Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:27, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере бюджетного процесса Российской Федерации.
Введение
2
1. Бюджетный процесс и финансово-бюджетная политика 4
1.1. Сводное финансовое планирование 6
1.2. Бюджетный процесс в РФ и зарубежных странах 9
1.3. Анализ бюджета 12
2. Проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения 19
2.1. Совершенствование системы бюджетного планирования и прогнозирования в РФ 21
Заключение 23
Список использованных источников 24
Приложения 27
• изыскать внутри региональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами;
• осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов;
• активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы;
•
добиваться сочетания территориальных
и ведомственных интересов.[8, 9]
1.2 Бюджетный
процесс в РФ и зарубежных странах.
Самостоятельная, немаловажная задача в рамках изучения финансовых отношений — анализ бюджетного процесса. Под последним понимается регламентированный законодательством порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственных и местных бюджетов. Трудности разработки, прохождения и утверждения бюджета отражают, как правило, экономическую ситуацию.
Составление проекта бюджета — один из наиболее важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия дефицита бюджета.
Работа
по составлению проекта
Проект
бюджета разрабатывается
При
составлении проекта бюджета
ставятся задачи: активного его воздействия
на повышение эффективности
приоритетов в расходовании средств. Разработка бюджета увязывается в целом с экономическими программами страны с учетом общих перспектив развития. От состояния сбалансированности бюджета зависит сбалансированность экономики.
После
одобрения проекта бюджета
Важное значение при рассмотрении проекта бюджета в парламенте имеет бюджетная инициатива, то есть право членов законодательного органа вносить изменения в представленный правительством проект бюджета. В ряде развитых стран (Франция, Великобритания и др.) члены парламента лишены права вносить предложения по увеличению предусмотренных расходов или установлению новых начетов, если они не являются одновременно членами правительства. Такое правило расширяет возможности правительства воздействовать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию в стране. Бюджетные права Конгресса США обусловливают главенствующую роль в бюджетной процедуре членам Конгресса.
Вторая стадия бюджетного процесса заканчивается утверждением бюджета законодательным органом и подписью главы государства (в России, США — президентом, в Великобритании — королевой).
После утверждения бюджета начинается третья стадия исполнения бюджета: получение утвержденных доходов, главным образом налогов, и осуществление предусмотренных бюджетных расходов в соответствии с выделенными ассигнованиями. Этот этап продолжается в течение года, называемого финансовым, или бюджетным, годом. Его временные границы в разных странах различны в США — с 1 октября по 30 сентября, в Великобритании и Японии — с 1 апреля по 31 марта, в России и Франции — с 1 января по 31 декабря).
Важным элементом третьей стадии является кассовое исполнение бюджета: организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранение и выдача, а также ведение учета и отчетности. В большинстве стран существует банковская система кассового исполнения бюджета, при которой банки, главным образом центральный банк, выступают главным кассиром государства. В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, суть которого в том, что все полученные бюджетные средства поступают на единый счет министерства финансов в центральном банке. С этого счета производятся все расходы государства.
После
окончания финансового года начинается
последний этап бюджетного процесса
— составление отчета об исполнении бюджета
министерством финансов и утверждение
его парламентом. В России помимо официального
Государственная Дума рассматривает еще
два отчета об исполнении бюджета за предыдущий
год — Федерального казначейства и Счетной
палаты. Практика последних лет показывает,
что очередной бюджет был исполнен в значительно
меньшей части, чем планировалось. Если,
по данным Федерального казначейства,
бюджетные доходы и расходы были идентичны
(сколько заработали, столько и потратили),
то Счетная палата в период высокой инфляции
обращала внимание на обратное: денег
в государственную казну поступало больше,
чем было израсходовано. Принятие для
расчетов бюджета страны заниженного
показателя инфляции давало возможность
за счет более высоких фактических ее
темпов добиться выполнения плановых
налоговых поступлений и рассчитаться
с бюджетными назначениями без индексации
по превышению цен. [2]
1.3 Анализ
бюджета
В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.
Цели бюджетного анализа:
• оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;
•
обоснование финансово-
• обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;
• выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;
• обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;
• выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;
• обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;
•
обеспечение полного и
•
выявление недостатков в
• определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;
• выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;
• совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.
Кроме перечисленных выше общих для всех бюджетов задач, анализ территориальных бюджетов позволяет:
1. определить уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;
2.
определить уровень
3.
выявить факторы,
4. определить приемлемость и справедливость с точки зрения населения проводимой местной администрацией бюджетной политики.
Следует отметить, что в современной практике работы финансовых органов применяется главным образом анализ исполнения бюджетных показателей. Вопросы же, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разработаны. В то же время в условиях кризисного состояния экономики в стране и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюджетов, а, следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.
Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.
Наиболее простой метод — сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т. е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.
Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.
Бюджетные коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.
Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.
Для бюджетного анализа могут использоваться:
1) горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
2)
вертикальный анализ, в результате
которого определяется
3) трендовый анализ, который проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;
4)
факторный анализ, суть которого
заключается в выявлении
В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели — бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и регулирующих доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.
В качестве примера бюджетного анализа приведем метод анализа устойчивости территориального бюджета.
Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы - понятие, неоднократно отраженное в законодательных актах Российской Федерации. Это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения. Это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.