Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 15:59, реферат
Бюджет и государственная бюджетная система в целом являются совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВНП и национального дохода. Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета следует рассматривать, прежде всего, на основе развития и совершенствования экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной формах доходов и расходов.
Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании бюджетной системы.
Перечень бюджетных программ (подпрограмм) определяет бюджетные программы, планируемые администратором на предстоящий трехлетний период, в установленной форме с указанием отчетных данных за истекший год, плановых показателей на текущий год и прогнозных показателей на предстоящий трехлетний период.
Пояснительная записка к бюджетной программе определяет краткую характеристику планируемой бюджетной программы, раскрывает ее сущность, необходимость и роль в социально-экономическом развитии республики или региона, указывает причины отклонения от прошлогодней бюджетной заявки.
Расчеты расходов по бюджетной программе (подпрограмме) раскрывают количественные и стоимостные показатели бюджетных программ, определяемые с учетом утвержденных натуральных норм.
Рассмотрение бюджетных заявок.
Бюджетные заявки рассматриваются уполномоченным органом по бюджетному планированию, который проводит их оценку и готовит по ним соответствующее заключение. Администратор бюджетной программы обязан вносить бюджетную заявку в пределах лимита расходов.
Бюджетная комиссия рассматривает бюджетные заявки и заключение уполномоченного органа по бюджетному планированию и принимает по ним решение.
Разногласия
между администраторами
После принятия бюджетной комиссией окончательного решения по бюджетным программам администраторы бюджетных программ не вправе представлять дополнительные заявки.
Разработка проекта закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию на основе принятых Республиканской бюджетной комиссией решений составляет окончательный вариант проекта республиканского бюджета на предстоящий финансовый год и вносит его на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии. Рассмотрение и определение окончательного варианта проекта республиканского бюджета на предстоящий финансовый год завершаются не позднее 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому году. Текст проекта закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год должен содержать:
1. объемы доходов, затрат, операционного сальдо, чистого бюджетного кредитования, сальдо по операциям с финансовыми активами, дефицита (профицита), финансирования дефицита (использования профицита) республиканского бюджета предстоящего финансового года;
2. минимальные
размеры заработной платы,
3. объемы бюджетных изъятий из местных бюджетов в республиканский бюджет;
4. объемы бюджетных
субвенций, передаваемых из
5. размер резерва
Правительства Республики
6. сумму выполнения
обязательств по
7. лимит предоставления
государственных гарантий
8. лимит правительственного долга;
9. другие положения.
К проекту закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год прилагаются:
1. проект республиканского
бюджета на соответствующий
2. объемы поступлений
от организаций сырьевого
3. объем поступлений
от приватизации имущества,
4. минимальные объемы расходов местных бюджетов на социально важные программы;
5. перечень
бюджетных программ развития
республиканского бюджета с
6. перечень
республиканских и местных
7. другие данные.
Размер утверждаемого дефицита (профицита) республиканского бюджета на соответствующий финансовый год отражается в денежном выражении и процентах к валовому внутреннему продукту.
Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию не позднее 15 августа текущего года представляет проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год на рассмотрение Правительству Республики Казахстан.
Центральные государственные органы до начала нового финансового года с учетом прогнозных показателей государственного и республиканского бюджетов на предстоящий трехлетний период проводят анализ действующих нормативных правовых актов, исполнение которых влечет дополнительное расходование бюджетных средств, и разрабатывают предложения об их отмене, приостановлении или о внесении в них изменений и дополнений.
Сегодня система государственного планирования включает в себя следующие элементы:
1) стратегические программные документы – Стратегия «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», ежегодные послания Главы государства народу Казахстана, государственные программы и стратегические документы;
2) макроэкономический прогноз и основные параметры фискальной политики;
3) стратегический
план развития
4) республиканский (местный) бюджет;
5) целевые программы государственного органа;
6) операционный план государственного органа;
7) отчет государственного органа.
Заключение
Таким образом,
Республикой Казахстан
Сформировавшая процедура реализации отраслевых и бюджетных программ не обеспечивает полное достижение стратегических целей, эффективное бюджетное планирование. Внедренная практика принятия стратегических планов не способствует переходу государственных органов к функционированию на их основе. Часто формулируемые цели и задачи носят декларативный характер и не могут быть решены конкретным государственным органом, то есть не учитывают тех ограничений, которые у них имеются. При этом целевые индикаторы и прямые результаты тяжело поддаются количественному измерению, по факту бюджетное планирование осуществляется по старой системе «управления затратами». Существуют также вопросы по проведению мониторинга реализации стратегических и программных документов, отраслевых программ и стратегических планов государственных органов.
Кроме того, многие государственные органы не обеспечивают широкий доступ к принятым стратегическим планам и отчетам об их исполнении на официальных интернет-ресурсах, не ведут рубрику «Гражданский бюджет».
Однако основной проблемой остается качество разрабатываемых социально-экономических прогнозов и планов. В первую очередь это относится к среднесрочным программным документам.
Вместе с тем, с учётом негативных тенденций в мировой экономике, сокращения внешнего спроса и цен на традиционную продукцию казахстанского экспорта и понижения прогнозов по ВВП необходимо после утверждения бюджета приступить к разработке бюджетной стратегии, предоставляющей возможности осуществления бюджетного маневра. Такая стратегия должна учесть существующие риски, закрепить подчинение ведомственных программ стратегическим целям национальной экономики, заложить возможности оптимизации бюджета ввиду внешних вызовов.
Данная стратегия
должна быть нацелена на достижение конкретных
результатов роста
Индикаторы бюджетной стратегии также должны корректироваться на реальные значения инфляции и роста тарифов, которые обесценивают определённую часть показателей социально-экономического развития.
Список использованной литературы:
1. Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2011–2013 годы» от 29.11.2010 № 357-IV
2. Стратегический
план развития Республики
3. Указ Президента Республики Казахстан «О системе государственного планирования» от 18 июня 2009 года № 827
4. Концепция
по внедрению системы
5. Прогноз социально-
6. Прогноз социально-
Бюджетное планирование как инструмент регулирования экономики
Выполнила: Маметова А.С.
Астана, 2012 г.