Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:20, контрольная работа
Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны. В условиях рыночной экономики прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.
1. Государственное прогнозирование социально-экономического развития на долгосрочную перспективу……………………………………..
3
2. Прогнозирование макроэкономических показателей…………………….
12
3. Методология планирования………………………………………………..
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Факультет дополнительного профессиональн
Кафедра Антикризисного управления, финансов и кредита
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Бюджетное планирование и прогнозирование»
Вариант №2
Выполнил: ст. гр. ФКС-10-1
Крюкова О.Е.
Проверил: Семке Ю.В.
Чита
2013
Содержание
1. Государственное |
3 |
2. Прогнозирование |
12 |
3. Методология планирования……………… |
1. Государственное
прогнозирование социально-
Важнейшей предпосылкой государственного
регулирования экономики
Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.
Прогнозирование является неотъемлемым элементом функционирования механизма экономического управления, нерасторжимо связанным с другими элементами этого механизма – рынком и планом. Без прогноза невозможно принять обоснованные рыночные и плановые решения, добиться успеха в хозяйственной деятельности, государственном регулировании воспроизводства и развития.
Выделяют несколько функций социально-экономического прогнозирования:
- выявление и анализ сложившихся закономерностей и тенденций экономического развития;
- оценка этих тенденций
в будущем и учет их
- предвидение новых экономических ситуаций, новых проблем;
- выявление возможных
альтернатив развития в
- накопление информации, позволяющей выбрать верное направление развития экономики.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации – комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
Экономическое и социальное развитие многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтому прогнозы обычно составляются в нескольких вариантах (сценариях), чтобы была возможность оценить веер возможных перемен. Эти варианты и составляют в целом всю программу социально-экономического развития страны. Согласно Федеральному закону, Правительство должно обеспечивать разработку прогнозов социально-экономического развития на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. Прогноз на долгосрочную перспективу разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. На основе долгосрочного прогноза Правительство организует разработку концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Среднесрочный прогноз разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется при разработке программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.
На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В этой концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития Российской Федерации, пути и средства достижения указанных целей.
Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации.
Прогнозы социально-
В целях обеспечения
2. Прогнозирование
На повышение надежности прогноза деятельности предприятия влияет как детальная оценка внутренних ресурсов, так и анализ не зависящих от предприятия параметров, отражающих особенности внешней среды, но оказывающих значительное влияние на результаты его деятельности.
Для эффективного управления экономикой необходимо ориентироваться на макроэкономические цели. К ним относятся:
Эти цели взаимосвязаны и взаимозависимы.
Стабильный рост производства предполагает увеличение выпуска товаров и услуг и обеспечивает высокий уровень занятости.
Поддержание внешнеторгового баланса предполагает обеспечение равновесия между экспортом и импортом и стабильность обменного курса валют. Внешняя торговля тесно связана с объёмом производства и качеством продукции. Чем больше производство, тем больше экспорт, а импорт усиливает конкуренцию и способствует повышению качества продукции и снижению издержек производства.
Стабильный уровень цен подразумевает стабильные конкурентные цены, устанавливаемые на основе спроса и предложения и рыночной конкуренции.
Основным критерием развития экономики является максимум объёма производства на душу населения. Национальный объём производства – это индикатор, который характеризует состояние экономики, по его изменению можно определить, какие явления в обществе оказывают положительное или отрицательное влияние на социально - экономическое развитие.
Система макроэкономических показателей включает показатели, характеризующие производство, занятость, средний уровень цен и заработной платы, внешнеторговые потоки, налоговые поступления и государственные расходы, денежную массу. Они служат для прогнозирования развития экономики и выработки экономической политики для достижения намеченных целей.
Наиболее обобщённым показателем функционирования экономики является ВНП (он был введён в систему показателей с 1988 года для обеспечения международных сравнений и с переходом к системе национальных счетов (СНС) – эта методика измерения национального объёма производства принятая ООН, до этого применялась марксистская теория расширенного воспроизводства, основными показателями которой были СОП, НД, КП, внимание уделялось материальному производству, а непроизводственная сфера не учитывалась).
ВНП характеризует результаты материального производства и непроизводственной сферы. Он предназначен для характеристики аспектов производства материальных благ и оказания услуг, распределения доходов, конечного использования материальных благ и услуг.
Модификацией ВНП является ВВП.
ВВП в отличии от ВНП включает производство товаров и услуг только на территории данной страны.
Разница между ВНП и ВВП называется «чистым факторным доходом из-за рубежа».
ВНП = ВВП + платежи из-за границы резидентами, находящимися вне страны - платежи иностранными резидентами, находящимися внутри страны.
При планировании и прогнозировании рассчитывают:
номинальный ВНП (ВВП) – в текущих ценах (для увязки с другими показателями),
Отношение номинального ВНП к реальному ВНП показывает на сколько возрос ВНП за счёт роста цен, т.е. характеризует изменение индекса цен – его называют дефлятором ВНП.
Если из ВНП вычесть амортизационные отчисления, то получится ЧНП.
Кроме того: потенциальный ВНП
Рассмотрим методы планирования и прогнозирования объёма и темпов изменения ВВП (ВНП), т.к. эти показатели являются индикаторами экономики:
Методы экстраполяции – предполагают исследование возможных тенденций изменения рядов динамики с помощью различных временных функций – трендовые модели – это модель динамики производства, описанная статистической совокупностью (динамикой фактического ряда). При сохранении условий экономического развития в будущем временные функции могут быть экстраполированы и найдены прогнозные оценки.
Экстраполяция – от латинского «extra» - «вне», «сверх», «дополнительно»; и «polio» - «приглаживаю», «изменяю» - метод заключается в распространении выводов полученных из наблюдения над одной частью явления на другую.
Тренд – аналитическое или
Метод дефляции – осуществляется через индексы цен и структуру производства. Для прогнозирования используется методика МВФ, в основе которой лежит макромодель прогноза ВВП на основе оценки изменения объёмов и инфляции. На первом этапе рассчитывается реальный ВВП по сельскому хозяйству и несельскохозяйственным отраслям (такое деление связано с сезонностью сельского хозяйства, в РБ соотношение 80 % к 20 %). Для этого определяются темпы изменения объёма производства по кварталам, на их основе находятся годовые темпы изменения, а затем определяется реальный ВВП на прогнозируемый период.
ВВП р = ВВП б * I об ,
Где ВВП р., ВВП б – реальный и базисный ВВП соответственно,
I об – темп изменения объёма ВВП в прогнозируемом периоде по сравнению с базисным.
На втором этапе определяется номинальный ВВП:
ВВП н = ВВП б * I об * I цен ВВП,
Где I цен ВВП – дефлятор ВВП – определяется исходя из структуры использования ВВП и потребительских, оптовых, цен экспорта и импорта.
Прогноз дефлятора может осуществляться следующим образом:
где - прогнозируемый индекс цен;
- прогнозируемое количество продукции i в период t+1;
- цена продукции i в год t и t+1.
Производственный метод – ВВП определяется как сумма добавленной стоимости, путём вычета из прогнозируемого валового выпуска промежуточного потребления. Валовой выпуск – это стоимость произведенных товаров и услуг в народном хозяйстве. Промежуточное потребление – это использованная в производстве продукция и материальные услуги, дополнительные расходы (переподготовка кадров, командировочные, питание, спецодежда), расходы на текущий ремонт, обслуживание военнослужащих, расходы на покупку новой техники, оплата финансовых посредников.
Распределительный метод – ВВП исчисляется как сумма доходов всех предприятий, учреждений, населения, занятых производством и оказанием услуг: сумма первичных доходов (заработная плата, премии), перераспределённых доходов (проценты по вкладам, дивиденды) и амортизационных отчислений.
Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование