Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:01, диссертация
Целью работы является совершенствование процесса социально- экономического развития на основе среднесрочного бюджетного планирования в муниципальном образовании г. Тюмень.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Рассмотреть теоретические положения формирования процесса бюджетного планирования;
2) Проанализировать нормативно - правовую базу, регулирующую процессы формирования среднесрочного бюджетного планирования;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕСРОЧНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 7
1.1Процесс бюджетного планирования: сущность 7
1.2 Нормативно- правовое регулирование отношений в сфере среднесрочного бюджетного планирования 13
1.3 Особенности и проблемы внедрения среднесрочного бюджетного планирования в муниципальных образованиях 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СРЕДНЕСРОЧНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ 28
2.1 Прогноз отдельных индикаторов социально- экономического развития и доходов бюджета 28
2.2. Планирование расходов бюджета 33
2.3. Разработка долговой политики 46
ГЛАВА 3. СРЕДНЕСРОЧНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МО Г. ТЮМЕНЬ В 2011-2013 Г.Г. 50
3.1. Элементы среднесрочного бюджетного планирования в бюджетном процессе г. Тюмень 50
3.2. Совершенствование процесса среднесрочного бюджетного планирования г.Тюмень 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
- предоставление
муниципальных грантов на
Планируется также продолжить работу по энергосбережению в муниципальных учреждениях и организациях города, в том числе: проведение обязательного энергетического обследования зданий и помещений учреждений образования, культуры, здравоохранения, спорта.
4. Социальная направленность дополнительных расходных обязательств городского округа.
Федеральным законом
«Об общих принципах
В 2011 году планируется направить средства бюджета г.Тюмень на осуществление следующих дополнительных функций (Приложение 2):
Таким образом, расходные обязательства, дополнительно принимаемые на себя городским округом, носят, преимущественно, социальную направленность.
Кроме того, в целях поддержания и развития малого и среднего бизнеса в г. Тюмень в 2011 году планируется предоставление муниципальных преференций субъектам малого и среднего предпринимательства.
Анализ внедрения элементов среднесрочного бюджетного планирования в бюджетный процесс г. Тюмень показал, что г.Тюмень является одним из немногих муниципалитетов, внедрившим у себя практически все элементы перспективного финансового плана.
Неохваченным оказался лишь блок планирования долговой политики по причине отсутствия на протяжении последних несколько лет необходимости привлечения муниципальных заимствований.
Однако, учитывая основные задачи разработки среднесрочного финансового плана, одной из которых является прогнозирование возможностей бюджета по мобилизации доходов и привлечению заимствований, очевидно, что планирование долговой политики муниципального образования является неотъемлемой частью стратегического управления муниципальными финансами.
Особенно актуальным это становится в посткризисный период, характеризующийся сокращением и замедлением темпов роста доходов бюджета г. Тюмень.
В результате этого целесообразным является разработка механизма планирования долговой политики на основе концепции долговой емкости бюджета. При этом планирование долговой политики осуществляется на основе расчета долговой емкости бюджета, сводного графика обслуживания и погашения существующих прямых обязательств и ожидаемой финансовой ответственности по условным обязательствам, доступной долговой емкости бюджета.
Долговая емкость бюджета определяется как превышение доходов бюджета над текущими расходами бюджета без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств, ассигнований на погашение просроченной кредиторской задолженности и резервирования средств под возможную финансовую ответственность по условным обязательствам в каждом периоде выбранного интервала времени.
Рассмотрим предлагаемую процедуру планирования прямых и условных долговых обязательства на примере г. Тюмень.
Исходной информацией для планирования прямых и условных обязательств являются:
- показатели
среднесрочного бюджета г. Тюме
- потребность
в денежных средствах на
- потребность
в предоставлении
- информация
о муниципальном долге г. Тюмен
Процесс планирования прямых и условных обязательств состоит из двух этапов:
1) планирование расходов по погашению и обслуживанию уже принятых прямых и условных обязательств г. Тюмень;
2) планирование
объемов вновь привлекаемых
В качестве ограничений при планировании расходов по погашению и обслуживанию уже принятых прямых и условных обязательств, применяются:
- нормы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- объем и условия привлечения уже принятых прямых и условных обязательств;
- долговая емкость бюджета города.
Планирование расходов по погашению и обслуживанию уже принятых прямых и условных обязательств осуществляется с целью оценки возможности их исполнения за счет доходов бюджета в планируемом интервале времени.
На основе данных об объеме и условиях привлечения прямых и условных обязательств, составляется сводный график обслуживания и погашения существующих прямых обязательств и ожидаемой финансовой ответственности по условным обязательствам. Данный график представляет собой суммарный объем платежей по обслуживанию и погашению существующих прямых обязательств и резервирования финансовых средств под возможную ответственность по принятым условным обязательствам в каждом периоде выбранного интервала времени.
Доступная долговая емкость бюджета г. Тюмень для новых заимствований определяется как разница между долговой емкостью бюджета г. Тюмень и сводным графиком обслуживания и погашения существующих прямых обязательств и ожидаемой финансовой ответственности по условным обязательствам.
Результатом планирования расходов по обслуживанию и погашению уже принятых прямых и условных обязательств являются:
В качестве ограничений при планировании объемов вновь привлекаемых прямых и условных обязательств применяются:
- нормы, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- долговая емкость бюджета города;
- наличие предложений
со стороны финансово-
Планирование объемов вновь привлекаемых прямых и условных обязательств осуществляется на основе потребностей в заимствованиях на указанные цели.
По целям заимствований прямые обязательства подразделяются на следующие виды:
Объемы операций по рефинансированию, заимствованиям на покрытие кассовых разрывов бюджета, инвестиционным заимствованиям, предоставлению муниципальных гарантий вычитаются из доступной долговой емкости по очередности.
Потребность в
рефинансировании возникает, когда
объемы обслуживания и погашения
уже существующих обязательств выходят
за установленные ограничения (законодательные
ограничения или пределы
Заимствования на рефинансирование планируются таким образом, чтобы сводный график обслуживания и погашения существующих прямых обязательств и ожидаемой финансовой ответственности по условным обязательствам с учетом рефинансирования не выходил за установленные ограничения (законодательные ограничения или пределы долговой емкости бюджета).
Потребность в инвестиционных заимствованиях определяется территориальным, отраслевым (функциональным) органом Администрации г. Тюмень, ответственным за формирование инвестиционной программы г. Тюмень (программы капитальных расходов).
Предельный объем инвестиционных заимствований определяется как разница между возможностями бюджета города в привлечении новых заимствований, определенных доступной долговой емкостью и ограничениями кредитного рынка, уменьшенной на величину потребностей в вынужденном рефинансировании.
Результатом процедуры планирования инвестиционных заимствований и заимствований на рефинансирование является набор конкретных рыночных инструментов с графиком их обслуживания и погашения, а также список инвестиционных проектов (программ), которые могут быть профинансированы в планируемом году.
Потребность в заимствованиях на финансирование кассовых разрывов на планируемый год формулируется в рамках системы бюджетного планирования в форме величины и длительности кассовых разрывов
Результатом планирования заимствований на финансирование кассовых разрывов является набор конкретных рыночных инструментов с графиком их обслуживания и погашения.
Планирование новых условных обязательств представляет собой процесс отбора планируемых к выдаче гарантий в объемах, допускаемых ограничениями по долговой емкости.
Отбор осуществляется исходя из упорядоченного по приоритетности перечня гарантий, составляемого департаментом финансов. Для каждой гарантии перечень должен включать объем и условия привлечения, погашения и обслуживания необходимых заемных средств, а также оценку ожидаемой финансовой ответственности, которая определяется на основе качества гарантий.
Результатом планирования
является список планируемых к принятию
в будущем периоде условных обязательств,
а также требуемый объем
Предлагаемый механизм расчета действующих и планируемых долговых обязательств следующий:
1. Расчет долговой емкости бюджета
Расчет долговой емкости бюджета для периода i (ДЕi) определяется по следующей формуле:
ДЕi = Доходыi
–Расходыi, где:
Доходыi – доходы бюджета в i-ом периоде,
Расходыi – текущие расходы бюджета без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств, ассигнований на погашение просроченной кредиторской задолженности и резервирования средств под возможную ответственность по условным обязательствам в i-ом периоде.
Расчет долговой емкости производится на текущий финансовый год, на перспективный период и на каждый заданный промежуток времени в процессе исполнения бюджета.
Сумма значений долговой емкости бюджета города за все рассматриваемые периоды времени составляет долговую емкость бюджета города на выбранном интервале времени (ДЕ):
ДЕ =
{ДЕi}, i=1,…,N, где:
N –число периодов в интервале расчета.
2. Расчет сводного
графика обслуживания и
Расчет сводного графика обслуживания и погашения существующих прямых обязательств и ожидаемой финансовой ответственности по условным обязательствам для периода i (СГi) осуществляется по следующей формуле:
, где: (12)
i – период расчета,
j – вид прямого обязательства,
Погашениеi j – расходы на погашение прямого обязательства j в i-ом периоде,
Обслуживаниеi j – расходы на обслуживание прямого обязательства j в i-ом периоде,
Ожидаемый платежi k – ожидаемый объем финансовой ответственности по k-ому условному обязательству в i-ом периоде.
Ожидаемый объем финансовой ответственности по условному обязательству вычисляется как произведение объема возможной выплаты по обязательству на оценку вероятности наступления гарантийного случая. Вероятность наступления гарантийного случая по условному долговому обязательству, предоставленному юридическим лицам, оценивается как доля условных долговых обязательств, по которым наступил гарантийный случай, в общем объеме условных долговых обязательств за последние два финансовых года.
Если погашение или обслуживание обязательства не произведено в срок, то при составлении сводного графика обслуживания и погашения существующих прямых обязательств и ожидаемой финансовой ответственности по условным обязательствам, исполнение всех просроченных обязательств относится на ближайший следующий период.
Сумма значений сводного графика за все рассматриваемые периоды времени представляет собой сводный график обслуживания и погашения существующих прямых обязательств и ожидаемой финансовой ответственности по условным обязательствам на выбранном интервале времени (СГi )
СГ =
{СГi}, i=1,…N, где: