Бюджетное устройство и бюджетная система РФ. Основы организации бюджетного процесса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:12, контрольная работа

Краткое описание

Сущность бюджета, его функции. Бюджетная система Российской Федерации. Принципы построения и функционирования бюджетной системы Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

финансы и кредит.docx

— 32.96 Кб (Скачать)

 

  1. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ. Основы организации бюджетного процесса в России.

 

В формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе  политики. Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в  ее состав -- государственный бюджет.

Бюджет -- это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета  государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических  задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  определяет тем самым налоговую  политику в стране. Бюджет фиксирует  конкретные направления расходования средств, перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать  в качестве эффективного регулятора экономики.

Бюджетное устройство определяет организацию  государственного бюджета и бюджетной  системы страны, взаимоотношения  между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Составляющей  частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система  государства - главное звено финансовой системы государства.

Бюджетная система Российской Федерации - система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права  совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

В бюджетную систему России, как  федеративного государства, входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями:

?федеральный  бюджет;

?региональные  бюджеты субъектов РФ - республиканские  бюджеты республик в составе  РФ, краевые и областные бюджеты  краев и областей, городские бюджеты  городов Москвы и Санкт-Петербурга;

?бюджеты  местных административно-территориальных  образований - районные бюджеты  сельских районов, городские бюджеты  городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в  городах, бюджеты поселков и  сельских населенных пунктов.

  1. Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

По  существу федеральный бюджет является главным законом экономической  жизни государства, в котором  фиксируются не только цифры доходов  и расходов казны, но и все остальные  параметры экономического развития.

Финансовый  год в Российской Федерации продолжается с 1 января по 31 декабря соответствующего года. Соответственно и бюджеты, как  правило, утверждаются ежегодно на этот срок. Однако в условиях инфляции, трудностей в принятии бюджетов практикуется принятие бюджета на более короткий срок (квартал  и т.п.).

Законом предусмотрено понятие консолидированного бюджета, который представляет собой  сводный бюджет, включающий как бюджет соответствующего уровня, так и нижестоящие  бюджеты. Так, например, в федеральный  консолидированный бюджет входят собственно бюджет Российской Федерации, а также  бюджеты субъектов РФ. Консолидированный  бюджет района состоит из бюджетов района, городских, поселковых бюджетов и бюджетов сельсоветов. Консолидированные  бюджеты используются для расчета  нормативов минимальной бюджетной  обеспеченности, являются основанием для предоставления дотаций и  субвенций из вышестоящего бюджета  в нижестоящий.

Федеральное Собрание РФ обладает правом вводить  чрезвычайный бюджет и режим чрезвычайного  расходования бюджетных средств. Основанием для введения чрезвычайного бюджета  является чрезвычайное положение на территории Российской Федерации, требующее  иной схемы расходования бюджетных  средств, а основание для введения режима чрезвычайного расходования - увеличение дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг.

Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и юридических  нормах совокупность бюджетов государственных  и муниципальных образований, существующих на территории страны. Как видно из определения, структура бюджетной системы государства зависит от государственного и административно-территориального устройства страны. Одно дело, если это унитарное государство, другое - если федеративное. 
Российская Федерация является федеративным государством, признающим права местного самоуправления. Поэтому бюджетную систему РФ можно определить как основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. 
Бюджетный кодекс Российской Федерации регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы Российской Федерации:

 

Принципы

Основные положения

 

единства

единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, введение бухгалтерского учета средств  федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

 

разграничения доходов и  расходов между уровнями бюджетной  системы РФ

закрепление соответствующих  видов доходов (полностью или  частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления.

 

самостоятельности бюджетов

Наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов, определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

 

полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов

отражение в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования  величины расходов, выявления возможностей дополнительного привлечения средств.

 

Общее покрытие расходов

Все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов  из источников финансирования его дефицита.

 

достоверности бюджета

надежность показателей  прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реальность расчета доходов и расходов бюджета.

 

сбалансированности бюджета

объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать сумме  доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита и т.д.;

 

гласности

обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота  представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти.

 

Эффективность и экономность  использования бюджетных средств

при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного  бюджетом объема средств.

 

адресности и целевого характера бюджетных средств.

выделение бюджетных средств  в распоряжение конкретных получателей  с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 
     

Обобщая содержание принципов  построения бюджетной системы можно  сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных  экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.

  1. Лизинг: сущность, формы, виды и характеристика. Организация лизинговых операций.

Лизинг является взаимным соглашением, в результате которого лизингодатель передает получателю лизинга права пользования предметом, в обмен на платежи, оговоренные  соглашением. То есть, лизингодатель  сдает в аренду (одалживает) получателю лизинга деньги в форме товара, позволяет ему пользоваться им, и  заключает договор с получателем  лизинга об оплате стоимости товара в течение более длительного  времени, соответственно начисляя проценты за предоставленную услугу.

В Федеральном Законе "О  лизинге" дается следующее определение  лизинга Лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества  и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим  лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных  договором, с правом выкупа имущества  лизингополучателем.

Существуют различные  виды лизинга:

В зависимости от количества участников (субъектов) сделки различают:

двусторонние  лизинговые сделки (или так называемый прямой лизинг), при которых поставщик  имущества и лизингодатель выступают  в одном лице;

многосторонние  лизинговые сделки (или так называемый косвенный лизинг), при которых  имущество в лизинг сдает не поставщик, а финансовый посредник, в качестве которого выступает лизинговая компания. Классическим вариантом этого вида сделки является трехсторонняя, в которой  участвуют поставщик, лизингодатель  и лизингополучатель.

 

По типу имущества различают:

лизинг  движимого имущества (рабочие машины и оборудование для различных  отраслей промышленности, средства вычислительной техники и оргтехники, транспортные средства и т.д.);

лизинг  недвижимого имущества (производственные здания и сооружения). При лизинге  недвижимости арендодатель строит или  покупает недвижимость по поручению  арендатора и предоставляет ему  для использования в коммерческих и производственных целях. Так же как и в сделках с движимым имуществом, контракт заключается обычно на срок, меньший или равный амортизационному периоду объекта; арендатор несет  все риски, расходы и налоги во время действия контракта (2).

Различают лизинг нового имущества (из первых рук) и лизинг бывшего в употреблении имущества (из вторых рук), т.е. предприниматель продает имущество, собственником которого он уже является и им уже пользуется.

В зависимости от сектора рынка, где проводятся лизинговые операции, выделяют:

внутренний  лизинг, при котором все участники  сделки представляют одну страну;

внешний (международный) лизинг, при котором  лизингодатель и лизингополучатель  находятся в разных странах. Продавец имущества может находиться в  одной из этих стран или в другом государстве.

В зависимости от формы лизинговых платежей различают:

лизинг  с денежным платежом, при котором  выплаты производятся в денежной форме;

лизинг  с компенсационным платежом (или  так называемый компенсационный  лизинг), при котором лизингополучатель  рассчитывается с лизингодателем товарами, как правило, произведенными на арендуемом имуществе, или путем оказания встречных  услуг;

лизинг  со смешанным платежом, при котором  часть платежа поступает в  денежной форме, а часть - в виде товаров  или услуг.

По объему обслуживания передаваемого  имущества лизинг разделяют на:

Чистый  лизинг (net leasing) - это отношения, при  которых все обслуживание имущества  находится в ведении лизингополучателя. Поэтому в данном случае расходы  по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи.

Мокрый  лизинг (wet leasing) - предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, за которые несет ответственность  лизингодатель. Кроме этих услуг, по желанию лизингополучателя лизингодатель  может взять на себя обязанности  по подготовке квалифицированного персонала, маркетинга, поставке сырья и др.

По сроку использования имущества  и связанным с ним условиям амортизации различают:

лизинг  с полной окупаемостью и, соответственно, с полной амортизацией имущества, когда  срок договора равняется нормативному сроку службы имущества и происходит полная выплата лизингодателю стоимости  лизингового имущества;

лизинг  с неполной окупаемостью и, соответственно, неполной амортизацией имущества, при  котором срок договора меньше нормативного срока службы имущества и в течение его действия окупается только часть стоимости лизингового имущества.

Срок  договора и степень окупаемости (амортизации) лизингового имущества  является одними из основных критериев  разграничения лизинга на финансовый и оперативный.

Оперативный лизинг подразумевает лизинговые контракты, заключаемые на короткий и средний срок (обычно короче амортизационного периода), согласно которым арендатору предоставляется (при соблюдении определенного срока) право в любое другое время расторгнуть договор. Как правило, это происходит, когда арендаторы объекта лизинга быстро сменяют друг друга. Арендодатель несет здесь повышенный риск, а быстро сменяющиеся арендаторы заставляют лизинговую компанию проявлять особый интерес к хорошему состоянию предмета лизинга. Часто лизинговая компания берет на себя техническое обслуживание объекта лизинга - регламентный ремонт, страхование,- осуществляя тем самым полносервисный лизинг или частично сервисный лизинг (в контракте оговаривается разделение обязательств). После завершения срока действия договора лизинга предмет договора может быть возвращен владельцу или вновь сдан в аренду.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ. Основы организации бюджетного процесса в России