Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет, денежное обращение — это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 49.26 Кб (Скачать)

     Сквозным, охватывающим все стадии  бюджетного процесса, является принцип  специализации бюджетных показателей.  Это выражается в части доходов  в единых источниках, расходов  – целевых направлениях. Принцип  специализации бюджетных показателей  воплощён в единой бюджетной  классификации, систематизированной  группировке доходов и расходов  бюджета по одноимённым признакам.  Бюджетная классификация является  также важным юридическим актом,  регулирующим отношения на всех  стадиях бюджетного процесса. Ежегодное  повтарение всех стадий позволяет  выделить ещё один принцип  – ежегодности.

     Таким образом, бюджетный процесс  – регламентированная законом  деятельность государственных органов  по составлению, рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджетов всех  уровней. 

     

     

       
 
 
 
 
 

                                                       ГЛАВА 2

СТАДИИ  БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

                              Порядок составления  бюджета

      Самостоятельность всех звеньев  бюджетной системы не исключает  единства в подходах к составлению  проектов бюджетов. Они закреплены  в процессуальных юридических  нормах, содержащихся в государственном  и бюджетном законодательстве.

     Составление проекта республиканского  бюджета имеет целью определить  сумму денежных средств, которая  должна быть сосредоточена в  республиканском бюджете, в бюджетах областей и города Минска и в целом в консолидированном бюджете республики для направления на финансирование расходов и мероприятий общегосударственного и местного значения.

      Составление проекта бюджета  происходит в несколько этапов. Первый состоит в доведении  Министерством финансов по поручению  Совета Министров до всех заинтересованных  инстанций указаний о сроках  составления республиканского и  местных бюджетов. Далее организуется  работа по определению общего  объёма доходов и расходов  региона в целом и каждого  бюджета, суммы отдельных видов  доходов и расходов, размера собственных  доходов бюджета каждого уровня, потребности в суммах отчислений  от общереспубликанских и других  налогов и доходов.

      Составление проектов бюджетов  осуществляется на основании  прогноза социально- экономического  развития республики, основных направлений  бюджетно-финансовой политики. Министерство  экономики, Министерство финансов  и Национальный банк ежегодно  до 1августагода, предшествующего планируемому финансовому году, разрабатывают параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, которые представляются на рассмотрение Правительства и после их одобрения на рассмотрение Презедента [ 7, с.133].

     Составлению проекта бюджета  предшествует разработка соответствующих  организационных мероприятий: определяются  основные этапы и виды работ?  Ожидаемое исполнение доходов  и расходов консолидационного  бюджета республики и его составных  частей за текущий финансовый  год; производится анализ статистических  отчётных данных о развитии  экономики республики в целом  и отдельных административно-территориальных  едениц; систематизируются для учёта  в проекте бюджета принятые  законодательные и нормативные  акты об изменении налогового  и другого законодательства, поручения Презедента, постановления Правительства о приоритетном финансировании отдельных отраслей экономики и социальной сферы.

     На основании этого делаются  прогнозные оценки поступлений  в бюджет. Планирование рассходов  осуществляется, исходя из расчётов, представляемых министерствами, ведомствами  и другими органами управления, которые находятся на бюджетном  финансировании. Исходя из этого,  Министерство финансов и местные  финансовые органы определяют  доходы и расходы бюджетов. Причём  расходы бюджетов формируются  с учётом прогнозируемых доходов.

     Прогнозные показатели по доходам  и рассходам республиканского  бюджета и месных бюджетов  на предстоящий год и предложение  по сбалансированию бюджетов  Министерством финансов представляются  Совету Министров, а финансовыми  органами – исполкомам местных  Советов депутатов.

      Если на местах не предоставляется  возможным сформировать сбалансированные  по доходам и рассходам проекты  бюджетов, исполнительные комитеты  представляют в вышестоящий исполнительный  орган в установленные сроки  расчёты, на основании которых  определяются нормативы отчислений  от регулирующих доходов, а  также предложения об изменении  состава объектов, финансируемых  из данного бюджета. Эти предложения  рассматриваются исполкомом вышестоящего  Совета депутатов с участием  представителей нижестоящих исполкомов, инициировавших эти предложения.  Полное или частичное отклонение  предложений должно быть оформлено  протоколом разногласий. Для решений  спора вышестоящие и нижестоящие  органы представительной власти  создают согласительную комиссию, решение которой доводится до  обеих сторон [23, с.187].

     Такой порядок создаёт правовую  базу для обеспечения подготовки  проектов всех бюджетов в установленные  сроки, чёткость в прохождениивсех  этапов составления проектов  бюджета.

      Разработанные проекты республиканского  и местных бюджетов вносятся  соответственно на рассмотрение  Совета Министров и соответствующих  исполкомов местных Советов депутатов.  Последние после детального обсуждения  принимают решения о представлении  бюджетов соответственно Презеденту  и в местные Советы депутатов.

     Представленный Правительством  на рассмотрение Презедента проект  бюджета является перечнем документов, указанных в законе о бюджетной  системе. К ним относятся: пояснительная  записка к проекту бюджета;  основные направления бюджетной  и налоговой политики на очередной  финансовый год; проект консолидированного  бюджета Республики Беларусь; основные  показатели взаимоотношений республиканского  бюджета с местными бюджетами;  оценка ожидаемого пополнения  республиканского и консолидированных бюджетов; прогнозные расчёты по доходам и расходам республиканского бюджета; проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

     В процессе подготовительных  мероприятий Министерство финансов  устанавливает министерствам, другим  республиканским органам государственного  управления, облисполкомам и Минскому  горисполкому, иным юридическим  лицам порядок и сроки представления  необходимых данных и прогнозных  показателей по доходам и расходам  для разработки проектов  республиканского  бюджета и нормативов отчислений  от республиканских налогов, других  обязательных платежей в бюджет  областей и города  Минска.

      С момента представления материалов  по проекту бюджета прекращаются  определённые права и обязанности  и учасников составления проекта  бюджета, однако они возобновляются  в связи с составлением бюджета  следующего года.

                      Рассмотрение и  утверждение бюджета

     Рассмотрение и утверждение бюджета,  как уже было отмечено, относится  к компетенции представительной  власти. Однако элементы рассмотрения  присутствуют и на стадии составления  проекта бюджета. Так, Совет Министров рассматривает на своем заседании представленный Министерством финансов проект республиканского бюджета и консолидированного бюджета республики, а также предложения о размерах нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и города Минска.

     По действующему в настоящее  время порядку представленный  Презедентом проект республиканского  бюджета до внесения его на  утверждение сессии Парламента  рассматривается в постоянных  комиссиях. Анологичный порядок существует и на уровне  местного самоуправления. К рассмотрению представленных материалов по проекту бюджета постоянные комиссии имеют право привлекать представителей Правительства и Министерства финансов. По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложение о принятии проекта бюджета или его отклонении.

     В процедурном отношении сегодня  более отработан механизм прохождения  республиканского бюджета. Поэтому  следует особо остановится на  нем.

      С докладом о проекте бюджета  выступает председатель Правительства.  Содоклад по этому вопросу  делает председатель комиссии  по бюджету и финансам. Затем  начинаются прения по сделанным  докладам. На голосование выносятся  основные показатели доходной  и расходной частей республиканского  бюджета, нормативы отчислений  от общереспубликанских налогов  и доходов, предельный размер  дефецита бюджета. Решение по  поставленным на голосование  бюджетным показателям считается  принятым, если за него проголосовало  большинство избранных депутатов [25, с.316].

      При обсуждении вносимых поправок  в представленный проект бюджета  первоначально обсуждаются и  утвержаются поправки, предусматривающие  сокращение расходов, затем поправки, предусматривающие сокращение расходов, поправки, предусматривающие их  увеличение.

      Принятый Национальным собранием  республиканский бюджет оформляется  законом, в котором отражаются:

- превышение  доходов над рассходами бюджета  или расходов над доходами, предельный  размер дефицита по республиканскому  бюджету, бюджетам областей  и города Минска, внутренние и внешние источники финансирования дефецита республиканского бюджета;

- распределение  доходов между республиканским  и местным бюджетами и нормативы  отчислений от республиканских  налогов и других обязательных  платежей в бюджет областей  и города Минска;

- доходы  республиканского бюджета в общей  сумме, по разделам иподразделам  функциональной бюджетной классификации  и по ведомственной бюджетной  классификации; 

- перечень  республиканских целевых программ, финансирование которых предусмотрено  из средств республиканского  бюджета; 

- объем  ассигнований на государственные  капитальные вложения в отраслевом  разрезе, финансирование которых  предусмотренно из средств республиканского  бюджета;

- перечень  защищённых статей; размер оборотной  кассовой наличности по республиканскому  бюджету.

     В законе о бюджете устанавливается  также размер прироста внутреннего  и лимит внешнего государственного  долга, лимит участия Национального  банка в кредитовании республиканского  бюджета, размер платы за обслуживание  Национальным банком внутреннего  государственного долга.

      В случае отклонения Парламентом  представленного проекта бюджета,  постоянные комиссии должны внестипредложения  об увеличении доходов, сокращениирасходов  или внесении изменений в налоговое  законодательство. Проект бюджета  возвращается Правительстве на  доработку.

      При несогласии с решением  Парламента глава государства вправе не позднее, чем в 10-дневный срок, обсуждения и голосования. Если Парламент большинством подтвердит ранее принятое решение, Презедент обязан в трёхдневный срок подписать закон. Если по истечении указанногосроказакон о бюджете не возвращается в Парламент, он считается подписанным в той редакции, в которой был направлен главе государства.

     Закон о бюджете должен быть  опубликован в республиканских  газетах для всеобщего сведения.

      Как на республиканском, так  и на местном уровнях бюджеты  должны быть приняты до 1 января  очередного финансового года. Каждый  нижестоящий бюджет утверждается  после утверждения соответствующщих  вышестоящих бюджетов.

      Последние десять лет скорее  правилом, чем исключением, становится  принятие бюджетов после наступления  нового финансового года. В этой  связи не возникает проблем  с формированием доходной части  бюджетов, так как налоги не  привязываются к годовому периоду,  в то время как расходы осуществляются  в соответствии с годовыми  бюджетными назначениями.

     Поэтому закон должен урегулировать  урегулировать этот вопрос, придав  расходам особый режим их осуществления.  В случае утверждения республиканского  и местных бюджетов до начала  финансового года, Правительство  и местные исполнительные и распорядительные органы имеет право в течение каждогомесяца до утверждения соответствующих бюджетов расходовать средства в размере одной трети плановых ассигнований четвёртого квартала предыдущего финансового года. Однако такое право обременено дополнительным обстоятельством, а именно поступающими доходами. Из этого следует, что если поступающих доходов недостаточно, чтобы финансировать расходы на уровне прошлого года, то в действие должны быть приведены механизмы секвестирования или блокирования по усмотрению соответственно Правительства либо местных исполкомов [24, с.85].

Информация о работе Бюджетный процесс