Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 02:04, контрольная работа
Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Бюджетный процесс в Российской Федерации………………………………5
2. Становление бюджетного процесса в Российской Империи………………..7
3. Бюджетный процесс на федеральном уровне……………………………….15
3.1. Понятие и сущность бюджетного процесса федерального уровня……...15
3.2. Участники процесса и их основные задачи……………………………….16
Заключение…………………………………………………………………….....22
Список источников и литературы………………………………………………23
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Бюджетный процесс в Российской Федерации………………………………5
2. Становление бюджетного процесса в Российской Империи………………..7
3. Бюджетный процесс на федеральном уровне……………………………….15
3.1. Понятие и сущность бюджетного процесса федерального уровня……...15
3.2. Участники процесса и их основные задачи……………………………….16
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы………………………………………………23
Введение
Бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
В условиях рыночной экономики
государственные финансы
Особенности бюджетного процесса определяются формами правления и государственного устройства. Для федеративных государств характерны единство бюджетного процесса и его децентрализация. Единство определяется общностью принципов и конституционно-законодательной базы организации бюджетного процесса. Децентрализация проявляется в вертикальном измерении, т.е. на каждом бюджетном уровне бюджетный процесс осуществляется в самостоятельном режиме. И горизонтальной децентрализации, следствием чего бюджетный процесс на всех уровнях не концентрируется в рамках одной организационной структуры, а строится на взаимодействии между собой многих таких структур, каждая из которых обладает собственной компетенцией и выполняет свою особую роль в этом процессе.
В Конституции РФ, закреплены принципиальные нормативно-правовые основы бюджетного процесса, определены главные участники бюджетного процесса и их полномочия.
1. Бюджетный процесс в Российской Федерации
Бюджетный процесс1 - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом; в нашей стране он определен в двенадцать месяцев и совпадает с календарным годом (с первого января по тридцать первое декабря).
Впервые в дореволюционной России бюджетный год, равный календарному, был установлен Указом Петра I с первого января 1700 года, что в последствии было подтверждено постановлением СНК от двадцать третьего декабря 1919 года. И лишь с 1922 года по 1930 год бюджетный год в России приравнивался к сельскохозяйственному (с первого октября по тридцатое сентября).
В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства Российской Федерации: единства, полноты, реальности, гласности, достоверности, адресности, самостоятельности всех бюджетов.
Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие принципы.
Распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов к функциям органов представительной власти.
Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов – по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию, систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная классификация оформляется специальным юридическим актом.
Для бюджетного процесса характерно повторение (ежегодности) его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.
Основными задачами бюджетного процесса являются:
2. Становление бюджетного процесса в Российской Империи
Становление бюджетного процесса в России началось
с попытки составления государственных
смет в XVII - XVIII вв. в целях оздоровления
финансового хозяйства государства российского. Характерной чертой бюджетного дела
этого периода являлась раздробленность,
соответствующая характеру приказного
строя управления. В эпоху Петра I предпринимались
попытки централизации бюджетной отчетности.
Проведение губернской реформы и выработка
табели государственных доходов и расходов
1711 г. прервали наметившуюся тенденцию
к централизации. Потребность планомерности
все более назревала, реализуясь в коллежской
реформе. С большими усилиями была восстановлена
финансовая отчетность, но финансовое
управление и кассовый строй отставали
от этого уровня и представляли картину
прежней раздробленности. Бессилие ревизионного
учреждения еще более ослабило значение
бумажной попытки объединения бюджета. Во
время правления Екатерины II были созданы
условия для составления бюджета. С этой
эпохой связано появление ежегодных государственных
росписей. Эпоха Павла I начинается с утверждения
проектов бюджетов. К этому же времени
относится упрощение и улучшение бюджетной
системы. Составление ежегодных сметных
исчислений, первый опыт нормирования,
составления, утверждения и исполнения
бюджета относятся к временам царствования
Александра I. Манифестом 8 сентября 1802
г. «об учреждении министерств» на министров
была возложена обязанность ежегодно
в начале октября каждого года представлять
министру финансов План или Табель расходов
по их ведомству на предстоящий год, а
на министра финансов - обязанность составлять
ежегодно на основании этих Табелей подробный
Штат общих государственных расходов,
готовить Генеральную ведомость о доходах
на будущий год и представлять их в ноябре
на рассмотрение и утверждение императора
через Комитет Министров. После утверждения
бюджет должен был отсылаться министром
финансов к Государственному Казначею
для исполнения. Меры по нормативному упорядочению
бюджетного дела не привели к улучшениям,
а, лишь, способствовали ухудшению финансового
положения России в Александровскую эпоху.
Л. Н. Яснопольский считал, что «плачевное
состояние финансов того времени грозило
банкротством». Царили бесконтрольность
и злоупотребления. В этих условиях развернулась
реформаторская деятельность М.М. Сперанского.
Идеи бюджетного законодательства были
им развиты в «Плане финансов» (1810) и реализованы
в ряде законодательных актов 1810- 1811 гг.:
Образование Государственного Совета
- 1 января 1810 г.; Манифест 2 февраля 1810 г.;
Именной указ Министерству финансов 22
марта 1810 г. «о назначении суммы на чрезвычайные
расходы»; Манифест 13 апреля 1810 г.; став
Государственной Комиссии Погашения Долгов;
Утвержденное императором мнение Государственного
Совета - «о порядке составления смет о
расходах по Министерствам»; Манифест
25 июля 1810 г. - «о распределении дел по Министерствам».
3. Бюджетный процесс на федеральном уровне
3.1. Понятие и сущность бюджетного процесса федерального уровня
Бюджетный процесс федерального уровня — это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению федерального бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению и утверждению отчета о его исполнении.
Составление проекта федерального бюджета организуется и осуществляется Правительством РФ. Начиная с 2005 г. (при формировании проекта федерального бюджета на 2006 г.) организация этой работы осуществляется в соответствии с «Положением о разработке перспективного финансового плана РФ и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год» (утвержденного Постановлением Правительством РФ от 06.03.2005 г. №118).
В целях координации взаимодействия органов исполнительной власти при разработке проекта федерального бюджета о федеральном бюджете образуется Бюджетная комиссия.
Бюджетный процесс на федеральном уровне является ориентиром, под который подстраивается бюджетный процесс на региональном уровне, а под него в свою очередь подстраивается бюджетный процесс на муниципальном.
Федеральный бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Составление проекта федерального бюджета основывается на:
- Бюджетном послании
Президента Российской
- прогнозе социально-
- основных направлениях
бюджетной и налоговой
- прогнозе сводного финансового баланса.
3.2. Участники процесса и их основные задачи
В соответствии со ст. 164 БК РФ участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:
Полномочия всех участников бюджетного процесса установлены Бюджетным кодексом РФ. Для органов федерального уровня кроме Бюджетного кодекса основным законодательным актом являются ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете и о бюджетах внебюджетных фондов.
Бюджетный процесс федерального уровня подразделяется на 4 стадии:
1 Стадия. Работа по составлению проекта федерального бюджета проводится Министерством финансов РФ. А ответственность за эту деятельность несет Правительство РФ. Правительство РФ организует работу по доведению до законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ инструктивных писем об особенностях составления расчетов к проектам бюджета на очередной финансовый год. Составленный и согласованный проект федерального бюджета Правительство РФ до 15 августа вносит на рассмотрение в Государственную Думу. Вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, а также предложения о повышении минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсий. Вместе с этими документами в Государственную Думу направляются: предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего года; прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год; основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год; прогноз сводного финансового баланса по территории Российской Федерации на очередной финансовый год; прогноз консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый год; основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета субъектов РФ в очередном финансовом году; федеральные целевые программы и федеральные программы по развитию регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год; федеральная адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год; расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов и дефициту федерального бюджета на очередной финансовый год; международные договоры Российской Федерации, вступившие в силу для Российской Федерации и содержащие ее финансовые обязательства на очередной финансовый год, и др.