Введение
Бюджетная система
является одним из наиболее важных институтов
любого государства, эффективность функционирования
которого оказывает непосредственное
влияние на качество экономического роста
и на уровень общественного благосостояния.
Именно этим фактом объясняется столь
серьезное внимание, которое в последнее
время стало уделяться вопросам бюджетного
устройства и бюджетного процесса. И очень
важную роль играет в этом Федеральное
казначейство.
Система органов
федерального казначейства - относительно
молодая структура, тем не менее, как отмечают
у нас в стране и за рубежом, развивается
она динамично и быстро наращивает выполняемые
функции и эффективность работы.
На счетах казначейства
собирается вся информация о денежных
потоках. Центральный банк ежедневно информирует
о суммах поступивших, на счета казначейства.
Министерства и ведомства, в пределах
назначений, определенных Законом о бюджете,
должны знать, сколько у них денег, какие
суммы они могут дать, когда и кому, а также
иметь возможность прогнозировать, сколько
доходов они получат. Знать когда эти доходы
станут доступными для расходов, так как
объем расходов бюджета напрямую зависит
от поступивших доходов. Основным поставщиком
этой информации является Федеральное
казначейство.
Основное предназначение
казначейской системы -- содействие оптимальному
управлению государственными финансовыми
ресурсами. Эффективность функционирования
казначейства на всех уровнях удалось
обеспечить с отменой системы отсрочек,
различных форм зачетов, а также с введением
единой классификации доходов всеми участниками
бюджетного процесса и с повышением качественного
уровня используемых информационных технологий
в системе казначейства.
Ещё одно немаловажное
предназначение казначейства как государственного
института - это обеспечение точного учета
государственных финансов, что очень важно
для регулирования денежных потоков в
стране.
Одна из основных
задач Федерального казначейства - обеспечить
нормальное функционирование единого
счета бюджета, лицевых счетов бюджетополучателей,
нормальную транспортную систему для
доведения до каждого участника бюджетного
процесса распоряжений главного распорядителя
средств (относительно лимитов бюджетных
обязательств и объемов финансирования
- это всего лишь административные решения,
административные ограничения на деятельность
тех или иных учреждений). И, в конечном
счете, это позволяет через систему регистраций
операций представлять информацию об
исполнении бюджета.
Федеральное казначейство
представляет политикам достоверную информацию
о состоянии дел с исполнением бюджета,
подталкивает их к движению в направлении
бюджетных реформ.
Глава I. Федеральное казначейство
РФ и его роль в бюджетном процессе
1.1 Сущность и функции Федерального
казначейства
Федеральное казначейство - это единая централизованная
система органов исполнительной власти,
включающая органы по субъектам РФ и субъектам
местного самоуправления. Органы казначейства
являются юридическими лицами, имеют самостоятельные
сметы расходов, текущие счета в учреждениях
банков для ведения хозяйственных операций.
Единую централизованную систему органов
казначейства возглавляет начальник Главного
управления Министерства финансов РФ
в ранге заместителя министра.
Федеральное казначейство выполняет
множество разнообразных функций. Все
выполняемые казначейством функции рассматриваются
в разрезе его иерархического устройства.
Это связано с тем, что функции федерального,
регионального и локального уровней казначейской
системы различны и имеют свою специфику.
Особенность функций, возложенных
на Главное Управление, определяется тем,
что оно руководит работой всех органов
казначейства и организует через них бюджетное
и финансовое исполнение федерального
бюджета и внебюджетных фондов, а также
осуществляет выполнение других функций.
К функциям Главного
управления федерального казначейства
Минфина РФ относятся:
- организация бюджетного и финансового
исполнения федерального бюджета и финансовое
исполнение государственных федеральных
внебюджетных фондов, исходя из принципа
единства кассы;
- руководство работой территориальных
органов Федерального казначейства;
- доведение до территориальных
органов Федерального казначейства размеров
ассигнований из федерального бюджета
по обслуживаемым ими территориям;
- ведение сводного реестра распорядителей
средств федерального бюджета, государственных
федеральных внебюджетных фондов и федеральных
внебюджетных средств;
- организация распределения
доходов между федеральным бюджетом и
бюджетами субъектов РФ, передача в местные
бюджеты отчислений от поступлений по
государственным налогам и доходам;
- управление доходами и расходами
федерального бюджета и другими централизованными
финансовыми ресурсами, находящимися
в ведении Правительства РФ, распоряжение
средствами на соответствующих счетах
в банках, кроме средств государственных
федеральных внебюджетных фондов и федеральных
внебюджетных средств, осуществление
операций с этими средствами;
- организация осуществления
взаимных расчетов между федеральным
бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
- регулирование финансовых отношений
между федеральным бюджетом и государственными
федеральными внебюджетными фондами,
организация контроля за поступлением
и использованием федеральных внебюджетных
средств;
- организация и осуществление:
краткосрочного прогнозирования и кассового
планирования средств федерального бюджета,
других централизованных финансовых ресурсов
и направлений их использования; учета
операций по движению средств федерального
бюджета, государственных федеральных
внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных
средств на счетах казначейства; сбора,
обработки и анализа информации о состоянии
федерального бюджета, бюджетов субъектов
РФ, государственных федеральных внебюджетных
фондов и федеральных внебюджетных средств;
- осуществление по поручениям
Правительства РФ и Минфина РФ других
операций со средствами федерального
бюджета, другими средствами, находящимися
в ведении Правительства РФ;
- организация работы территориальных
органов Казначейства по контролю исполнения
федерального бюджета, государственных
федеральных внебюджетных фондов, поступлением
и использованием федеральных внебюджетных
средств;
- управление и обслуживание
государственного внутреннего и внешнего
долга совместно с Банком России и другими
уполномоченными банками, организация
и осуществление размещения на возвратной
и платной основе централизованных финансовых
ресурсов, находящихся в ведении Правительства
РФ;
- организация и ведение операций
по учету государственной казны.
Органы Казначейства по субъектам
РФ, а также городам с районным делением,
имеющим в своем подчинении нижестоящие
органы Казначейства, осуществляют на
соответствующей территории функции,
применительно к функциям, рассмотренным
выше, кроме функций, относящихся исключительно
к обслуживанию федерального бюджета,
закрепленным за Главным управлением
федерального казначейства.
Органы Казначейства
по городам, кроме городов районного подчинения,
районам, районам в Городах выполняют
следующие функции:
- осуществляют бюджетное и финансовое
исполнение федерального бюджета, финансовое
исполнение государственных федеральных
внебюджетных фондов, контроль поступления
и использования федеральных внебюджетных
средств;
- обеспечивают целевое финансирование
предприятий за счет средств федерального
бюджета, государственных федеральных
внебюджетных фондов и целевое использование
федеральных внебюджетных средств;
- обеспечивают полный учет распорядителей
средств федерального бюджета, государственных
федеральных внебюджетных фондов и федеральных
внебюджетных средств;
- осуществляют распределение
доходов между федеральным бюджетом и
бюджетами субъектов РФ, производят отчисления
от поступлений по государственным налогам
и доходам в местные бюджеты;
- осуществляют операции со средствами
федерального бюджета, государственных
федеральных внебюджетных фондов и федеральными
внебюджетными средствами;
- осуществляют кассовое планирование
средств федерального бюджета, госуд0арственных
федеральных внебюджетных фондов и федеральных
внебюджетных средств и направлений их
использования;
- контролируют своевременность
совершения операций и целевое направление
использования средств федерального бюджета,
государственных федеральных внебюджетных
фондов и федеральных внебюджетных средств;
- осуществляют по представлению
Министерства РФ по налогам и сборам возврат
в федеральный бюджет излишне взысканных
и уплаченных налогов и других платежей;
- осуществляют учет операций
по движению средств федерального бюджета,
государственных федеральных внебюджетных
фондов и федеральных внебюджетных средств
на счетах органов Федерального казначейства,
обслуживающих соответствующую территорию;
- осуществляют сбор, обработку
и передачу вышестоящим органам Казначейства
информации и отчетов об исполнении доходов
и расходов федерального бюджета, о финансовом
исполнении государственных федеральных
внебюджетных фондов, поступлении и использовании
федеральных внебюджетных средств;
- осуществляют отдельные операции
по поручению вышестоящих органов Казначейства.
1.3 Полномочия
Федерального казначейства
Согласно 166.1 бюджетного кодекса
РФ Федеральное казначейство обладает
следующими бюджетными полномочиями:
- производит распределение доходов
от налогов, сборов и иных поступлений
с учетом возвратов (зачетов, уточнений)
излишне уплаченных или излишне взысканных
сумм, а также сумм процентов за несвоевременное
осуществление такого возврата и процентов,
начисленных на излишне взысканные суммы,
между бюджетами бюджетной системы Российской
Федерации по нормативам, действующим
в текущем финансовом году, установленным
настоящим Кодексом, законом (решением)
о бюджете и иными муниципальными правовыми
актами, и их перечисление на единые счета
соответствующих бюджетов в порядке, установленном
Министерством финансов Российской Федерации;
- перечисляет средства, необходимые
для осуществления возврата (зачета) излишне
уплаченных или излишне взысканных сумм
налогов, сборов и иных платежей, а также
сумм процентов за несвоевременное осуществление
такого возврата и процентов, начисленных
на излишне взысканные суммы, с единых
счетов соответствующих бюджетов на соответствующие
счета Федерального казначейства, предназначенные
для учета поступлений и их распределения
между бюджетами бюджетной системы Российской
Федерации, в порядке, установленном Министерством
финансов Российской Федерации;
- открывает в Центральном банке
Российской Федерации и кредитных организациях
счета по учету средств бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации, кассовое
обслуживание исполнения которых в соответствии
с настоящим Кодексом осуществляется
Федеральным казначейством, и иные счета
для учета средств, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, устанавливает
режим этих счетов в соответствии с настоящим
Кодексом;
- направляет в учреждения Центрального
банка Российской Федерации и кредитные
организации представления о приостановлении
операций в валюте Российской Федерации
по счетам, открытым бюджетным учреждениям
в учреждениях Центрального банка Российской
Федерации и кредитных организациях в
нарушение бюджетного законодательства
Российской Федерации, в порядке, установленном
Министерством финансов Российской Федерации;
- осуществляет приостановление
операций по лицевым счетам, открытым
главным распорядителям, распорядителям
и получателям средств федерального бюджета
в органах Федерального казначейства
в предусмотренных бюджетным законодательством
Российской Федерации случаях, в порядке,
установленном Министерством финансов
Российской Федерации;
- осуществляет управление операциями
со средствами на едином счете федерального
бюджета в установленном им порядке;
- устанавливает порядок кассового
обслуживания исполнения бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации в соответствии
с настоящим Кодексом;
- осуществляет в установленном
им порядке открытие и ведение лицевых
счетов для учета операций администраторов
доходов бюджетов, главных администраторов
и администраторов источников финансирования
дефицита федерального бюджета, главных
распорядителей, распорядителей и получателей
средств федерального бюджета, финансовых
органов субъектов Российской Федерации
(муниципальных образований), а также по
поручению высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской
Федерации (местной администрации муниципального
образования) в соответствии с заключенным
соглашением открывает и ведет лицевые
счета для учета операций главных администраторов
и администраторов источников финансирования
дефицита, главных распорядителей, распорядителей
и получателей средств бюджетов субъектов
Российской Федерации (местных бюджетов);
- ведет сводный реестр главных
администраторов и администраторов доходов
федерального бюджета, главных администраторов
и администраторов источников финансирования
дефицита федерального бюджета, главных
распорядителей, распорядителей и получателей
средств федерального бюджета;
- доводит до главных распорядителей
средств федерального бюджета представленные
Министерством финансов Российской Федерации
бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных
обязательств;
- осуществляет составление и
ведение кассового плана исполнения федерального
бюджета;
- доводит до главных администраторов
источников финансирования дефицита федерального
бюджета, представленные Министерством
финансов Российской Федерации бюджетные
ассигнования;
- доводит до распорядителей
и получателей средств федерального бюджета
распределенные главными распорядителями
(распорядителями) средств федерального
бюджета бюджетные ассигнования и лимиты
бюджетных обязательств;
- доводит до администраторов
источников финансирования дефицита федерального
бюджета распределенные главным администратором
источников финансирования дефицита федерального
бюджета бюджетные ассигнования;
- ведет учет операций по кассовому
исполнению федерального бюджета, составляет
и представляет в Министерство финансов
Российской Федерации информацию и отчет
о кассовом исполнении федерального бюджета
в соответствии с настоящим Кодексом,
иными правовыми актами, регулирующими
бюджетные правоотношения;
- получает от главных распорядителей
средств федерального бюджета, главных
администраторов источников финансирования
дефицита федерального бюджета, главных
администраторов доходов федерального
бюджета материалы, необходимые для составления
бюджетной отчетности об исполнении федерального
бюджета;
- составляет на основании бюджетной
отчетности, представленной главными
распорядителями средств федерального
бюджета, главными администраторами доходов
федерального бюджета, главными администраторами
источников финансирования дефицита федерального
бюджета бюджетную отчетность об исполнении
федерального бюджета и представляет
ее в Министерство финансов Российской
Федерации;
- составляет и представляет
в Министерство финансов Российской Федерации
отчет об исполнении консолидированного
бюджета Российской Федерации и бюджетов
государственных внебюджетных фондов
на основании отчета об исполнении федерального
бюджета, отчетности и материалов, представленных
органами управления государственных
внебюджетных фондов Российской Федерации,
финансовыми органами субъектов Российской
Федерации;
- обеспечивает в пределах остатков
средств на счетах бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации проведение
кассовых выплат из бюджетов от имени
и по поручению администраторов доходов
бюджета, администраторов источников
финансирования дефицита бюджета, финансовых
органов или получателей средств бюджета,
лицевые счета которых открыты в органах
Федерального казначейства;
- осуществляет санкционирование
оплаты денежных обязательств получателей
средств федерального бюджета и администраторов
источников финансирования дефицита федерального
бюджета, лицевые счета которых открыты
в Федеральном казначействе;
- осуществляет иные бюджетные
полномочия, установленные Бюджетным
Кодексом и нормативными правовыми актами
Правительства Российской Федерации.
Глава II. Перспективы
совершенствования казначейской системы
РФ
2.1 Роль Федерального
Казначейства в бюджетном процессе
Становление казначейской системы
происходит уже в течение длительного
периода времени. Этот процесс сопровождается
рядом трудностей. Он затрагивает интересы
многих государственных структур и имеет
не только сторонников, но и противников.
Роль Федерального казначейства
в бюджетном процессе довольно значительна,
так как на него возложено исполнение
бюджета, а так же осуществляет управления
доходами и расходами федерального бюджета
и иными централизованными финансовыми
ресурсами, находящимися в ведении Правительства,
распоряжение средствами, числящимися
на соответствующих счетах в банках.
Органы казначейства представляют
интересы государства и тем самым ставят
под контроль деятельность других участников
бюджетного процесса. Главные распорядители
бюджетных средств утрачивают возможность
управлять финансовыми потоками и сохраняют
за собой лишь ограниченные права, связанные
с распределением лимитов ассигнований
о подведомственным получателям. Усиливается
контроль над движением бюджетных средств
на банковских счетах, счета федерального
бюджета изымаются из коммерческих банков.
Территориальные органы казначейства
контролируют эффективность и целевое
использование финансовых ресурсов на
уровне отдельных бюджетополучателей.
Ограничиваются права региональных органов
власти по определению направлений использования
средств федерального бюджета, полученных
в форме дотаций, трансфертов, кредитов
и займов, и др.
Федеральное казначейство организует
исполнение и исполняет федеральный бюджет,
а при наличии соответствующих соглашений
- также бюджеты субъектов Российской
Федерации и местные бюджеты. Оно осуществляет
операции со средствами бюджета, открывает
и закрывает счета для зачисления и выдачи
бюджетных средств в Центральном банке
и уполномоченных кредитных организациях,
ведет лицевые счета распорядителей средств
и бюджетополучателей. Казначейство ведет
сводный реестр главных распорядителей,
распорядителей и получателей средств
федерального бюджета, оно осуществляет
регистрацию бюджетных учреждений, деятельность
которых финансируется из бюджетных средств.
При выявлении нарушений оно направляет
распорядителям средств, бюджетополучателям
и банковским учреждениям представления
с требованием об их устранении, обеспечивает
контроль за выполнением этих требований.
Казначейство обладает правом приостанавливать
операции по лицевым счетам распорядителей
и получателей бюджетных средств, взыскивать
в бесспорном порядке средства, используемые
не по целевому назначению. В пределах
своей компетенции оно может налагать
штрафы.