Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 05:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и прогнозирования.
К задачам данной курсовой работы можно отнести:
изучение основ бюджетной системы Российской Федерации;
изучение методов бюджетного планирования и прогнозирования;
рассмотрение методологических подходов к бюджетному планированию и прогнозированию;
внесение предложений по повышению эффективности планирования и прогнозирования бюджета.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………..…4
1.1 Бюджетная система Российской Федерации………………………………..4
1.2 Бюджетный процесс в Российской Федерации …………………………..10
2 МЕТОДОЛОГИЯ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ……………………………………………………….…17
2.1 Понятие бюджетного планирования его принципы и задачи…………….17
2.2 Методы бюджетного планирования………………………………………..22
2.3 Сущность, содержание и виды бюджетного прогнозирования…………..27
2.4 Методы бюджетного прогнозирования…………………………………….30
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В БЮДЖЕТНОМ ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ………….….34
3.1 Совершенствование системы бюджетирования, ориентированной на результат………………………………………………………………………….34
3.2 Предложения по повышению качества управления бюджетными доходами………………………………………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….47
3) Модель «Многолетний бюджет». Перспективный финансовый план как самостоятельный документ не разрабатывается, при разработке проекта бюджета используется принцип «скользящей трехлетки», когда основные показатели бюджета утверждаются с горизонтом в три года, а исходными данными являются показатели утвержденного бюджета предыдущего года, скорректированные с учетом изменения сценарных условий и основных политических приоритетов.
Основными элементами бюджетного планирования являются:
1. Правовая база бюджета:
1.1. Федеральный уровень:
Бюджетный Кодекс РФ (утвержден федеральным законом №145-ФЗ от 31.07.98 г.) – служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ.
Налоговый Кодекс РФ (утвержден федеральным законом №145-ФЗ от 31.07.98 г.) - устанавливает систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов в РФ, регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля.
Федеральные законы:
• №184-ФЗ от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» - устанавливает общие принципы образования и деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти.
• №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ.
• № 115-ФЗ от 15.08.96 г. «О бюджетной классификации РФ» - используется с целью обеспечения единообразия при осуществлении планирования и исполнения бюджетов всех уровней, ведении учета и составлении отчетности в РФ.
1.2. Уровень субъекта РФ:
Закон субъекта РФ «О бюджетной системе и бюджетном процессе», в Республике Бурятия это Закон Республики Бурятия от 03.07.2007 № 2359-III (ред. от 23.12.2011) «О бюджетном процессе в Республике Бурятия» (принят Народным Хуралом РБ 26.06.2007) - устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы Республики Бурятия.
Закон субъекта РФ «О межбюджетных отношениях», в Республике Бурятия это Закон Республики Бурятия от 13.10.2005 № 1334-III (ред. от 23.12.2011) «О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия»
В Республике Бурятия это Распоряжение Правительства РБ от 29.08.2012 №545-р «Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Бурятия на 2013 - 2015 годы»
Указанным документом определяются основные задачи в области доходов, расходов, управлении государственным долгом и формировании межбюджетных отношений на предстоящий период, обозначаются основные параметры формирования бюджета и развития республики.
2. Организационная база бюджета:
ее формируют субъекты финансового управления, к компетенции которых относится решение вопросов обеспечения бюджетного процесса (финансовые органы, органы федерального казначейства, налоговые органы и т.д.).
3. Методологическая база бюджета:
к методологической базе бюджета относятся все приказы, указания, инструкции, разъяснения, касающиеся вопросов формирования и исполнения бюджетов всех уровней. Примером является Приказ МФ РФ №168н от 08.12.2006 г «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» - это главный методологический документ, в соответствии с которым финансовые органы составляют и исполняют свои бюджеты.
К методам бюджетного планирования можно отнести:
Метод экономического анализа.
Сущность метода экономического анализа
заключается в том, что экономический
процесс или явление
Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа.
В процессе экономического анализа применяются приемы сравнения, группировки, индексный метод, проводятся балансовые расчеты, используются нормативный и экономико-математические методы (метод корреляционно-регрессионного анализа и др.).
Нормативный метод.
Нормативный метод является одним из основных методов бюджетного планирования. В современных условиях ему стало придаваться особое значение в связи с использованием ряда норм и нормативов в качестве регуляторов экономики. Сущность нормативного метода заключается в технико-экономическом обосновании прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. В практике прогнозирования и планирования применяется система норм и нормативов, включающая нормы расхода сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; нормы затрат труда; нормы и нормативы использования основных производственных фондов; нормативы капитальных вложений и капитального строительства; нормы и нормативы, характеризующие эффективность общественного производства; финансовые (нормы амортизации, нормативы рентабельности, ставки налогов и др.); социальные (минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, нормы потребления продовольственных и непродовольственных товаров на душу населения, нормы жилой площади в городской и сельской местности); экологические (нормы выброса вредных веществ в окружающую среду, нормативы содержания в воде вредных веществ и др.) нормы и нормативы.
Балансовый метод.
С помощью балансового метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется при разработке прогнозов, планов и программ. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов.
Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода.16
Программно-целевой метод.
По сравнению с другими
Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.
Разработка целевых
Целевая программа – комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный период задачи. В зависимости от сложности задач, финансовых и организационно-технических возможностей программы принимаются на срок от 2 до 5-8 лет. Как правило, на 3-5 лет18.
Бюджетирование, ориентированное на результат.
Бюджетирование, ориентированное
на результат – система
В самом общем виде бюджетирование, ориентированное на результат, представляет собой систему формирования (исполнения) бюджета, отражающую взаимосвязь между планируемыми бюджетными расходами и ожидаемыми (достигнутыми) результатами. Цель данной модели бюджетирования – проконтролировать соответствие затраченных ресурсов и полученных прямых и социальных результатов, оценить значимость и экономическую и социальную эффективность тех или иных видов деятельности, финансирующихся из бюджета.
Бюджетное планирование, ориентированное на результат, обеспечивает непрерывный кругооборот «планирование – выпуск – результат - планирование» (рис. 2.1)20.
Рис. 2.1. Кругооборот «планирование – выпуск – результат - планирование»
Концепция реформирования бюджетного процесса, ориентированного на внедрение БОР, включает следующие основные задачи:
1. Приближение
бюджетной классификации
2. Упорядочение
процедур составления и
3. Включение
в перспективный финансовый
4. Введение
в практику бюджетного
5. Переход
к распределению бюджетных
6. Расширение
сферы применения механизмов
поддержки отобранных на
Таким образом, к числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования относят методы: экономического анализа, индексный, балансовый, нормативный, программно-целевой, бюджетирование, ориентированное на результат.
Бюджетное прогнозирование (от англ. budgetary forecasti№g) – это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.
Цель прогнозирования бюджета состоит в создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития государственных фондов денежных средств, вариантное предвидение предстоящего развития поступлений доходов и направления использования бюджетных средств, оценку возможных последствий принимаемых решений, обоснование источников формирования доходов и направления расходования средств.
Выделяют три вида прогнозирования:
Под системой бюджетного прогнозирования
следует понимать определенное единство
методологии, организации и разработки
прогнозов, обеспечивающее их согласованность,
преемственность и
В зависимости от характера исследуемых объектов выделяют следующие виды прогнозов: прогнозы доходов, расходов, внешних и внутренних заимствований.
Прогнозирование доходов охватывает изучение динамики налогооблагаемой базы по налоговым доходам, неналоговым доходам, взаимоотношений между бюджетами различных уровней.
Прогнозирование расходов характеризует динамику изменения расходов по их экономическому и функциональному содержанию.