Основы бюджетного планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:49, реферат

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Файлы: 1 файл

основы бюджетного планирования.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

 

      Содержание 

 

Введение

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

     Актуальность  темы работы заключается в том, что  бюджетное планирование, частью которой  является бюджетный процесс —  важнейшая составная часть финансового  планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Экономическая сущность такого планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны и выявление резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

 

  1. Содержание, задачи и методы бюджетного  планирования

     Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.

     Принципы  бюджетного планирования:

     - регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;

     - адресный и целевой характер направления бюджетных средств;

     - непрерывность планирования годового бюджета;

     - стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет);

     - балансовый метод.

     Бюджетное планирование включает бюджетный процесс  как порядок составления и  исполнения бюджетов разного уровня, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов страны. Основы бюджетного планирования определяются Конституцией и законами страны. 

  1. Стадии  бюджетного процесса

     Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

     - составление проектов бюджетов;

     - рассмотрение и утверждение бюджетов;

     - исполнение бюджетов;

     - составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

     Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение  финансовых ресурсов меду бюджетами  разного уровня.

  1. Бюджетный процесс как  главная  форма бюджетного планирования

     Бюджетный процесс как главная форма  бюджетного планирования представляет собой регламентированную законодательством  деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных/местных  бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.

     Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной  деятельности: составление проекта  бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отражением не только экономической жизни общества, но и политической культуры.

     Переход от административно-командных методой  управления к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы России и  ее основного звена — бюджетной  системы. В настоящее время новая  бюджетная система России находится в стадии становления: отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральной и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления. Существует серьезное отставание теоретических разработок в области государственных финансов применительно к условиям современной России, что связано и с чисто практическими трудностями, возникающими в ходе осуществления бюджетного процесса в принципиально новых для России условиях. Бюджетный процесс России регулируют более чем двадцать нормативных актов, многие положения которых неадекватно отражают характер реальных противоречивых процессов в экономике России и в отдельных ее регионах.

  1. Задачи  и принципы организации  бюджетного процесса

     Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов, а также составлению и утверждению отчета об его исполнении.

        Срок действия утвержденного  бюджета называется бюджетным годом; в нашей стране он определен в двенадцать месяцев и совпадает с календарным годом (с первого января по тридцать первое декабря).

        Впервые в дореволюционной России  бюджетный год, равный календарному, был установлен Указом Петра I с первого января 1700 года, что в последствии было подтверждено постановлением СНК от двадцать третьего декабря 1919 года. И лишь с 1922 года по 1930 год бюджетный год в России приравнивался к сельскохозяйственному (с первого октября по тридцатое сентября).

        В основе бюджетного процесса  лежат принципы, характерные для  бюджетного устройства Российской  Федерации: единства, полноты, реальности, гласности, достоверности, адресности, самостоятельности всех бюджетов… 

        Вместе с тем для бюджетного  процесса характерны и некоторые другие принципы.

        Так, распределение полномочий  в бюджетном процессе основано  на принципе разграничения компетенции  между органами представительной  и исполнительной властей. В  соответствии с этим принципом  составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов к функциям органов представительной власти.

        Всем без исключения стадиям  бюджетного процесса свойственен  принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов – по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию, систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная классификация оформляется специальным юридическим актом.

        Для бюджетного процесса характерен  и принцип ежегодности, выражающийся  ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов  на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.

     Задачами  бюджетного процесса являются:

     -   выявление материальных и финансовых резервов государства;

     -   максимально приближенный к реальности расчет доходов и расходов бюджетов;

     -   обеспечение сбалансированности бюджетов;

     -  согласование бюджетной политики с реализуемой экономической программой;

     - осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д.

  1. Составление, рассмотрение и утверждение  бюджета

        Первой стадией бюджетного процесса  является составление проекта  бюджета, чему предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

        Бюджетная политика государства  на очередной финансовый год  содержится в Бюджетном послании  Президента Российской Федерации,  которое должно быть направлено  Федеральному Собранию РФ не  позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

        Составление проектов бюджетов  – исключительная прерогатива  Правительства Российской Федерации  и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов  бюджетов осуществляют Министерство  финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

        Составление проекта федерального  бюджета начинается не позднее,  чем за 10 месяцев до начала  очередного финансового года.

        Названная стадия состоит из  некоторых этапов.

        Первый этап формирования федерального  бюджета – разработка федеральными  органами исполнительной власти  и выбор Правительством Российской  Федерации плана-прогноза функционирования  экономики Российской Федерации  на очередной финансовый год.

        Второй этап формирования федерального  бюджета – распределение федеральными  органами исполнительной власти  предельных объемов бюджетного  финансирования на очередной  финансовый год в соответствии  с функциональной и экономической  классификациями расходов бюджетов Российской Федерации  по получателям бюджетных средств, а также ряд других полномочий.

        Завершается данная стадия тем,  что с 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому  году, Правительство Российской  Федерации рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

        В целях своевременного и качественного  составления проектов бюджетов  финансовые органы имеют право  получать необходимые сведения  от финансовых органов другого  уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.

        К сведениям, необходимым для  составления проектов бюджетов, относятся сведения о:

     - действующим на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;

     - нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

     - предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

     - видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы Российской Федерации на другой;

Информация о работе Основы бюджетного планирования