Бюджетный процесс в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - обозначить задачи бюджетного процесса, установить круг участников бюджетного процесса и их полномочия. А также рассмотреть стадии бюджетного процесса в целом и по отдельности, на каждом уровне бюджетной системы: федеральном, региональном и уровне муниципальных образований в соответствии с действующим бюджетным законодательством (по возможности на конкретных примерах). В практической части курсовой работы попытаться в соответствии с действующими положениями рассчитать заработную плату работникам муниципальных учреждений.

Оглавление

Введение
1. Бюджетный процесс в Российской Федерации
1.1 Понятие, задачи и этапы бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса и их полномочия
1.2 Основы составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
1.3 Исполнение бюджетов
1.4 Бюджетный процесс федерального уровня
1.5 Бюджетный процесс субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач по фин.docx

— 41.77 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Бюджетный процесс  в Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

 

1. Бюджетный процесс в  Российской Федерации

1.1 Понятие, задачи и  этапы бюджетного процесса. Участники  бюджетного процесса и их полномочия

1.2 Основы составления,  рассмотрения и утверждения бюджетов

1.3 Исполнение бюджетов

1.4 Бюджетный процесс федерального  уровня

1.5 Бюджетный процесс субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований

 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях рыночной экономики  государственные финансы выполняют  своё общественное назначение - перераспределение  ограниченных финансовых ресурсов с  помощью государственного посредника - бюджетной системы. Определение  понятия бюджетная система установлено  в действующей редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации ст. 6: бюджетная система РФ это основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

И соответственно, бюджетный  процесс Российской Федерации (тема курсовой работы) - это деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и  других участников по составлению и  рассмотрению проектов бюджетов, утверждению  и исполнению бюджетов на федеральном  уровне, уровне субъектов РФ и уровне муниципальных образований.

 

Особенности бюджетного процесса определяются формами правления  и государственного устройства. Для  федеративных государств (коим является Российская Федерация), характерны единство бюджетного процесса и одновременно его децентрализация. При этом единство определяется общностью принципов и конституционно-законодательной базы организации бюджетного процесса. Децентрализация проявляется в вертикальном измерении, т.е. на каждом бюджетном уровне бюджетный процесс осуществляется в самостоятельном режиме. И горизонтальной децентрализации, следствием чего бюджетный процесс на всех уровнях не концентрируется в рамках одной организационной структуры, а строится на взаимодействии между собой многих таких структур, каждая из которых обладает собственной компетенцией и выполняет свою особую роль в этом процессе.

 

В главном законе страны Конституции РФ, закреплены принципиальные нормативно-правовые основы бюджетного процесса, определены главные участники  бюджетного процесса (ст. 106, ст. 114, ст. 105) и их полномочия. В ст. 132 Конституции  РФ закреплены полномочия местного самоуправления по формированию, утверждению и исполнению местных бюджетов.

 

Цель курсовой работы - обозначить задачи бюджетного процесса, установить круг участников бюджетного процесса и их полномочия. А также рассмотреть  стадии бюджетного процесса в целом  и по отдельности, на каждом уровне бюджетной системы: федеральном, региональном и уровне муниципальных образований  в соответствии с действующим  бюджетным законодательством (по возможности  на конкретных примерах). В практической части курсовой работы попытаться в  соответствии с действующими положениями  рассчитать заработную плату работникам муниципальных учреждений.

 

 

 

1. Бюджетный процесс в  Российской Федерации

 

1.1 Понятие, задачи и  этапы бюджетного процесса. Участники  бюджетного процесса и их полномочия

 

Понятие бюджетного процесса установлено в Бюджетном кодексе  Российской Федерации (далее БК РФ), в статье 6: бюджетный процесс - регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и  иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчётности.

 

Основными задачами бюджетного процесса являются:

 

- выявление материальных  и финансовых резервов государства;

 

- максимально приближенный  к реальности расчёт доходов  бюджетов;

 

- максимально точный расчёт  расходов бюджетов;

 

- обеспечение максимальной  сбалансированности бюджетов;

 

- согласование бюджетов  с реализуемой экономической  программой;

 

- осуществление бюджетного  регулирования в целях перераспределения  источников доходов между бюджетами  разного уровня, отраслями хозяйства,  экономическими регионами и т.д.

 

Этапы или стадии бюджетного процесса можно представить в  виде схемы, где наглядно видна последовательность этапов и их взаимосвязь между собой.

 

В разделе БК РФ прописаны участники бюджетного процесса и их полномочия, участниками являются:

 

- Президент РФ;

 

- высшее должностное лицо  субъекта РФ, глава муниципального  образования;

 

- законодательные (представительные) органы государственной власти  и представительные органы местного  самоуправления (далее - законодательные  (представительные) органы);

 

- исполнительные органы  государственной власти (исполнительно  - распорядительные органы муниципального  образования);

 

- Центральный банк РФ;

 

- органы государственного (муниципального) финансового контроля;

 

- органы управления государственными  внебюджетными фондами;

 

- главные распорядители  (распорядители) бюджетных средств;

 

- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

 

- главные администраторы (администраторы) источников финансирова - ния дефицита бюджета; - получатели бюджетных средств. Определения отдельным участникам бюджетного процесса даны в ст.6 Бюджетного кодекса РФ

 

Бюджетные полномочия - это  установленные БК РФ и, принятыми  в соответствии с ним правовыми  актами, регулирующими бюджетные  правоотношения, права и обязанности  органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса. В качестве примера можно рассмотреть полномочия основных участников бюджетного процесса, к которым можно отнести органы законодательной (представительной) и исполнительной власти.

 

Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчёты об их исполнении, осуществляют последующий  контроль за исполнением, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов.

 

Исполнительные органы государственной  власти (исполнительно-распорядительные) органы муниципальных образований: обеспечивают составление проекта  бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с  необходимыми документами и материалами  на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и / или порядки  предоставления трансфертов. А также  обеспечивают исполнение бюджета (Приложение №1) и составление бюджетной отчётности, представляют отчёт об исполнении бюджета  на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом. В составе  исполнительной власти финансовые органы составляют проект бюджета (проект бюджета  и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для  внесения в законодательный (представительный), орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления  бюджетной отчётности. Отдельно установлены  бюджетные полномочия Министерства финансов РФ, министра финансов РФ, Федерального казначейства, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

 

С 2007 г. - для субъектов  РФ и с 2008 г. - для муниципальных  образований вступили в силу нормы  БК РФ о временной финансовой администрации, это - федеральный орган исполнительной власти (исполнительной государственной  власти субъекта РФ), уполномоченный Правительством РФ (высшим исполнительным органом  государственной власти субъекта РФ) подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платёжеспособности субъекта РФ (муниципального образования), оказывать содействие федеральным  органам государственной власти (органам государственной власти субъекта РФ) в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления), осуществлять и / или контролировать осуществление бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (местной администрации).

 

 

 

 

1.2 Основы составления,  рассмотрения и утверждения бюджетов

 

Ранее бюджет любого публичного образования разрабатывался и утверждался  на финансовый год, который в РФ соответствует  календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. В соответствии с реформой бюджетного процесса произошло удлинение  бюджетного планирования. В БК РФ установлены  новые определения:

 

- текущий финансовый год  - год, в котором осуществляется  исполнение бюджета, составление  и рассмотрение проекта бюджета  на очередной финансовый год  (очередной финансовый год и  плановый период);

 

- очередной финансовый  год - год, следующий за текущим  финансовым годом;

 

- плановый период - два  финансовых года, следующих за  очередным финансовым годом;

 

- отчётный финансовый  год - год, предшествующий текущему  финансовому году.

 

Разработкой проектов бюджетов занимаются органы исполнительной власти, непосредственно Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Составление  проекта бюджета основывается на:

 

· Бюджетном послание Президента РФ;

 

· прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

 

· основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

 

Бюджетное послание Президента РФ имеет ключевое значение для всех уровней власти РФ, так как в  нём определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и  среднесрочную перспективу. В отличие  от президентского Послания Федеральному собранию, которое задаёт общие векторы  развития, бюджетное послание по своей  специфике носит более конкретный характер и представляет собой задание  для Правительства РФ, которые  ему необходимо выполнить в области  государственных финансов.

 

Первостепенное значение имеет прогноз социально-экономического развития соответствующей территории. Он разрабатывается и одобряется (утверждается) соответствующими исполнительными  органами власти на срок не менее трёх лет. При этом прогноз социально-экономического развития поселений разрабатывается  на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и  плановый период.

 

Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете исполнительные органы составляют и представляют в  законодательный (представительный) орган  следующие документы:

 

· основные направления бюджетной  и налоговой политики;

 

· предварительные итоги  социально-экономического развития соответствующей  территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые  итоги за текущий финансовый год;

 

· прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;

 

· прогноз основных характеристик (общий объём доходов, общий объём  расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо среднесрочного финансового плана;

 

· пояснительную записку  к проекту бюджета;

 

· методики (проекты методик) и расчёты распределения межбюджетных трансфертов;

 

· верхний предел государственного (муниципального) долга на конец  очередного финансового года (на конец  очередного финансового года и конец  каждого года планового периода)

 

· проект программы государственных (муниципальных) внутренних заимствований  на очередной финансовый год (очередной  финансовый год и плановый период);

 

· проект программы государственных  внешних заимствований на очередной  финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

 

· проекты программ государственных (муниципальных) гарантий на очередной  финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

 

· проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной  финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

 

· оценку ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;

 

· проекты законов о  бюджетах государственных внебюджетных фондов;

 

· предложенные законодательными (представительными) органами, органами судебной системы, органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными законодательными (представительными) органами, проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае разногласий с финансовым органом в отношении указанных  бюджетных смет;

Информация о работе Бюджетный процесс в РФ