Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:01, диссертация
Целью работы является совершенствование процесса социально- экономического развития на основе среднесрочного бюджетного планирования в муниципальном образовании г. Тюмень.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Рассмотреть теоретические положения формирования процесса бюджетного планирования;
2) Проанализировать нормативно - правовую базу, регулирующую процессы формирования среднесрочного бюджетного планирования;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕСРОЧНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 7
1.1Процесс бюджетного планирования: сущность 7
1.2 Нормативно- правовое регулирование отношений в сфере среднесрочного бюджетного планирования 13
1.3 Особенности и проблемы внедрения среднесрочного бюджетного планирования в муниципальных образованиях 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СРЕДНЕСРОЧНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ 28
2.1 Прогноз отдельных индикаторов социально- экономического развития и доходов бюджета 28
2.2. Планирование расходов бюджета 33
2.3. Разработка долговой политики 46
ГЛАВА 3. СРЕДНЕСРОЧНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МО Г. ТЮМЕНЬ В 2011-2013 Г.Г. 50
3.1. Элементы среднесрочного бюджетного планирования в бюджетном процессе г. Тюмень 50
3.2. Совершенствование процесса среднесрочного бюджетного планирования г.Тюмень 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
Структура расходов бюджета в разрезе текущих и капитальных на 2011 год представлена на рисунке 4.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рисунок 4. Структура расходов бюджета города на 2011 год в разрезе текущих и капитальных расходов
Источник: [12]
Планирование расходов бюджета, как составная часть процесса планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования, является одним из важнейших его элементов. Соответственно, результаты бюджетного планирования находят отражение в росте благосостояния населения муниципального образования.
Оценка уровня социально- экономического развития муниципального образования г. Тюмень производится по следующим направлениям:
Таблица 4
Прирост численности населения г. Тюмень в 2008-2010 г.г.
Тыс.
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
Прирост численности |
10,44 |
10,1 |
12,2 |
2) Промышленность. Индекс промышленного производства организаций города Тюмени в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 108,9%. Для сравнения: индекс промышленного производства в России составил 108,2%, в Тюменской области – 103,8%.
Рисунок 5. Динамика индекса промышленного производства
по г. Тюмень
Источник: [12]
3) Строительство и инвестиции. В 2010 году объем введенных в действие жилых домов увеличился на 13,2 процента. Индивидуальное жилье в общем объеме введенного жилья занимает 16,2%.
Рисунок 6. Динамика ввода жилых домов
Источник: [12]
4) Развитие малого и среднего бизнеса. Число субъектов малого и среднего предпринимательства постоянно возрастало на протяжении 2008-2010 годов несмотря на мировой финансовый кризис и по состоянию на 01.01.2011 года составило 46 365 ед. (105,7% к 2009 году). Численность работающих в сфере малого и среднего предпринимательства представлена в таблице 5.
Таблица 5
Численность работающих в сфере малого и среднего предпринимательства в 2008-2010 г.г.
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
Численность занятых |
94530 |
103380 |
134400 |
Темп роста |
111,1% |
104,9% |
111% |
5) Потребительский рынок, платные услуги. Общий объем розничной торговли за 2010 года составил 142,3 млрд. руб. или 103,1 % в сопоставимых ценах к уровню прошлого года.
Рисунок 7. Динамика объема розничного товарооборота
Объем платных услуг, оказанных населению за 2008-2010 годы представлен в таблице 6.
Таблица 6
Объем платных услуг, оказанных населению в 2008-2010 г.г.
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
Объем услуг (млн. руб) |
28677,1 |
32319,2 |
35983,7 |
Темп роста |
111% |
117,2% |
103,1% |
6) Жилищно-коммунальное хозяйство. Расходы организаций города Тюмени на жилищно-коммунальное хозяйство за 2010 год составили 10 896 344 тыс. руб., что больше значения аналогичного показателя за 2009 год на 1 952 949,4 тыс. руб. или на 21,8 %.
7) Социальная сфера. В 2008-2010 годах, в рамках реализации территориальной программы «Основные направления развития отрасли «Социальная политика» были реализованы следующие меры социальной поддержки:
- Выделялась помощь семьям из бюджета Тюменской области на развитие личных подсобных хозяйств, семейного, частного предпринимательства, профессиональное обучение и переобучение, трудоустройство;
- в целях
содействия развитию малого
8) Уровень жизни населения. Основным показателем оценки уровня жизни населения является среднемесячная заработная плата одного работающего по городу, данные за 2008-2010 годы представлены в таблице 7.
Таблица 7
Динамика роста заработной платы в 2008- 2010 г.г.
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
Среднемесячная з/п (руб.) |
25408 |
26949 |
29491 |
Рост размера реальной з/п |
107,5% |
96,5%. |
105,9%. |
9) Занятость.
Среднесписочная численность
Таблица 8
Среднесписочная численность работающих в крупных и средних организациях г. Тюмень в 2008-2010 г.г.
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
Среднесписочная численность работающих в крупных и средних организациях |
188422 |
182219 |
182341 |
Темп роста |
98,7% |
96,7% |
101,2% |
10) Безопасность. В последние три года наблюдается постоянное снижение уровня преступности в г. Тюмень, число зарегистрированных преступлений сокращается.
Таблица 9
Количество зарегистрированных преступлений в г. Тюмень в 2008-2010 г.г
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
Количество зарегистрированных преступлений |
24052 |
21811 |
21422 |
Доля особо тяжких преступлений |
28% |
27,5% |
23,1% |
Темп роста |
76% |
90% |
97% |
В целом, по всем показателям социально- экономического развития наблюдается положительная динамика, что свидетельствует об актуальности государственной политики и целевых приоритетов бюджетных расходов.
Для сохранения
и улучшения динамики социально-
экономического развития муниципального
образования г. Тюмень в 2011- 2013 г.г. предусмотрены
следующие направления бюджетны
1. Создание условий для качественного предоставления бюджетных услуг населению.
В рамках данного направления предусматриваются расходы на оказание бюджетных услуг жителям города и обеспечение деятельности учреждений социальной сферы.
В целях повышения эффективности предоставления муниципальных услуг, повышения их доступности и качества Администрацией г. Тюмень разработан и утвержден план мероприятий во исполнение Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Мероприятия по
совершенствованию правового
В целях повышения качества оказания скорой медицинской помощи на территории городского округа на 2011 год запланированы расходы на приобретение нового специализированного автотранспорта для станции скорой медицинской помощи.
Как и в 2010 году, на 2011 год предусмотрены средства на предоставление поддержки юридическим лицам и предпринимателям, организующим содержание детей дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания и в группах полного дня.
Кроме того, осуществление
данного направления
В связи с этим будут продолжены работы по реконструкции, капитальному ремонту муниципальных зданий и помещений, используемых для предоставления бюджетных услуг организациями образования, культуры, здравоохранения.
2. Обеспечение комфортных условий проживания жителей города.
В рамках данного направления
предусмотрены бюджетные
В 2011 году планируется также продолжить работу по строительству, реконструкции автомобильных дорог.
3. Реализация мероприятий в области жилищной политики и развития коммунальной инфраструктуры.
В 2011 будет продолжено выполнение работ по модернизации инженерных сетей. Также предусмотрены расходы на повышение надежности и эффективности работы инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства и приведение их в технически исправное состояние - подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимних условиях. Планируется проведение капитального ремонта жилищного фонда. Кроме того, на 2011 сохранены расходы на содержание и ремонт жилых домов, признанных ветхими.
В целях реализации Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» будет продолжено выполнение мероприятий, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования.
В рамках принятой
долгосрочной целевой программы
«Энергосбережение и повышение
энергетической эффективности в
муниципальном образовании горо
- на возмещение
расходов управляющим