Место и роль органа дознания в уголовном процессе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Термин «дознание» был впервые употреблен в судебных уставах 1864 года. Дознание происшествий определялось как «первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без разысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление»1.

Оглавление

Введение 3
1. Место и роль органа дознания в уголовном процессе РФ 5
1.1 Понятие и сущность дознания в уголовном процессе РФ 5
1.2. Компетенция органа дознания в уголовном судопроизводстве 8
2. Процессуальные полномочия начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя 12
3. Порядок и сроки дознания, содержание процессуальных актов дознавателя и решения прокурора 21
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

Место и роль органа дознания в уголовном процессе РФ.docx

— 60.37 Кб (Скачать)

    Вместе  с тем правила главы 32 УПК РФ устанавливают ряд особенностей, которые свойственны дознанию и отличают его от предварительного следствия. Эти особенности состоят в следующем:

  1. по сравнению с предварительным следствием ограничен первоначальный срок дознания (30 суток), а также сокращен максимальный срок дознания, на который может быть продлен срок расследования преступления в этой форме (до 12 месяцев);
  2. в ходе дознания может иметь место процессуальная процедура, которая отсутствует на предварительном следствии. Речь идет о порядке уведомления лица о подозрении его в совершении преступления. Порядок уведомления определен ст. 223.1 УПК РФ, правила которой адресованы только дознавателю;
  3. только при дознании имеются некоторые особенности при избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, а также по порядку предъявления обвинения (ст. 224 УПК РФ), которые будут рассмотрены в данной главе чуть ниже;
  4. процессуальный порядок окончания дознания составлением обвинительного акта отличается от порядка, установленного для окончания расследования обвинительным заключением. В данном случае особенности касаются не только наименования итогового документа, но и тех действий дознавателя, которые он должен произвести на этапе окончания расследования.

    В отличие от предварительного следствия, при производстве дознания, как правило, лицо, в отношении которого ведется  уголовное преследование, пребывает  в статусе подозреваемого. Процессуальный статус подозреваемого определен ст. 46 УПК РФ вне зависимости от формы  расследования27. Данный участник уголовного судопроизводства уникален в том смысле, что закон предусмотрел четыре ситуации, которые могут иметь место в практической деятельности органов расследования и которые могут привести к тому, что лицо приобретает статус подозреваемого.

     По  завершении расследования дознаватель  составляет обвинительный акт. Обвинительный  акт предусмотрен в УПК РФ вместо протокола, составляемого прежде в порядке ст. 415 УПК РСФСР, как и само предварительное расследование в форме дознания заменило протокольную форму досудебной подготовки материалов. Решение, принимаемое в форме обвинительного акта, оформляется по правилам ст. 225 УПК Р. Этим процессуальным документом подводятся итоги исследования обстоятельств преступления и личности лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Составление обвинительного акта обязывает дознавателя ознакомить обвиняемого и его защитника с этим документом, а также с материалами уголовного дела. Потерпевшему или его представителю по его ходатайству может быть предоставлено право ознакомления с обвинительным актом и материалами уголовного дела в том же порядке, который предусмотрен для обвиняемого и его защитника. Обвинительный акт, составленный в порядке ст. 225 УПК РФ, утверждается начальником органа дознания и служит правовым основанием для передачи уголовного дела прокурору и последующего его рассмотрения судом по существу.

    Действия  и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным актом являются заключительным этапом досудебного производства, обладающим определенной самостоятельностью: для него установлены свои срок, задачи и итоговые решения.

    Утверждение обвинительного акта и направление дела в суд в порядке ст. 226 УПК производится, когда прокурор признает произведенное расследование качественным и достаточным для поддержания обвинения в суде, а само дело подготовленным к суду. Изучая материалы дела, прокурор должен убедиться в том, что виновность обвиняемых полностью доказана и при подтверждении в суде указанных дознавателем доказательств будет вынесен обвинительный приговор. При недостаточно доказанной виновности прокурор обязан принять иное решение.

    Действия  прокурора по делу, поступившему с  обвинительным актом, аналогичны тем, что совершаются при рассмотрении дел, поступивших с обвинительным заключением. Прокурор проверяет качество проведенного дознания и в течение двух суток принимает одно из четырех решений:

    1) об утверждении обвинительного  акта и направлении дела в  суд. При этом прокурор вправе  своим постановлением исключить  из обвинительного акта отдельные пункты обвинения или переквалифицировать обвинение на менее тяжкое. Перед тем как направить уголовное дело в суд, прокурор обеспечивает вручение копий обвинительного акта обвиняемому, его защитнику и потерпевшему. Остальные заинтересованные лица вправе сделать копии обвинительного акта за свой счет;

    2) о возвращении со своими указаниями  уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия предъявляемым требованиям (ст. 225). При этом прокурор может продлить срок дознания, но не более чем на 10 суток для производства дополнительного дознания и не более чем на 3 суток для пересоставления обвинительного акта. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях (ст. 223);

    3) о прекращении уголовного дела;

    4) о направлении уголовного дела  для производства предварительного  следствия28.

    Основанием  для этого является невозможность  устранить дефекты расследования с помощью дополнительного дознания. При этом время проведенного дознания включается в срок предварительного следствия. 

 

     Заключение

 

    Изучение  порядка работы и соблюдения законности в работе органов дознания является одним из важных вопросов современной  правоохранительной системы Российской Федерации, так как от этого зависит фактическая реализация правового механизма регулирования правоохранительной деятельности.

    Подробный анализ наглядно показывает сложившуюся  в России систему органов охраны права: их практику и взаимодействие.

    Органы  дознания в уголовном процессе - государственные органы и должностные  лица, которые в пределах своей  компетенции выполняют уголовно-процессуальные обязанности в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, а также обнаружения и закрепления их следов.

    Сейчас  дознание по своим функциям ничем  существенно не отличается от следствия: дознаватели расследуют многоэпизодные дела с большим количеством как потерпевших, так и подозреваемых. Кроме расследования уголовных дел, дознаватели осуществляют такие уголовно-процессуальные функции, как рассмотрение и разрешение заявлений (сообщений) о преступлениях. При проведении дознания производится взаимодействие с другими подразделениями ОВД, прокуратурой, следствием и органами государственной власти.

    Роль  дознания заключается в том, что  оно позволяет более эффективно и мобильно производить предварительное  расследование по преступлениям  малой и средней тяжести, совершаемых  как взрослыми, так и несовершеннолетними.

    Порядок дознания представляет собой совокупность обязательных процессуальных действий и решений. Их можно разбить на три четко выраженные группы: начало дознания – раскрытие преступления – окончание дознания.

    На  органы дознания возлагаются:

    1) дознание по уголовным делам,  по которым производство предварительного следствия необязательно;

    2) выполнение неотложных следственных  действий по уголовным делам,  по которым производство предварительного  следствия обязательно.

    По  окончании дознания составляется обвинительный  акт или постановление о прекращении уголовного дела либо о прекращении уголовного преследования. Лицо, в отношении которого вынесен обвинительный акт, признается обвиняемым.

    В современном уголовном процессе России органами дознания являются конкретные государственные органы и должностные  лица, уполномоченные производить в  форме дознания предварительное  расследование преступлений и осуществлять другие процессуальные полномочия, предусмотренные  законом.

    Совершенствование такого уголовно-процессуального института, как предварительное расследование  продолжается. Такая ситуация объясняется  развитием уголовного и уголовно-процессуального  законодательства. Соотношение процессуальных особенностей предварительного следствия и дознания позволяет прийти к выводу, что первая форма преобладает и будет ведущей.

    Работа  дознания строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, а также законности и гуманизма. 

 

    

    Список  используемой литературы

 
  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 09.03.2010) // Ведомости Федерального Собрания РФ, 01.01.2002. № 1. ст. 1.
  2. Федеральный закон от 29.05.2002 № 58-ФЗ  (ред. от 08.12.2003) «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.06.2002. № 22. ст. 2027.
  3. Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ  (ред. от 24.07.2007) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собрание законодательства РФ. 23.08.2004. № 34. ст. 3534.
  4. Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ  «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.11.06.2007. № 24.  ст. 2830.
  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 № 11-П  «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 5. 2000.
  6. Приказ Генпрокуратуры РФ от 06.09.2007 № 137 (ред. от 28.12.2007) «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» // Законность. № 11. 2007.
  7. Арестова Е.Н. Органы дознания: понятие, виды, содержание процессуальной деятельности // СПС КонсультантПлюс. 2009.
  8. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. Часть общая. М., 2002.
  9. Берова Д.М. Функции органов дознания как субъекта уголовного процесса. // Общество и право.  2009.  № 1.
  10. Историческая ретроспектива становления и развития уголовно-процессуального статуса начальника органа дознания. Дядченко А.А. // История государства и права. 2008. № 15.
  11. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Л.Н. Башкатов, Б.Т. Безлепкин, М.В. Боровский и др.; отв. ред. И.Л. Петрухин. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Велби, Проспект, 2008.
  12. Мичурина О.В. Концепция дознания в уголовном процессе Российской Федерации и проблемы ее реализации в органах внутренних дел: Монография. М.: МосУ МВД России, 2008.
  13. Настольная книга следователя и дознавателя.  Безлепкин Б.Т. М.: Проспект, 2009.
  14. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1989.
  15. Одинцов В.Н., Образцов А.В. Проблемы определения уголовно-процессуальных полномочий начальника органа дознания и дознавателя в уголовном судопроизводстве России // Российский следователь. 2009. № 15.
  16. Основы уголовного судопроизводства: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г.П. Химичевой. М.: МосУ МВД России, 2005.
  17. Производство дознания органами внутренних дел: некоторые процессуальные и организационные аспекты. Есина А.С. // СПС «КонсультантПлюс,». 2008.
  18. Российский уголовный процесс.  Брагин А.П., Пронякин А.Д. Учебно-методический комплекс. 5-е изд. - М.: ЕАОИ, 2008.
  19. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. М.: Высшее образование, 2006.
  20. Уголовный процесс.  Смирнов А.В., Калиновский К.Б. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2008.
  21. Уголовный процесс / Под ред. И.Тарасова. – М., 2008.
  22. Уголовно – процессуальное право / Сост. Т. Кочетков. – Екатеринбург, 2008. С. 85.
  23. Берова Д.М. Функции органов дознания  как субъектов уголовного процесса // Общество и право. 2009. №3.
  24. Уголовно-процессуальный статус дознавателя органа внутренних дел и роль дознания в борьбе с преступностью. Кольчурин А. // Уголовное право. 2006. № 2.
  25. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под общ. ред. А.В. Смирнова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009.
  26. Химичева Г.П. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности: Монография. М., 2003.

Информация о работе Место и роль органа дознания в уголовном процессе РФ