Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:01, диссертация
Целью работы является совершенствование процесса социально- экономического развития на основе среднесрочного бюджетного планирования в муниципальном образовании г. Тюмень.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Рассмотреть теоретические положения формирования процесса бюджетного планирования;
2) Проанализировать нормативно - правовую базу, регулирующую процессы формирования среднесрочного бюджетного планирования;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕСРОЧНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 7
1.1Процесс бюджетного планирования: сущность 7
1.2 Нормативно- правовое регулирование отношений в сфере среднесрочного бюджетного планирования 13
1.3 Особенности и проблемы внедрения среднесрочного бюджетного планирования в муниципальных образованиях 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СРЕДНЕСРОЧНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ 28
2.1 Прогноз отдельных индикаторов социально- экономического развития и доходов бюджета 28
2.2. Планирование расходов бюджета 33
2.3. Разработка долговой политики 46
ГЛАВА 3. СРЕДНЕСРОЧНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МО Г. ТЮМЕНЬ В 2011-2013 Г.Г. 50
3.1. Элементы среднесрочного бюджетного планирования в бюджетном процессе г. Тюмень 50
3.2. Совершенствование процесса среднесрочного бюджетного планирования г.Тюмень 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
Система бюджетного планирования должна строиться на следующих принципах:
Анализ международного опыта бюджетного планирования и отечественной практики советского периода по составлению финансовых планов, которая легла в основу методологии бюджетного планирования многих зарубежных стран, позволяет выделить следующие функции, выполняемые среднесрочными финансовыми планами:
В качестве системы
раннего обнаружения
Формирование
социального государства
Такое социальное государство предполагает разграничение социальной ответственности между органами власти трех уровней - федеральными, региональными и муниципальными. Каждый из них несет ответственность за реализацию разрабатываемых ими социальных программ, обеспечивая эффективное функционирование отраслей социальной инфраструктуры.
Как органы государственной, так и муниципальной власти контролируют соблюдение социальных стандартов, расходование бюджетных средств, предназначенных для социальных нужд, а также выполняют другие функции социального характера. Особая роль муниципальных органов как субъектов социальной политики обусловлена тем, что они в состоянии более полно учитывать особенности социально-экономического и культурного развития местного сообщества, гибко реагируя на местные потребности.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на муниципальный уровень были возложены практически все полномочия по жизнеобеспечению населения - образование, здравоохранение, жилищно- коммунальное хозяйство. [13, c.11]
В результате возникло явное несоответствие задач местного самоуправления имеющимся в его распоряжении ресурсам. Достижение же целей и решение задач, стоящих перед местным самоуправлением, -удовлетворение основных жизненных потребностей и интересов населения, связанных с местом проживания, - невозможно без наличия продуманной бюджетной политики на долгосрочную перспективу.[22, c.117]
В настоящее время задача повышения уровня и качества жизни населения требует планомерно реализовать государственную финансовую политику в рамках бюджетной стратегии, принятой на период до 2023 года.
Ее составной
частью должны стать эффективная
система межбюджетных отношений, стабильная
и эффективная налоговая
Большое значение для формирования законодательной базы в этих целях имеет принятие ряда федеральных законов, регулирующих межбюджетные и налоговые правоотношения, переход на среднесрочное бюджетное планирование.
Среди них необходимо выделить Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее - закон № 63-ФЗ).
Для реализации
целей реформы важнейшее
Позитивным в новой редакции Бюджетного кодекса РФ является то, что весь процесс работы над бюджетом основан на методологии разработки, принятия и исполнения бюджета, которая предполагает переход к среднесрочному бюджетному планированию и к системе бюджетирования, ориентированного на результат.
При этом субъекты РФ, а следовательно, и муниципальные образования получили возможность перехода к формированию финансовых планов на среднесрочную перспективу постепенно. [14, c.20]
Разработка и утверждение среднесрочного финансового плана субъекта РФ (муниципального образования) предусмотрены статьей 169 Бюджетного Кодекса РФ в качестве обязательного требования для случаев, когда проект бюджета субъекта РФ (проект бюджета муниципального образования) составляется и утверждается на один год (очередной финансовый год).
Таким образом, субъектам РФ, муниципальным образованиям РФ предоставляется право утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период либо утверждения бюджета на очередной финансовый год с одновременным составлением среднесрочного финансового плана на трехлетний период.
В соответствии со статьей 174 Бюджетного Кодекса РФ, среднесрочный финансовый план представляет собой документ, содержащий основные параметры местного бюджета. Среднесрочный финансовый план разрабатывается в соответствии с определенной формой, утверждается одновременно с проектом бюджета. Данной статьей определены параметры, которые в обязательном порядке должны содержаться в утвержденном среднесрочном финансовом плане.
В ранее действовавшей редакции Бюджетного кодекса РФ (т.е. до внесения изменений законом № 63-ФЗ) статья 174 регламентировала порядок разработки «перспективного финансового плана» - документа, формируемого одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития и содержащего данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.
С введением закона № 63-ФЗ понятие «перспективный финансовый план» заменяется определением «среднесрочный финансовый план», и фактически закрепляется обязательность использования среднесрочного финансового плана как инструмента бюджетной политики.
Регламентированный Бюджетным кодексом РФ переход на среднесрочное планирование дает возможность планировать крупные проекты, выходящие за рамки года, а также предполагает, что планирование расходов должно происходить на основе разделения действующих и принимаемых обязательств (статья 174.2. БК РФ).
То есть в начале трехлетнего планирования будет определяться расходная часть бюджетов исходя из принятых ранее обязательств. По мере продвижения внутри трехлетнего цикла возникающий объем дополнительных средств может направляться на финансирование вновь принимаемых обязательств, регламентируемых нормативно -правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления.
С принятием технологии среднесрочного бюджетного планирования принципиально не должно возникать обязательств перед гражданами, которые бюджет любого уровня бюджетной системы, в соответствии с законодательством РФ, не исполнял. С этой целью из общего объема расходных обязательств выделена особая категория - публичные обязательства, подлежащие исполнению в силу закона или нормативно- правового акта любого уровня публичной власти. В их составе особое место занимают публичные нормативные обязательства перед физическими лицами. [18, c.14]
Статья 79 регулирует
вопросы осуществления
Согласно вышеуказанной статье, бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также соответствующими нормативными правовыми актами.
Таким образом, данная статья подчеркивает многолетний характер бюджетных инвестиций и необходимость их увязки со среднесрочным бюджетом (перспективным финансовым планом).
Извлечение
положительного эффекта от применения
среднесрочного бюджетного планирования
требует четкого
Кроме того,
существует ряд положений
Глава 14 Бюджетного
кодекса РФ регулирует вопросы, связанные
с государственным и
Статья 172 регламентирует сведения, необходимые для составления проектов бюджетов. В соответствии с данной статьей составление проекта бюджета основывается на: