Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет, денежное обращение — это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 49.26 Кб (Скачать)

                                             ВВЕДЕНИЕ

       Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах общества.

      Бюджет, денежное обращение — это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

        Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денеж¬ных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, которая включает действия государственных и тер¬риториальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.

        Бюджетная процесс, как действенный механизм финансовой политики государства, оказывает активное влияние на эффективность общественного производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение накоплений в народном хозяйстве Он широко используется в решении главной экономической задачи - повышении благосостояния, является основным источником формирования общественных фондов потребления и содержания организаций непроизводственной сферы.

       Актуальность темы курсовой заключается в том, что бюджетный процесс является одним из важнейших институтов любого государства. За счёт финансовых ресурсов, мобилизуемых в бюджет, органы государственной власти осуществляют свои функции. Без построения современной бюджетной системы, без выработки чётких принципов бюджетной политики и организации эффективного бюджетного процесса невозможно дальнейшее движение нашей страны по пути построения современной рыночной экономики.

      Проблема повышения эффективности государственных расходов для Беларуси стоит сейчас очень остро, так как, с одной стороны, необходимы структурные реформы в экономике и социальной сфере, а с другой - бюджетные ресурсы РБ очень незначительны, и в ближайшее время существенно их увеличить не представляется возможным.

       Целью данной курсовой работы является детальное рассмотрение и характеристика всех стадий бюджетного процесса. Для выполнения данной работы, были поставлены следующие задачи:

• определить понятие бюджетного процесса и выявить  принципы его осуществления;

• рассмотреть  основные этапы бюджетного процесса, а именно: составление, рассмотрение и утверждение бюджетов, исполнение, а также разработка и утверждение  отчета об исполнении бюджета;

         Объектом данного исследования  является совокупность отношений,  складывающаяся в процессе регулирования  бюджетных отношений .

     Предметом  данного исследования являются теоретические  и практические  труды учёных, посвящённые проблеме регулирования  бюджетного процесса.

       Работа состоит из трех основных частей: первая глава “Понятие бюджетного процесса” - в ней дано определение бюджетного процесса, а также выявлены основные принципы, присущие данному процессу. Во второй главе “Этапы бюджетного процесса и их организация в РБ” детально рассмотрены стадии бюджетного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     ГЛАВА 1

        ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО  ПРОЦЕССА И ЕГО  ПРИНЦИПЫ

     Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов, а также составлению и утверждению отчета об его исполнении.

     Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом; в нашей стране он определен в двенадцать месяцев и совпадает с календарным годом (с первого января по тридцать первое декабря).

      В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства Российской Федерации: единства, полноты, реальности, гласности, достоверности, адресности, самостоятельности всех бюджетов. Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие принципы.

      Так, распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов к функциям органов представительной власти [21, с.235].

     Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов – по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию, систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная классификация оформляется специальным юридическим актом.

      Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодности, выражающийся ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.

     Бюджетный процесс – регламентированная конституцией РБ, актами президента РБ, бюджетным кодексом и другими нормативными документами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

      Участниками бюджетного процесса являются: Президент РБ, Парламент РБ, правительство РБ, местные советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы, органы комитета государственного контроля, НБ РБ, иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществления бюджетного процесса, распорядители и получатели бюджетных средств, банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе.

    Бюджет действует в течении  года. В Республике Беларусь , как  и во многих других странах,  бюджетный год совпадает с  календарным, т. е. начинаестя  с 1 января и заканчивается  31 декабря. Но срок действия  бюджета не совпадает с бюджетным  циклом, под которым понимается  время от начала составления  проекта бюджета до утверждения  отчёта о его исполнении.

     Ежегодно все этапы бюджетного  процесса возобновляются. Бюджетный  процесс состоит из четырёх  стадий: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение. В литературе  нет однозначного мнения относительно составления и утверждения отчёта об исполнении бюджета. Я солидарна с мнением тех, кто относит это к заключительному  этапу стадии – исполнению бюджета.

     Регулирование бюджетного процесса  осуществляется посредством применения  норм бюджетного права, закреплённых  в законе о бюджетной системе,  ежегодно принимаемых законов  о бюджете на предстоящий год.  Однако в силу того, что бюджетная  деятельность регламентируется  также нормами государственного, гражданского и административного  права, субъекты бюджетного процесса  руководствуются нормативами регламентного  характера, содержащимися в законах о Презеденте, Совете Министров, а также подзаконными актами. Особо в этой связи следует выделить нормативные акты, издаваемые Министерством финансов, в функции которого входиторганизация бюджетного процесса в Республике Беларусь[21, с.301].

     Органы местного самоуправления  в пределах предоставленных им  полномочий разрабатывают свою  нормативную базу, регламентирующую  осуществление бюджетного процесса  в регионах.

     По времени стадии бюджетного  процесса приходятся: составление – до 1 октября года, предшествующего началунового бюджетного года; рассмотрение и утверждение – до 1 января нового года; исполнение – в течениидействия закона о бюджете; составление и утверждение отчёта – до 1 июня года, следующего за отчётным. Таким образом, бюджетный цикл, в течении которого реализуютсявсе стадии бюджетного процесса, составляет двухгодичный период.

    Бюджетному процессу присущи  принципы, лежащие в основе бюджетного  устройства Республики Беларусь: единства, полноты, реальности, самостоятельности,  гласности, сбалансированности. Но  бюджетный процесс, как самостоятельная  категория, обладает присущими  только ему родовыми принципами.

     Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, общим порядком состав-ления и исполнения бюджетов. Оно заключается и в предоставлении необходимой статистической и бюджетной информации с нижнего уровня на следующий для составления свода бюджетов Республики Беларусь.

     Кроме того, взаимодействие бюджетов всех уровней осуществляется через использование регулирующих доходных источников, со-здание целевых и региональных  бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

     Однако единство бюджетной системы не отрицает самостоятельности бюджетов, которая является одним из важнейших принципов ее построения и закреплена в законодательном порядке.

     Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием у каждого органа государственной власти собственных источников доходов и права определять направления их использования. Она находит выра-жение в том, что каждый Совет народных депутатов имеет свой бюд-жет, который самостоятельно им разрабатывается, утверждается и исполняется. Не допускается вмешательство любых органов и орга-низаций в этот процесс. Местные бюджеты нижестоящих админист-ративно-территориальных единиц не включаются в бюджеты выше-стоящих административно-территориальных единиц [18, с.156].

      В то же время все они как самостоятельные составляющие включаются в статистический сводный бюджет территории (района, горо-да, области) и республики в целом. Это необходимо для определения общего объема централизуемых государством финансовых ресурсов, степени их централизации, выявления и анализа тенденций и зако-номерностей в развитии бюджета. Этот порядок содействует оптимизации распределения доходов и расходов между отдельными региона-ми, сферами бюджетных отношений и на этой основе более эффективного использования бюджетных ресурсов.

     Принцип полноты бюджетов предусматривает детальное, полное отражение всех доходов бюджета, их источников и всех направлений расходования средств при составлении и исполнении бюджетов раз-личных уровней.

     Все показатели бюджетов должны быть реальными, обоснованны-ми соответствующими расчетами, прогнозными оценками поступлений доходов и потребностями в бюджетных ассигнованиях на финансирование мероприятий по экономическому и социальному развитию территорий в соответствии с действующим законодательством и утвержденными государственными и региональными программами. При этом необходимо учитывать возможность привлечения дополнительных ресурсов в бюджет, а также возможность сокращения расходов. На основе этого принципа достигается максимальная увязка объ-емов расходов бюджета с источниками финансирования, включая собственные доходы, дотации, субсидии, субвенции из вышестоящих бюджетов, определяется реальный размер бюджетного дефицита [9, с.214].

     Распределение полномочий в бюджетном процессе основанно на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной власти. Составление и исполнение бюджета относится к компетенции исполнительной власти, рассмотрение и утверждение – представительной власти, контроль за исполнением бюджета – совместной компетенции той и другой ветвей власти.

Информация о работе Бюджетный процесс