Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению им исполнению бюджета.
Этапы бюджетного процесса – это формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета и составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. На всех стадиях прохождения бюджетных показателей осуществляется контроль и проводится их экономический анализ.

Файлы: 1 файл

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению.docx

— 27.82 Кб (Скачать)

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению им исполнению бюджета.

Этапы бюджетного процесса – это формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета и составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. На всех стадиях прохождения бюджетных показателей осуществляется контроль и проводится их экономический анализ.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное  перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Составление и исполнение бюджетов являются функциями органов  исполнительной власти. Рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов – функциями соответствующих представительных органов власти

В основе всей бюджетной  деятельности финансовых органов лежит  бюджетная классификация. Сам бюджет действует в течение одного года, с 1 января по 31 декабря. По прошествии года для завершения бюджета предоставляется  один месяц, в течении которого все операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета, должны быть завершены.

Бюджетный период (цикл) –  это время, в течении которого длится бюджетный процесс. Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет.

Базовыми макроэкономическими  показателями для формирования параметров бюджета являются объем ВВП и  темпы его роста в очередном  финансовом году, предполагаемый уровень  инфляции и ряд других. Составление  бюджета основывается на положениях Бюджетного послания президента РФ, основных направлениях бюджетной и налоговой  политики страны в целом и соответствующей территории на очередной финансовый год. Составлению проектов бюджета предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ в целом, субъектов РФ, муниципальных образований, отраслей экономики.

Формирование федерального бюджета организуется и осуществляется Правительством РФ на основе прогноза социально-экономического развития РФ на планируемый год и уточненного  прогноза социально=экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. Министерство финансов по поручению Правительства РФ организует непосредственную работу по формированию федерального бюджета на планируемый год и проектировок основных расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Минфин формирует бюджет совместно с Министерстовм экномики, при участии государственного комитета РФ по статитситке и Центробанка. Т. е в определенные сроки составляются прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период.

Территориальные органы исполнительной власти осуществляют детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета. Правительство РФ не позднее чем за 7 месяцев до начала финансового года организует работу по доведению до представительных органов власти до представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах или их изменениях. Исполнительные органы власти субъектов РФ в установленные их представительными органами власти сроки, исходя из необходимости утверждения бюджетов до начала финансового года, доводят до представительных органов власти нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов, в том числе социальные и финансовые нормативы или их изменения ,включая нормы и нормативы, утвержденные вышестоящими органами власти. Бюджетное законодательство устанавливает, что в случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов местных бюджетов или бюджетов субъектов РФ соответствующий исполнительный орган власти представляет в вышестоящей исполнительный орган власти субъектов РФ - в Правительство РФ необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня расходов ,подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.

Стадия рассмотрения проекта  бюджета. Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ проект Федерального закона « О Федеральном бюджете  на … год» Одновременно предоставляются  прогноз социально-экономического развития, прогноз консолидированного бюджета, проекты федеральных целевых  программ и федеральных программ развития регионов, расчеты по статьям  классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам  функциональной классификации расходов и дефициту федерального бюджета  и др необходимые документы и материалы, предусмотренные федеральным законодательством. Проект в течении 3 дней направляется Советом Государственной Думы Президенту, в Совет Федерации Федерального Собрания, в Счетную палату, в комитеты Гос. Думы – для внесения предложений и замечаний. Дума рассматривает проект в 4 чтениях. Первое чтение (40 дней) проект рассматривается в общем, второе чтение 20 дней утвержаются расходы по функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, а также размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Третье чтение ( 30 дней) распределение расходов по подразделам функциональной классификации, расходы на федеральные целевые программы, определяется перечень защищенных статей, бюджет развития. Четвертое чтение (10 дней) текст законопроекта рассматривается целиком. Принятый Гос. Думой проект в течении пяти дней со дня его принятия передается Совету Федерации, где рассматривается в порядке предусмотренном Конституцией РФ. Закон вступает в силу после подписания Президентом РФ со дня его официального опубликования в средствах массовой информации.

Исполнение бюджета совпадает  с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Бюджетное законодательство возлагает исполнение бюджета на соответствующие исполнительные органы власти. Исполнение бюджета заключается  в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в  бюджет доходов и в финансировании запланированных расходов. Оперативный  документ ,на основе которого осуществляется исполнение бюджета – поквартальная роспись доходов и расходов. Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов.

 

Задачи бюдж. процесса:

- максимальное выявление  всех материальных и фин. резервов  в целях достижения существенного  прогресса на пути к развитому  рыночному хозяйству;

- определение доходов  бюджета по отдельным налогам  и др. платежам, а также общего  объема в соответствии с прогнозами  и целевыми программами соц-эк развития;

- установление расходов  бюджета по целевому назначению, а также общего объема исходя  из потребности бесперебойного  финансирования всех мероприятий  общегос. значения, предусмотренных бюджетом;

- согласование бюджета  с общей программой финансововй стабилизации, направленно на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости нац. денежной единицы;

- сокращение и ликвидация  бюдж. дефицита за счет экономически оправданных источников;

- осуществление бюдж. регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства;

- повышение роли перспективного  бюдж. планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных соц-эк программ;

- усиление контроля за деятельностью юр. лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;

- автоматизация процесса  составления и исполнения бюджетов  через систему автоматизации  финансовых расчетов.

 

Принципы организации  бюдж. процесса:

- единства – единая  правовая база, един бюдж. класс-ция, единство форм бюдж. документации, единство денежной системы;

- самостоятельность бюдж. процесса каждого органа законодат. власти – обеспечивается наличием собств. источников доходов и правом определять направления их использования;

- балансовый метод –  установление правильного соотношения  между расходами и доходами  всех бюджетов, а также между  натуральными и финансовыми показаетлями, для устойчивости бюджета;

- соответствие расходов  бюджета его доходам, создание  финансовых резервов, что становится  ядром всей финансовой политики  государства.

 

 

 

 

 

 

 

К основным задачам Министерства финансов РФ относятся:

• совершенствование бюджетной  системы и развитие бюджетного федерализма;

•  разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и  валютной политики в РФ;

•  концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;

• разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета; составление  отчета об исполнении федерального бюджета  и консолидированного бюджета РФ;

• разработка программ государственных  заимствований и их реализация от имени Российской Федерации; управление государственным внутренним и внешним  долгом РФ;

• разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков;

•  участие в разработке и  проведении единой политики в сфере  формирования и использования государственных  ресурсов драгоценных металлов и  драгоценных камней;

•  разработка единой методологии  составления бюджетов всех уровней  и отчетов об их исполнении;

•  осуществление государственного финансового контроля;

• обеспечение методологического  руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом.

Министерство финансов РФ выполняет следующие основные функции:

• подготавливает предложения и  реализует меры по совершенствованию  бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

• участвует в разработке прогнозов  социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную  перспективу;

• участвует в разработке и осуществлении  мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов  отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

• участвует в подготовке предложений  по основным направлениям кредитной, денежной политики, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике, в формировании и осуществлении единой политики цен, в подготовке федеральных целевых  программ, обеспечивает их финансирование за счет средств федерального бюджета;

•  разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует  в разработке и финансировании федеральных  инвестиционных программ и Бюджета  развития РФ;

• участвует в разработке проектов правовых актов; разрабатывает и  принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к  своей компетенции, обязательные для  исполнения на территории РФ;

• разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ; исполняет федеральный  бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;

• подготавливает предложения и  реализует меры, направленные на совершенствование  структуры государственных расходов;

• подготавливает предложения о  предельной численности работников центрального аппарата федеральных  органов исполнительной власти, их территориальных органов совместно  с Министерством труда и социального  развития РФ и размере ассигнований на содержание аппаратов этих органов;

• совершенствует методы бюджетного планирования и порядок бюджетного финансирования, осуществляет методическое руководство в области составления  и исполнения федерального бюджета;

•  разрабатывает совместно  с Министерством по налогам и  сборам РФ и другими федеральными органами исполнительной власти предложения  о налоговой политике, развитии налогового зако­нодательства и совершенствовании налоговой системы;

• координирует политику федеральных  органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность  за обеспечение своевременного поступления  налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет;

• участвует в разработке предложений  об установлении размера ставок таможенного  тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;

• участвует в разработке порядка  и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

• проводит с участием Банка России государственную политику в области  эмиссии и размещения государственных  ценных бумаг;

• разрабатывает  и   реализует  единую   политику  формирования структуры государственных заимствований;

• участвует в разработке предложений  по развитию рынка ценных бумаг; регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах своих  полномочий; выступает в качестве эмитента государственных цен­ных бумаг, разрабатывает условия выпуска и размещения государственных займов РФ;

• проводит совместно с Банком России операции по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга  РФ; управляет государственным внутренним и внешним долгом России, осуществляет необходимые меры по совершенствованию  его структуры и оптимизации  расходов по его обслуживанию;

Информация о работе Бюджетный процесс