Бюджетный процесс в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере бюджетного процесса Российской Федерации.

Оглавление

Введение
2
1. Бюджетный процесс и финансово-бюджетная политика 4
1.1. Сводное финансовое планирование 6
1.2. Бюджетный процесс в РФ и зарубежных странах 9
1.3. Анализ бюджета 12
2. Проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения 19
2.1. Совершенствование системы бюджетного планирования и прогнозирования в РФ 21
Заключение 23
Список использованных источников 24
Приложения 27

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 163.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

  Содержание

  Стр.
Введение 
2
  1.  Бюджетный процесс и финансово-бюджетная политика 4
  1.1. Сводное финансовое планирование 6
   1.2. Бюджетный процесс в РФ и зарубежных странах 9
   1.3. Анализ бюджета 12
2. Проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения 19
2.1. Совершенствование системы бюджетного планирования и прогнозирования в РФ 21
Заключение 23
Список  использованных источников 24
Приложения 27
 
 
 
 

Введение

    Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной  жизни. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы. Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс.

    Бюджетный процессрегламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). (см.приложения) [2]

    До  принятия Бюджетного кодекса РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс России, являлся Закон РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР” от 10.10.91  № 1734-1. В настоящее время нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо БК РФ содержатся в ряде других законов РФ, законов (решений представительных органов) субъектов Федерации, нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью (например, в Правилах о порядке составления и исполнения бюджетов, разрабатываемых Министерствами финансов РФ и субъектов РФ).

    Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере

бюджетного  процесса Российской Федерации.[2 и 4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Бюджетный  процесс и финансово-бюджетная политика

       Выполнение  государством возложенных на него функций  связано с наличием у него необходимых  финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в  бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В  ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.

       Финансово-бюджетная  политика — это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой. [16]

       Финансово-бюджетная  политика осуществляется главным образом  в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в  бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюджетного процесса.

       Совокупность  действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению  финансово-бюджетной политики и  управлению бюджетной системой и  есть бюджетный процесс.

       Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, другие контрольные органы исполнительной власти).

       В Российской Федерации бюджетный период, т. е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий. 

      Органы, наделенные в соответствии с законодательством  бюджетными полномочиями, т. е. правами  и обязанностями участников бюджетного процесса, осуществляют бюджетный процесс.

       Такими  полномочиями наделены:

       • органы представительной и исполнительной власти;

       • финансовые и налоговые органы;

       • органы денежно-кредитного регулирования  и органы государственного финансового  контроля;

       • главные распорядители бюджетных  средств и распорядители бюджетных  средств;

       • государственные целевые внебюджетные фонды.

       Представительные  органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

       Исполнительные  органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

       Главный распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

       Контрольно-счетные  органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих  бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов. 

1.1  Сводное  финансовое планирование.

   Финансовое  планирование на общегосударственном  и территориальных уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые  увязываются с материальными  и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления.

   В систему финансовых планов входят:

• перспективные  финансовые планы;

• сводные  финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления. Перспективное финансовое планирование на всех уровнях власти осуществляется в целях:

• обеспечения  координации экономического и социального  развития и финансовой политики;

• прогнозирования  объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;

• прогнозирования  финансовых последствий реформ, программ;

• определения  возможности реализации различных  мер в области финансов.

Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета. План ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития государства.[3]

       Сводный финансовый баланс государства разрабатывается  в Министерстве экономики РФ с  участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей.

      Территориальное сводное финансовое планирование.

       Необходимость разработки территориальных сводных  финансовых балансов обусловлена рядом  факторов:

  1. разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;

       2) значительными финансовыми затратами  на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми  ресурсами мероприятий, намеченных  этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средств ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе сводного финансового баланса;

       3) необходимостью сведения воедино  различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы;

       Основная  задача территориального сводного финансового  баланса — определение объемов  финансовых ресурсов, созданных, поступивших  и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т. е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов).

       Планирование  финансовых ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня мобилизации и использования финансовых ресурсов региона, выявлением степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

       Сводный финансовый баланс на территориальном  уровне имеет следующий состав показателей (см.приложения).

Составление территориального сводного финансового  баланса позволяет:

       • достигнуть единства в экономическом  и социальном развитии территории;

       • точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе  и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой;

       • сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе;

       • повысить качество бюджетного планирования;

       • скоординировать использование  финансовых ресурсов, как территориальных  органов, так и предприятий, расположенных в регионе;

       • концентрировать финансовые ресурсы  на наиболее важных в каждый конкретных период направлениях экономического и  социального развития территории;

Информация о работе Бюджетный процесс в РФ