Сквозным, охватывающим все стадии
бюджетного процесса, является принцип
специализации бюджетных показателей.
Это выражается в части доходов
в единых источниках, расходов
– целевых направлениях. Принцип
специализации бюджетных показателей
воплощён в единой бюджетной
классификации, систематизированной
группировке доходов и расходов
бюджета по одноимённым признакам.
Бюджетная классификация является
также важным юридическим актом,
регулирующим отношения на всех
стадиях бюджетного процесса. Ежегодное
повтарение всех стадий позволяет
выделить ещё один принцип
– ежегодности.
Таким образом, бюджетный процесс
– регламентированная законом
деятельность государственных органов
по составлению, рассмотрению, утверждению
и исполнению бюджетов всех
уровней.
ГЛАВА 2
СТАДИИ
БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Порядок составления
бюджета
Самостоятельность всех звеньев
бюджетной системы не исключает
единства в подходах к составлению
проектов бюджетов. Они закреплены
в процессуальных юридических
нормах, содержащихся в государственном
и бюджетном законодательстве.
Составление проекта республиканского
бюджета имеет целью определить
сумму денежных средств, которая
должна быть сосредоточена в
республиканском бюджете, в бюджетах
областей и города Минска и в целом в консолидированном
бюджете республики для направления на
финансирование расходов и мероприятий
общегосударственного и местного значения.
Составление проекта бюджета
происходит в несколько этапов.
Первый состоит в доведении
Министерством финансов по поручению
Совета Министров до всех заинтересованных
инстанций указаний о сроках
составления республиканского и
местных бюджетов. Далее организуется
работа по определению общего
объёма доходов и расходов
региона в целом и каждого
бюджета, суммы отдельных видов
доходов и расходов, размера собственных
доходов бюджета каждого уровня,
потребности в суммах отчислений
от общереспубликанских и других
налогов и доходов.
Составление проектов бюджетов
осуществляется на основании
прогноза социально- экономического
развития республики, основных направлений
бюджетно-финансовой политики. Министерство
экономики, Министерство финансов
и Национальный банк ежегодно
до 1августагода, предшествующего планируемому
финансовому году, разрабатывают параметры
прогноза социально-экономического развития
республики, основные направления бюджетно-финансовой
и денежно-кредитной политики, которые
представляются на рассмотрение Правительства
и после их одобрения на рассмотрение
Презедента [ 7, с.133].
Составлению проекта бюджета
предшествует разработка соответствующих
организационных мероприятий: определяются
основные этапы и виды работ?
Ожидаемое исполнение доходов
и расходов консолидационного
бюджета республики и его составных
частей за текущий финансовый
год; производится анализ статистических
отчётных данных о развитии
экономики республики в целом
и отдельных административно-территориальных
едениц; систематизируются для учёта
в проекте бюджета принятые
законодательные и нормативные
акты об изменении налогового
и другого законодательства, поручения
Презедента, постановления Правительства
о приоритетном финансировании отдельных
отраслей экономики и социальной сферы.
На основании этого делаются
прогнозные оценки поступлений
в бюджет. Планирование рассходов
осуществляется, исходя из расчётов,
представляемых министерствами, ведомствами
и другими органами управления,
которые находятся на бюджетном
финансировании. Исходя из этого,
Министерство финансов и местные
финансовые органы определяют
доходы и расходы бюджетов. Причём
расходы бюджетов формируются
с учётом прогнозируемых доходов.
Прогнозные показатели по доходам
и рассходам республиканского
бюджета и месных бюджетов
на предстоящий год и предложение
по сбалансированию бюджетов
Министерством финансов представляются
Совету Министров, а финансовыми
органами – исполкомам местных
Советов депутатов.
Если на местах не предоставляется
возможным сформировать сбалансированные
по доходам и рассходам проекты
бюджетов, исполнительные комитеты
представляют в вышестоящий исполнительный
орган в установленные сроки
расчёты, на основании которых
определяются нормативы отчислений
от регулирующих доходов, а
также предложения об изменении
состава объектов, финансируемых
из данного бюджета. Эти предложения
рассматриваются исполкомом вышестоящего
Совета депутатов с участием
представителей нижестоящих исполкомов,
инициировавших эти предложения.
Полное или частичное отклонение
предложений должно быть оформлено
протоколом разногласий. Для решений
спора вышестоящие и нижестоящие
органы представительной власти
создают согласительную комиссию,
решение которой доводится до
обеих сторон [23, с.187].
Такой порядок создаёт правовую
базу для обеспечения подготовки
проектов всех бюджетов в установленные
сроки, чёткость в прохождениивсех
этапов составления проектов
бюджета.
Разработанные проекты республиканского
и местных бюджетов вносятся
соответственно на рассмотрение
Совета Министров и соответствующих
исполкомов местных Советов депутатов.
Последние после детального обсуждения
принимают решения о представлении
бюджетов соответственно Презеденту
и в местные Советы депутатов.
Представленный Правительством
на рассмотрение Презедента проект
бюджета является перечнем документов,
указанных в законе о бюджетной
системе. К ним относятся: пояснительная
записка к проекту бюджета;
основные направления бюджетной
и налоговой политики на очередной
финансовый год; проект консолидированного
бюджета Республики Беларусь; основные
показатели взаимоотношений республиканского
бюджета с местными бюджетами;
оценка ожидаемого пополнения
республиканского и консолидированных
бюджетов; прогнозные расчёты по доходам
и расходам республиканского бюджета;
проект закона о бюджете Республики Беларусь
на очередной финансовый год.
В процессе подготовительных
мероприятий Министерство финансов
устанавливает министерствам, другим
республиканским органам государственного
управления, облисполкомам и Минскому
горисполкому, иным юридическим
лицам порядок и сроки представления
необходимых данных и прогнозных
показателей по доходам и расходам
для разработки проектов республиканского
бюджета и нормативов отчислений
от республиканских налогов, других
обязательных платежей в бюджет
областей и города Минска.
С момента представления материалов
по проекту бюджета прекращаются
определённые права и обязанности
и учасников составления проекта
бюджета, однако они возобновляются
в связи с составлением бюджета
следующего года.
Рассмотрение и утверждение
бюджета
Рассмотрение и утверждение бюджета,
как уже было отмечено, относится
к компетенции представительной
власти. Однако элементы рассмотрения
присутствуют и на стадии составления
проекта бюджета. Так, Совет Министров
рассматривает на своем заседании представленный
Министерством финансов проект республиканского
бюджета и консолидированного бюджета
республики, а также предложения о размерах
нормативов отчислений от общереспубликанских
налогов в местные бюджеты областей и
города Минска.
По действующему в настоящее
время порядку представленный
Презедентом проект республиканского
бюджета до внесения его на
утверждение сессии Парламента
рассматривается в постоянных
комиссиях. Анологичный порядок существует
и на уровне местного самоуправления.
К рассмотрению представленных материалов
по проекту бюджета постоянные комиссии
имеют право привлекать представителей
Правительства и Министерства финансов.
По результатам рассмотрения постоянные
комиссии вносят предложение о принятии
проекта бюджета или его отклонении.
В процедурном отношении сегодня
более отработан механизм прохождения
республиканского бюджета. Поэтому
следует особо остановится на
нем.
С докладом о проекте бюджета
выступает председатель Правительства.
Содоклад по этому вопросу
делает председатель комиссии
по бюджету и финансам. Затем
начинаются прения по сделанным
докладам. На голосование выносятся
основные показатели доходной
и расходной частей республиканского
бюджета, нормативы отчислений
от общереспубликанских налогов
и доходов, предельный размер
дефецита бюджета. Решение по
поставленным на голосование
бюджетным показателям считается
принятым, если за него проголосовало
большинство избранных депутатов
[25, с.316].
При обсуждении вносимых поправок
в представленный проект бюджета
первоначально обсуждаются и
утвержаются поправки, предусматривающие
сокращение расходов, затем поправки,
предусматривающие сокращение расходов,
поправки, предусматривающие их
увеличение.
Принятый Национальным собранием
республиканский бюджет оформляется
законом, в котором отражаются:
- превышение
доходов над рассходами бюджета
или расходов над доходами, предельный
размер дефицита по республиканскому
бюджету, бюджетам областей и города
Минска, внутренние и внешние источники
финансирования дефецита республиканского
бюджета;
- распределение
доходов между республиканским
и местным бюджетами и нормативы
отчислений от республиканских
налогов и других обязательных
платежей в бюджет областей
и города Минска;
- доходы
республиканского бюджета в общей
сумме, по разделам иподразделам
функциональной бюджетной классификации
и по ведомственной бюджетной
классификации;
- перечень
республиканских целевых программ,
финансирование которых предусмотрено
из средств республиканского
бюджета;
- объем
ассигнований на государственные
капитальные вложения в отраслевом
разрезе, финансирование которых
предусмотренно из средств республиканского
бюджета;
- перечень
защищённых статей; размер оборотной
кассовой наличности по республиканскому
бюджету.
В законе о бюджете устанавливается
также размер прироста внутреннего
и лимит внешнего государственного
долга, лимит участия Национального
банка в кредитовании республиканского
бюджета, размер платы за обслуживание
Национальным банком внутреннего
государственного долга.
В случае отклонения Парламентом
представленного проекта бюджета,
постоянные комиссии должны внестипредложения
об увеличении доходов, сокращениирасходов
или внесении изменений в налоговое
законодательство. Проект бюджета
возвращается Правительстве на
доработку.
При несогласии с решением
Парламента глава государства вправе
не позднее, чем в 10-дневный срок, обсуждения
и голосования. Если Парламент большинством
подтвердит ранее принятое решение, Презедент
обязан в трёхдневный срок подписать закон.
Если по истечении указанногосроказакон
о бюджете не возвращается в Парламент,
он считается подписанным в той редакции,
в которой был направлен главе государства.
Закон о бюджете должен быть
опубликован в республиканских
газетах для всеобщего сведения.
Как на республиканском, так
и на местном уровнях бюджеты
должны быть приняты до 1 января
очередного финансового года. Каждый
нижестоящий бюджет утверждается
после утверждения соответствующщих
вышестоящих бюджетов.
Последние десять лет скорее
правилом, чем исключением, становится
принятие бюджетов после наступления
нового финансового года. В этой
связи не возникает проблем
с формированием доходной части
бюджетов, так как налоги не
привязываются к годовому периоду,
в то время как расходы осуществляются
в соответствии с годовыми
бюджетными назначениями.
Поэтому закон должен урегулировать
урегулировать этот вопрос, придав
расходам особый режим их осуществления.
В случае утверждения республиканского
и местных бюджетов до начала
финансового года, Правительство
и местные исполнительные и распорядительные
органы имеет право в течение каждогомесяца
до утверждения соответствующих бюджетов
расходовать средства в размере одной
трети плановых ассигнований четвёртого
квартала предыдущего финансового года.
Однако такое право обременено дополнительным
обстоятельством, а именно поступающими
доходами. Из этого следует, что если поступающих
доходов недостаточно, чтобы финансировать
расходы на уровне прошлого года, то в
действие должны быть приведены механизмы
секвестирования или блокирования по
усмотрению соответственно Правительства
либо местных исполкомов [24, с.85].