Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа
Термин «дознание» был впервые употреблен в судебных уставах 1864 года. Дознание происшествий определялось как «первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без разысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление»1.
Введение 3
1. Место и роль органа дознания в уголовном процессе РФ 5
1.1 Понятие и сущность дознания в уголовном процессе РФ 5
1.2. Компетенция органа дознания в уголовном судопроизводстве 8
2. Процессуальные полномочия начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя 12
3. Порядок и сроки дознания, содержание процессуальных актов дознавателя и решения прокурора 21
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Содержание
Введение 3
1. Место и роль органа дознания в уголовном процессе РФ 5
1.1 Понятие и сущность дознания в уголовном процессе РФ 5
1.2. Компетенция органа дознания в уголовном судопроизводстве 8
2. Процессуальные полномочия начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя 12
3. Порядок и сроки дознания, содержание процессуальных актов дознавателя и решения прокурора 21
Заключение 30
Список
используемой литературы 32
Термин «дознание» был впервые употреблен в судебных уставах 1864 года. Дознание происшествий определялось как «первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без разысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление»1.
В настоящее время в соответствии со ст. 5 УПК РФ, под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу по которому производство предварительного следствия необязательно.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме деятельности органа дознания, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
В качестве правовой базы курсовой работы использовались положения Конституции РФ, законы РФ, указы Президента РФ, постановления Конституционного Суда РФ, ведомственные нормативные акты, а также иные документы.
Объектом исследования являются правовые отношения, регулирующие уголовно - процессуальную деятельность органов дознания, действующие в пределах установленной законом компетенцией.
Предметом курсовой работы является действующее законодательство РФ о деятельности дознания.
Целью исследования является комплексное исследование понятия и содержания дознания как формы предварительного расследования в уголовном процессе России.
Поставленная цель определила разрешение следующих основных задач:
В качестве методов научного исследования использовались: сравнительно-правовой, системный. С помощью сравнительно-правового метода удалось сопоставить основные полномочия начальника органа дознания и дознавателя. Системный анализ позволил определить место дознания в уголовном процессе.
Теоретическая база исследования основана на работах авторов в области уголовного процесса: Беровой Д.М., Мичуриной О.В., Безлепкина Б.Т., Химичевой Г.П., Божьева. В.П., Арестовой Е.Н.
Структура курсовой работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
Согласно
новому уголовно-процессуальному
Дознание
- самостоятельная форма
Дознание производится в зависимости от категории преступления соответственно дознавателями органов внутренних дел, пограничной службы, службы судебных приставов Министерства юстиции и таможенных органов Российской Федерации. По делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно, на органы дознания возлагается решение вопросов о возбуждении уголовного дела (с согласия прокурора) и выполнение неотложных следственных действий.
Нормы главы 32 УПК РФ устанавливают процессуальный порядок производства расследования преступлений в форме дознания. Подобная глава появилась впервые в УПК РФ 2002 года, что свидетельствует о значимости данного направления в деятельности органов дознания и важности, которую придает законодатель расследованию преступлений в форме дознания.
Согласно законодательному определению, закрепленному п. 24 ст. 5 УПК РФ, под органами дознания следует понимать государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия2. Чтобы уяснить данное законодательное положение и установить весь перечень органов исполнительной власти, которые наделены статусом органа дознания, необходимо обратиться к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.
К органам дознания согласно ч. 1 ст. 40 УПК отнесены:
1.
органы внутренних дел РФ, а
также иные органы
2)
органы Федеральной службы
3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
4)
органы государственного
Полномочиями по осуществлению ОРД обладают оперативные подразделения: ОВД РФ; органов ФСБ; федеральных органов государственной охраны; таможенных органов РФ; федеральной службы исполнения наказаний; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органа внешней разведки Министерства обороны РФ, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других названных органов.
Расследование
в форме дознания производят дознаватели
ОВД, органов по контролю за оборотом
наркотических средств и
Часть 2 этой же статьи предусматривает, что на них возлагается дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, а также выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном ст. 157 УПК3.
Помимо
названных органов и
Итак, под термином "орган дознания" законодатель понимает систему государственных учреждений и должностных лиц, уполномоченных законодателем осуществлять уголовно-процессуальную деятельность, отнесенную к их компетенции4. В таком аспекте понятие "орган дознания" содержит важное положение. Суть его состоит в том, что государственные органы и должностные лица, указанные в статье 40 УПК РФ, следует рассматривать в качестве органов дознания лишь в том случае, когда они начинают осуществлять процессуальную деятельность в сфере уголовного судопроизводства, действуют в порядке и формах, установленных уголовно-процессуальным законом. Во всех остальных случаях они являются не органами дознания, а органами внутренних дел, органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, иными органами исполнительной власти, наделенными полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, и так далее.
Так, например, известно, что органы внутренних дел представляют собой систему государственных органов исполнительной власти, которая осуществляет свою деятельность в трех основных направлениях: административной, оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной5.
В юридической литературе уже давно не утихает спор об уголовно-процессуальных функциях. И несмотря на то что от решения таких вопросов, как количество уголовно-процессуальных функций, субъекты уголовного судопроизводства, наделенные полномочиями для реализации той или иной функции, объем этих полномочий и т.д., зависят качество и эффективность решения задач уголовного процесса, четкого ответа на них, особенно в рамках проводимой сегодня в нашей стране реформы правоохранительной системы, нет. При том, несомненно, что учение об уголовно-процессуальных функциях содействует лучшей организации расследования и рассмотрения уголовных дел, а потому дальнейшее исследование проблем, связанных с реализацией уголовно-процессуальной функции6. Учитывая же проводимые в настоящее время в России правовые реформы, в том числе касающиеся сферы уголовного судопроизводства, актуальной представляется разработка вопроса о функциях органов дознания как субъектов уголовного процесса.
Определив
четко функцию органов
Традиционно
в науке под уголовно-
Характеризуя общую уголовно-процессуальную функцию органов дознания, важно отметить, что у органов дознания двуединая задача и, соответственно, общая (обобщенная) функция, которая способна (а только в этом случае можно говорить о назначении и тем более направлении реальной практики) как обеспечивать государственную, общественную и т.п. безопасность, так и как минимум способствовать быстрому и полному расследованию преступлений и т.д.8
Споры ученых о количестве уголовно-процессуальных функций в некоторой мере разрешил УПК РФ, где в ч. 2 ст. 15 говорится об уголовно-процессуальных функциях обвинения, защиты и разрешения уголовного дела. Исходя из этого, представляется возможным утверждать о закреплении в уголовно-процессуальном законе именно традиционной концепции трех процессуальных функций, а любые предложения о расширении числа функций (а значит, и сторон), противостоящих друг другу, не вполне согласуются с принципом состязательности сторон9.
Органы дознания включены законодателем в число участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, следовательно, можно сделать вывод, что их уголовно-процессуальной функцией является функция обвинения. Данную функцию принято рассматривать как процессуальную деятельность уполномоченных на то органов и лиц, направленную на изобличение лица в совершении преступления с тем, чтобы обеспечить в конечном счете осуждение виновного и применение к нему справедливого наказания. Уголовно-процессуальный закон определения функции обвинения не дает: в п. 22 ст. 5 УПК обвинение рассматривается как правовой институт, заключающийся в утверждении о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном УПК.
Также органы дознания вправе осуществлять уголовное преследование. Согласно п. 55 ст. 5 УПК РФ под уголовным преследованием понимается процессуальная деятельность, осуществляемая в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
Информация о работе Место и роль органа дознания в уголовном процессе РФ