Среднесрочное бюджетное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:01, диссертация

Краткое описание

Целью работы является совершенствование процесса социально- экономического развития на основе среднесрочного бюджетного планирования в муниципальном образовании г. Тюмень.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Рассмотреть теоретические положения формирования процесса бюджетного планирования;
2) Проанализировать нормативно - правовую базу, регулирующую процессы формирования среднесрочного бюджетного планирования;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕСРОЧНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 7
1.1Процесс бюджетного планирования: сущность 7
1.2 Нормативно- правовое регулирование отношений в сфере среднесрочного бюджетного планирования 13
1.3 Особенности и проблемы внедрения среднесрочного бюджетного планирования в муниципальных образованиях 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СРЕДНЕСРОЧНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ 28
2.1 Прогноз отдельных индикаторов социально- экономического развития и доходов бюджета 28
2.2. Планирование расходов бюджета 33
2.3. Разработка долговой политики 46
ГЛАВА 3. СРЕДНЕСРОЧНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МО Г. ТЮМЕНЬ В 2011-2013 Г.Г. 50
3.1. Элементы среднесрочного бюджетного планирования в бюджетном процессе г. Тюмень 50
3.2. Совершенствование процесса среднесрочного бюджетного планирования г.Тюмень 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 96

Файлы: 1 файл

Черепанов.doc

— 1.52 Мб (Скачать)

Утверждено положение о порядке составления среднесрочного бюджета   г. Тюмень;

Утверждены методические указания по составлению перспективного финансового плана (бюджета) г. Тюмень на очередной финансовый год и плановый период;

Утвержден порядок разработки прогноза социально-экономического развития г. Тюмень и проекта бюджета г. Тюмень на очередной финансовый год и плановый период.

В целях приведения бюджетного процесса г. Тюмень в соответствие с Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ, принято положение о бюджетном процессе в г. Тюмень, регламентирующее переход на среднесрочное составление бюджета (на очередной финансовый год и плановый период).

В результате реализации закрепленных норм в городе составлен и ведется реестр расходных обязательств, ежегодно представляются на рассмотрение Коллегии Администрации города доклады субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности на трехгодичный период.

Во исполнение новых норм Бюджетного кодекса РФ составлен прогноз социально-экономического развития города на 2009-2011 годы.

Утвержден бюджет г. Тюмень на трехгодичный период (2009-2011 годы).

При составлении  бюджета города с 2007 года расходная  часть формируется по программному принципу. Территориальными, отраслевыми (функциональными) органами Администрации г. Тюмень разрабатываются ведомственные целевые программы на трехлетний период, которые являются базой для формирования бюджета (более 90% расходов бюджета распределены по программам).

Таким образом, г. Тюмень является одним из немногих муниципальных образований имеющих  достаточно продолжительный опыт формирования бюджетной и налоговой политики на среднесрочную перспективу. Следует  отметить, что социальная направленность является отличительной чертой бюджетной политики г. Тюмень на протяжении последних нескольких лет.

Рассмотрим  элементы среднесрочного финансового  планирования на примере бюджетного процесса г.Тюмень.

  1. Формирование прогноза социально- экономического развития

Прогноз социально-экономического развития г. Тюмень разрабатывается на вариантной основе.

Первый вариант  отражает сложившуюся тенденцию  развития экономики г. Тюмень, второй вариант ориентируется на ускорение экономического роста за счет реализации комплекса дополнительных мероприятий. Второй вариант прогноза рассматривается как основной для составления бюджета.

Прогноз социально-экономического развития г. Тюмень разрабатывается сроком на три года.

Порядок разработки прогноза социально – экономического развития      г. Тюмень регламентирован постановлением Администрации г. Тюмень от 20.03.2008 № 30-пк.

Прогноз социально-экономического развития г. Тюмень формируется по следующим направлениям:

1) Основные показатели  прогноза социально-экономического  развития     г. Тюмень;

2) Прогноз развития  муниципального сектора экономики  г. Тюмень.

Прогноз развития муниципального сектора экономики  г. Тюмень включает в себя шесть основных разделов:

    • институциональная структура;
    • производственная сфера;
    • инвестиционная деятельность;
    • потребительский рынок;
    • рынок труда;
    • жилищный фонд и коммунальное хозяйство.

Исходной базой  для разработки прогноза социально-экономического развития г. Тюмень являются:

    • основные макроэкономические показатели социально-экономического развития г. Тюмень за два предыдущих года;
    • исходные условия для формирования вариантов развития экономики Российской Федерации;
    • основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации;
    • прогноз индексов дефляторов и индексов цен производителей.

Прогноз социально-экономического развития  г. Тюмень на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов разработан с учетом внешних условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на период до 2013 года и предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2011 год; сложившейся динамики и перспектив развития предприятий и организаций     г. Тюмень; результатов и основных направлений деятельности отраслевых (функциональных) органов Администрации г. Тюмень.

2. Формирование  основных направлений налоговой  политики, прогноз доходной базы  бюджета, планирование долговой  политики

Прогноз доходной базы бюджета г. Тюмень осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями департамента финансов Тюменской области по планированию доходной части бюджетов поселений, муниципальных районов и городских округов на очередной финансовый год и плановый период на основании Методики расчета доходной части бюджета г. Тюмень на очередной финансовый год и плановый период, утвержденной приказом департамента финансов и налоговой политики от 30.06.2008 №164/1-о.

При планировании доходов бюджета г. Тюмень используются метод корректировки доходов на основе экспертной оценки изменения величины налоговой базы и инфляции и метод анализа статистической взаимосвязи налоговых поступлений и налоговой базы, основанный на построении регрессионной модели (анализе статистической взаимосвязи) между поступлениями по налогу и налоговой базой.

Метод корректировки доходов на основе экспертной оценки изменения величины налоговой базы и инфляции использовался для расчета поступлений в бюджет города на 2011 год и на период 2012-2013 годов налога на имущество физических лиц.

Для расчета  налога к ожидаемой оценке поступлений  налога в 2010 году применялись индексы роста потребительских цен [8]

 где:                                (6)

Пифл(i+1) - прогноз налога на имущество физических лиц на очередной финансовый год;

Пож(i) - ожидаемая оценка поступлений налога на имущество физических лиц в текущем финансовом году;

ИПЦ(i+1) - индекс роста потребительских цен на очередной финансовый год.

Ожидаемая оценка поступлений налога на имущество  физических лиц рассчитывалась с  учетом изменения ставок налога с 01.01.2008 года, установленных решением Тюменской городской Думы от 25.11.2005 № 259 по формуле:

    где:                                    (7)

Пож - ожидаемая сумма поступления налогов (сборов) в текущем финансовом году;

Пфакт - фактическое поступление налогов (сборов) за последний отчетный период текущего года;

Кд - коэффициент досчета поступлений налогов (сборов) в годовых суммах аналогичного периода, предшествующего текущему финансовому году, процентов. Коэффициент досчета на 2011 год рассчитывается как соотношение поступлений за 2010 год и 6 месяцев 2010 года.

С использованием метода анализа статистической взаимосвязи  налоговых поступлений и налоговой  базы, основанный на построении регрессионной  модели, прогнозируются поступления  налога на доходы физических лиц и ряд других налогов и неналоговых платежей, поступающих в бюджет города.

Поступление налога на доходы физических лиц в планируемом  году рассчитывалось исходя из ожидаемых  поступлений в текущем году, темпов роста заработной платы, изменения налогового законодательства с 01.01.2010 года: [7]

 где:                    (8)

НДФЛ- сумма поступления налога в текущем году;

Пож - ожидаемая сумма поступления налога в текущем году;

Дi з/пл - индекс роста заработной платы;

Ун - уменьшение поступления налога в связи с изменением налогового законодательства с 01.01.2009, рассчитанное по формуле:

где:                                (9)

Фот - фонд оплаты труда согласно Прогнозу социально-экономического развития;

Ку - коэффициент уменьшения фонда оплаты труда (Фот) в связи с изменением налогового законодательства, рассчитанный исходя из прогноза Фот и оценки снижения Фот в связи с изменением налогового законодательства;

Сн - ставка налога установленная Налоговым кодексом РФ;

Нотч - норматив отчисления налога на доходы физических лиц в бюджет г. Тюмень, установленный Законом Тюменской области.

Данная модель устанавливает статистическую взаимосвязь  между поступлениями налога и  показателем, коррелирующим с налоговой базой в предыдущие периоды. Она также позволяет учитывать изменения в налоговом законодательстве через изменения базы или ставки налогообложения.

Исходными данными  для планирования доходной части  бюджета являются:

  • показатели прогноза социально-экономического развития, показатели по доходным источникам главных администраторов доходов бюджета;
  • индексы-дефляторы изменения макроэкономических показателей по прогнозу социально-экономического развития;
  • данные статистической налоговой отчетности о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет г. Тюмень;
  • данные о недоимке и переплате по налогам, сборам и иным 
    обязательным платежам;   
  • данные  налоговых органов о предоставлении налоговых льгот;
  • данные о потерях бюджета города в связи с планируемыми к 
    предоставлению льготами по налогам и неналоговым платежам;
  • данные налоговой отчетности о налогооблагаемой базе на последнюю отчетную дату (отчеты налоговых органов о налоговой базе и структуре начислений: формы №5-ЕНВД, №5-МН, №5-П, №5-НДФЛ и др.);
  • аналитические данные о динамике поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета за последние три года, предшествующие планируемому периоду.

Расчет прогнозных показателей доходов бюджета  осуществляется главными администраторами доходов бюджета и согласовывается с департаментом финансов и налоговой политики г. Тюмень.

Прогноз доходной части бюджета на 2011 год и плановый период приведен в таблице 1.

 

Таблица 1

Доходы бюджета  г. Тюмень на 2011 - 2013 годы

тыс. руб.

Наименование  доходного источника

2011 год

2012 год

2013 год

Налоговые доходы

5 107 581

5 430 324

5 644 899

Налог на доходы физических лиц

3 376 447

3 573 979

3 744 065

Единый налог  на вмененный доход для отдельных  видов деятельности

764 803

918 117

952 619

Единый сельскохозяйственный налог

1 038

1 042

1 051

Налог на имущество  физических лиц

18 000

103 597

109 191

Земельный налог

681 020

749 411

749 411

Государственная пошлина

266 273

84 178

88 562

Неналоговые доходы

1 309 001

1 397 104

1 432 982

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

776 986

897 610

949 623

Платежи при  пользовании природными ресурсами

28 163

29 824

31 465

Доходы от оказания платных услуг и компенсации  затрат государства

8 947

441

461

Доходы от продажи  материальных и нематериальных активов

306 528

271 262

251 079

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

179 330

197 967

200 354

Прочие неналоговые  доходы

9 047

0

0

Межбюджетные  трансферты

3 814 892

3 279 079

3 285 210

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований

151 510

13 346

13 346

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)

454 631

0

0

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований 

3 208 751

3 265 733

3 271 864

Итого доходов

10 231 474

10 106 507

10 363 091

Информация о работе Среднесрочное бюджетное планирование