Бюджетное планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:20, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны. В условиях рыночной экономики прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.

Оглавление

1. Государственное прогнозирование социально-экономического развития на долгосрочную перспективу……………………………………..

3
2. Прогнозирование макроэкономических показателей…………………….
12
3. Методология планирования………………………………………………..

Файлы: 1 файл

бюджетное планирование контрольная.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский  государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Факультет дополнительного профессионального образования

Кафедра Антикризисного управления, финансов и кредита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Бюджетное планирование и прогнозирование»

Вариант №2

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. ФКС-10-1

Крюкова О.Е.

Проверил: Семке Ю.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита

2013

Содержание

1. Государственное прогнозирование  социально-экономического развития  на долгосрочную перспективу……………………………………..

 

3

2. Прогнозирование макроэкономических  показателей…………………….

12

3. Методология планирования………………………………………………..

 

 

 

1. Государственное  прогнозирование социально-экономического  развития РФ на долгосрочную  перспективу

Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны. В условиях рыночной экономики прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций. Государственное прогнозирование не только позволяет предвидеть перспективы развития, но и предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Прогнозирование придает рынку более целенаправленное развитие. Цели и содержание, а также порядок разработки системы государственных прогнозов социально-экономического развития РФ определены Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115 «О государственном прогнозировании программах социально-экономического развития Российской Федерации».

Результаты государственного прогнозирования  социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Прогнозирование является неотъемлемым элементом функционирования механизма  экономического управления, нерасторжимо связанным с другими элементами этого механизма – рынком и  планом. Без прогноза невозможно принять  обоснованные рыночные и плановые решения, добиться успеха в хозяйственной деятельности, государственном регулировании воспроизводства и развития.

Выделяют несколько  функций социально-экономического прогнозирования:

- выявление и анализ  сложившихся закономерностей и тенденций экономического развития;

- оценка этих тенденций  в будущем и учет их положительных  и отрицательных последствий;

- предвидение новых  экономических ситуаций, новых проблем;

- выявление возможных  альтернатив развития в перспективе;

- накопление информации, позволяющей выбрать верное направление развития экономики.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации –  комплексная система целевых  ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и  планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Экономическое и социальное развитие многогранно, многофакторно  и противоречиво. Поэтому прогнозы обычно составляются в нескольких вариантах (сценариях), чтобы была возможность  оценить веер возможных перемен. Эти варианты и составляют в целом всю программу социально-экономического развития страны. Согласно Федеральному закону, Правительство должно обеспечивать разработку прогнозов социально-экономического развития на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. Прогноз на долгосрочную перспективу разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. На основе долгосрочного прогноза Правительство организует разработку концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Среднесрочный прогноз разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется при разработке программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.

На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В этой концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития Российской Федерации, пути и средства достижения указанных целей.

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития и  порядок разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации.

Прогнозы социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.

В целях обеспечения преемственности  социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

 

 2. Прогнозирование макроэкономических  показателей 

На повышение надежности прогноза деятельности предприятия влияет как детальная оценка внутренних ресурсов, так и анализ не зависящих от предприятия параметров, отражающих особенности внешней среды, но оказывающих значительное влияние на результаты его деятельности.

Для эффективного управления экономикой необходимо ориентироваться на макроэкономические цели. К ним относятся:

  • Стабильный рост национального объёма производства,
  • Стабильный уровень цен,
  • Высокий уровень занятости,
  • Поддержание равновесного внешнеторгового баланса.

Эти цели взаимосвязаны и взаимозависимы.

Стабильный рост производства предполагает увеличение выпуска товаров  и услуг и обеспечивает высокий  уровень занятости.

Поддержание внешнеторгового  баланса предполагает обеспечение  равновесия между экспортом и импортом и стабильность обменного курса валют. Внешняя торговля тесно связана с объёмом производства и качеством продукции. Чем больше производство, тем больше экспорт, а импорт усиливает конкуренцию и способствует повышению качества продукции и снижению издержек производства.

Стабильный уровень цен подразумевает стабильные конкурентные цены, устанавливаемые на основе спроса и предложения и рыночной конкуренции.

Основным критерием  развития экономики является максимум объёма производства на душу населения. Национальный объём производства – это индикатор, который характеризует состояние экономики, по его изменению можно определить, какие явления в обществе оказывают положительное или отрицательное влияние на социально - экономическое развитие.

Система макроэкономических показателей включает показатели, характеризующие производство, занятость, средний уровень цен и заработной платы, внешнеторговые потоки, налоговые поступления и государственные расходы, денежную массу. Они служат для прогнозирования развития экономики и выработки экономической политики для достижения намеченных целей.

Наиболее обобщённым показателем функционирования экономики  является ВНП (он был введён в систему  показателей с 1988 года для обеспечения  международных сравнений и с переходом к системе национальных счетов (СНС) – эта методика измерения национального объёма производства принятая ООН, до этого применялась марксистская теория расширенного воспроизводства, основными показателями которой были СОП, НД, КП, внимание уделялось материальному производству, а непроизводственная сфера не учитывалась).

ВНП характеризует результаты материального производства и непроизводственной сферы. Он предназначен для характеристики аспектов производства материальных благ и оказания услуг, распределения доходов, конечного использования материальных благ и услуг.

Модификацией ВНП является ВВП.

ВВП в отличии от ВНП  включает производство товаров и  услуг только на территории данной страны.

Разница между ВНП  и ВВП называется «чистым факторным  доходом из-за рубежа».

ВНП = ВВП + платежи из-за границы резидентами, находящимися вне страны - платежи иностранными резидентами, находящимися внутри страны.

При планировании и прогнозировании  рассчитывают:

номинальный ВНП (ВВП) –  в текущих ценах (для увязки с  другими показателями),

  1. реальный ВНП (ВВП) – в сопоставимых ценах для изучения динамики объёма производства.

Отношение номинального ВНП к реальному ВНП показывает на сколько возрос ВНП за счёт роста  цен, т.е. характеризует изменение  индекса цен – его называют дефлятором ВНП.

Если из ВНП вычесть амортизационные отчисления, то получится ЧНП.

Кроме того: потенциальный ВНП характеризует  объём производства, который может быть достигнут при имеющихся ресурсах и рабочей силе.

Рассмотрим методы планирования и прогнозирования объёма и темпов изменения ВВП (ВНП), т.к. эти показатели являются индикаторами экономики:

Методы экстраполяции – предполагают исследование возможных тенденций изменения рядов динамики с помощью различных временных функций – трендовые модели – это модель динамики производства, описанная статистической совокупностью (динамикой фактического ряда). При сохранении условий экономического развития в будущем временные функции могут быть экстраполированы и найдены прогнозные оценки.

Экстраполяция – от латинского «extra» - «вне», «сверх», «дополнительно»; и «polio» - «приглаживаю», «изменяю» - метод заключается в распространении выводов полученных из наблюдения над одной частью явления на другую.

Тренд – аналитическое или графическое  представление изменения переменной во времени.

Метод дефляции – осуществляется через индексы цен и структуру производства. Для прогнозирования используется методика МВФ, в основе которой лежит макромодель прогноза ВВП на основе оценки изменения объёмов и инфляции. На первом этапе рассчитывается реальный ВВП по сельскому хозяйству и несельскохозяйственным отраслям (такое деление связано с сезонностью сельского хозяйства, в РБ соотношение 80 % к 20 %). Для этого определяются темпы изменения объёма производства по кварталам, на их основе находятся годовые темпы изменения, а затем определяется реальный ВВП на прогнозируемый период.

ВВП р = ВВП б * I об ,

Где ВВП р., ВВП б – реальный и базисный ВВП соответственно,

I об – темп изменения объёма ВВП в прогнозируемом периоде по сравнению с базисным.

На втором этапе определяется номинальный ВВП:

 

ВВП н = ВВП б * I об * I цен ВВП,

 

Где I цен ВВП – дефлятор ВВП – определяется исходя из структуры использования ВВП и потребительских, оптовых, цен экспорта и импорта.

Прогноз дефлятора может  осуществляться следующим образом:

 

 

где - прогнозируемый индекс цен;

- прогнозируемое количество  продукции i в период t+1;

- цена продукции i в год t и t+1.

Производственный метод – ВВП определяется как сумма добавленной стоимости, путём вычета из прогнозируемого валового выпуска промежуточного потребления. Валовой выпуск – это стоимость произведенных товаров и услуг в народном хозяйстве. Промежуточное потребление – это использованная в производстве продукция и материальные услуги, дополнительные расходы (переподготовка кадров, командировочные, питание, спецодежда), расходы на текущий ремонт, обслуживание военнослужащих, расходы на покупку новой техники, оплата финансовых посредников.

Распределительный метод – ВВП исчисляется как сумма доходов всех предприятий, учреждений, населения, занятых производством и оказанием услуг: сумма первичных доходов (заработная плата, премии), перераспределённых доходов (проценты по вкладам, дивиденды) и амортизационных отчислений.

Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование