Бюджетное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 15:59, реферат

Краткое описание

Бюджет и государственная бюджетная система в целом являются совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВНП и национального дохода. Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета следует рассматривать, прежде всего, на основе развития и совершенствования экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной формах доходов и расходов.
Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании бюджетной системы.

Файлы: 1 файл

Бюджетное планирование.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

Введение

 

Бюджет и  государственная бюджетная система  в целом являются совокупностью  экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВНП и национального дохода. Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета следует рассматривать, прежде всего, на основе развития и совершенствования экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной формах доходов и расходов.

Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных экономических условий, поскольку она зависит от системы производственных отношений, того или иного способа производства и определяется ею.

В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.

Для того чтобы  управлять будущим, человечество создало  определенные механизмы, которые в экономической науке называются – прогнозирование, макроэкономическое планирование и экономическое программирование.

В настоящее  время следует отметить непрерывно растущую потребность в планировании.

Теория планирования и прогнозирования экономики  базируется на экономической теории. Если последняя изучает глубинные процессы экономического развития, устанавливает их суть, движущие силы для любых общественно-экономических формаций, то прогнозирование и планирование являются рабочим инструментом определения величин экономических показателей, позволяют выявить наиболее эффективные методы регулирования социально-экономических процессов в обществе и одновременно выступают в качестве методологической основы при рассмотрении вопросов прогнозирования и планирования отраслевых экономик, таких, как экономика промышленности, экономика транспорта, экономика строительства и др. Таким образом, место теории планирования и прогнозирования в системе экономических дисциплин определяется тем, что она является как бы связующим звеном экономической теории, с одной стороны, и отраслевыми экономиками – с другой. Данная наука имеет тесную связь со статистикой, от которой она заимствует методы анализа и необходимые сведения для расчетов.

Целью данной работы является рассмотрение бюджетного планирования как инструмента регулирования экономики.

Бюджетное планирование как инструмент регулирования  экономики

 

Бюджетное планирование является составной частью финансового  планирования и одним из важнейших  инструментов государственного регулирования экономики.

Бюджетное планирование представляет собой процесс определения  той части финансовых ресурсов, которая  за планируемый период может быть аккумулирована в бюджете и использована на различные цели. Основой бюджетного планирования является бюджетное прогнозирование, под которым понимается процесс составления прогнозов (предположений) о возможных состояниях бюджета в будущем. Бюджетное планирование базируется на бюджетном прогнозировании и показателях социально-экономического развития страны и ее территорий.

Основными принципами планирования бюджета являются:

- принцип преемственности  - планирование бюджета с соблюдением  направлений среднесрочной фискальной  политики, принятых за основу  в предыдущий период, с учетом  результатов исполнения бюджета  истекшего и текущего финансовых годов;

- принцип приоритетности - планирование бюджета с соблюдением  приоритетных направлений социально-экономического  развития на предстоящий среднесрочный  период;

- принцип обоснованности - планирование бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений или расходов и обоснованность их объемов.

Основные задачи бюджетного планирования:

- определение общего объема бюджетных ресурсов и их распределение по отдельным министерствам и ведомствам, конкретным бюджетополучателям;

определение необходимых  пропорций между централизованными  и децентрализованными финансовыми  ресурсами;

- выявление финансовых резервов государства и местных органов власти;

- расчет доходов и расходов бюджетов с разбивкой по статьям и временным периодам;

- обеспечение сбалансированности бюджетов или источников покрытия их дефицитов (определение направлений расходования профицитов);

- бюджетное регулирование;

- государственный финансовый контроль за ходом выполнения бюджета.

Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов:

  • составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней;
  • рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных и представительных органах государственной власти разных уровней и в органах местного самоуправления;
  • поквартальное распределение финансовыми органами государственных, и региональных уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей.

При реализации процесса бюджетного планирования применяются  различные методы.

Нормативный метод основан на использовании таких норм и нормативов, как нормативы распределения регулирующих доходов, предельные размеры бюджетного дефицита, минимальные социально-экономические стандарты, нормы бюджетной обеспеченности и др.

В последние годы получил широкое  распространение программно-целевой метод. Он предусматривает составление конкретных программ для решения поставленных задач с указанием источников их финансирования и направления использования средств по программе.

Индексный метод основан на использовании различных индексов, отражающих динамику цен, уровня жизни населения, доходов и расходов, индекса дефлятора и т. д.

Балансовый метод увязывает доходы и расходы бюджетов, позволяет выявить избыток или недостаток бюджетных средств.

Аналитический метод является обязательным для использования, так как процесс бюджетного планирования начинается с экономического анализа исполнения доходов и расходов бюджета за предыдущий период. Этот метод позволяет выявить динамику бюджета.

Метод экспертных оценок позволяет определить тенденции развития бюджета на основе знаний и опыта высококвалифицированных экспертов.

Метод математического моделирования применяется чаще всего в бюджетном прогнозировании и позволяет выявить оптимальный вариант развития бюджета с учетом влияния различных факторов и их изменения.

Бюджетное планирование в Республике Казахстан осуществляют соответствующие органы государственной власти и финансовые органы: Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан, Министерством финансов Республики Казахстан, территориальные финансовые органы, налоговые органы, бюджетополучатели.

Главной целью совершенствования бюджетного планирования в Казахстане в последние годы стало внедрение системы бюджетного планирования, ориентированной на результаты.

Такая система  позволяет оценивать качество предоставления государственных услуг,  степень  достижения  стратегических  целей  и  задач, а также используется как инструмент повышения производительности работы государственных органов.

На сегодняшний  день в Казахстане принят комплекс мер по реформированию системы государственного планирования и внедрению бюджетирования, ориентированного на результат. В 2007 году утверждена Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты. Далее в 2008 году разработан новый Бюджетный кодекс, который установил четкую взаимосвязь стратегического, экономического и бюджетного планирования. Также принят Указ Президента Республики Казахстан «О системе государственного планирования в Республике Казахстан». Кроме того, действуют методологические основы разработки стратегических планов, операционных планов, типовых соглашений и др.

Система государственного планирования представляет собой комплекс

взаимосвязанных элементов, состоящий из принципов, документов, процессов и участников государственного планирования, обеспечивающий развитие страны на долгосрочный (свыше 5 лет), среднесрочный (от года до 5 лет) и краткосрочный (до 1 года) периоды.

Структуру нормативно-правой базы бюджетного процесса можно представить в следующем рисунке 1.

 

Рисунок 1.

 

Бюджетный кодекс Республики Казахстан в бюджетном  процессе является наиболее важным документом, который ставит перед собой цель регулирования бюджетных, межбюджетных отношений, установку основных положений, принципов и механизмов функционирования бюджетной системы, образования и использования бюджетных средств, а также формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан.

Прогнозирование поступлений бюджета осуществляется уполномоченным органом по бюджетному планированию на основе среднесрочного плана социально-экономического развития республики или региона и среднесрочной  фискальной политики на предстоящий трехлетний период.

Отражение поступлений  в бюджет в виде стоимости товаров (работ, услуг) допускается только при  получении грантов, а также в  случаях, предусмотренных международным  договором, ратифицированным Республикой  Казахстан.

При этом в расходах должна предусматриваться бюджетная программа в объеме, равном стоимости полученных товаров (работ, услуг).

Методика прогнозирования  поступлений бюджета разрабатывается  и утверждается центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.

Прогнозные показатели поступлений бюджета на предстоящий финансовый год рассматриваются и одобряются бюджетной комиссией.

Процессы бюджетного планирования в нашей стране происходит следующим образом.

 

Определение лимитов расходов бюджета.

Уполномоченный  орган по бюджетному планированию на основе среднесрочной фискальной политики формирует лимиты расходов бюджета для текущих бюджетных программ и бюджетных программ развития.

Лимиты расходов бюджета рассматриваются и одобряются бюджетной комиссией.

 Доведение лимитов расходов бюджета до администраторов бюджетных программ и на бюджетные программы развития в уполномоченный орган по экономическому планированию для отбора бюджетных инвестиционных проектов (программ) осуществляется уполномоченным органом по бюджетному планированию.

 

Составление бюджетных заявок администраторами бюджетных программ.

Бюджетная заявка представляет собой совокупность документов, ежегодно составляемых и представляемых администратором бюджетных программ на предстоящий финансовый год и  трехлетний период для обоснования необходимости бюджетных программ и определения суммы их финансирования при разработке бюджета.

Бюджетная заявка составляется на основе:

  • единой бюджетной классификации;
  • лимитов расходов бюджета;
  • бюджетной заявки на трехлетний период, одобренной бюджетной комиссией в истекшем финансовом году;
  • среднесрочного плана социально-экономического развития республики или региона и среднесрочной фискальной политики;
  • перечня приоритетных бюджетных инвестиционных проектов (программ).

Администратор бюджетной программы ежегодно составляет только одну бюджетную заявку, за исключением  случаев уточнения бюджета.

Бюджетная заявка администратора бюджетных программ включает в себя:

1. перечень  бюджетных программ (подпрограмм) и суммы расходов по ним;

2. пояснительную  записку к бюджетной программе;

3. проект паспорта  бюджетной программы (подпрограммы), включенной в бюджетную заявку;

4. информацию  о кредиторской задолженности  по состоянию на 1 января текущего  финансового года с обязательной разбивкой общей суммы кредиторской задолженности по годам с указанием основных причин ее возникновения;

5. информацию  о дебиторской задолженности  по состоянию на 1 января текущего  финансового года с обязательной  разбивкой общей суммы дебиторской задолженности по годам с указанием основных причин ее возникновения;

6. информацию  о полученных и использованных  связанных грантах по состоянию  на 1 января текущего финансового  года с обязательной разбивкой  суммы грантов по направлениям  расходования;

7. расчеты расходов  по бюджетной программе (подпрограмме), включенной в бюджетную заявку;

8. другую информацию.

Прогноз поступлений  и расходов денег от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями, остающихся в их распоряжении, на соответствующий финансовый год составляется по форме, установленной центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию, и представляется вместе с бюджетной заявкой.

Информация о работе Бюджетное планирование