Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:01, диссертация
Целью работы является совершенствование процесса социально- экономического развития на основе среднесрочного бюджетного планирования в муниципальном образовании г. Тюмень.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Рассмотреть теоретические положения формирования процесса бюджетного планирования;
2) Проанализировать нормативно - правовую базу, регулирующую процессы формирования среднесрочного бюджетного планирования;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕСРОЧНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 7
1.1Процесс бюджетного планирования: сущность 7
1.2 Нормативно- правовое регулирование отношений в сфере среднесрочного бюджетного планирования 13
1.3 Особенности и проблемы внедрения среднесрочного бюджетного планирования в муниципальных образованиях 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА СРЕДНЕСРОЧНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ 28
2.1 Прогноз отдельных индикаторов социально- экономического развития и доходов бюджета 28
2.2. Планирование расходов бюджета 33
2.3. Разработка долговой политики 46
ГЛАВА 3. СРЕДНЕСРОЧНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МО Г. ТЮМЕНЬ В 2011-2013 Г.Г. 50
3.1. Элементы среднесрочного бюджетного планирования в бюджетном процессе г. Тюмень 50
3.2. Совершенствование процесса среднесрочного бюджетного планирования г.Тюмень 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
Процесс планирования расходов
бюджета можно условно
В существующей теории выделяют следующие основные методы планирования расходов бюджета:
Рассмотрим подробнее
каждый из приведенных методов
1. Под нормативным
методом расчета бюджетных
Оценка объема бюджетных ассигнований, необходимых для предоставления бюджетных услуг производится по каждой из услуг по формуле:
БА(n+1)=Vn*N , где:
БА(п+1) - объем бюджетного ассигнования в планируемом году в денежных единицах;
Vn - планируемый объем предоставления услуг в натуральном выражении;
N- норматив стоимости натуральной единицы услуги.
В связи с отсутствием
системы стандартов на федеральном
уровне многие субъекты Федерации, муниципальные
образования разрабатывают собс
Такими нормативами могут быть:
Нормы могут быть обязательными
(устанавливаются
Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).
У данного метода есть
два безусловных преимущества - стабильность
и предсказуемость, что способствует
успешному внедрению среднесроч
Серьезный минус нормативного метода бюджетирования заключается в том, что не анализируется эффективность, а, следовательно, необходимость финансирования того или иного ведомства в целом. [23, c.206]
2. Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании расходов на основе целей бюджетной политики в каждой сфере предоставления бюджетных услуг. Каждый вид расходов при этом планируется в виде программы со своими целями, задачами и планируемыми ресурсами.
Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению финансовых средств по конкретным программам и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств.
В последнее десятилетие в нашей стране этот метод бюджетного планирования и финансирования неуклонно расширяется. Этому способствуют разработка и осуществление многих федеральных и региональных экономических, социальных, экологических и других программ. Следует полагать, что в перспективе этот метод будет находить все более широкое распространение.
На уровне муниципального
образования программно-
Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и программ, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчета необходимого объема бюджетных ассигнований лежат объемные показатели деятельности учреждений (число коек, число учащихся, число групп, классов и т. д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.
Несмотря на постепенное повышение качества планирования, управления и контроля за ходом реализации целевых программ, методические и организационно-правовые основы их формирования и реализации нуждаются в совершенствовании. Основными задачами при этом являются:
3. Под методом индексации
бюджетных расходов понимается
расчет объема бюджетного
Расчет объема бюджетных ассигнований при использовании метода индексации на уровень инфляции или иной коэффициент, соответствующий стоимости товаров, работ, услуг можно представить в виде следующей формулы:
БА(n+1)=
БАn*Iинфл/100% , где:
БА(п+1) - объем бюджетного ассигнования в планируемом году в денежных единицах;
БАп - объем бюджетного ассигнования в году, предшествующем планируемому в денежных единицах;
Iинфл - прогнозируемый индекс потребительских цен;
Специфика индексного метода
состоит в том, что в индексе
количественно несравнимые
Этот метод, называемый
также планированием «от
Среднесрочный финансовый план, может быть использован как для повышения эффективности текущих расходов, так и для планирования бюджетных инвестиций в соответствии с приоритетами социально- экономического развития. Однако, значение его для планирования бюджетных инвестиций выше. В связи с этим подробнее рассмотрим подходы к планированию бюджетных инвестиций в рамках среднесрочного финансового плана.
Важнейшим этапом бюджетного планирования является выбор целей и приоритетов бюджетной политики на долгосрочную перспективу. Выбор происходит на основе прогноза социально-экономического развития. В значительной степени выбор приоритетов определяет структуру бюджетных инвестиций. Более того, оценка эффективности бюджетных расходов ведется на основе анализа фактической ситуации после произведенных расходов и целевых установок. Очевидно, что максимально эффективными считаются бюджетные программы, в наибольшей степени достигшие поставленной цели. Ошибки на стадии определения приоритетов бюджетной политики являются самыми дорогостоящими, поэтому желательно, чтобы целевые установки корректировались в результате анализа влияния экономической политики на ключевые индикаторы социально-экономического развития в долгосрочной перспективе. Таким образом, определение целей и приоритетов является сложным итеративным процессом, в ходе которого может потребоваться повторить вес вышеописанные стадии прогнозирования несколько раз. [15, c.109]
Тенденция к формализации процедур и критериев отбора инвестиционных проектов на муниципальном уровне в Российской Федерации стала проявляться сравнительно недавно, что обусловлено рядом причин как субъективного, так и объективного характера. К первым следует отнести то обстоятельство, что муниципальная нормативная база в сфере управления финансами традиционно формировалось преимущественно за счет дублирования и адаптации норм, принятых на региональном уровне, которые, в большинстве случаев, носили рамочный характер и не содержали рекомендаций по проведению формализованной оценки социальной и бюджетной эффективности инвестиционных проектов.
К числу объективных причин, в силу которых отбор инвестиционных проектов на основе использования формализованных методик не получил должного распространения на муниципальном уровне, можно отнести следующие обстоятельства:
- во-первых, круг муниципалитетов,
обладающих собственными
Тем не менее, в последние
несколько лет, в ряде крупных
муниципальных образований
Рассмотрим сложившийся в практике муниципальных образований порядок формирования инвестиционной программы.
1. Отбор инвестиционных проектов
Под проектом следует понимать набор мероприятий, направленных на достижение поставленной цели.
Одним из самых важных моментов при оценке конкретного проекта является рассмотрение альтернативных вариантов достижения целей, поставленных перед проектом. Таких вариантов иногда бывает несколько. Некоторые, например, могут быть проще в реализации с технической точки зрения, но менее эффективны с точки зрения экономического эффекта. Основным критерием выбора между различными вариантами является общий экономический эффект от его реализации для общества. Проект является приемлемым с экономической точки зрения, если, согласно проведенным оценкам, чистые выгоды (превышение выгод над издержками) от его реализации для общества в целом больше аналогичного показателя для всех известных альтернативных проектов.
Для более эффективной оценки проектов необходимо применять процедуру экономического анализа. Его основные задачи - разработка и выбор наиболее эффективных проектов. На ранних стадиях разработки проекта экономический анализ наиболее эффективен, поскольку позволяет выявить и отбросить неэффективные проекты или неэффективные компоненты проекта. Однако его целесообразно применять и на более поздних стадиях, так как иногда лучше отказаться от реализации проекта, чем продолжать его воплощение.
Экономический анализ позволяет оценить влияние проекта на его прямых и косвенных участников, на общество в целом. Он также позволяет оценить риски, связанные с осуществлением проекта.
В процессе оценки проекта необходимо обратить внимание:
Для успешной реализации проекта необходимо учитывать особенности как самого проекта, так и сектора экономики, в котором предполагается реализовывать проект, а также, в целом, особенности экономической политики страны. Основная проблема в этой связи - определить, являются ли макроэкономические, институциональные и природные условия благоприятными для реализации данного проекта. Значительная часть первоначальной оценки проекта должна быть посвящена технической и институциональной возможностям реализации проекта с учетом социально- экономической ситуации в стране, проводимой макроэкономической политики, соответствия целей проекта и целей экономической политики страны. Именно на первом этапе из общего числа проектов отбираются те, которые соответствуют этим требованиям.
В ходе оценки должен быть
проведен также анализ бюджетной
и социальной эффективности инвестиционного
проекта, расчет интегральной оценки эффективности
для каждого из проектов. На основе
вычисленных индикаторов