Методы бюджетного планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 05:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и прогнозирования.
К задачам данной курсовой работы можно отнести:
изучение основ бюджетной системы Российской Федерации;
изучение методов бюджетного планирования и прогнозирования;
рассмотрение методологических подходов к бюджетному планированию и прогнозированию;
внесение предложений по повышению эффективности планирования и прогнозирования бюджета.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………..…4
1.1 Бюджетная система Российской Федерации………………………………..4
1.2 Бюджетный процесс в Российской Федерации …………………………..10
2 МЕТОДОЛОГИЯ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ……………………………………………………….…17
2.1 Понятие бюджетного планирования его принципы и задачи…………….17
2.2 Методы бюджетного планирования………………………………………..22
2.3 Сущность, содержание и виды бюджетного прогнозирования…………..27
2.4 Методы бюджетного прогнозирования…………………………………….30
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В БЮДЖЕТНОМ ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ………….….34
3.1 Совершенствование системы бюджетирования, ориентированной на результат………………………………………………………………………….34
3.2 Предложения по повышению качества управления бюджетными доходами………………………………………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………….47

Файлы: 1 файл

Методы бюджетного планирования и прогнозирования 23.11.12.doc

— 380.50 Кб (Скачать)

3) Модель «Многолетний бюджет». Перспективный финансовый план как самостоятельный документ не разрабатывается, при разработке проекта бюджета используется принцип «скользящей трехлетки», когда основные показатели бюджета утверждаются с горизонтом в три года, а исходными данными являются показатели утвержденного бюджета предыдущего года, скорректированные с учетом изменения сценарных условий и основных политических приоритетов.

Основными элементами бюджетного планирования являются:

1. Правовая база бюджета:

1.1. Федеральный уровень:

Бюджетный Кодекс РФ (утвержден федеральным  законом №145-ФЗ от 31.07.98 г.) – служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ.

Налоговый Кодекс РФ (утвержден федеральным  законом №145-ФЗ от 31.07.98 г.) - устанавливает систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов в РФ, регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля.

Федеральные законы:

• №184-ФЗ от 06.10.1999 г. «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» - устанавливает общие принципы образования и деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти.

• №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» - устанавливает общие правовые, территориальные, организационные  и экономические принципы организации  местного самоуправления в РФ.

• № 115-ФЗ от 15.08.96 г. «О бюджетной классификации  РФ» - используется с целью обеспечения  единообразия при осуществлении  планирования и исполнения бюджетов всех уровней, ведении учета и  составлении отчетности в РФ.

1.2. Уровень субъекта РФ:

Закон субъекта РФ «О бюджетной системе и бюджетном процессе», в Республике  Бурятия это Закон Республики Бурятия от 03.07.2007 № 2359-III (ред. от 23.12.2011) «О бюджетном процессе в Республике Бурятия» (принят Народным Хуралом РБ 26.06.2007) - устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы Республики Бурятия.

Закон субъекта РФ «О межбюджетных отношениях», в Республике Бурятия это Закон Республики Бурятия от 13.10.2005 № 1334-III (ред. от 23.12.2011) «О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия»

В Республике Бурятия это Распоряжение Правительства РБ от 29.08.2012 №545-р  «Об Основных направлениях бюджетной  и налоговой политики Республики Бурятия на 2013 - 2015 годы»

Указанным документом определяются основные задачи в области доходов, расходов, управлении государственным долгом и формировании межбюджетных отношений на предстоящий период, обозначаются основные параметры формирования бюджета и развития республики.

2. Организационная база бюджета:

ее формируют субъекты финансового  управления, к компетенции которых  относится решение вопросов обеспечения  бюджетного процесса (финансовые органы, органы федерального казначейства, налоговые  органы и т.д.).

3. Методологическая база бюджета:

к методологической базе бюджета относятся все приказы, указания, инструкции, разъяснения, касающиеся вопросов формирования и исполнения бюджетов всех уровней. Примером является Приказ МФ РФ №168н от 08.12.2006 г «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» - это главный методологический документ, в соответствии с которым финансовые органы составляют и исполняют свои бюджеты.

2.2 Методы бюджетного планирования

 

К методам бюджетного планирования можно отнести:

  • экономического анализа;
  • индексный,
  • балансовый,
  • нормативный,
  • программно-целевой,
  • бюджетирование, ориентированное на результат и др.

Метод экономического анализа.

Сущность метода экономического анализа  заключается в том, что экономический  процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозном (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей.

Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев  оценки; подготовку информации для  анализа; изучение и аналитическую  обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа.

В процессе экономического анализа  применяются приемы сравнения, группировки, индексный метод, проводятся балансовые расчеты, используются нормативный  и экономико-математические методы (метод корреляционно-регрессионного анализа и др.).

Нормативный метод.

Нормативный метод является одним  из основных методов бюджетного планирования. В современных условиях ему стало  придаваться особое значение в связи  с использованием ряда норм и нормативов в качестве регуляторов экономики. Сущность нормативного метода заключается в технико-экономическом обосновании прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. В практике прогнозирования и планирования применяется система норм и нормативов, включающая нормы расхода сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; нормы затрат труда; нормы и нормативы использования основных производственных фондов; нормативы капитальных вложений и капитального строительства; нормы и нормативы, характеризующие эффективность общественного производства; финансовые (нормы амортизации, нормативы рентабельности, ставки налогов и др.); социальные (минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, нормы потребления продовольственных и не­продовольственных товаров на душу населения, нормы жилой площади в городской и сельской местности); экологические (нормы выброса вредных веществ в окружающую среду, нормативы содержания в воде вредных веществ и др.) нормы и нормативы.

Балансовый метод.

С помощью балансового метода реализуется  принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется при разработке прогнозов, планов и программ. Сущность его  заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов.

Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в  которой одна часть, характеризующая  ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода.16

Программно-целевой метод.

По сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно.

Сущность ПЦМ заключается в  отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных  мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

Разработка целевых комплексных  программ осуществляется по этапам.

  • На первом этапе формируется перечень важнейших проблем, из которого затем выбираются проблемы, требующие первоочередного решения.
  • На втором этапе выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разукрупняется на подцели.
  • На третьем этапе разрабатываются задания и мероприятия, необходимые для успешной реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому заданию разрабатываются стадии его выполнения.
  • Четвертый этап предполагает расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для ее реализации, формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.
  • Пятый этап является заключительным. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.17

Целевая программа – комплексный  документ, целью которого является решение приоритетной на данный период задачи. В зависимости от сложности  задач, финансовых и организационно-технических возможностей программы принимаются на срок от 2 до 5-8 лет. Как правило, на 3-5 лет18.

Бюджетирование, ориентированное на результат.

Бюджетирование, ориентированное  на результат – система организации  бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.19

В самом  общем виде бюджетирование, ориентированное  на результат, представляет собой систему  формирования (исполнения) бюджета, отражающую взаимосвязь между планируемыми бюджетными расходами и ожидаемыми (достигнутыми) результатами. Цель данной модели бюджетирования – проконтролировать соответствие затраченных ресурсов и полученных прямых и социальных результатов, оценить значимость и экономическую и социальную эффективность тех или иных видов деятельности, финансирующихся из бюджета.

Бюджетное планирование, ориентированное на результат, обеспечивает непрерывный кругооборот  «планирование – выпуск – результат - планирование» (рис. 2.1)20.

Рис. 2.1. Кругооборот «планирование – выпуск – результат - планирование»

 

Концепция реформирования бюджетного процесса, ориентированного на внедрение БОР, включает следующие основные задачи:

1. Приближение  бюджетной классификации Российской  Федерации к требованиям международных стандартов, введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.

2. Упорядочение  процедур составления и рассмотрения бюджета, через аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств. Действующие обязательства подлежат безусловному включению в расходную часть бюджета, если не принято решение об их отмене или приостановлении. Новые расходные обязательства должны устанавливаться лишь при наличии соответствующих финансовых возможностей на весь период их действия и при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности.

3. Включение  в перспективный финансовый план  ежегодно смещаемого на год вперед распределения ассигнований между субъектами бюджетного планирования на трехлетний период.

4. Введение  в практику бюджетного процесса  формирования ведомственных целевых  программ, в рамки которых должна  быть включена значительная часть  бюджетных расходов, осуществляемых по сметному принципу.

5. Переход  к распределению бюджетных ресурсов  между распорядителями бюджетных  средств и бюджетными программами  в зависимости от планируемого  уровня достижения поставленных  перед ними целей, в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

6. Расширение  сферы применения механизмов  поддержки отобранных на конкурсной  основе региональных и муниципальных программ бюджетных реформ.21

Таким образом, к числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования относят методы: экономического анализа, индексный, балансовый, нормативный, программно-целевой, бюджетирование, ориентированное  на результат.

2.3 Сущность, содержание и виды  бюджетного прогнозирования

 

Бюджетное прогнозирование (от англ. budgetary forecasti№g) – это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.

Цель прогнозирования бюджета состоит в создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития государственных фондов денежных средств, вариантное предвидение предстоящего развития поступлений доходов и направления использования бюджетных средств, оценку возможных последствий принимаемых решений, обоснование источников формирования доходов и направления расходования средств.

Выделяют три вида прогнозирования:

  1. Долгосрочное – разрабатываются раз в пять лет на десятилетний период. Данные долгосрочного прогноза используются при разработке концепций социально-экономического развития, прогнозов и программ на среднесрочную перспективу;
  2. Среднесрочное - разрабатываются на период от трех до пяти лет при условии внесения ежегодных корректив;
  3. Краткосрочное - составляются на финансовый год.22

Под системой бюджетного прогнозирования  следует понимать определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающее их согласованность, преемственность и непрерывность.

В зависимости от характера исследуемых объектов выделяют следующие виды прогнозов: прогнозы доходов, расходов, внешних и внутренних заимствований.

Прогнозирование доходов охватывает изучение динамики налогооблагаемой базы по налоговым доходам, неналоговым  доходам, взаимоотношений между бюджетами различных уровней.

Прогнозирование расходов характеризует  динамику изменения расходов по их экономическому и функциональному  содержанию.

Информация о работе Методы бюджетного планирования