планирования: сущность 7
1.2 Нормативно- правовое регулирование отношений в сфере среднесрочного бюджетного планирования 13
1.3 Особенности и проблемы внедрения среднесрочного бюджетного планирования в муниципальных образованиях 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СРЕДНЕСРОЧНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ 28
2.1 Прогноз отдельных индикаторов социально- экономического развития и доходов бюджета 28
2.2. Планирование расходов бюджета 33
2.3. Разработка долговой политики 46
ГЛАВА 3. СРЕДНЕСРОЧНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МО Г. ТЮМЕНЬ В 2011-2013 Г.Г. 50
3.1. Элементы среднесрочного бюджетного планирования в бюджетном процессе г. Тюмень 50
3.2. Совершенствование процесса среднесрочного бюджетного планирования г.Тюмень 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
Источник: [12]
Из таблицы видно, что на 2011 год общий объем доходов планируется в сумме 10 231 474 тыс. руб.
Традиционно наибольший удельный вес занимают налоговые доходы – 50% или 5 107 581 тыс.руб.
- 13% или 1 309 001 тыс.руб. составляют неналоговые доходы ;
- 37% или 3 814 892 тыс.руб. составляют безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов.
Более половины налоговых поступлений планируется за счет налога на доходы физических лиц.
Прогнозируемый
объем поступлений данного
За счет единого налога на вмененный доход и земельного налога формируется 14% доходов бюджета (7% и 7% соответственно).
Поступления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 100% в 2011 году прогнозируется в размере 764 803 тыс. руб.
Прогноз поступлений земельного налога в 2011 году составит 681 020 тыс.руб.
Доходы бюджета города от использования имущества составляют 8% доходов бюджета и прогнозируются в 2011 году в размере 776 986 тыс. руб.
В объеме
безвозмездных поступлений субс
Рисунок 2. Структура доходов бюджета города на 2011 год
Источник: [12]
В основе налоговой политики г. Тюмень на среднесрочный период сохранение стимулирующего характера местных налогов является одним из основных направлений.
С целью поддержания социально незащищенных слоев населения на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов на территории г. Тюмень сохранены категории получателей льгот по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, а также размеры предоставляемых льгот, установленные Положением о местных налогах г. Тюмень дополнительно к льготам, предоставленным федеральным законодательством.
Кроме того, в
целях стимулирования эффективного
совместного управления комплексом
недвижимого имущества
С целью создания
благоприятных условий для
Также для создания благоприятного налогового климата для развития строительства на территории г. Тюмень, поддержки и развития строительной индустрии в посткризисный период путем снижения налоговой нагрузки для потенциальных инвесторов на 2011 год установлена льгота по земельному налогу для организаций и физических лиц - в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, и для строительства объектов нежилого назначения.
Администрацией г. Тюмень будет продолжена практика принятия решений по вопросам сохранения применения тех или иных льгот по результатам анализа практики применения и администрирования налоговых льгот, при этом введение новых льгот планируется производить на временной основе, с тем, чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации действия льготы принималось также по результатам проведенного анализа результативности [11].
Специфика долговой политики г. Тюмень в настоящее время заключается в том, что бюджет не имеет обременения долговыми обязательствами в структуре позиций муниципального долга, установленных бюджетным законодательством.
3. Формирование
основных направлений
Одним из элементов среднесрочного финансового планирования является формирование основных направлений бюджетной политики на среднесрочную перспективу.
Бюджетная политика г. Тюмень на очередной финансовый год и на плановый период формируется с учетом:
- стратегических установок Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в очередном финансовом году и плановом периоде;
- основных направлений
бюджетной политики Российской
Федерации на очередной
- приоритетных направлений бюджетной политики, сформулированных в Бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 года.
Главной целью проводимой государством бюджетной политики является повышение уровня и качества жизни населения.
Бюджетная политика г. Тюмень на среднесрочный период, нацеленная на реализацию государственных приоритетов, продолжает курс, начатый в предыдущие годы.
Основной задачей органов местного самоуправления при выполнении возложенных на них полномочий остается создание условий, как для решения текущих проблем населения, так и направленность реализуемой ими политики на будущее развитие городского округа.
В целях минимизации бюджетных рисков особое внимание уделено обеспечению сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их исполнения.
Планирование бюджетных расходов г. Тюмень регламентируется ежегодно утверждаемым приказом департамента финансов и налоговой политики о порядке планирования бюджетных ассигнований и формировании обоснований бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.
При планировании расходной части бюджета г. Тюмень в той или иной мере применяются все существующие модели планирования расходов
В 2010 году бюджет г. Тюмень традиционно принят на три года на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.
При планировании расходов бюджета г. Тюмень на очередной финансовый год и плановый период использованы следующие основные подходы:
1) за основу
приняты показатели
2) расходы на оплату труда работников бюджетной сферы сформированы с учетом повышения заработной платы с 01 июня 2011 года на 6,5%;
3) расходы на коммунальные услуги сформированы с учетом:
- снижения объема бюджетных
ассигнований на оплату
- использования индексов-
Расходы бюджета на 2011 год и плановый период по отраслевому признаку приведены в таблице 2.
Таблица 2
Расходы бюджета г.Тюмень на 2011 год и плановый период
тыс.руб.
Наименование |
2011 год |
Плановый период | |
2012 год |
2013 год | ||
Общегосударственные вопросы |
1 184 883 |
1 035 967 |
1 052 660 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
11 316 |
11 317 |
11 317 |
Национальная экономика |
184 113 |
39 121 |
39 121 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
3 596 807 |
2 092 843 |
1 590 545 |
Охрана окружающей среды |
889 |
0 |
0 |
Образование |
4 045 408 |
3 711 954 |
3 727 539 |
Культура, кинематография |
240 958 |
174 589 |
175 041 |
Здравоохранение |
223 606 |
113 497 |
116 037 |
Социальная политика |
681 391 |
498 034 |
506 765 |
Физическая культура и спорт |
62 103 |
59 887 |
56 750 |
Условно утвержденные расходы |
0 |
198 390 |
382 936 |
Итого |
10 231 474 |
7 935 599 |
7 658 711 |
Источник: [12]
Структура расходов бюджета города на 2011 год по отраслевому признаку показывает, что наибольший удельный вес, как и в 2010 году, занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (35%) и образование (40%).
Расходы на общегосударственные вопросы составляют 12%,
Расходы на социальную политику составляют 7%,
На долю остальных отраслей приходится по 2% и менее.
Таблица 3
Структура расходов бюджета г. Тюмень на 2011г.
тыс.руб.
Наименование |
2010 год, тыс. руб. |
Доля в общем объеме расходов 2010 года (в %) |
2011 год, тыс. руб. |
Доля в общем объеме расходов 2011 года (в %) |
Отклоне-ния, тыс.руб. |
Общегосударственные вопросы |
1 150 864 |
13 |
1 184 883 |
12 |
34 019 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
27 629 |
0,3 |
11 316 |
0,1 |
-16 313 |
Национальная экономика |
272 983 |
3 |
184 113 |
2 |
-88 870 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
2 934 357 |
33 |
3 596 807 |
35 |
662 450 |
Охрана окружающей среды |
5 436 |
0 |
889 |
0 |
-4 547 |
Образование |
3 601 717 |
40 |
4 045 408 |
40 |
443 691 |
Культура, кинематография |
172 700 |
2 |
240 958 |
2 |
68 258 |
Здравоохранение |
189 891 |
2 |
223 606 |
2 |
33 715 |
Социальная политика |
523 409 |
6 |
681 391 |
7 |
157 982 |
Физическая культура и спорт |
54 165 |
1 |
62 103 |
1 |
7 938 |
Итого |
8 933 151 |
100 |
10 231 474 |
100 |
1 298 323 |
Источник: [12]
Рисунок 3. Структура расходов бюджета города на 2011 год по отраслевому признаку
Источник: [12]
Положительным опытом г. Тюмень является формирование среднесрочного бюджета с использованием программно-целевых методов бюджетного планирования. Бюджет города на 2011 год и плановый период сформирован по программному принципу. На 2011 год более 90% расходов бюджета распределены по 18 городским целевым программам, в том числе: 17 – ведомственных целевых программ и 1 – долгосрочная целевая программа. Результаты расчета бюджетных расходов в разрезе целевых программ приведены в Приложении 1.
Г. Тюмень является одним первых муниципалитетов, где была внедрена практика использования формализованного подхода к отбору проектов, формированию адресной инвестиционной программы города и составлению реестра инвестиционных потребностей муниципального образования.
В настоящее время порядок формирования сводного реестра потребности г. Тюмень в осуществлении бюджетных инвестиций и капитального ремонта, порядок формирования адресной инвестиционной программы г.Тюмень на очередной финансовый год и плановый период утвержден постановлением Администрации г. Тюмень от 09.04.2009 № 19-пк.
Данный порядок определяет следующие формализованные процедуры формирования расходов капитального характера:
Адресная инвестиционная
программа формируется в
На финансирование мероприятий адресной инвестиционной программы в 2011 году запланировано 23% ассигнований в объеме 2 311 000 тыс.руб., в том числе:
- на строительство и реконструкцию - 1 929 000 тыс. руб.;
- на капитальный ремонт объектов муниципальной собственности - 381 000 тыс. руб.