Закон о бюджете не является
единственным правоустанавливающим
актом. Правительство после принятия
закона о бюджете принимает
постановление, в котором определяются
меры по реализации принятого
закона, в часности, в нём содержатся
поручения Министерству финансов,
министерствам и республиканским
органам государственного управления
по обеспечению полного поступления
расходов, своевременному финансированию
расходов и другим вопросам, связанным
с исполнением республиканского
бюджета.
После принятия закона о бюджете
у Министерства финансов возникают
дополнительные обязанности, в
частности, оно должно сообщать
министерствам и другим получателям
бюджетных средств показатели
по ассигнованиям из республиканского
бюджета. Областным и Минскому
городскому Советам депутатов
Министерство финансов доводит
нормативы отчислений от республиканских
налогов и других обязательных
платежей в бюджет областей
и города Минска.
До начала фактического производства
финансирования расходов Министерство
финансовпо согласованию с министерствами,
другими органами государственного
управления устанавливает поквартальное
распределение доходов и рассходов
республиканского бюджета. Это
является основанием для разработки
и утверждения Министерством
финансов специального документа:
Росписи доходов и расходов
бюджета, источников покрытия
дефицита респудликанского бюджета
[17, с.234].
Таким образом, стадия утверждения
бюджета, по моему мнению, оканчивается
утверждением закона о бюджете.
После этого акта Советом Министров,
Министерством финансов и местными
финансовыми органами производятся
действия и принимаются документы,
конкретизивующие и детализирующие
отдельные положения и статьи
закона.
Исполнение бюджетов
Все предшествующие стадии бюджетного
процесса обеспечивают государство
основным финансовым планом. Его
реализация происходит в процессе
исполнения бюджета. Эта стадия
относится к компетенции исполнительной
власти. Последняя разрабатывает
и доводит до всех заинтересованных
правила исполнения бюджета. Можно
выделить основные принципы исполнения
бюджетов всех уровней.
- В процессе
исполнения бюджетов могут быть внесены
изменения в их расходную и доходную часть.
Делается это на основании решений органов
представительной и исполнительной власти.
- Главным документом,
на основании которого осуществляется
исполнение бюджетов, является бюджетная
роспись доходов и расходов, составляемая
финансовыми органами. Из этого правила
тем не менее есть исключение. По бюджетам
городов районного подчинения, сельским
и поселковым бюджетам роспись доходов
и расходов отдельно не составляется,
поскольку поквартальное распределение
годовых назначений по этим бюджетам утверждается
по всем подразделениям бюджетной классификации
при утверждении бюджета и это распределение
является также и росписью доходов и расходов,
на основании которой исполняется бюджет.
Исполнение бюджета – это длящейся процесс,
в течение которого субъекты бюджетных
отношений реализуют свои субъективные
права и обязанности, их целевой установкой
является обеспечение выполнения бюджета
по доходам и расходам. Достижение указанной
цели возможно при спорном соблюдении
государственной финансовой дисциплины,
которая обеспечивается и охраняется
государством. При исполнении бюджета
могут возникать различного рода нарушения
со стороны распорядителей бюджетных
средств и их получателей. В этой связи
Министерство финансов и местные финансовые
органы могут ограничивать и приостанавливатьфинансирование
расходов; давать обязательные для исполнения
указания о приостановлении расходных
операций по банковским счетам распряеделителей
средств; взыскивать в бесспорном порядке
бюджетные суммы, использованные не по
целевому назначению.
- В исполнении
бюджетов принимают участие все республиканские
и местные государственные органы, предприятия,
организациии учреждения всех форм собственности,
а также определённая часть населения.
- Законодательство
предусматриваетсанкции и меры ответственности
к юридическим и физическим лицам за нарушения
против бюджета Республики Беларусь.
Решающая роль в исполнении бюджетов принадлежит
Министерству финансов, местным финансовым
органам, Государственному налоговому
комитету и региональным государственным
налоговым инспекциям. Министерству финансов
предоставленно право получать от министерств,
других центральных органов управления,
предприятий, объеденений, организаций
и учреждений информацию об осуществлении
бюджетно-финансовых операций по формированию
и использованию государственных финансовых
средств; осуществлять контроль за целевым
и эффективным использованием бюджетных
ассигнований. Ему также вменяется в обязанности
ограничевать и приостонавливать финансирование
расходов за счёт государственных средств
в случае несоблюдения их получателями
требований нормативных актов, непредоставления
ими информации о движении государственных
финансовых средств. Идентичными правилами
наделены финансовые органы [18, с.89].
Важная роль в исполнении бюджетов
принадлежит казначейству, в функции
которого входит управление доходами
и расходами республиканского
бюджета и контроль за его
исполнением.
Обязательным условием исполнением
бюджетов является кассовое исполнение
бюджета. Оно возложено на банковскую
систему. Кассовое исполнение
бюджета заключается в приеме,
хранении и выдаче бюджетных средств.
В основе кассового исполнения бюджета
лежит принцип единства кассы, означающий,
что все доходы данного бюджета аккумулируются
на одном счёте в конкретном кредитном
учреждении. Из негов установленном порядке
производится выдача средств получателям
бюджетных назначений. В процессе кассового
исполнения бюджета осуществляется координация
работы на этом участке кредитных учреждений
и казначейства.
Принцип сбалансирования бюджета
означает, что каждый бюджет должен
быть сбалансирован не только
по году, но и в каждом квартале.
В процессе исполнения бюджета,
если в каком-то квартале недостаточно
поступлений для осуществления
запланированных расходов, может
быть временно позаимствована
оборотная кассоваяналичность и
свободные остатки средств, образовавшихся
на начало года [23, с.176].
Поквартальное распределение бюджетных
средств производится по каждому
министерству, управлению, по каждому
виду доходов и по каждой
сводной смете расходов. Составление,
таким образом, поквартального
распределения доходов и расходов
служит основанием для разработки
росписи доходов и расходов
соответствующего бюджета. А это,
как уже отмечалось,основной документ,
регулирующий отношения между
субъектами бюджетных отношений
в процессе исполнения бюджета.
Это не только чисто финансовый,
но и юридический акт, удостоверяющий
право руководителей субъектов
– получателей бюджетных назначений
на использование бюджетных средств
в течение года.
В утверждённые росписи доходов бюджета
могут быть внесены изменения в случаях
принятия законодательных и подзаконных
актов,вызывающих изменения доходов и
расходов бюджета. Изменения в роспись
доходов и расходов могут также быть внесены
руководителем финансовых органов в пределах
предоставляемых ему прав. Для нижестоящих
финансовых органов основанием для внесения
изменений в показатели утверждённого
бюджета служат также уведомления по взаимным
расчётам, направленные вышестоящим финансовым
органом. Взаимные расчёты вышестоящего
бюджета с нижестоящими бюджетами могут
иметь место при издании после утверждения
бюджетановых законов, постановлений
и распоряжений Правительства.
Выделяемые из бюджета средства
поступают в распоряжение руководителей
бюджетных учреждений, которых принято
называть распорядителями бюджетных
средств. По определению распорядители
бюджетных средств – это должностные
лица, которым законодательством предоставленно
право распоряжаться денежными средствами,
выделенными из бюджетах [17, с.245].
Распорядители бюджетных средств
подразделяются на главных и
нижестоящих. К главным распорядителям
бюджетных средств относятся
руководители министерств и ведомств,управлений
исполкомов местных Советов депутатов.
Нижестоящие распорядители бюджетных
средств – это руководители
подчинённых органов подведомственных
организаций и учреждений.
Главные и нижестоящие распорядители
бюджетных средств наделены различными
правами в использовании средств.
Главные распорядители имеют
право не только расходовать
бюджетные средства на содержание
возглавляемых ими учреждений, но
и распределятьвыделенные им
ассигнования между нижестоящими
распорядителями. Нижестоящие распорядители
бюджетных средств, если в их подчинении
есть подведомственные учреждения, должны
использовать их частично на собственные
нужды и частично перераспределять их
между руководимыми ими учреждениями.
Руководители конкретных учреждений получают
бюджетные средства для непосредственного
расходования.
Право на получение бюджетных
средств распорядители получают
формально с момента утверждения
соответствующего бюджета. Фактическое
перечисление средств с соответствующих
счетов бюджетовпроизводится лишь
при наличии утверждённых планов
и смет.
Как главные, так и нижестоящие
распорядители бюджетных средств
обязаны использоватьвыделенные
им ассигнования строго по
целевому назначению и в пределах
утверждённых смет. За нарушения
в использовании средств распорядители
несут предусмотренную законодательством
ответственность.
В процессе исполнения бюджетов
возникают различные отношения
между звеньями бюджетной системы.
Эти отношения регулируются соответствующим
законодательством. Уже упоминалось
об ответственности вышестоящих
органов перед нижестоящими бюджетами
при принятии решений, приводяших
к уменьшению доходов или увеличению
расходов этих бюджетов. Но могут
возникать другие случаи. В частности,
при принятии Парламентом, Презедентом,
Советом Министров, местными Советами
депутатов и их исполкомами
решений, вызывающих увеличение
доходов или уменьшения расходов
нижестоящих бюджетов, образующиеся
в связи с этим излишки доходов
или экономия в расходах подлежат
передаче в вышестоящие бюджеты.
В случае принятия местными
Советами депутатов решений, противоречащих
законам Республики Беларусь
и решениям вышестоящих Советов депутатов
в части размеров нормативов, а также в
части взаимных расчётов, либо несоблюдение
ими и их исполнительными комитетами указанных
положений в процессе исполнения бюджетов,
средства, причитающиеся соответствующим
бюджетам, взыскиваются в бесспорном порядке
[26, с.324].
Исполнение бюджетов завершается
31 декабря. Однако для завершения
расчётов и исполнения обязательств
в период исполнения бюджетов,
предусматривается льготный период,
составляющий один месяц. Бюджетный
год плюс льготные периоды
определяются как счётный период.
Завершающим этапом последней
стадии бюджетного процесса –
исполнения бюджета, является
отчёт об исполнении бюджета.
В отчёте можно выделить три
этапа – подготовка отчёта, его
рассмотрение и утверждение.
Работа по составлению отчёта
начинается сразу же после
завершения бюджетного года. Организация
работы по составлению отчёта
возлагается на Правительство
и исполкомы местных Советов
депутатов. Непосредственно составлением
отчётов об исполнении бюджета
занимаются Министерство финансов
и финансовые органы.
Органы исполнительной власти
общей компетенции направляют
всем распорядителям бюджетных
средств письмо с требованием
предоставить информацию о фактическом
использовании бюджетных средств.Финансовые
органы на основе представленных
им отчётных данных и своей
информации составляют проект
отчёта об исполнении бюджета.
Составляемые финансовыми органами
отчёты передаются соответствующим
органам исполнительной власти для их
рассмотрения и предоставления в органы
представительной власти. Отчёт рассматривается
в постоянных комиссиях и затем представляется
для утверждения на заседании органов
представительной власти. Утверждение
отчёта оформляется законом по республиканскому
бюджету и постановлением органа представительной
власти.
По республиканскому бюджету
отчёт должен быть представлен
в Парламент не позже пяти
месяцев со времени окончания
финансового года. Сроки представления
отчётов об исполнении местных
бюджетов зависят от уровня
бюджетов и определяются местной
представительной властью.