Среднесрочное бюджетное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:01, диссертация

Краткое описание

Целью работы является совершенствование процесса социально- экономического развития на основе среднесрочного бюджетного планирования в муниципальном образовании г. Тюмень.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Рассмотреть теоретические положения формирования процесса бюджетного планирования;
2) Проанализировать нормативно - правовую базу, регулирующую процессы формирования среднесрочного бюджетного планирования;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕСРОЧНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 7
1.1Процесс бюджетного планирования: сущность 7
1.2 Нормативно- правовое регулирование отношений в сфере среднесрочного бюджетного планирования 13
1.3 Особенности и проблемы внедрения среднесрочного бюджетного планирования в муниципальных образованиях 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СРЕДНЕСРОЧНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ 28
2.1 Прогноз отдельных индикаторов социально- экономического развития и доходов бюджета 28
2.2. Планирование расходов бюджета 33
2.3. Разработка долговой политики 46
ГЛАВА 3. СРЕДНЕСРОЧНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МО Г. ТЮМЕНЬ В 2011-2013 Г.Г. 50
3.1. Элементы среднесрочного бюджетного планирования в бюджетном процессе г. Тюмень 50
3.2. Совершенствование процесса среднесрочного бюджетного планирования г.Тюмень 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 96

Файлы: 1 файл

Черепанов.doc

— 1.52 Мб (Скачать)

N –число периодов в интервале расчета.

 

3. Расчет доступной  долговой емкости бюджета 

Расчет доступной  долговой емкости бюджета осуществляется по следующей формуле (ДДЕi ):

ДДЕi = ДЕi – СГi,  где:                                (14)

ДЕi – долговая емкость в i-ом периоде;

СГi – сводный график обслуживания и погашения существующих прямых обязательств и ожидаемой финансовой ответственности по условным обязательствам в i-ом периоде;

Сумма значений доступной долговой емкости для  всех периодов представляет собой доступную  долговую емкость бюджета для новых заимствований на выбранном интервале планирования (ДДЕ)

ДДЕ = {ДДЕi}, i=1,…,N.                           (15)

Положительное значение доступной долговой емкости  для новых заимствований свидетельствует  о том, что в плановом периоде  возможно привлечение новых заимствований.

Доступная долговая емкость первого финансового  года в интервале планирования характеризует  объем свободных средств бюджета, которые могут быть направлены на привлечение новых заимствований  или досрочное погашение обязательств с целью снижения долговой нагрузки на бюджеты будущих лет.

Значения доступной  долговой емкости в последующие  годы являются ограничениями по объему при планировании новых долговых и условных обязательств.

Доступная долговая емкость для новых заимствований, ДДЕ, делится на три части:

ДДЕ = ДДЕу + ДДЕп + ДДЕо, где:                            (16)

ДДЕу – часть доступной долговой емкости бюджета, предназначенная для покрытия ожидаемой ответственности по вновь принимаемым условным обязательствам («резерв по возможной ответственности»);

ДДЕп – часть доступной долговой емкости бюджета, отводимая на операции по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых прямых обязательств;

ДДЕо – неиспользуемая («страховочная») часть доступной долговой емкости, компенсирующая риск ликвидности бюджета, возникающий вследствие ошибок прогнозирования.

Неиспользуемая  часть доступной долговой емкости  устанавливается в объеме не менее 20% общей доступной долговой емкости  бюджета города.

В результате внедрения  предлагаемых процедур планирования долговой политики г. Тюмень, основными принципами управления муниципальными долговыми обязательствами г. Тюмень должны стать:

1. Сохранение  объема долговых обязательств  города на экономически безопасном  уровне, с учетом всех возможных рисков.

Экономически безопасным считается такой объём обязательств, при котором муниципальное образование в состоянии обеспечить их обслуживание и погашение, при одновременном исполнении бюджетных обязательств.

Один из подходов к реализации данного принципа строится на том, что планирование вновь привлекаемых обязательств, а также планирование, обслуживание и погашение уже имеющихся обязательств осуществляется исключительно за счет доходов бюджета без необходимости привлечения финансовых ресурсов с рынков заимствований.

2. Своевременность исполнения долговых обязательств. Исполнение обязательств в определенный срок. Возникновение просроченных долговых обязательств не допускается.

3. Полнота исполнения  долговых обязательств.  Т.е планирование  и управление долговыми обязательствами муниципального образования, которое обеспечивает исполнение долговых обязательств в полном объеме.

4. Минимизация  стоимости долговых обязательств. Поддержание минимально возможной  стоимости обслуживания долговых  обязательств.

5. Прозрачность  управления долгом. Использование ясных формализованных процедур и механизмов управления долгом  муниципального образования.

 

 

 

 

Заключение

 

 

Основная задача среднесрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной  политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и повышению уровня и качества жизни населения. Особая роль муниципальных органов как субъектов социальной политики обусловлена тем, что они в состоянии более полно учитывать особенности социально-экономического и культурного развития местного сообщества, гибко реагируя на местные потребности.

 Предполагается, что реализация принципов перспективного бюджетного планирования в тесной увязке с социально-экономическим планированием в регионе и муниципальных образованиях дает возможность:

- оптимизировать  последовательность и содержание процедур формирования перспективного финансового плана и проекта бюджета;

- прогнозировать  поступления доходов и планировать объем обязательств в соответствии с располагаемыми ресурсами;

- находить оптимальный  баланс между собственными и  заемными средствами;

- обеспечить максимальное  соответствие годового бюджета среднесрочным приоритетам.

Переход к среднесрочному (многолетнему) бюджетному планированию стал одним из основных элементов бюджетных реформ, проведенных в последние десятилетия в большинстве развитых стран.

Перспективное бюджетное планирование ввели в  свою практику многие страны, в частности, США, Великобритания, Новая Зеландия, Австралия и другие. Необходимость перехода к перспективному бюджетному планированию определяется, прежде всего, угрозой бюджетной устойчивости в условиях неблагоприятных долгосрочных тенденций (прежде всего, демографических).

Несмотря на то, что применимость зарубежного опыта в ряде случаев ограничена, тем не менее, ряд элементов перспективного планирования можно успешно использовать в российских условиях.

Однако большинство  зарубежных разработок и рекомендаций носят четко выраженный прагматический характер и ориентированы на специфику конкретной страны, а значит, достаточно трудно поддаются адаптации. Поэтому особую актуальность приобретает разработка методологических основ формирования отечественной системы перспективного планирования и управления муниципальным образованием.

С введением  Бюджетным кодексом РФ нормы, закрепляющей обязательность утверждения среднесрочного финансового плана, бюджетный процесс оказывается заключенным в среднесрочные макроэкономические рамки, что заставляет более четко формулировать приоритетные задачи политики и заботиться о том, чтобы эти задачи не противоречили друг другу.

Кроме того, показатели среднесрочного финансового плана можно использовать в рамках самого бюджетного процесса, чтобы повысить его прозрачность, обоснованность и эффективность, а также обеспечить его стабильность и преемственность. Выбор конкретного подхода к перспективному бюджетному планированию определяется его задачами, закладываемыми в среднесрочную бюджетную политику.

В рамках внедрения в  бюджетный процесс механизмов среднесрочного финансового планирования на уровне г.Тюмень приняты и реализуются следующие основные инструменты.

1. Прогноз социально-экономического развития г. Тюмень разрабатывается на три года на вариантной основе.

Первый вариант  отражает сложившуюся тенденцию развития экономики г. Тюмень, второй вариант ориентируется на ускорение экономического роста за счет реализации комплекса дополнительных мероприятий. Второй вариант прогноза рассматривается как основной для составления бюджета.

2. В основе  налоговой политики г. Тюмень на среднесрочный период сохранение стимулирующего характера местных налогов является одним из основных направлений.

Выявлено, что  при планировании доходов бюджета г. Тюмень в основном используется модель анализа статистической взаимосвязи налоговых поступлений и налоговой базы, основанная на построении регрессионной модели (анализе статистической взаимосвязи) между поступлениями по налогу и налоговой базой.

Данная модель устанавливает статистическую взаимосвязь  между поступлениями налога и показателем, коррелирующим с налоговой базой в предыдущие периоды. Она также позволяет учитывать изменения в налоговом законодательстве через изменения базы или ставки налогообложения.

3. Специфика  долговой политики г. Тюмень в настоящее время заключается в том, что бюджет не имеет обременения долговыми обязательствами в структуре позиций муниципального долга, установленных бюджетным законодательством.

4. При планировании  расходной части бюджета г. Тюмень в той или иной мере применяются все существующие модели  планирования расходов

    • нормативный метод расчета бюджетных ассигнований;
    • программно- целевой метод бюджетного планирования;
    • метод индексации бюджетных расходов.

Следует отметить, что положительным опытом г. Тюмень является формирование среднесрочного бюджета с использованием программно-целевых методов бюджетного планирования.

С 2007 года 90% бюджета  г. Тюмень формируются в рамках ведомственных целевых программ.

Положительная динамика показателей социально- экономического развития г. Тюмень, подтверждает эффективность планирования расходной части бюджета.

 

Таблица 10

Показатели  социально- экономического развития г. Тюмень в 2008-2010 г.г.

Год

2008

2009

2010

Прирост численности населения (тыс. чел.)

10,44

10,1

12,2

Индекс  промышленного производства

103,4

81,3

108,9

Ввод  жилых домов (кв. м.)

739533

669491

757923

Число спортивных сооружений

862

1326

1584

Число занятых в сфере малого и среднего предпринимательства

94530

103380

134400

Объем розничного товарооборота (млн. руб.)

132703,1

131190,1

142266,8

Объем платных услуг населению (млн. руб.)

28677,1

32319,2

35983,7

Среднемесячная  з/п (руб.)

25408

26949

29491

Количество  зарегистрированных преступлений

24052

21811

21422


 

Можно сказать, что основные направления бюджетной политики г. Тюмень, характеризующие её социальную направленность,  следующие:

- создание условий для качественного предоставления бюджетных услуг населению;

- обеспечение комфортных  условий проживания жителей города;

- реализация мероприятий в области жилищной политики и развития коммунальной инфраструктуры;

- социальная направленность дополнительных расходных обязательств городского округа;

5. Автором установлено, что г. Тюмень является одним первых муниципалитетов, где была внедрена практика использования формализованного подхода к отбору проектов, формированию адресной  инвестиционной программы города и составлению реестра инвестиционных потребностей муниципального образования.

Таким образом, проведенный анализ внедрения элементов среднесрочного бюджетного планирования в бюджетных процесс г. Тюмень показал,  что г. Тюмень является одним из немногих муниципалитетов, внедрившим у себя практически все элементы  перспективного финансового плана.

Неохваченным  оказался лишь блок планирования долговой политики по причине отсутствия на протяжении последних несколько лет необходимости привлечения муниципальных заимствований.

Однако, учитывая основные задачи разработки среднесрочного финансового плана, одной из которых  является прогнозирование возможностей бюджета по мобилизации доходов и привлечению заимствований, очевидно, что планирование долговой политики муниципального образования является неотъемлемой частью стратегического управления муниципальными финансами.

Особенно актуальным это становится в посткризисный  период, характеризующийся сокращением и замедлением темпов роста доходов бюджета г. Тюмень.

В основе предложенной автором методики планирования долговой политики лежит принцип планирования долговых обязательств на основе концепции долговой емкости бюджета, т.е. экономически приемлемого уровня обязательств, погашение и обслуживание которых в любой момент времени может быть произведено за счет доходов бюджета муниципального образования.

Основой планирования новых заимствований является соотнесение  потребностей в новых прямых и условных обязательствах и возможностей муниципального образования по удовлетворению этих потребностей. На основе анализа показателя доступной долговой ёмкости определяется возможность или невозможность осуществления заимствований.

Автор исследования предусматривает раздельное планирование прямых краткосрочных обязательств, привлекаемых для финансирования временных кассовых разрывов, долгосрочных обязательств, привлекаемых для финансирования капитальных расходов, а также муниципальных гарантий.

Информация о работе Среднесрочное бюджетное планирование