Методы бюджетного планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 05:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и прогнозирования.
К задачам данной курсовой работы можно отнести:
изучение основ бюджетной системы Российской Федерации;
изучение методов бюджетного планирования и прогнозирования;
рассмотрение методологических подходов к бюджетному планированию и прогнозированию;
внесение предложений по повышению эффективности планирования и прогнозирования бюджета.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………..…4
1.1 Бюджетная система Российской Федерации………………………………..4
1.2 Бюджетный процесс в Российской Федерации …………………………..10
2 МЕТОДОЛОГИЯ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ……………………………………………………….…17
2.1 Понятие бюджетного планирования его принципы и задачи…………….17
2.2 Методы бюджетного планирования………………………………………..22
2.3 Сущность, содержание и виды бюджетного прогнозирования…………..27
2.4 Методы бюджетного прогнозирования…………………………………….30
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В БЮДЖЕТНОМ ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ………….….34
3.1 Совершенствование системы бюджетирования, ориентированной на результат………………………………………………………………………….34
3.2 Предложения по повышению качества управления бюджетными доходами………………………………………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….47

Файлы: 1 файл

Методы бюджетного планирования и прогнозирования 23.11.12.doc

— 380.50 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…2

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………..…4

1.1 Бюджетная система Российской  Федерации………………………………..4

1.2 Бюджетный процесс в Российской Федерации …………………………..10

2 МЕТОДОЛОГИЯ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ  И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ……………………………………………………….…17

2.1 Понятие бюджетного планирования  его принципы и задачи…………….17

2.2 Методы бюджетного планирования………………………………………..22

2.3 Сущность, содержание и виды  бюджетного прогнозирования…………..27

2.4 Методы бюджетного прогнозирования…………………………………….30

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  В БЮДЖЕТНОМ ПЛАНИРОВАНИИ И  ПРОГНОЗИРОВАНИИ………….….34

3.1 Совершенствование системы бюджетирования, ориентированной на результат………………………………………………………………………….34

3.2 Предложения по повышению  качества управления бюджетными  доходами………………………………………………………………………….39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….47


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что эффективность процессов и методов бюджетного планирования и прогнозирования непосредственно влияет на экономику Российской Федерации.

При правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально повлиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно – технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Прогнозирование и планирование являются рабочим инструментом определения величин экономических показателей, позволяют выявить наиболее эффективные методы регулирования социально-экономических процессов в обществе.

Бюджетное планирование - важнейшая  составная часть финансового  планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.

Его экономическая сущность заключается  в централизованном распределении  и перераспределении стоимости  общественного продукта и национального  дохода между звеньями финансовой системы  на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.

Бюджетное прогнозирование – это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и прогнозирования.

К задачам данной курсовой работы можно отнести:

  • изучение основ бюджетной системы Российской Федерации;
  • изучение методов бюджетного планирования и прогнозирования;
  • рассмотрение методологических подходов к бюджетному планированию и прогнозированию;
  • внесение предложений по повышению эффективности планирования и прогнозирования бюджета.

Предметом исследования данной курсовой работы выступают вопросы бюджетного планирования и прогнозирования. Объектом является методология бюджетного планирования и прогнозирования.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили  фундаментальные концепции и  прикладные исследования, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области региональной экономики, межбюджетных и финансово-экономических отношений. Информационная база: законодательные акты, учебно-методическая литература, научные статьи и публикации, посвящённые данной проблеме.

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Бюджетная система Российской  Федерации

 

Бюджетная система Российской Федерации  – это основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетное устройство – организация бюджетной системы, принципы ее построения. Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются1:

  1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.
  2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системой Российской Федерации. Принцип этот состоит в закреплении Соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.
  3. Самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

а) право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

б) наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в  соответствии с законодательством  России;

в) законодательное закрепление  регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;

г) право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.

4. Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов. Этот принцип означает, что  все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.

5. Принцип сбалансированности бюджетов. Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов  должен соответствовать суммарному  объему доходов бюджета и источников  финансирования его дефицита. При  составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств.  Принцип эффективности экономности  использования бюджетных средств означает, что при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.

7. Принцип гласности. Принцип  гласности означает опубликование  в открытой печати утвержденных  бюджетов и отчетов об их  исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность  иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

8. Принцип достоверности бюджета.

Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей прогнозов  социально- экономического развития соответствующей  территории и реалистичность расчета  доходов и расходов бюджета.

9. Принцип адресности и целевой  характер бюджетных средств.

Принцип адресности и целевой характер бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение конкретных получателей  бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей2.

Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему (рис. 1.1)3:

  • первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень – местные бюджеты.

Каждый из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.

 


Рис. 1.1. Схема бюджетной системы Российской Федерации

 

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений звеньями бюджетной системы являются: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе:

  • бюджеты муниципальных районов, городских округов;
  • бюджеты городских и сельских поселений.

Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса4.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается  Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим  статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России5.

Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.6

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующий год. Структура консолидированного бюджета представлена на рисунке 1.2.

 


 

 

Рис.1.2. Структура консолидированного бюджета Российской Федерации

 

Этот бюджет используется для свода статистических данных и анализа показателей бюджетной системы, а также при установлении нормативов отчислений от налогов в нижестоящие бюджеты7.

Структура консолидированного бюджета  субъекта Российской Федерации представлена на рисунке 1.3.


Рис. 1.3. Бюджетная система субъектов Российской Федерации

 

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной  классификации, в которой выделяются целевые направления государственной  деятельности, вытекающие из основных функций государства.

В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов)8.

Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета и должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов.

Согласно экономической  классификации все затраты разграничиваются в соответствии с предметной ( экономической) структурой бюджета ,т.е. по направлениям расходования (на оплату труда государственных  служащих, капитальные вложения в  основные фонды , выплату субсидий предприятиям и населению и т.д.9

1.2 Бюджетный процесс в Российской Федерации

 

Бюджетный процесс представляет собой  регламентируемую нормами права  деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления, других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, по утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс включает следующие  стадии: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Эти стадии осуществляются в строгой  последовательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвязаны между собой. Бюджетный период представляет собой срок, в течение которого действует утвержденный бюджет.10

Участниками бюджетного процесса в  Российской Федерации являются: Президент  РФ; органы законодательной (представительной) государственной власти; органы исполнительной государственной власти, органы местного самоуправления, включая финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов и другие уполномоченные органы; органы денежно-кредитного регулирования (Центральный банк РФ); кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов; органы государственного и муниципального финансового контроля; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия (ст. 152 БК РФ).

Информация о работе Методы бюджетного планирования