Место и роль органа дознания в уголовном процессе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Термин «дознание» был впервые употреблен в судебных уставах 1864 года. Дознание происшествий определялось как «первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без разысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление»1.

Оглавление

Введение 3
1. Место и роль органа дознания в уголовном процессе РФ 5
1.1 Понятие и сущность дознания в уголовном процессе РФ 5
1.2. Компетенция органа дознания в уголовном судопроизводстве 8
2. Процессуальные полномочия начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя 12
3. Порядок и сроки дознания, содержание процессуальных актов дознавателя и решения прокурора 21
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

Место и роль органа дознания в уголовном процессе РФ.docx

— 60.37 Кб (Скачать)

Содержание 

    Введение 3

    1. Место и роль органа дознания в уголовном процессе РФ 5

    1.1 Понятие и сущность дознания в уголовном процессе РФ 5

    1.2. Компетенция органа дознания в уголовном судопроизводстве 8

    2. Процессуальные полномочия начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя 12

    3. Порядок и сроки дознания, содержание процессуальных актов дознавателя и решения прокурора 21

    Заключение 30

    Список используемой литературы 32 
 

 

    Введение

 

     Термин  «дознание» был впервые употреблен в судебных уставах 1864 года. Дознание происшествий определялось как «первоначальные  изыскания, производимые полицией для  обнаружения справедливости или  несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без разысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление»1.

    В настоящее время в соответствии со ст. 5 УПК РФ, под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу по которому производство предварительного следствия необязательно.

    Актуальность  настоящей работы обусловлена, с  одной стороны, большим интересом к теме  деятельности органа дознания, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

    В качестве правовой базы курсовой работы использовались положения Конституции РФ, законы РФ, указы Президента РФ, постановления Конституционного Суда РФ, ведомственные нормативные акты, а также иные документы.

    Объектом  исследования являются правовые отношения, регулирующие уголовно - процессуальную деятельность органов дознания, действующие в пределах установленной законом компетенцией.

    Предметом курсовой работы является действующее законодательство РФ о деятельности дознания.

    Целью исследования является комплексное исследование понятия и содержания дознания как формы предварительного расследования в уголовном процессе России.

    Поставленная  цель определила разрешение следующих  основных задач:

  1. Выделить место и роль органа дознания в уголовном процессе; 
  2. Раскрыть понятие и сущность дознания в уголовном процессе РФ;
  3. Рассмотреть компетенцию органа дознания в уголовном судопроизводстве; 
  4. Проанализировать процессуальные полномочия начальника органа дознания и дознавателя;
  5. Раскрыть порядок, сроки дознания, содержание процессуальных актов дознавателя и решения прокурора.

    В качестве методов научного исследования использовались: сравнительно-правовой, системный. С помощью сравнительно-правового метода удалось сопоставить основные полномочия начальника органа дознания и дознавателя. Системный анализ позволил определить место дознания в уголовном процессе.

    Теоретическая база исследования основана на работах  авторов в области уголовного процесса: Беровой Д.М., Мичуриной О.В., Безлепкина Б.Т., Химичевой Г.П., Божьева. В.П., Арестовой Е.Н.

    Структура курсовой работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.

 

     1. Место и роль органа дознания в уголовном процессе РФ

    1.1 Понятие и сущность  дознания в уголовном процессе  РФ

 

    Согласно  новому уголовно-процессуальному закону предварительное расследование  по уголовным делам производится в двух формах - в форме предварительного следствия и дознания.

    Дознание - самостоятельная форма предварительного расследования, которое производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч.3 ст.150 УПК РФ.

    Дознание  производится в зависимости от категории  преступления соответственно дознавателями органов внутренних дел, пограничной службы, службы судебных приставов Министерства юстиции и таможенных органов Российской Федерации. По делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно, на органы дознания возлагается решение вопросов о возбуждении уголовного дела (с согласия прокурора) и выполнение неотложных следственных действий.

    Нормы главы 32 УПК РФ устанавливают процессуальный порядок производства расследования преступлений в форме дознания. Подобная глава появилась впервые в УПК РФ 2002 года, что свидетельствует о значимости данного направления в деятельности органов дознания и важности, которую придает законодатель расследованию преступлений в форме дознания.

    Согласно  законодательному определению, закрепленному  п. 24 ст. 5 УПК РФ, под органами дознания следует понимать государственные  органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия2. Чтобы уяснить данное законодательное положение и установить весь перечень органов исполнительной власти, которые наделены статусом органа дознания, необходимо обратиться к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.

    К органам дознания согласно ч. 1 ст. 40 УПК отнесены:

    1. органы внутренних дел РФ, а  также иные органы исполнительной  власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

    2) органы Федеральной службы судебных  приставов;

    3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

    4) органы государственного пожарного  надзора федеральной противопожарной службы.

    Полномочиями  по осуществлению ОРД обладают оперативные  подразделения: ОВД РФ; органов ФСБ; федеральных органов государственной охраны; таможенных органов РФ; федеральной службы исполнения наказаний; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органа внешней разведки Министерства обороны РФ, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других названных органов.

    Расследование в форме дознания производят дознаватели  ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пограничных органов федеральной  службы безопасности, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. В соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК именно эти органы наделяются правом производства расследования в форме дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания. Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по делам, отнесенным к их подследственности, обладают ОВД, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы федеральной службы безопасности; таможенные органы, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, другие должностные лица, которые на основании ст. 40 УПК РФ имеют полномочия органов дознания (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений).

    Часть 2 этой же статьи предусматривает, что  на них возлагается дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, а также выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном ст. 157 УПК3.

    Помимо  названных органов и должностных  лиц, полномочиями по возбуждению уголовного дела и выполнению неотложных следственных действий уголовно-процессуальный закон наделил: капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании (по делам о преступлениях, совершенных на этих судах); руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания (по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий и зимовок); глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации (по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений).

    Итак, под термином "орган дознания" законодатель понимает систему государственных учреждений и должностных лиц, уполномоченных законодателем осуществлять уголовно-процессуальную деятельность, отнесенную к их компетенции4. В таком аспекте понятие "орган дознания" содержит важное положение. Суть его состоит в том, что государственные органы и должностные лица, указанные в статье 40 УПК РФ, следует рассматривать в качестве органов дознания лишь в том случае, когда они начинают осуществлять процессуальную деятельность в сфере уголовного судопроизводства, действуют в порядке и формах, установленных уголовно-процессуальным законом. Во всех остальных случаях они являются не органами дознания, а органами внутренних дел, органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, иными органами исполнительной власти, наделенными полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, и так далее.

    Так, например, известно, что органы внутренних дел представляют собой систему государственных органов исполнительной власти, которая осуществляет свою деятельность в трех основных направлениях: административной, оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной5.

    1.2. Компетенция органа  дознания в уголовном судопроизводстве

 

    В юридической литературе уже давно  не утихает спор об уголовно-процессуальных функциях. И несмотря на то что от решения таких вопросов, как количество уголовно-процессуальных функций, субъекты уголовного судопроизводства, наделенные полномочиями для реализации той или иной функции, объем этих полномочий и т.д., зависят качество и эффективность решения задач уголовного процесса, четкого ответа на них, особенно в рамках проводимой сегодня в нашей стране реформы правоохранительной системы, нет. При том, несомненно, что учение об уголовно-процессуальных функциях содействует лучшей организации расследования и рассмотрения уголовных дел, а потому дальнейшее исследование проблем, связанных с реализацией уголовно-процессуальной функции6. Учитывая же проводимые в настоящее время в России правовые реформы, в том числе касающиеся сферы уголовного судопроизводства, актуальной представляется разработка вопроса о функциях органов дознания как субъектов уголовного процесса.

    Определив четко функцию органов дознания, можно с точностью решить вопрос компетенции, правового статуса и необходимых пределов их полномочий.

    Традиционно в науке под уголовно-процессуальными  функциями понимаются отдельные направления, отдельные виды уголовно-процессуальной деятельности, различающиеся по своей направленности, т.е. главной цели, на достижение которой направлен данный вид деятельности, "вокруг которых складывается деятельность всех участников уголовного судопроизводства"7.

    Характеризуя  общую уголовно-процессуальную функцию  органов дознания, важно отметить, что у органов дознания двуединая задача и, соответственно, общая (обобщенная) функция, которая способна (а только в этом случае можно говорить о назначении и тем более направлении реальной практики) как обеспечивать государственную, общественную и т.п. безопасность, так и как минимум способствовать быстрому и полному расследованию преступлений и т.д.8

    Споры ученых о количестве уголовно-процессуальных функций в некоторой мере разрешил УПК РФ, где в ч. 2 ст. 15 говорится об уголовно-процессуальных функциях обвинения, защиты и разрешения уголовного дела. Исходя из этого, представляется возможным утверждать о закреплении в уголовно-процессуальном законе именно традиционной концепции трех процессуальных функций, а любые предложения о расширении числа функций (а значит, и сторон), противостоящих друг другу, не вполне согласуются с принципом состязательности сторон9.

    Органы  дознания включены законодателем в  число участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, следовательно, можно сделать вывод, что их уголовно-процессуальной функцией является функция обвинения. Данную функцию принято рассматривать как процессуальную деятельность уполномоченных на то органов и лиц, направленную на изобличение лица в совершении преступления с тем, чтобы обеспечить в конечном счете осуждение виновного и применение к нему справедливого наказания. Уголовно-процессуальный закон определения функции обвинения не дает: в п. 22 ст. 5 УПК обвинение рассматривается как правовой институт, заключающийся в утверждении о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном УПК.

    Также органы дознания вправе осуществлять уголовное преследование. Согласно п. 55 ст. 5 УПК РФ под уголовным преследованием понимается процессуальная деятельность, осуществляемая в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Информация о работе Место и роль органа дознания в уголовном процессе РФ