Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:12, курсовая работа
Бюджет, денежное обращение — это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах общества.
Бюджет, денежное обращение — это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денеж¬ных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, которая включает действия государственных и тер¬риториальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.
Бюджетная процесс, как действенный механизм финансовой политики государства, оказывает активное влияние на эффективность общественного производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение накоплений в народном хозяйстве Он широко используется в решении главной экономической задачи - повышении благосостояния, является основным источником формирования общественных фондов потребления и содержания организаций непроизводственной сферы.
Актуальность темы курсовой заключается в том, что бюджетный процесс является одним из важнейших институтов любого государства. За счёт финансовых ресурсов, мобилизуемых в бюджет, органы государственной власти осуществляют свои функции. Без построения современной бюджетной системы, без выработки чётких принципов бюджетной политики и организации эффективного бюджетного процесса невозможно дальнейшее движение нашей страны по пути построения современной рыночной экономики.
Проблема повышения эффективности государственных расходов для Беларуси стоит сейчас очень остро, так как, с одной стороны, необходимы структурные реформы в экономике и социальной сфере, а с другой - бюджетные ресурсы РБ очень незначительны, и в ближайшее время существенно их увеличить не представляется возможным.
Целью данной курсовой работы является детальное рассмотрение и характеристика всех стадий бюджетного процесса. Для выполнения данной работы, были поставлены следующие задачи:
• определить понятие бюджетного процесса и выявить принципы его осуществления;
• рассмотреть основные этапы бюджетного процесса, а именно: составление, рассмотрение и утверждение бюджетов, исполнение, а также разработка и утверждение отчета об исполнении бюджета;
Объектом данного исследования
является совокупность
Предметом данного исследования являются теоретические и практические труды учёных, посвящённые проблеме регулирования бюджетного процесса.
Работа состоит из трех основных частей:
первая глава “Понятие бюджетного процесса”
- в ней дано определение бюджетного процесса,
а также выявлены основные принципы, присущие
данному процессу. Во второй главе “Этапы
бюджетного процесса и их организация
в РБ” детально рассмотрены стадии бюджетного
процесса.
ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ПРИНЦИПЫ
Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов, а также составлению и утверждению отчета об его исполнении.
Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом; в нашей стране он определен в двенадцать месяцев и совпадает с календарным годом (с первого января по тридцать первое декабря).
В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства Российской Федерации: единства, полноты, реальности, гласности, достоверности, адресности, самостоятельности всех бюджетов. Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие принципы.
Так, распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов к функциям органов представительной власти [21, с.235].
Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов – по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию, систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная классификация оформляется специальным юридическим актом.
Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодности, выражающийся ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.
Бюджетный процесс – регламентированная конституцией РБ, актами президента РБ, бюджетным кодексом и другими нормативными документами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Участниками бюджетного процесса являются: Президент РБ, Парламент РБ, правительство РБ, местные советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы, органы комитета государственного контроля, НБ РБ, иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществления бюджетного процесса, распорядители и получатели бюджетных средств, банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе.
Бюджет действует в течении
года. В Республике Беларусь , как
и во многих других странах,
бюджетный год совпадает с
календарным, т. е. начинаестя
с 1 января и заканчивается
31 декабря. Но срок действия
бюджета не совпадает с
Ежегодно все этапы бюджетного процесса возобновляются. Бюджетный процесс состоит из четырёх стадий: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение. В литературе нет однозначного мнения относительно составления и утверждения отчёта об исполнении бюджета. Я солидарна с мнением тех, кто относит это к заключительному этапу стадии – исполнению бюджета.
Регулирование бюджетного
Органы местного
По времени стадии бюджетного процесса приходятся: составление – до 1 октября года, предшествующего началунового бюджетного года; рассмотрение и утверждение – до 1 января нового года; исполнение – в течениидействия закона о бюджете; составление и утверждение отчёта – до 1 июня года, следующего за отчётным. Таким образом, бюджетный цикл, в течении которого реализуютсявсе стадии бюджетного процесса, составляет двухгодичный период.
Бюджетному процессу присущи
принципы, лежащие в основе бюджетного
устройства Республики
Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, общим порядком состав-ления и исполнения бюджетов. Оно заключается и в предоставлении необходимой статистической и бюджетной информации с нижнего уровня на следующий для составления свода бюджетов Республики Беларусь.
Кроме того, взаимодействие бюджетов всех уровней осуществляется через использование регулирующих доходных источников, со-здание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение.
Однако единство бюджетной системы не отрицает самостоятельности бюджетов, которая является одним из важнейших принципов ее построения и закреплена в законодательном порядке.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается
наличием у каждого органа государственной
власти собственных источников доходов
и права определять направления их использования.
Она находит выра-жение в том, что каждый
Совет народных депутатов имеет свой бюд-жет,
который самостоятельно им разрабатывается,
утверждается и исполняется. Не допускается
вмешательство любых органов и орга-низаций
в этот процесс. Местные бюджеты нижестоящих
админист-ративно-
В то же время все они как самостоятельные составляющие включаются в статистический сводный бюджет территории (района, горо-да, области) и республики в целом. Это необходимо для определения общего объема централизуемых государством финансовых ресурсов, степени их централизации, выявления и анализа тенденций и зако-номерностей в развитии бюджета. Этот порядок содействует оптимизации распределения доходов и расходов между отдельными региона-ми, сферами бюджетных отношений и на этой основе более эффективного использования бюджетных ресурсов.
Принцип полноты бюджетов предусматривает детальное, полное отражение всех доходов бюджета, их источников и всех направлений расходования средств при составлении и исполнении бюджетов раз-личных уровней.
Все показатели бюджетов должны быть реальными, обоснованны-ми соответствующими расчетами, прогнозными оценками поступлений доходов и потребностями в бюджетных ассигнованиях на финансирование мероприятий по экономическому и социальному развитию территорий в соответствии с действующим законодательством и утвержденными государственными и региональными программами. При этом необходимо учитывать возможность привлечения дополнительных ресурсов в бюджет, а также возможность сокращения расходов. На основе этого принципа достигается максимальная увязка объ-емов расходов бюджета с источниками финансирования, включая собственные доходы, дотации, субсидии, субвенции из вышестоящих бюджетов, определяется реальный размер бюджетного дефицита [9, с.214].
Распределение полномочий в бюджетном процессе основанно на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной власти. Составление и исполнение бюджета относится к компетенции исполнительной власти, рассмотрение и утверждение – представительной власти, контроль за исполнением бюджета – совместной компетенции той и другой ветвей власти.