Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет, денежное обращение — это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 49.26 Кб (Скачать)

      Закон о бюджете не является  единственным правоустанавливающим  актом. Правительство после принятия  закона о бюджете принимает  постановление, в котором определяются  меры по реализации принятого  закона, в часности, в нём содержатся  поручения Министерству финансов, министерствам и республиканским  органам государственного управления  по обеспечению полного поступления  расходов, своевременному финансированию  расходов и другим вопросам, связанным  с исполнением республиканского  бюджета.

      После принятия закона о бюджете  у Министерства финансов возникают  дополнительные обязанности, в  частности, оно должно сообщать  министерствам и другим получателям  бюджетных средств показатели  по ассигнованиям из республиканского  бюджета. Областным и Минскому  городскому Советам депутатов  Министерство финансов доводит  нормативы отчислений от республиканских  налогов и других обязательных  платежей в бюджет областей  и города Минска.

      До начала фактического производства  финансирования расходов Министерство  финансовпо согласованию с министерствами, другими органами государственного  управления устанавливает поквартальное  распределение доходов и рассходов  республиканского бюджета. Это  является основанием для разработки  и утверждения Министерством  финансов специального документа:  Росписи доходов и расходов  бюджета, источников покрытия  дефицита респудликанского бюджета [17, с.234].

    Таким образом, стадия утверждения  бюджета, по моему мнению, оканчивается  утверждением закона о бюджете.  После этого акта Советом Министров,  Министерством финансов и местными  финансовыми органами производятся  действия и принимаются документы,  конкретизивующие и детализирующие  отдельные положения и статьи  закона.

                                      Исполнение бюджетов

      Все предшествующие стадии бюджетного  процесса обеспечивают государство  основным финансовым планом. Его  реализация происходит в процессе  исполнения бюджета. Эта стадия  относится к компетенции исполнительной  власти. Последняя разрабатывает  и доводит до всех заинтересованных  правила исполнения бюджета. Можно  выделить основные принципы исполнения  бюджетов всех уровней.

  1. В процессе исполнения бюджетов могут быть внесены изменения в их расходную и доходную часть. Делается это на основании решений органов представительной и исполнительной власти.
  2. Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись доходов и расходов, составляемая финансовыми органами. Из этого правила тем не менее есть исключение. По бюджетам городов районного подчинения, сельским и поселковым бюджетам роспись доходов и расходов отдельно не составляется, поскольку поквартальное распределение годовых назначений по этим бюджетам утверждается по всем подразделениям бюджетной классификации при утверждении бюджета и это распределение является также и росписью доходов и расходов, на основании которой исполняется бюджет. Исполнение бюджета – это длящейся процесс, в течение которого субъекты бюджетных отношений реализуют свои субъективные права и обязанности, их целевой установкой является обеспечение выполнения бюджета по доходам и расходам. Достижение указанной цели возможно при спорном соблюдении государственной финансовой дисциплины, которая обеспечивается и охраняется государством. При исполнении бюджета могут возникать различного рода нарушения со стороны распорядителей бюджетных средств и их получателей. В этой связи Министерство финансов и местные финансовые органы могут ограничивать и приостанавливатьфинансирование расходов; давать обязательные для исполнения указания о приостановлении расходных операций по банковским счетам распряеделителей средств; взыскивать в бесспорном порядке бюджетные суммы, использованные не по целевому назначению.
  3. В исполнении бюджетов принимают участие все республиканские и местные государственные органы, предприятия, организациии учреждения всех форм собственности, а также определённая часть населения.
  4. Законодательство предусматриваетсанкции и меры ответственности к юридическим и физическим лицам за нарушения против бюджета Республики Беларусь.

         Решающая роль в исполнении бюджетов принадлежит Министерству финансов, местным финансовым органам, Государственному налоговому комитету и региональным государственным налоговым инспекциям. Министерству финансов предоставленно право получать от министерств, других центральных органов управления, предприятий, объеденений, организаций и учреждений информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств; осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований. Ему также вменяется в обязанности ограничевать и приостонавливать финансирование расходов за счёт государственных средств в случае несоблюдения их получателями требований нормативных актов, непредоставления ими информации о движении государственных финансовых средств. Идентичными правилами наделены финансовые органы [18, с.89].

          Важная роль в исполнении бюджетов  принадлежит казначейству, в функции  которого входит управление доходами  и расходами республиканского  бюджета и контроль за его  исполнением.

           Обязательным условием исполнением  бюджетов является кассовое исполнение  бюджета. Оно возложено на банковскую  систему. Кассовое исполнение  бюджета заключается в приеме, хранении и выдаче бюджетных средств. В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что все доходы данного бюджета аккумулируются на одном счёте в конкретном кредитном учреждении. Из негов установленном порядке производится выдача средств получателям бюджетных назначений. В процессе кассового исполнения бюджета осуществляется координация работы на этом участке кредитных учреждений и казначейства.

          Принцип сбалансирования бюджета  означает, что каждый бюджет должен  быть сбалансирован не только  по году, но и в каждом квартале. В процессе исполнения бюджета,  если в каком-то квартале недостаточно  поступлений для осуществления  запланированных расходов, может  быть временно позаимствована  оборотная кассоваяналичность и  свободные остатки средств, образовавшихся  на начало года [23, с.176].

          Поквартальное распределение бюджетных  средств производится по каждому  министерству, управлению, по каждому  виду доходов и по каждой  сводной смете расходов. Составление,  таким образом, поквартального  распределения доходов и расходов  служит основанием для разработки  росписи доходов и расходов  соответствующего бюджета. А это,  как уже отмечалось,основной документ, регулирующий отношения между  субъектами бюджетных отношений  в процессе исполнения бюджета.  Это не только чисто финансовый, но и юридический акт, удостоверяющий  право руководителей субъектов  – получателей бюджетных назначений  на использование бюджетных средств  в течение года.

          В утверждённые росписи доходов бюджета могут быть внесены изменения в случаях принятия законодательных и подзаконных актов,вызывающих изменения доходов и расходов бюджета. Изменения в роспись доходов и расходов могут также быть внесены руководителем финансовых органов в пределах предоставляемых ему прав. Для нижестоящих финансовых органов основанием для внесения изменений в показатели утверждённого бюджета служат также уведомления по взаимным расчётам, направленные вышестоящим финансовым органом. Взаимные расчёты вышестоящего бюджета с нижестоящими бюджетами могут иметь место при издании после утверждения бюджетановых законов, постановлений и распоряжений  Правительства.

           Выделяемые из бюджета средства  поступают в распоряжение руководителей  бюджетных учреждений, которых принято  называть распорядителями бюджетных  средств. По определению распорядители  бюджетных средств – это должностные  лица, которым законодательством предоставленно право распоряжаться денежными средствами, выделенными из бюджетах [17, с.245].

          Распорядители бюджетных средств  подразделяются на главных и  нижестоящих. К главным распорядителям  бюджетных средств относятся  руководители министерств и ведомств,управлений  исполкомов местных Советов депутатов.  Нижестоящие распорядители бюджетных  средств – это руководители  подчинённых органов подведомственных  организаций и учреждений.

            Главные и нижестоящие распорядители  бюджетных средств наделены различными  правами в использовании средств.  Главные распорядители имеют  право не только расходовать  бюджетные средства на содержание  возглавляемых ими учреждений, но  и распределятьвыделенные им  ассигнования между нижестоящими  распорядителями. Нижестоящие распорядители бюджетных средств, если в их подчинении есть подведомственные учреждения, должны использовать их частично на собственные нужды и частично перераспределять их между руководимыми ими учреждениями. Руководители конкретных учреждений получают бюджетные средства для непосредственного расходования.

          Право на получение бюджетных  средств распорядители получают  формально с момента утверждения  соответствующего бюджета. Фактическое  перечисление средств с соответствующих  счетов бюджетовпроизводится лишь  при наличии утверждённых планов  и смет.

            Как главные, так и  нижестоящие  распорядители бюджетных средств  обязаны использоватьвыделенные  им ассигнования строго по  целевому назначению и в пределах  утверждённых смет. За нарушения  в использовании средств распорядители несут предусмотренную законодательством ответственность.

           В процессе исполнения бюджетов  возникают различные отношения  между звеньями бюджетной системы.  Эти отношения регулируются соответствующим  законодательством. Уже упоминалось  об ответственности вышестоящих  органов перед нижестоящими бюджетами  при принятии решений, приводяших  к уменьшению доходов или увеличению  расходов этих бюджетов. Но могут  возникать другие случаи. В частности,  при принятии Парламентом, Презедентом,  Советом Министров, местными Советами  депутатов и их исполкомами  решений, вызывающих увеличение  доходов или уменьшения расходов  нижестоящих бюджетов, образующиеся  в связи с этим излишки доходов  или экономия в расходах подлежат  передаче в вышестоящие бюджеты.

        В случае принятия местными  Советами депутатов решений, противоречащих  законам Республики Беларусь  и решениям вышестоящих Советов депутатов в части размеров нормативов, а также в части взаимных расчётов, либо несоблюдение ими и их исполнительными комитетами указанных положений в процессе исполнения бюджетов, средства, причитающиеся соответствующим бюджетам, взыскиваются в бесспорном порядке [26, с.324].

        Исполнение бюджетов завершается  31 декабря. Однако для завершения  расчётов и исполнения обязательств  в период исполнения бюджетов, предусматривается льготный период, составляющий один месяц. Бюджетный  год плюс льготные периоды  определяются как счётный период.

         Завершающим этапом последней  стадии бюджетного процесса –  исполнения бюджета, является  отчёт об исполнении бюджета.  В отчёте можно выделить три  этапа – подготовка отчёта, его  рассмотрение и утверждение.

           Работа по составлению отчёта  начинается сразу же  после  завершения бюджетного года. Организация  работы по составлению отчёта  возлагается на Правительство  и исполкомы местных Советов  депутатов. Непосредственно составлением  отчётов об исполнении бюджета  занимаются Министерство финансов  и финансовые органы.

           Органы исполнительной власти  общей компетенции направляют  всем  распорядителям бюджетных  средств письмо с требованием  предоставить информацию о фактическом  использовании бюджетных средств.Финансовые  органы на основе представленных  им отчётных данных и своей  информации составляют проект  отчёта об исполнении бюджета.

            Составляемые финансовыми органами  отчёты передаются соответствующим органам исполнительной власти для их рассмотрения и предоставления в органы представительной власти. Отчёт рассматривается в постоянных комиссиях и затем представляется для утверждения на заседании органов представительной власти. Утверждение отчёта оформляется законом по республиканскому бюджету и постановлением органа представительной власти.

            По республиканскому бюджету  отчёт должен быть представлен  в Парламент  не позже пяти  месяцев со времени окончания  финансового года. Сроки представления  отчётов об исполнении местных  бюджетов зависят от уровня  бюджетов и определяются местной  представительной властью.

Информация о работе Бюджетный процесс