Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ бюджетных нормативов.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-изучить сущность бюджетных нормативов;
-рассмотреть классификацию бюджетных нормативов;
-определить область применения бюджетных нормативов;
-изучить бюджетные нормативы финансирования средств на образование.
Введение
Глава 1. Экономическое содержание бюджетных нормативов и их классификация
1.1. Понятие бюджетных нормативов
1.2. Классификация бюджетных норм и нормативов
Глава 2. Роль бюджетных нормативов в бюджетном планировании и прогнозировании
2.1. Область применения бюджетных нормативов и их роль в процессе бюджетного планирования и прогнозирования
2.2. Бюджетные нормативы на образование
Заключение
Список использованной литературы
Бурятская
государственная
им. В.Р. Филиппова
Экономический факультет
Кафедра
«Финансы»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Бюджетные
нормативы: их классификация
и область применения
в процессе бюджетного
планирования и прогнозирования»
2010 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Экономическое содержание бюджетных
нормативов и их классификация……………………………………………
1.2. Классификация
бюджетных норм и нормативов………
Глава
2. Роль бюджетных нормативов в бюджетном
планировании и прогнозировании…………………………………
2.1. Область
применения бюджетных
2.2. Бюджетные
нормативы на образование………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………….29
Введение
Бюджетная
система такого государства, как
Российская Федерация, имеющего в своем
составе большое количество административно-
Для расчета объема выделяемой федеральным центром финансовой помощи на выравнивание объема общественных благ, предоставляемых в регионе, необходимо определение возникающего в регионах разрыва между необходимыми расходами региональных бюджетов и имеющимися ресурсами. Другими словами, федеральный центр должен иметь адекватное представление, во-первых, о необходимом объеме предоставления общественных благ на данной территории и стоимости их оказания (расходные потребности бюджета субъекта Федерации), и, во-вторых, о возможностях органов власти субъекта Федерации финансировать их за счет собственных источников (доходный потенциал региональных бюджетов).
Необходимым условием успешного внедрения принципов управления, ориентированных на результаты, в органах государственного управления субъектов Федерации, в т.ч. в сфере социальной защиты населения, является создание эффективной и прозрачной системы планирования, распределения и контроля использования бюджетных средств.
Финансовые нормативы являются частью механизма планирования и контроля за расходованием бюджетных средств на учреждения социального обслуживания населения. Отсутствие нормативов, а также адекватной методики расчета нормативов бюджетного финансирования, которые позволили бы объективно обосновывать потребность в расходах на указанные учреждения, является одной из причин, предопределявших в последние годы финансирование социальных учреждений по "остаточному" принципу.
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ бюджетных нормативов.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-изучить сущность бюджетных нормативов;
-рассмотреть
классификацию бюджетных
-определить область применения бюджетных нормативов;
-изучить бюджетные нормативы финансирования средств на образование.
Объектом исследования выступает экономическая сущность бюджетных нормативов.
Структура курсовой работы такова:
В первой главе курсового проекта рассмотрена экономическая сущность бюджетных нормативов и их классификация.
Во
второй главе определена область применения
бюджетных нормативов и их роль в процессе
бюджетного планирования и прогнозирования.
Глава 1. Экономическое содержание бюджетных нормативов и их классификация
Расходы
бюджетов всех уровней должны базироваться
на единой методологической основе —
минимальных социальных стандартах
и нормативах финансовых, устанавливаемых
федеральными законами и иными нормативными
актами федеральных органов
Впервые необходимость в количественной оценке расходных потребностей региональных бюджетов и их официального утверждения с целью распределения финансовой помощи из федерального бюджета возникло в 1994 году, при переходе на формализованную систему оказания финансовой поддержки субъектов Федерации. При этом в большинстве случаев под нормативами понимались рассчитанные отраслевыми министерствами и ведомствами натуральные показатели, характеризующие потребность в различных видах бюджетных расходов, которые затем с помощью системы различного рода ценовых коэффициентов сводятся в стоимостные показатели потребности в бюджетном финансировании.
На сегодняшний день бюджетные нормы и нормативы представляют собой устанавливаемые органами власти размеры мобилизации средств в бюджет, финансирования расходов и межбюджетного перераспределения ресурсов. Бюджетные нормы и нормативы являются расчетными величинами, устанавливаемыми либо в процентах к базе расчета, либо в денежном выражении на единицу планирования. Они используются в бюджетном планировании и прогнозировании, а также в процессе исполнения бюджета и контроля за его исполнением. Применение бюджетных норм при планировании расходов на содержание бюджетных организаций, находящихся на сметном финансировании, позволяет: создать примерно равные условия для удовлетворения социально значимых потребностей населения на территории страны, региона, муниципального образования; научно обосновать расчет потребности отдельных получателей в бюджетных средствах.
Финансирование
затрат на нормативной основе распространяется,
прежде всего, на бюджетные расходы
по образованию, культуре, здравоохранению
и социальной политике, а также
по жилищно-коммунальному
В практике нормирования расходов используются два метода: опытно-статистический и расчетно-аналитический. Сущность опытно-статистического метода заключается в том, что за базу устанавливаемых норм принимаются данные о фактических расходах денежных средств за прошлые периоды, он является недостаточно научно обоснованным и точным. При его применении в отчетных данных о фактических расходах средств за прошлые периоды автоматически отражаются как достижения при применении средств, так и случаи их нерациональные использования.
Наиболее
прогрессивные нормы получают с
помощью расчетно-
Методологически
нормы и нормативы
При этом территория делится по совокупным сходным признакам (факторам) на три группы: северные районы, города и сельские районы.
В настоящее время существует возможность определения региональных расходных потребностей путем прямого счета. В особенности это касается большинства социальных статей расходов региональных бюджетов. Для этого необходимо рассчитать сумму всех расходов бюджетов субъектов Федерации на цели, предусмотренные действующими законодательными актами.
Ни один из перечисленных способов определения расходных нормативов не приводит к нахождению оптимального уровня предоставления государственных услуг. При нарушении предпосылки об установлении оптимальных объемов расходов и объемов предоставления бюджетных услуг в регионах, в среднем объемы государственных услуг, наблюдаемые в реальной действительности, будут ближе к оптимальному уровню, чем значения, заданные извне федеральными органами власти, т.к. региональные органы власти имеют больше возможностей для отражения предпочтений населения.
Результатом решения задачи построения региональных расходных нормативов должен явиться индекс бюджетных расходов — величина, показывающая, насколько больше или меньше средств необходимо затратить в данном регионе по сравнению со средним по стране уровнем для оказания одинакового уровня бюджетных услуг, причем предполагается, что данный уровень является оптимальным.
Таким образом, для построения индекса бюджетных расходов необходимо количественно оценить влияние основных факторов дифференциации на подушевое финансирование основных видов государственных услуг.
На сегодняшний день недостаточность финансовых ресурсов не позволяет в полной мере использовать преимущества нормативного метода определения бюджетных расходов, но и при этих условиях применение бюджетных норм и нормативов должно обязательно обеспечивать равный подход к формированию минимальных расходов бюджетов всех уровней, как в отраслевом, так и в территориальных разрезах, прежде всего, путем пропорционального сокращения средств, выделяемых для всех бюджетополучателей. Если же отдельным территориям, в результате принятых мер, удастся получить дополнительные доходы, территории целесообразно стимулировать посредством предоставления возможности направлять эти средства на достижение более полного обеспечения своих социальных потребностей. Через разумное использование нормативной базы бюджетных расходов следует добиваться максимально возможного выравнивания уровня социального развития тех регионов, где в силу объективных причин оказались недопустимо низкими важнейшие количественные и качественные показатели социального обслуживания населения.
Нормирование
бюджетных расходов с 1 января 2008 г.
приобретает особую значимость в
связи с переходом с 2009 г. на планирование
всех государственных (муниципальных)
расходов на основе заданий (пп. 2, 3 ст.
69.2 Бюджетного кодекса РФ). Цена услуги,
которую необходимо определить для
формирования заданий, должна включать
в себя в т. ч. и затраты на коммунальные
расходы, т. е. вопрос определения норматива
по коммунальным расходам выдвигается
на первый план.
1.2. Классификация бюджетных норм и нормативов
Классификация бюджетных нормативов осуществляется по следующим признакам: по содержанию, по источнику финансирования, по методам построения и сферам применения, по методам утверждения.
I По содержанию бюджетные нормы классифицируют на:
- Материальные нормы - являются главными. Они показывают, какое количество материальных средств приходится на единицу измерения расходов. Первичные материальные нормы устанавливаются исходя из ежедневных затрат, а затем суммируются на месяц срок, квартал и год.
- Денежные нормы - отражают стоимость материальных норм. Они охватывают всю сумму расходов как за счет бюджета, так и собственных средств учреждений. Данные нормы разрабатываются научно-исследовательскими институтами и утверждаются Правительством или соответствующим органом управления. они определяются путем умножения затрат в натуральном выражении на государственную цену.