Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:01, диссертация
Целью работы является совершенствование процесса социально- экономического развития на основе среднесрочного бюджетного планирования в муниципальном образовании г. Тюмень.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Рассмотреть теоретические положения формирования процесса бюджетного планирования;
2) Проанализировать нормативно - правовую базу, регулирующую процессы формирования среднесрочного бюджетного планирования;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕСРОЧНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 7
1.1Процесс бюджетного планирования: сущность 7
1.2 Нормативно- правовое регулирование отношений в сфере среднесрочного бюджетного планирования 13
1.3 Особенности и проблемы внедрения среднесрочного бюджетного планирования в муниципальных образованиях 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СРЕДНЕСРОЧНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ 28
2.1 Прогноз отдельных индикаторов социально- экономического развития и доходов бюджета 28
2.2. Планирование расходов бюджета 33
2.3. Разработка долговой политики 46
ГЛАВА 3. СРЕДНЕСРОЧНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МО Г. ТЮМЕНЬ В 2011-2013 Г.Г. 50
3.1. Элементы среднесрочного бюджетного планирования в бюджетном процессе г. Тюмень 50
3.2. Совершенствование процесса среднесрочного бюджетного планирования г.Тюмень 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
Оглавление
Социально-экономическое развитие муниципальных образований, обеспечение их финансовой стабильности зависит не только от наличия достаточных финансовых ресурсов, но и от качества управления ими, от активного и широкого внедрения в практику управления муниципальными финансами современных форм и методов бюджетного (финансового) планирования.
Среднесрочное бюджетное планирование, как часть социально-экономического планирования, направлено на реализацию задач устойчивого территориального развития и повышения качества и уровня жизни населения.
На сегодняшний день практика составления среднесрочных финансовых планов получила достаточно широкое распространение во всем мире, по существу, став общепризнанным стандартом в области управления финансами.
Среднесрочный финансовый план является ключевым инструментом реализации стратегических приоритетов. Он позволяет согласовать налогово-бюджетную и инвестиционную политику и ввести жесткое бюджетное ограничение на принятие дополнительных расходных обязательств, то есть обеспечить соответствие между планируемыми расходными потребностями и доходными источниками. [24, c.10]
Одновременно среднесрочное бюджетное планирование позволяет органам власти рассматривать бюджеты своих территорий в многолетнем контексте и учитывать при принятии политических решений возможные последствия.
Актуальность
темы обусловлена сложившейся
Практика среднесрочного финансового планирования в муниципальных образованиях РФ свидетельствует о наличии серьезных проблем и недостатков в этой сфере. Несовершенство методологической базы и методического обеспечения, отсутствие достаточной информационной базы для планирования порождают формальный подход к планированию местного бюджета.
В мае 2004 г. Постановлением Правительства РФ № 249 была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса, одним из направлений которой обозначено совершенствование среднесрочного бюджетного планирования.
Подводя итоги
бюджетной политики в 2007 году и в
начале 2008 года, Д.А. Медведев отметил,
что «в целях обеспечения
В бюджетном послании Президента о бюджетной политике в 2010-2012 годах отмечается необходимость внедрения программно-целевого принципа бюджетного планирования.
Сложившаяся в настоящее время ситуация нестабильности в условиях посткризисного периода, требует от властей проведения крайне осторожной и взвешенной бюджетной политики.
В связи с этим особую актуальность имеют вопросы определения подходов к формированию системы планирования и применения новых перспективных форм и методов финансового планирования, позволяющих увязать проводимую бюджетную политику с задачами по созданию последовательного и долгосрочного социально-экономического развития территорий и повышению уровня и качества жизни населения.
Объектом исследования является экономическая деятельность муниципального образования в части планирования бюджета. Предмет исследования- совокупность социально- экономических отношений, возникающих в процессе среднесрочного планирования бюджета муниципального образования.
Целью работы является совершенствование процесса социально- экономического развития на основе среднесрочного бюджетного планирования в муниципальном образовании г. Тюмень.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Цель и логика исследования обусловили его структуру. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений. В первой главе раскрыты теоретические основы бюджетного планирования в России на современном этапе. Во второй главе диссертационного исследования произведена систематизация и оценка основных инструментов среднесрочного бюджетного планирования. Третья глава посвящена анализу элементов среднесрочного бюджетного планирования в бюджетном процессе г. Тюмени и разработке предложений по совершенствованию процесса бюджетного планирования на муниципальном уровне. В ходе работы были исследованы основные показатели бюджета г. Тюмень за 2011г. и плановый период 2012-2013г.
Теоретической основой диссертационного исследования являются труды отечественных исследователей, в частности таких авторов, как В.Э. Григорьев, Л.И. Пронина, Т.Т. Авдеева, Н.С. Бондарь, В.Э. Григоров , В.А. Шипунов, Д. Брюммерхофф, Дж. Стиглиц и другие, в чьих работах освещаются вопросы и проблемы управления муниципальными финансами.
Учитывая значительный
вклад отечественных и
К элементам научной новизны относятся:
Бюджетное планирование - важная составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Финансовое планирование и бюджетное планирование имеют общую теоретическую базу и основываются на общих принципах, общей методологии. Однако бюджетное планирование, несомненно, имеет свою специфику.[39, c.54]
Сущность бюджетного планирования в научной литературе в настоящее время практически не раскрывается.
Например, в
определении профессора Ф.A. Дробозиной
дается односторонняя
Определение, более строго ограничивающее сферу бюджетного планирования, формулируют, например, Т.М. Ковалёва и СВ. Барулин: «бюджетное планирование - это инструмент управления бюджетной системой и межбюджетными отношениями при составлении бюджетов на основе принципов и методов, исходящих из бюджетной политики государства».[39, c.43]
Можно согласиться с позицией И.А. Косякова, который определяет «бюджетное планирование» как элемент системы управления бюджетом, предназначение которого состоит в составлении и утверждении бюджетного плана на основании прогнозируемых данных и в соответствии с целями бюджетной политики .[27, c.114]
Многоаспектность бюджетного планирования отражает многообразие проблем, решаемых в процессе управления социально - экономическим развитием общества. Бюджетное планирование занимает центральное место в системе управления общественными финансами. Оно связывает в единое целое все сферы общественных финансов: оказание бюджетных услуг, управление долгом, управление бюджетными закупками, планирование бюджетных инвестиций, планирование межбюджетных отношений и пр.
Бюджетное планирование осуществляются на всех уровнях управления: на федеральном уровне — макроэкономическое планирование, на региональном уровне — региональное (территориальное) планирование, на местном уровне — местное (муниципальное) планирование. По периоду действия различаются долгосрочные планы—на 10 и более лет, среднесрочные — сроком от трех до пяти лет, текущие (годовые) планы.
Необходимость среднесрочного бюджетного планирования (как правило, на период 3-5 лет) является общепризнанной в зарубежных странах. В настоящее время все страны Европейского Союза разрабатывают среднесрочные бюджетные программы. Общим требованием Европейской комиссии является представление ими ежегодно трехлетней программы стабильности и роста.[32, c.6] В Австралии, Испании, Швеции среднесрочное бюджетное планирование охватывает три года, финансовый план в Новой Зеландии разрабатывается на два года, в США и Германии бюджетные проектировки рассчитываются на пятилетний период. Международный опыт показал, что наиболее приемлемой и разумной является разработка трехлетних бюджетных планов, в которых первый год является очередным бюджетным годом, на который составляется годовой бюджет, а два других — годы, следующие за очередным годом. Бюджетные планы с большим горизонтом планирования подвержены риску значительных ошибок в прогнозах бюджетных доходов и колебании экономической конъюнктуры.
Проанализировав состав системы бюджетного с позиции системного подхода, представим схему.
Рисунок 1 Схема бюджетного планирования
Источник: [36, c.265]
Таким образом, система бюджетного планирования- это система, обеспечивающая целенаправленное воздействие аппарата бюджетного планирования на бюджетную систему (совокупность бюджетных отношении) посредством функционирования механизма бюджетного планирования для формирования и утверждения бюджетного плана, реализующего достижение целей бюджетной политики.
Необходимость развития бюджетного планирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях связана с реформированием финансовых основ федеративных отношений и местного самоуправления, в результате которого были созданы предпосылки для перехода к среднесрочному бюджетному планированию. Стабилизация финансовой системы и межбюджетных отношений позволяют планировать будущие поступления на основе четко сформулированных и не подлежащих ежегодному пересмотру правил. Возникла потребность в создании перспективных программ наращивания собственных доходных источников в условиях увеличения зависимости обеспеченности бюджетов необходимыми средствами от качества разрабатываемой и реализуемой на местах налоговой и экономической политики. Наблюдается тенденция к повышению прозрачности финансовых потоков между федеральным центром и территориями, улучшающих перспективы эффективного менеджмента в области общественных финансов.
Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, обусловливает необходимость выхода за рамки годового горизонта планирования в части достижения всех поставленных целей. Потребности в среднесрочном бюджетировании связаны с необходимостью иметь четко заявленные цели налогово-бюджетной политики на более продолжительный период времени. В бюджетной документации должно быть отражено, как годовой бюджет согласуется с долгосрочными целями государства в области общественных финансов, а также с целевыми показателями дефицита и долга на многолетнюю перспективу.[43, c.217]
Кроме того, повышается актуальность содействия лучшему пониманию избирателями реальных возможностей органов власти региона (муниципального образования) и распределения ответственности между региональными и муниципальными властями.
Среднесрочное бюджетное планирование позволяет решать следующие задачи: [49, c.62]