Место и роль органа дознания в уголовном процессе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Термин «дознание» был впервые употреблен в судебных уставах 1864 года. Дознание происшествий определялось как «первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без разысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление»1.

Оглавление

Введение 3
1. Место и роль органа дознания в уголовном процессе РФ 5
1.1 Понятие и сущность дознания в уголовном процессе РФ 5
1.2. Компетенция органа дознания в уголовном судопроизводстве 8
2. Процессуальные полномочия начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя 12
3. Порядок и сроки дознания, содержание процессуальных актов дознавателя и решения прокурора 21
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

Место и роль органа дознания в уголовном процессе РФ.docx

— 60.37 Кб (Скачать)

    При этом нет однозначного мнения, следует  ли отождествлять функции "уголовное  преследование" и "обвинение". Закон, исходя из смысла п. 45 ст. 5 УПК  РФ, функции обвинения и уголовного преследования отождествляет.

    Таким образом, основной уголовно-процессуальной функцией органов дознания на досудебном производстве является обвинение, понимаемое нами как функция уголовного преследования. Содержание данной функции образует деятельность органов дознания как участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, направленная на установление события преступления, изобличение лица, совершившего преступление, выдвижение в отношении него подозрения10.

    Орган дознания, дознаватель осуществляет на досудебном производстве несколько  видов уголовно-процессуальной деятельности, которые можно обозначить как  его уголовно-процессуальные подфункции: рассмотрение сообщений о преступлении; исследование обстоятельств дела; уголовное преследование; защита граждан от необоснованного обвинения в совершении преступления; принятие мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления; разрешение уголовных дел и др11.

    Исходя  из полномочий дознавателя по принятию решения о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования в ходе дознания, можно сделать вывод о реализации им также функции разрешения уголовного дела, так как фактически производится решение дела по существу. Тем более, что ни в законе, ни в процессуальной теории однозначного понимания категорий "решение дела по существу" и "функция разрешения уголовного дела" не выработано.

    Тем не менее, учитывая вышеизложенное, можно  сделать вывод, что основной уголовно-процессуальной функцией органов дознания является функция уголовного преследования. В рамках данной функции они осуществляют несколько предусмотренных уголовно-процессуальным законом видов уголовно-процессуальной деятельности (подфункций)12.

 

     2. Процессуальные полномочия  начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя

 

    При рассмотрении вопроса о процессуальном статусе начальника подразделения дознания и дознавателя в российском уголовном процессе первоначально следует определить ключевое понятие, а именно содержание понятия "процессуальный статус".

    Вначале полагаем необходимым проанализировать полномочия дознавателя. В уголовно-процессуальной науке и на практике под лицом, производящим дознание, понимались как штатные дознаватели, назначенные на должность приказом начальника органа внутренних дел, так и лица, которые не назначались на должности дознавателей, но в силу внутриведомственных нормативных правовых актов были наделены правом производства дознания. УПК РФ впервые назвал дознавателя в качестве самостоятельного участника уголовного судопроизводства, определив его как должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания.

    Этим  определением законодатель установил, что процессуальная деятельность дознавателя как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения связана с возбуждением уголовного дела и производством предварительного расследования в форме дознания. Данное определение юридически было небезупречным, так как им не охватывалось должностное лицо, назначенное на должность дознавателя, принявшее к своему производству уголовное дело либо производящее по поручению начальника органа дознания неотложные следственные действия по уголовному делу, по которому обязательно производство предварительного следствия. Затем, до вступления в действие нового УПК РФ, его п. 7 ст. 5 был изменен13, а дознаватель был определен как должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. К сожалению, законодатель не пошел по пути перечисления всех полномочий ни начальника органа дознания, ни дознавателя, полагая, что они должны содержаться в отдельной статье. Действительно, в УПК РФ предусмотрена ст. 41 (дознаватель), однако ее содержание не определяет в систематизированном виде ни процессуальные полномочия дознавателя, ни его процессуальный статус. Поэтому полагаем, что процессуальные полномочия и обязанности дознавателя, определяющие его статус, должны быть максимально сконцентрированы в отдельной статье14. По этим основаниям ст. 41 УПК РФ законодательно должна быть изменена.

    Из  содержания п. 7 ст. 5 УПК РФ следует, что должностные лица органов внутренних дел могут иметь процессуальный статус дознавателя в двух случаях:

    1) когда сотрудник органа внутренних  дел назначен на должность  дознавателя приказом начальника органа внутренних дел, в силу чего он правомочен производить расследование в форме дознания;

    2) когда начальник органа дознания  уполномочил кого-либо из сотрудников органа внутренних дел (любое должностное лицо органа внутренних дел) осуществлять уголовно-процессуальные функции, т.е. наделил это лицо полномочиями по осуществлению уголовно-процессуальных обязанностей дознавателя15.

    Также для определения уголовно-процессуального  статуса дознавателя следует  обратиться к ст. 41 УПК РФ, в соответствии с которой дознаватель вправе осуществлять полномочия органа дознания, означенные в п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ, которая предусматривает полномочия по производству расследования в форме дознания. В ходе производства дознания дознаватель вправе:

    при проверке сообщения о преступлении требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);

    ходатайствовать о продлении срока проверки сообщения  о преступлении до 10 суток (в отдельных  случаях – до 30 суток) (ч. 3 ст. 144 УПК  РФ);

    применять меры процессуального принуждения (гл. 12 – 14 УПК РФ);

    принимать процессуальные решения, предусмотренные  УПК РФ (ч. 2 ст. 41 УПК РФ);

    осуществлять  производство неотложных следственных действий по поручению органа дознания (ст. 40, 157 УПК РФ);

    обжаловать  указания начальника органа дознания прокурору,  а указание прокурора  – вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). Следует обратить внимание на тот факт, что обжалование дознавателем указаний начальника органа дознания и прокурора не приостанавливает их исполнение рассматриваемым участником уголовного судопроизводства;

    иные  права, предусмотренные УПК РФ.

    Как уже было отмечено выше, УПК РФ предоставил  дознавателю весьма значительный объем  уголовно-процессуальных полномочий от права рассмотрения и проверки сообщения о любом готовящемся или совершенном преступлении до завершения расследования составлением обвинительного акта, содержащихся в ст. ст. 32, 140, 144, 146, 150 и др. УПК РФ).

    Одновременно  на дознавателя возлагаются и  процессуальные обязанности:

    осуществлять  свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ);

    принять, проверить сообщение о любом  совершенном или готовящемся  преступлении (ст. 144 УПК РФ);

    в установленный законом срок принять  решение по результатам проверки сообщения о преступлении (ст. 144 УПК РФ);

    уведомить заявителя о принятом решении  по результатам проверки сообщения о преступлении (ст. 145 УПК РФ);

    рассматривать каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке, установленном главой 15 УПК РФ (ст. 159 УПК РФ);

    принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого  и меры по обеспечению сохранности  его имущества (ст. 160 УПК РФ);

    устраниться от участия в производстве по уголовному делу при наличии оснований для  отвода, предусмотренных гл. 9 (ст. 62 УПК РФ);

    выяснять  все обстоятельства, подлежащие доказыванию  в соответствии со ст. 73 УПК РФ (ст. 86 УПК РФ);

    осуществлять  иные обязанности, предусмотренные  уголовно-процессуальным законом.16

    Начальник подразделения дознания - это должностное  лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5). Под это определение подпадают и начальники специализированных подразделений дознания. Следовательно, подразделение дознания в определенном смысле можно считать органом дознания, а начальника подразделения дознания - начальником органа дознания.

    В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 401 начальник подразделения дознания может изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи. Является ли такая передача результатом производственной необходимости или нарушения дознавателем норм закона, ведомственных нормативных актов, указаний начальника подразделения дознания и т.д.? Следует иметь в виду, что согласно п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК только прокурор вправе отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ. Таким образом, реакцией на нарушение дознавателем уголовно-процессуальных норм является не передача дела другому дознавателю, а отстранение дознавателя от производства расследования, причем не начальником подразделения дознания, а прокурором. Изъятие и передача начальником подразделения дознания дела другому дознавателю может иметь место во всех прочих случаях.

    Начальник подразделения дознания сам вправе отменять лишь необоснованные (и, очевидно, также незаконные) постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 401 он может вносить прокурору ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Из текста закона не ясно, что должен делать начальник подразделения дознания, если он считает неправомерными другие постановления дознавателя. На основании п. 6 ч. 2 ст. 37 отменять любые незаконные или необоснованные постановления дознавателя уполномочен прокурор. Представляется, что, обнаружив всякое неправомерное постановление дознавателя (кроме постановления о приостановлении производства дознания, которое он обязан отменить самостоятельно), начальник подразделения дознания должен внести прокурору ходатайство о его отмене.

    Согласно  п. 2 ч. 3 ст. 401 начальник подразделения дознания вправе давать дознавателю лишь указания о направлении расследования; производстве отдельных следственных действий; об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения; о квалификации преступления и об объеме обвинения. При этом УПК оставляет без ответа вопрос о том, вправе ли начальник подразделения дознания давать дознавателю указания о привлечении лица в качестве обвиняемого (ч. 3 ст. 224); о прекращении уголовного дела; об окончании дознания, составлении обвинительного акта и направлении дела прокурору. Представляется, что эти полномочия охватываются понятием направления расследования. Другими словами, начальник подразделения дознания вправе давать дознавателю указания о привлечении лица в качестве обвиняемого, о прекращении уголовного дела либо об окончании дознания и направлении дела прокурору, которые обязательны для исполнения дознавателем. Аналогичные полномочия принадлежат и прокурору, который может давать дознавателю указания о направлении расследования и производстве любых процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37).

    Как следует из содержания ч. 4 ст. 401, указания начальника подразделения дознания по уголовному делу могут быть обжалованы дознавателем начальнику органа дознания или прокурору.

    Базируясь на анализе уголовно-процессуального  законодательства России, полагаем, что процессуальные полномочия начальника органа дознания, определяющие его статус, должны быть максимально сконцентрированы в отдельной статье, как, например, это сделано в отношении полномочий руководителя следственного органа в ст. 39 УПК РФ. Для лучшего понимания уголовно-процессуального статуса начальника органа дознания, для более глубокого анализа и последующего совершенствования правового положения начальника органа дознания следует классифицировать его процессуальные права и обязанности17. По нашему мнению, весь объем процессуальных прав и обязанностей начальника органа дознания следует разбить на пять групп:

    уголовно-процессуальные права, реализуемые на стадии возбуждения  уголовного дела;

    уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, реализуемые на стадии предварительного расследования;

    уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, осуществляемые им при движении уголовного дела из органа дознания в прокуратуру, судебные органы и из судебных органов и прокуратуры в орган дознания;

    уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, реализуемые в процессе взаимодействия между ним, начальником подразделения дознания и дознавателем;

Информация о работе Место и роль органа дознания в уголовном процессе РФ