Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:27, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере бюджетного процесса Российской Федерации.
Введение
2
1. Бюджетный процесс и финансово-бюджетная политика 4
1.1. Сводное финансовое планирование 6
1.2. Бюджетный процесс в РФ и зарубежных странах 9
1.3. Анализ бюджета 12
2. Проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения 19
2.1. Совершенствование системы бюджетного планирования и прогнозирования в РФ 21
Заключение 23
Список использованных источников 24
Приложения 27
Устойчивость
бюджета характеризуется
1) абсолютно устойчивым;
2) нормальным;
3) неустойчивым;
4) кризисным.
Я предлагаю следующие методы определения степени устойчивости территориальных бюджетов.
Для анализа бюджета можно использовать следующие бюджетные коэффициенты:
1)
Коэффициент соотношения
Кр.с= Др : Дс (1)
2) Коэффициент автономии:
Ка
= Дс : Д , (2)
3) Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:
К0.р = Дс : Рм, (3)
4)
Коэффициент бюджетного
Кб.п = Д : Рм,
5)
Коэффициент бюджетной
Кб.з = З : Р, (5)
6)
Коэффициент бюджетной
Кб.р = Дт : Ч, (6)
где Дт — территориальные бюджетные доходы,
Ч
- среднегодовая численность
7)
Коэффициент бюджетной
Кб.о = Р : Ч. (7)
С помощью этих инструментов достигается объективизация в оценке состояния территориальных бюджетов, выявляются факторы, влияющие на это состояние.
Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета.
Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований:
• анализ финансового состояния отраслей сферы материального производства; анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;
• анализ показателей сводного финансового баланса;
• анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов;
•
анализ расходной части проекта бюджета
по направлениям использования бюджетных
средств.
Анализ исполнения бюджета включает:
• анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам и отраслям хозяйства;
• анализ исполнения плана расходов по направлениям финансирования и отраслям производственной и непроизводственной сферы;
• анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;
• анализ кассового исполнения бюджета.
Проведение
комплексного анализа бюджета дозволяет
получить необходимую информацию представительным
и исполнительным органам власти для принятия
решений при формировании и осуществлении
финансовой политики, выявления резервов
в мобилизации средств в бюджет, повышения
эффективности их использования, усиления
контроля за их освоением. [6]
Анализ
источников бюджетного финансирования
Практически анализ бюджета означает последовательное и достаточно детальное изучение, с одной стороны, объемов, структуры, источников, видов и динамики его доходов; с другой — объемов, структуры, сфер и объектов, форм и динамики его расходов.
Доходная часть бюджета формируется за счет налогов и других видов обязательных платежей и поступлений.
Налоги представляют собой часть национального дохода, поступающую в звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц государству в заранее установленных размерах и в определенные сроки.
Экономический кризис в России вызван помимо прочего высоким уровнем налоговых и неналоговых изъятий из экономики. По оценкам специалистов, в России общий уровень всей массы уплачиваемых налогов (включая платежи предприятий во внебюджетные фонды, по уровню которых Россия входит в лидирующую группу стран) в среднем составляет до 80% прибыли предприятий. По международным стандартам налоговое изъятие свыше 50% прибыли подрывает стимулы к производственной деятельности и приводит к укрытию доходов от налогов со стороны как юридических, так и физических лиц.
К
тому же в странах Запада налоговое
бремя более или менее
Еще одна российская проблема — «теневой» сектор, на который приходится, по данным Госкомстата, 25% ВВП (по данным Совета безопасности, 40%), налогов не выплачивающий. Государственная налоговая служба за 1997 год выявила 26 914 организаций, не состоящих на учете в налоговых органах. Значит, легальная экономика — в основном промышленность — несет дополнительное налоговое бремя.
Поэтому номинально примерно одинаковые налоговые ставки в России и Западной Европе на самом деле значительно различаются. Низкий уровень собираемости налогов в какой-то степени также подтверждает, что уровень нынешнего налогообложения не соответствует возможностям российской экономики.
Следующее
направление анализа —
В принципе любой налог оказывает определенное негативное воздействие на экономическое развитие. Но из мирового (да и отечественного) опыта известно, что различные налоги по-разному влияют на экономику.
Даже в западноевропейских странах, несмотря на проводимую политику унификации налогов в рамках ЕС, сохраняются заметные различия. Для Франции, например, типично господство такого налога, как взносы на социальное страхование, а также косвенных налогов при весьма низкой доле подоходной налога с населения. Для Германии, Италии и Англии наиболее значимы подоходный налог и косвенные налоги.
Эта
система налогообложения в
2 Проблемы
в области бюджетного процесса и способы
их решения.
Ключевая проблема межбюджетных отношений - незавершенность децентрализации бюджетной системы. Расходы субнациональных бюджетов перегружены обязательствами, установленными федеральным законодательством («федеральные мандаты»), основная часть их доходов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи (в том числе – неформализованной), имеет место резкая несбалансированность расходных обязательств и возможностей их финансирования. Официальная система межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет субнациональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр. Для решения этой проблемы необходимо существенно расширить налогово-бюджетные полномочия региональных и местных властей и повысить ответственность за их использование при одновременном поддержании конкурентной среды, жёстких бюджетных ограничений и увеличении доли федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета.
Существует также проблема нецелевого использования бюджетных средств. Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выполняться согласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. Есть надежда, что контроль за движением средств федерального бюджета и их использованием действительно усилится с полным переходом России на казначейскую систему исполнения бюджета.
До сих пор остаётся нерешённой проблема чрезмерной бюджетной и налоговой нагрузки на экономику. По мнению экспертов, условием экономического роста является предел этой нагрузки в 25% ВВП. По официальным данным, она находится на уровне 33% ВВП и выше. Характерный признак чрезмерной нагрузки – значительная доля теневой экономики. Единый социальный налог в размере 35%, по международным нормам, чрезмерен для такой страны, как Россия. Значит, государственная администрация плохо работает, государственные расходы не стали эффективными и социально направленными. Нужно освободить экономику из под государственной опеки, с одновременным
подкреплением рыночного механизма сильной государственной властью. Однако она должна не командовать бизнесом, а освободить рынок от монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции, которые препятствуют рыночным отношениям.
Ещё
одна немаловажная проблема – низкая
эффективность расходования бюджетных
средств. Для её решения необходимо пересмотреть
структуру бюджетных расходов, сокращая
ненужные расходы, повышать долю капитальных
вложений в бюджетных расходах, улучшать
сферу образования и здравоохранения,
выплачивать достойную заработную плату
работникам социальной сферы, создать
механизм, связывающий доступ граждан
к общественным благам с уплатой налогов.
Открытые конкурсы по закупкам товаров
и предоставлению услуг для бюджетных
организаций оздоровят экономику, сократят
число злоупотреблений.[6]
2.1 Совершенствование
системы бюджетного
Необходимо
повышать точность и достоверность
прогноза параметров макроэкономических
показателей социально-
Наиболее
актуальными в этой связи становятся
проблемы информационного обеспечения
процессов управления и создания
формализованной системы
В
этой связи органами власти должны
разрабатываться различные
Также такие разработки предназначены для решения задач по созданию системы информации о результатах деятельности хозяйствующих субъектов, проведению анализа финансового состояния предприятий различных отраслей экономики, финансовому контролю, оценке налоговой базы и состояния исполнения обязательств перед бюджетом. Систематизированная информация позволит обеспечить совершенствование методов планирования и прогнозирования, выполнения аналитических расчетов, а также разработку обоснованных мер, способствующих наращиванию потенциала налоговых и иных доходов бюджета.
Основной целью формирования системы информации является выработка единых процедур на всех этапах прогнозирования развития потенциала финансовых ресурсов региона.
В
этой связи планирование рассматривается
как непрерывный процесс, в рамках
которого предусматривается получение
достоверных данных о показателях
производственно-хозяйственной
Проведение систематических наблюдений за показателями, отражающими результаты деятельности хозяйствующих субъектов, организуется отраслевыми министерствами, иными органами исполнительной власти края, осуществляющими координацию и регулирование деятельности в отраслях экономики. Систематические наблюдения проводятся в отношении предприятий, включенных в перечни экономически и социально значимых хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики территории.
В целях получения исходной информации о хозяйствующих субъектах, определенных как экономически или социально значимых, отраслевыми ведомствами заключаются соглашения о сотрудничестве и (или) направляются запросы о предоставлении информации о финансово-экономических показателях деятельности и суммах начисленных и уплаченных налогов: