Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:48, курсовая работа
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению им исполнению бюджета.
Этапы бюджетного процесса – это формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета и составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. На всех стадиях прохождения бюджетных показателей осуществляется контроль и проводится их экономический анализ.
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению им исполнению бюджета.
Этапы бюджетного процесса – это формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета и составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. На всех стадиях прохождения бюджетных показателей осуществляется контроль и проводится их экономический анализ.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Составление и исполнение бюджетов являются функциями органов исполнительной власти. Рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов – функциями соответствующих представительных органов власти
В основе всей бюджетной деятельности финансовых органов лежит бюджетная классификация. Сам бюджет действует в течение одного года, с 1 января по 31 декабря. По прошествии года для завершения бюджета предоставляется один месяц, в течении которого все операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета, должны быть завершены.
Бюджетный период (цикл) – это время, в течении которого длится бюджетный процесс. Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет.
Базовыми макроэкономическими показателями для формирования параметров бюджета являются объем ВВП и темпы его роста в очередном финансовом году, предполагаемый уровень инфляции и ряд других. Составление бюджета основывается на положениях Бюджетного послания президента РФ, основных направлениях бюджетной и налоговой политики страны в целом и соответствующей территории на очередной финансовый год. Составлению проектов бюджета предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ в целом, субъектов РФ, муниципальных образований, отраслей экономики.
Формирование федерального бюджета организуется и осуществляется Правительством РФ на основе прогноза социально-экономического развития РФ на планируемый год и уточненного прогноза социально=экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. Министерство финансов по поручению Правительства РФ организует непосредственную работу по формированию федерального бюджета на планируемый год и проектировок основных расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Минфин формирует бюджет совместно с Министерстовм экномики, при участии государственного комитета РФ по статитситке и Центробанка. Т. е в определенные сроки составляются прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период.
Территориальные органы исполнительной
власти осуществляют детальную проработку
и согласование показателей социально-
Стадия рассмотрения проекта
бюджета. Правительство РФ вносит на
рассмотрение Государственной Думы
Федерального Собрания РФ проект Федерального
закона « О Федеральном бюджете
на … год» Одновременно предоставляются
прогноз социально-
Исполнение бюджета совпадает
с бюджетным годом и длится
с 1 января по 31 декабря. Бюджетное законодательство
возлагает исполнение бюджета на
соответствующие исполнительные органы
власти. Исполнение бюджета заключается
в обеспечении полного и
Задачи бюдж. процесса:
- максимальное выявление
всех материальных и фин.
- определение доходов
бюджета по отдельным налогам
и др. платежам, а также общего
объема в соответствии с
- установление расходов
бюджета по целевому
- согласование бюджета с общей программой финансововй стабилизации, направленно на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости нац. денежной единицы;
- сокращение и ликвидация бюдж. дефицита за счет экономически оправданных источников;
- осуществление бюдж. регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства;
- повышение роли перспективного бюдж. планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных соц-эк программ;
- усиление контроля за деятельностью юр. лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
- автоматизация процесса
составления и исполнения
Принципы организации бюдж. процесса:
- единства – единая правовая база, един бюдж. класс-ция, единство форм бюдж. документации, единство денежной системы;
- самостоятельность бюдж. процесса каждого органа законодат. власти – обеспечивается наличием собств. источников доходов и правом определять направления их использования;
- балансовый метод –
установление правильного
- соответствие расходов
бюджета его доходам, создание
финансовых резервов, что становится
ядром всей финансовой
К основным задачам Министерства финансов РФ относятся:
• совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;
• разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;
• разработка проекта федерального
бюджета и обеспечение
• разработка программ государственных заимствований и их реализация от имени Российской Федерации; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
• разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков;
• участие в разработке и
проведении единой политики в сфере
формирования и использования
• разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
• осуществление государственного финансового контроля;
• обеспечение методологического
руководства бухгалтерским
Министерство финансов РФ выполняет следующие основные функции:
• подготавливает предложения и
реализует меры по совершенствованию
бюджетной системы РФ, развитию бюджетного
федерализма и механизма
• участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
• участвует в разработке и осуществлении
мер по финансовому оздоровлению
и структурной перестройке
• участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике, в формировании и осуществлении единой политики цен, в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает их финансирование за счет средств федерального бюджета;
• разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;
• участвует в разработке проектов правовых актов; разрабатывает и принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к своей компетенции, обязательные для исполнения на территории РФ;
• разрабатывает проекты
• подготавливает предложения и
реализует меры, направленные на совершенствование
структуры государственных
• подготавливает предложения о
предельной численности работников
центрального аппарата федеральных
органов исполнительной власти, их
территориальных органов
• совершенствует методы бюджетного
планирования и порядок бюджетного
финансирования, осуществляет методическое
руководство в области
• разрабатывает совместно с Министерством по налогам и сборам РФ и другими федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы;
• координирует политику федеральных
органов исполнительной власти, на
которые возложена
• участвует в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;
• участвует в разработке порядка и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
• проводит с участием Банка России государственную политику в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг;
• разрабатывает и реализует
единую политику формирования
структуры государственных
• участвует в разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг; регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах своих полномочий; выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, разрабатывает условия выпуска и размещения государственных займов РФ;
• проводит совместно с Банком
России операции по обслуживанию государственного
внутреннего и внешнего долга
РФ; управляет государственным