Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:42, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетный процесс - регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об исполнении бюджета. В ст.6 БК РФ дается несколько другое определение бюджетного процесса, там не выделена стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Это не совсем верно, так как именно отчет об исполнении бюджета является обратной связью в бюджетной деятельности государства.

Оглавление

1. Понятие и принципы бюджетного процесса………………………….….3
2. Стадия составления проекта бюджета…………………………………....7
3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета…………………………..9
4. Стадии исполнения бюджета, заключения бюджета, составления и утверждения об его исполнении………………………………………....13
5. Список литературы…………………………………………………….....21

Файлы: 1 файл

финансовое право.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Козельский филиал Дмитровского Государственного политехнического колледжа

 

 

 

Специальность 030503 «Правоведение»

Заочное отделение

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине «Финансовое  право»

На тему «Бюджетный процесс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Выполнила СтепановаЮ.И.____

                                                                                 Студентка группы Ю -51_______                                                                                                                           

                                                                                     Проверил_Денисов С. В._______

                                                                                     Дата:

                                                                                     Оценка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Козельск, 2012г

 

Содержание

 

  1. Понятие и принципы бюджетного процесса………………………….….3
  2. Стадия составления проекта бюджета…………………………………....7
  3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета…………………………..9
  4. Стадии исполнения бюджета, заключения бюджета, составления и утверждения об его исполнении………………………………………....13
  5. Список литературы…………………………………………………….....21

 

Понятие бюджетного процесса

Нормы бюджетного процесса  предписывают  правила,  порядок  применения норм  материального  бюджетного  права.  В  них  регламентирован  весь  цикл формирования бюджета от  момента  его  составления  до  момента  утверждения отчёта  об  его исполнении,  порядок и последовательность  вступления   в бюджетные    правоотношения    различных    субъектов-    участников    этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

      Процессуальные  нормы бюджетного права, строгое  их соблюдение  являются гарантией законности применения материальных  норм  бюджетного  права,  т.е. гарантией правильности и своевременности  поступления  в  бюджет  доходов  и законности и своевременности их расходования.

      Бюджетный   процесс -   регламентированная   процессуальными    нормами бюджетного права деятельность государства  по  составлению,  рассмотрению  и утверждению бюджета, его  исполнению  и  заключению,  а  также  составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об исполнении бюджета.  В ст.6  БК  РФ дается несколько другое определение бюджетного  процесса,  там  не  выделена стадия составления и  утверждения  отчета  об  исполнении  бюджета.  Это  не совсем верно, так как именно отчет об исполнении бюджета  является  обратной связью в бюджетной деятельности государства.

       В  рамках бюджетного  процесса  имеется  несколько  ключевых  понятий.

Понятие бюджетного года - это календарный  год,  который  состоит  из  12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31  декабря.  Лимиты  бюджетных обязательств  прекращают  свое  действие  31  декабря,   принятие   денежных обязательств  после  25  декабря  не  допускается,  подтверждение   денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим  бюджет  28  декабря.

Счета, используемые  для  исполнения  бюджета  завершаемого  года,  подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

      Бюджетный  период - это время, в течении  которого проходят  все  стадии

бюджетного процесса. В соответствии с БК, бюджетный  период  составляет  3,5 года. Соотношение бюджетного периода и  бюджетного  года:  бюджетный  период более широкое понятие, чем бюджетный год, бюджетный год  равен  всего  одной стадии бюджетного периода.

      Средства, полученные бюджетными  учреждениями  от  предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря,  зачисляются  в тех же суммах на вновь  открываемые  соответствующим  бюджетным  учреждением лицевые счета. Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно,  и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом   начинается   снова,   поскольку   ежегодно    изменяется    объем

национального дохода государства, по-разному перераспределяются  средства  в зависимости от задач, решаемых государством в данный период.

      Ежегодно  изменяются   потребности   в   денежных   средствах   каждой

республики, области и  других субъектов РФ, органов  местного  самоуправления в зависимости от того, как будет развиваться хозяйство  и  социальная  сфера данной  территории  в  следующем  году.   Однако   порядок,   предполагающий последовательность стадий составления,  рассмотрения,  утверждения  бюджета, исполнения  бюджета,  составления,  рассмотрения  и  утверждения  отчета  об исполнении бюджета, остается неизменным.

      Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем: выявление материальных и финансовых резервов государства; максимально  приближенный  к реальности расчет  доходов  бюджетов;  максимально  точный  расчет  расходов бюджетов;    обеспечение    максимальной    сбалансированности     бюджетов; согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;  осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов  между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства,  экономическими  регионами  и др.

      В основе  бюджетного процесса лежат определенные  принципы,  соблюдение которых  дает  возможность  изначально  правильно  составить,  утвердить   и исполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и  с максимальной пользой для развития общества. В настоящее  время  в  бюджетном законодательстве РФ  для  всей  бюджетной  системы  предусмотрены  следующие общие принципы:

    - единства  бюджетной системы;

    - принцип разграничения  доходов и расходов бюджетов;

   -    принцип  самостоятельности;

   -    сбалансированности;

   -    гласности;

   -    достоверности;

    - адресности  и целевого характера бюджетных средств.

      Все  эти принципы в той или иной  мере присущи  и  бюджетному  процессу.

Однако некоторые из них имеют в бюджетном  процессе  свою  интерпретацию  и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы.

   1. Принцип последовательности  вступления  в  бюджетный   процесс  органов исполнительной и представительной власти. Стадии  бюджетного  процесса делятся примерно поровну между  органами  исполнительной  власти  (они составляют проект  бюджета  и  исполняют  бюджет)  и  представительной власти (а они  рассматривают  и  утверждают  проект  бюджета  и  после исполнения бюджета, рассматривают и  утверждают  отчет  об  исполнении бюджета - в этом и выражается последовательность).

   2. Принцип ежегодности  бюджета - бюджет должен быть  утвержден  до  начала планируемого  бюджетного года. Кроме того, ежегодность  дает возможность  более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие  изменения в темпах  роста производства,   внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.

   3.  Принцип   публичности  и  гласности  -  имеет  особое  значение,  т.к. бюджетный процесс, процедура абсолютно  публичная  и  гласная,  бюджет  обсуждается в представительных  органах  открыто,  освещается  в  СМИ, существует необходимость опубликовать закон "О бюджете" того или иного уровня, а также закон "Об исполнении бюджета" того или  иного  уровня.

      Гласным  должно быть и отклонение бюджета.  В случае принятия решения  об отклонении проекта бюджета  или о неутверждении отчетов   об  исполнении бюджетов в средствах   массовой  информации  должны  быть  опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

   4. Принцип специализации  бюджетных показателей - он основан  на  бюджетной  классификации, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям.  В состав бюджетной классификация РФ входят:

         . классификация доходов бюджетов  РФ;

         . функциональная классификация  расходов бюджетов РФ;

         . экономическая классификация расходов  бюджетов РФ;

         . классификация источников  внутреннего  финансирования  дефицитов

           бюджетов РФ;

         .   классификация  источников  внешнего  финансирования  дефицитов

           федерального бюджета и бюджетов  субъектов РФ;

         . классификация  видов  государственных   внутренних  долгов  РФ  и

           субъектов РФ, видов, муниципального  долга;

         .   классификация   видов  государственных  внешних   долгов  РФ   и

           субъектов  РФ, а также государственных внешних  активов РФ;

         .  ведомственная  классификация расходов РФ.

      Принцип  специализации   показателей  бюджета  осуществляется  на  всех

стадиях  бюджетного  процесса.   Бюджетная   классификация   —   специальный юридический акт, лежащий в основе  всей  бюджетной  деятельности  финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение

не только для процессуальных норм бюджетного права,  но  и  лежит  в  основе материальных норм бюджетных права.

 

Стадия составления  проекта бюджета

Всю практическую работу по составлению проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов РФ. Оно организует в соответствии с законодательством России работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ. Составляет на основе консолидированных бюджетов субъектов РФ консолидированный бюджет РФ, проект федерального бюджета и представляет их  в Правительство РФ1. В работе по составлению проекта федерального бюджета участвуют как Министерство финансов, так и все органы исполнительной и представительной власти. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, которые обязательно согласовываются между представительными и исполнительными органами власти. Если в ходе разработки целевых программ у органов исполнительной власти возникает вопрос о необходимости произвести новые расходы, вопрос этот обязательно выносится на рассмотрение в представительные органы государственной власти, где по каждому предложенному новому расходу предлагается источник его покрытия. Правительство Российской Федерации не позднее чем за 7 месяцев до начала финансового года организует работу по доведению до представительных и исполнительных органов власти республик в составе РФ, других субъектов федерации инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах и их изменениях. Исполнительные органы власти всех уровней, исходя из необходимости утверждения бюджетов до начала финансового года, доводят до представительных и исполнительных органов нижестоящего уровня соответствующее указание по разработке проектов бюджетов. В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов бюджетов субъектов федерации и бюджетов органов местного самоуправления их исполнительные органы власти представляют в вышестоящие органы исполнительной власти необходимые расчеты для обоснования необходимости выделения отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов в бюджеты нижестоящие, а также данных об изменении состава субъектов, подлежащих бюджетному финансированию. Для более полного учета всех финансовых ресурсов исполнительные органы власти каждой территории вправе составить территориальный сводный финансовый баланс доходов и расходов субъектов федерации и местного самоуправления. Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, расположенные на соответствующих территориях, включая налоговые службы и органы статистики, обязаны безвозмездно представлять исполнительным органам власти все сведения, необходимые для составления этих балансов. После представления нижестоящими субъектами федерации предложений в вышестоящие органы исполнительной власти, расчетов по перераспределению доходов и расходов бюджетов разных уровней правительство Российской Федерации не позднее чем за четыре с половиной месяца до начала финансового года доводит до всех представительных и исполнительных органов субъектов РФ следующие данные: проектируемые

нормативы (проценты) отчислений от регулирующих доходов с учетом контингентов этих доходов, поступающих на данной территории; данные о дотациях и субвенциях, начисляемые из вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам и их целевое назначение; перечень закрепленных в полном объеме и фиксированных долей (в процентах) доходов за бюджетами всех национально-государственных и административно-территориальных образований. Следует учитывать, что уровень закрепленных доходов бюджетов (за исключением районных бюджетов, районов в городах), должен, как правило, составлять не менее 70 процентов доходной части минимального бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования. В случае возникновения разногласий по проекту бюджета в процессе его подготовки и составления исполнительные органы власти могут вносить в вышестоящие органы свои предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти показателей. Рассмотрение этих предложений первоначально производится в 'соответствующем вышестоящем исполнительном органе власти. В случае отклонения предложения полностью или частично этот вышестоящий орган исполнительной власти обязан совместно с нижестоящим заинтересованным органом составить протокол об имеющихся разногласиях в сроки, установленные соответствующим вышестоящим представительным органом власти. Для рассмотрения возникающих разногласий представительные органы власти на паритетных началах образуют согласительную комиссию. Результаты работы согласительной комиссии должны быть доведены до сведения соответствующих нижестоящих и вышестоящего представительных органов власти в установленные сроки. Окончательное решение принимается 1 См.: Ст. 9 Закона РФ «Об основах бюджетных прав...». ВВС РФ. 1993. № 18. Ст. 635. 144 соответствующим вышестоящим органом представительной власти!.

 

Стадия рассмотрения и утверждения бюджета

Правительство Российской Федерации, Правительства республик  в составе РФ, органы исполнительной власти других национально-государственных, административно-территориальных образований  и органов местного самоуправления (муниципальное образование) вносят уточненный проект бюджета на утверждение в соответствующий представительный орган. По всем финансовым вопросам, и в частности для работы с бюджетом, органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии. Так, в Государственной Думе Федерального Собрания создан Комитет Государственный Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. В Совете Федерации — комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию. Эти комитеты корреспондируют предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат Федерального Собрания и Думы и контактируют по вопросам бюджета между собой. По Закону «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» комитеты и комиссии Федерального Собрания должны провести постатейное рассмотрение представленного проекта бюджета и вынести по нему сводное заключение. Вопрос о рассмотрении и утверждении бюджета в органах представительной власти настолько важен, что в 1994 и 1995 годах Федеральным Собранием РФ были приняты специальные законы «О порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета», где предусмотрен подробный регламент рассмотрения и утверждения федерального бюджета. Этими законами закреплено, что Государственная Дума рассматривает проект закона «О федеральном бюджете...» в нескольких Правительство РФ представляет Государственной Думе проект федерального закона о федеральном бюджете. К проекту закона прилагается ряд документов и материалов, таких как: предварительные итоги социально-экономического развития и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год; прогноз Сводного финансового баланса на территории РФ (на 1996 г.); основные принципы и характеристики взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ; прогноз консолидированного бюджета РФ на 1996 год; федеральные целевые программы по развитию регионов, предусмотренные к финансированию за счет средств федерального бюджета с указанием источников финансирования; итоги ожидаемого исполнения федерального и консолидированного бюджета РФ, оценка ожидаемого исполнения федерального и консолидированного бюджета РФ и отчет об их исполнении; расчеты по всем статьям и разделам федерального бюджета. При необходимости внесения изменений и дополнений в законодательные акты по налогам Правительство РФ представляет в Государственную Думу проекты соответствующих федеральных законов. Расходы в проекте федерального закона о бюджете представляются в разрезе функциональной и ведомственной бюджетной классификацией с расшифровкой целевых статей и видов расходов. Правительство РФ представляет Государственной Думе проекты бюджетов следующих государственных внебюджетных фондов, не консолидированных в федеральном бюджете: Пенсионного фонда, социального страхования, занятости, обязательного медицинского страхования, адресную федеральную инвестиционную программу. Центральный банк РФ представляет Государственной Думе согласованный с Правительством РФ проект основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год. При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении Государственная Дума рассматривает основные характеристики прогноза социально-экономического развития РФ на следующий год и законопроекты о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и утверждает основные показатели федерального бюджета. К ним относятся: распределение доходов от федеральных налогов и сборов между бюджетами различных уровней; доходы федерального бюджета в разрезе классификации доходов по видам; размеры несбалансированности (дефицит) федерального бюджета в абсолютных суммах и в процентах к расходам, федерального бюджета, расходы федерального бюджета в целом. При отклонении проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении Государственная Дума передает законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных показателей проекта бюджета. Комиссия состоит из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ. Комиссия, исходя из рекомендаций Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, разрабатывает согласованный вариант основных показателей федерального бюджета на следующий год и представляет проект федерального закона о федеральном бюджете на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении.

Информация о работе Бюджетный процесс