Бюджетный процесс в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере бюджетного процесса Российской Федерации.

Оглавление

Введение
2
1. Бюджетный процесс и финансово-бюджетная политика 4
1.1. Сводное финансовое планирование 6
1.2. Бюджетный процесс в РФ и зарубежных странах 9
1.3. Анализ бюджета 12
2. Проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения 19
2.1. Совершенствование системы бюджетного планирования и прогнозирования в РФ 21
Заключение 23
Список использованных источников 24
Приложения 27

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

       Устойчивость  бюджета характеризуется четырьмя типами его состояния:

       1) абсолютно устойчивым;

       2) нормальным;

       3) неустойчивым;

       4) кризисным.

       Я предлагаю следующие методы определения степени устойчивости территориальных бюджетов.

       Для анализа бюджета можно использовать следующие бюджетные коэффициенты:

       1) Коэффициент соотношения регулирующих  и собственных бюджетных доходов:

       Кр.с= Др : Дс  (1)

       2) Коэффициент автономии:

       Ка = Дс : Д , (2) 

       3)   Коэффициент  обеспеченности   минимальных  расходов собственными доходами:

       К0.р = Дс : Рм,  (3)

       4) Коэффициент бюджетного покрытия:

            Кб.п = Д : Рм,                                                

       5) Коэффициент бюджетной задолженности:

       Кб.з = З : Р, (5)

       6) Коэффициент бюджетной результативности региона:

       Кб.р = Дт : Ч, (6)

       где Дт — территориальные бюджетные доходы,

       Ч - среднегодовая численность населения  региона.

       7) Коэффициент бюджетной обеспеченности  населения:

       Кб.о = Р : Ч. (7)

       С помощью этих инструментов достигается  объективизация в оценке состояния территориальных бюджетов, выявляются факторы, влияющие на это состояние.

       Бюджетный анализ может проводиться по результатам  как составления, так и исполнения бюджета.

       Анализ  составления бюджета включает следующие  направления исследований:

       • анализ финансового состояния отраслей сферы материального производства; анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;

       •    анализ показателей сводного финансового  баланса;

       •    анализ доходной части проекта бюджета  по источникам доходов;

       • анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств. 

Анализ  исполнения бюджета включает:

       •    анализ выполнения показателей поступления  доходов по отдельным источникам и отраслям хозяйства;

       •    анализ исполнения плана расходов по направлениям финансирования и отраслям производственной и непроизводственной сферы;

       •    анализ исполнения долговых бюджетных  обязательств;

       •    анализ кассового исполнения бюджета.

       Проведение  комплексного анализа бюджета дозволяет  получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением. [6] 

Анализ  источников бюджетного финансирования 

      Практически анализ бюджета означает последовательное и достаточно детальное изучение, с одной стороны, объемов, структуры, источников, видов и динамики его доходов; с другой — объемов, структуры, сфер и объектов, форм и динамики его расходов.

       Доходная  часть бюджета формируется за счет налогов и других видов обязательных платежей и поступлений.

       Налоги  представляют собой часть национального  дохода, поступающую в звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц государству в заранее установленных размерах и в определенные сроки.

       Экономический кризис в России вызван помимо прочего  высоким уровнем налоговых и неналоговых изъятий из экономики. По оценкам специалистов, в России общий уровень всей массы уплачиваемых налогов (включая платежи предприятий во внебюджетные фонды, по уровню которых Россия входит в лидирующую группу стран) в среднем составляет до 80% прибыли предприятий. По международным стандартам налоговое изъятие свыше 50% прибыли подрывает стимулы к производственной деятельности и приводит к укрытию доходов от налогов со стороны как юридических, так и физических лиц.

       К тому же в странах Запада налоговое  бремя более или менее равномерно распределено по всем отраслям и секторам экономики. В России же сохранилась проблема, с которой сталкивались и другие страны: наличие льгот, не носящих стимулирующего характера, и исключений из общих налоговых правил. Чем их больше, тем менее эффективна налоговая система.

       Еще одна российская проблема — «теневой» сектор, на который приходится, по данным Госкомстата, 25% ВВП (по данным Совета безопасности, 40%), налогов не выплачивающий. Государственная налоговая служба за 1997 год выявила 26 914 организаций, не состоящих на учете в налоговых органах. Значит, легальная экономика — в основном промышленность — несет дополнительное налоговое бремя.

       Поэтому номинально примерно одинаковые налоговые  ставки в России и Западной Европе на самом деле значительно различаются. Низкий уровень собираемости налогов в какой-то степени также подтверждает, что уровень нынешнего налогообложения не соответствует возможностям российской экономики.

       Следующее направление анализа — выявление  в структуре налогов относительной роли прямых и косвенных налогов в зависимости от степени и особенностей развития страны.

       В принципе любой налог оказывает  определенное негативное воздействие  на экономическое развитие. Но из мирового (да и отечественного) опыта известно, что различные налоги по-разному влияют на экономику.

       Даже  в западноевропейских странах, несмотря на проводимую политику унификации налогов в рамках ЕС, сохраняются заметные различия. Для Франции, например, типично господство такого налога, как взносы на социальное страхование, а также косвенных налогов при весьма низкой доле подоходной налога с населения. Для Германии, Италии и Англии наиболее значимы подоходный налог и косвенные налоги.

       Эта система налогообложения в России начала формироваться в 1992 году и  отразила явные попытки копировать опыт европейских стран, прежде всем Франции. Была сделана ставка на косвенные налоги в качестве основного источника налоговых поступлений для госбюджета. Выбор этого варианта объяснялся тем, что он в наилучшей степени соответствовал фискальным соображениям. 

2  Проблемы  в области бюджетного процесса и способы их решения.  

      Ключевая  проблема межбюджетных отношений - незавершенность  децентрализации бюджетной системы. Расходы субнациональных бюджетов перегружены обязательствами, установленными федеральным законодательством («федеральные мандаты»), основная часть их доходов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи (в том числе – неформализованной), имеет место резкая несбалансированность расходных обязательств и возможностей их финансирования. Официальная система межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет субнациональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр. Для решения этой проблемы необходимо существенно расширить налогово-бюджетные полномочия региональных и местных властей и повысить ответственность за их использование при одновременном поддержании конкурентной среды, жёстких бюджетных ограничений и увеличении доли федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета.

      Существует  также проблема нецелевого использования  бюджетных средств. Опыт развитых стран  подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс  составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выполняться согласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. Есть надежда, что контроль за движением средств федерального бюджета и их использованием действительно усилится с полным переходом России на казначейскую систему исполнения бюджета.

      До  сих пор остаётся нерешённой проблема чрезмерной бюджетной и налоговой  нагрузки на экономику. По мнению экспертов, условием экономического роста является предел этой нагрузки в 25% ВВП. По официальным данным, она находится на уровне 33% ВВП и выше. Характерный признак чрезмерной нагрузки – значительная доля теневой экономики. Единый социальный налог в размере 35%, по международным нормам, чрезмерен для такой страны, как Россия. Значит, государственная администрация плохо работает, государственные расходы не стали эффективными и социально направленными. Нужно освободить экономику из под государственной опеки, с одновременным

подкреплением рыночного механизма сильной  государственной властью. Однако она должна не командовать бизнесом, а освободить рынок от монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции, которые препятствуют рыночным отношениям.

     Ещё одна немаловажная проблема – низкая эффективность расходования бюджетных средств. Для её решения необходимо пересмотреть структуру бюджетных расходов, сокращая ненужные расходы, повышать долю капитальных вложений в бюджетных расходах, улучшать сферу образования и здравоохранения, выплачивать достойную заработную плату работникам социальной сферы, создать механизм, связывающий доступ граждан к общественным благам с уплатой налогов. Открытые конкурсы по закупкам товаров и предоставлению услуг для бюджетных организаций оздоровят экономику, сократят число злоупотреблений.[6] 

2.1 Совершенствование  системы бюджетного планирования  и прогнозирования в РФ 

     Необходимо  повышать точность и достоверность  прогноза параметров макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации, являющихся исходными для составления проекта федерального бюджета.

     Наиболее  актуальными в этой связи становятся проблемы информационного обеспечения  процессов управления и создания формализованной системы показателей, характеризующих финансовый потенциал  территориального или местного бюджета.

     В этой связи органами власти должны разрабатываться различные программы  и методические рекомендации по совершенствованию  информационно-аналитической деятельности и созданию системы информации по формированию финансовых ресурсов отраслей, развитию потенциала налоговых и иных доходов бюджетов.

     Также такие разработки предназначены  для решения задач по созданию системы информации о результатах  деятельности хозяйствующих субъектов, проведению анализа финансового  состояния предприятий различных отраслей экономики, финансовому контролю, оценке налоговой базы и состояния исполнения обязательств перед бюджетом. Систематизированная информация позволит обеспечить совершенствование методов планирования и прогнозирования, выполнения аналитических расчетов, а также разработку обоснованных мер, способствующих наращиванию потенциала налоговых и иных доходов бюджета.

     Основной  целью формирования системы информации является выработка единых процедур на всех этапах прогнозирования развития потенциала финансовых ресурсов региона.

     В этой связи планирование рассматривается  как непрерывный процесс, в рамках которого предусматривается получение  достоверных данных о показателях  производственно-хозяйственной и  финансовой деятельности предприятий, проведение на их основе детального анализа в интересах обеспечения процессов управления и принятия обоснованных решений, контроль и мониторинг происходящих изменений, регулярный пересмотр решений и мер по достижению намеченных показателей, а также корректировка прогнозных параметров социально-экономического и бюджетного планирования.

     Проведение  систематических наблюдений за показателями, отражающими результаты деятельности хозяйствующих субъектов, организуется отраслевыми министерствами, иными  органами исполнительной власти края, осуществляющими координацию и регулирование деятельности в отраслях экономики. Систематические наблюдения проводятся в отношении предприятий, включенных в перечни экономически и социально значимых хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики территории.

     В целях получения исходной информации о хозяйствующих субъектах, определенных как экономически или социально  значимых, отраслевыми ведомствами  заключаются соглашения о сотрудничестве и (или) направляются запросы о предоставлении информации о финансово-экономических показателях деятельности и суммах начисленных и уплаченных налогов:

Информация о работе Бюджетный процесс в РФ