Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:42, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетный процесс - регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об исполнении бюджета. В ст.6 БК РФ дается несколько другое определение бюджетного процесса, там не выделена стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Это не совсем верно, так как именно отчет об исполнении бюджета является обратной связью в бюджетной деятельности государства.

Оглавление

1. Понятие и принципы бюджетного процесса………………………….….3
2. Стадия составления проекта бюджета…………………………………....7
3. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета…………………………..9
4. Стадии исполнения бюджета, заключения бюджета, составления и утверждения об его исполнении………………………………………....13
5. Список литературы…………………………………………………….....21

Файлы: 1 файл

финансовое право.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

При рассмотрении проекта  федерального закона о федеральном  бюджете во втором чтении Государственная Дума утверждает ассигнования по статьям и разделам федерального бюджета, по федеральным программам, в адресном разрезе финансируемым за счет средств федерального бюджета, определяет перечень защищенных статей федерального бюджета и верхний предел ассигнований по защищенным статьям федерального бюджета в процентах к расходам федерального бюджета. В третьем чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете он выносится на голосование для принятия в целом. Затем в соответствии с Конституцией РФ (ст. 106) бюджет рассматривается и утверждается Советом Федерации. В случае непринятия проекта федерального закона о федеральном бюджете до 1 января года, на который принимается бюджет, Государственной Думой принимается федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в первом квартале года, на который бюджет не принят.

На территории каждого  национально-государственного и административно-территориального образования порядок и условия  рассмотрения и утверждения бюджета  устанавливаются представительными органами власти, которые принимают самостоятельные положения о бюджетном процессе на данной территории. Каждое положение должно соответствовать и не противоречить общим принципам бюджетного процесса и правилам составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета. В течение месяца после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ представляет Государственной Думе на рассмотрение и утверждение проект федерального закона «О поквартальном распределении доходов (в разрезе классификации доходов и по видам налогов) и расходов (в разрезе функциональной и ведомственной классификации и ассигнований по федеральным программам) федерального бюджета». Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, не консолидированных в федеральном бюджете, рассматриваются и утверждаются Государственной Думой в течение четырех месяцев со дня их внесения. При этом размер страхового взноса утверждается одновременно с рассмотрением законопроектов о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах, а доходы и расходы внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются одновременно с рассмотрением и утверждением расходов федерального бюджета во втором чтении. В случае непринятия до 1 января бюджетного года проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственной Думой принимается федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в первом квартале. В связи с исполнением бюджета Правительство РФ должно представлять в Государственную Думу ежемесячную информацию о ходе исполнения федерального бюджета на текущий год и ежеквартальный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

 

Стадии исполнения бюджета, заключения бюджета, составления и утверждения об его исполнении

Исполнить бюджет — значит обеспечить полное и своевременное  поступление всех предусмотренных  по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные  по бюджету расходы. Правительство Российской Федерации по согласованию с Правительствами республик в составе РФ и органами исполнительной власти других национально-государственных и административно-территориальных образований устанавливают порядок исполнения бюджетов. Исполнение бюджета обеспечивают в установленном порядке Министерство финансов и вся система органов управления финансами РФ. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной и представительной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учетом динамики цен и поступлений доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета и 1 До принятия новой редакции Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» по закону «О порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 1996 год» приостанавливается действие ч. 3 ст. 16, ст.ст. 20-22 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Исполнение бюджета происходит через уполномоченные банки, где открываются специальные бюджетные счета, куда зачисляются налоги, сборы и другие платежи хозяйствующих субъектов и физических лиц для пополнения доходной части бюджета. Затем происходит финансирование бюджетных учреждений и мероприятий по общегосударственным и региональным программам в соответствии с ассигнованиями, выделенными по бюджету. Эта деятельность государства называется кассовым исполнением бюджета. Кассовое исполнение бюджетов осуществляется соответствующими уполномоченными учреждениями банка, в основном коммерческими банками, по согласованию с соответствующими представительными органами власти. Обслуживание банками бюджетов осуществляется без взимания комиссионного возна-граждения2. Банки производят расчетное и кассовое обслуживание хозяйствующих субъектов. Хозяйствующие субъекты исполняют доходную и расходную части соответствующего бюджета, направляя согласно балансам платежи в бюджет, и получают из бюджета установленные ассигнования. Бюджетные организации и учреждения исполняют расходную часть бюджета, получая из него средства для осуществления своей деятельности. Банки принимают средства от хозяйствующих субъектов и распределяют их в доходы бюджетов разных уровней. Выделяют средства за счет федерального бюджета, бюджетов республик, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, органов местного самоуправления. Сейчас встал вопрос о том, что средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов должны храниться в Банке России, если иное не установлено федеральными законами. Для бюджетных организаций и учреждений в процессе исполнения бюджетов финансирование производится по трем укрупненным статьям: заработная плата; текущие расходы; капитальные вложения, капитальный ремонт. Предприятия, учреждения и организации сами исчисляют установленные для них налоги и вносят их в учреждения банка для зачисления в соответствующий бюджет путем безналичных расчетов (по платежным поручениям). Граждане вносят в банки платежи через предприятия, учреждения и организации по месту работы (например, так уплачивается налог на физических лиц) и непосредственно по извещениям финансовых органов. Для того чтобы исполнить бюджет по расходам, предприятиям, учреждениям и организациям выделяются бюджетные кредиты. Бюджетные кредиты это безвозмездные и безвозвратные денежные суммы, ассигнуемые из бюджета по соответствующим статьям расходов бюджетов с поквартальным распределением. Право на получение бюджетных кредитов возникает у предприятий, учреждений и организаций с момента утверждения росписи доходов и расходов соответствующих бюджетов. Роспись доходов и расходов составляется финансовыми органами после утверждения бюджета. Роспись доходов и расходов бюджета является юридическим актом для оперативного исполнения бюджета. В ней доходы и расходы распределяются поквартально, что создает условия для более эффективной работы финансовых органов по контролю за поступлением бюджетных доходов и расходованием бюджетных средств. Бюджетная роспись — основа для определения прав распорядителей бюджетных кредитов по использованию бюджетных средств. Для того чтобы вовремя и эффективно использовать бюджетные средства, существует институт распорядителей бюджетных кредитов. В настоящее время в ст. 10 Закона «О порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 1996 год» предусмотрено, что Правительство РФ в течение месяца после вступления в силу Федерального закона «О федеральном бюджете на 1996 год» представляет Госдуме на рассмотрение и утверждение проект федерального закона «О поквартальном распределении доходов (в разрезе классификации доходов и по видам налогов) и расходов (в разрезе функциональной и ведомственной классификации и ассигнований по федеральным программам)». 151 Распорядитель бюджетных кредитов — это должностное лицо, которое распределяет выделенные бюджетные средства подчиненным ему нижестоящим распорядителям бюджетных кредитов, а иногда также и расходует часть выделенных ему бюджетных средств на содержание аппарата и выполнение своих управленческих функций. По объему предоставленных прав распорядители бюджетных кредитов делятся на главных и нижестоящих. Главными распорядителями бюджетных кредитов являются руководители федеральных и республиканских министерств, ведомств, руководители исполнительных органов власти, национально-государственных и административно-территориальных образований и органов местного самоуправления. Главные распорядители бюджетных кредитов получают кредиты от финансовых органов и распределяют их между нижестоящими распорядителями бюджетных кредитов. Они несут ответственность за их использование перед исполнительными органами власти, распределяют средства между подведомственными учреждениями, кроме того, они расходуют бюджетные средства на нужды своего учреждения и проведение централизованных мероприятий.

 Нижестоящие распорядители бюджетных кредитов подразделяются на руководителей двух видов:

а) имеющих самостоятельные  финансовые планы, получающих кредиты  от главных распорядителей кредитов для использования их как на покрытие расходов своих учреждений и организаций, так и для распределения полученных средств между подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями;

б) на руководителей предприятий, учреждений и организаций, имеющих  самостоятельные финансовые планы  и использующих полученные кредиты  только на нужды своих организаций. (Это, например, директора школ, больниц, учреждений культуры). Распорядителями бюджетных кредитов открываются счета в учреждениях банка в соответствии с инструкцией Центрального банка РФ о исполнении бюджета.

Открытие кредитных  счетов в банке распорядителю бюджетных кредитов является юридическим фактом, дающим ему возможность осуществлять права по получению и использованию бюджетных ассигнований. В процессе исполнения бюджетов Правительство РФ, Правительства республик в составе РФ, другие органы исполнительной власти имеют право вносить изменения по доходам и расходам соответствующего бюджета в пределах утвержденных ассигнований по статьям функционирующей бюджетной классификации. При исполнении бюджета доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджетов, суммы превышения доходов над расходами, экономии в расходах зачисляются в соответствующие бюджеты и изъятию не подлежат. Эти средства используются по усмотрению соответствующего представительного органа власти. Представительный орган власти вправе поручить соответствующему исполнительному органу власти принимать решения об использовании свободных бюджетных средств с последующим утверждением этих решений представительным органом. В случаях, если в ходе исполнения бюджета вышестоящий орган власти в пределах своей компетенции принимает решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджета нижестоящего территориального уровня, то недостающие в связи с этим для сбалансирования минимального бюджета средства компенсируются вышестоящим органом власти! Следует учитывать, что при начислении недостающих средств в расчет не должен приниматься свободный остаток средств бюджета нижестоящего территориального уровня, образованный на начало текущего финансового года и неизрасходованный к моменту принятия указанного решения. Если в ходе исполнения бюджета выше- или нижестоящий орган власти принимает решение, несущее ущерб бюджету ниже- или вышестоящего уровня, то возмещение этого ущерба производится тем органом власти, который принял ущербное решение. В случаях, когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении  бюджета или происходит значительное снижение поступлений от доходных источников на протяжении более четырех месяцев в сравнении с предусмотренными в бюджете размерами бюджетных доходов и при обоснованном прогнозе дальнейшего снижения поступлений, представительный орган власти на основе предложений органа исполнительной власти принимает решение о введении установленного законом механизма секвестра расходов. Заключение бюджета, составление и утверждение отчета об его исполнении. Органы, исполняющие бюджет, должны в конце финансового года закрыть все счета бюджета, и это называется заключением бюджета. Эта операция оформляется соответствующими записями и по счетам банка, и по документам федерального Казначейства, его органов на местах и финансовыми органами. Затем происходит составление отчета об исполнении бюджета. Бюджетный процесс завершается утверждением отчета об исполнении бюджета. Отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджета за истекший год составляет Министерство финансов РФ и представляет их в Правительство РФ. Отчет об исполнении бюджета составляется финансовыми органами на основании ведущегося ими через органы казначейства учета исполнения бюджета и отчетов учреждений и организаций, кредитных учреждений, участвующих в исполнении бюджета. Правительство РФ ежегодно в мае следующего за отчетным года представляет Федеральному Собранию отчетный доклад и отчет об исполнении федерального бюджета Российской Федерации за прошедший финансовый год. В республиках, национально-территориальных и административно-территориальных образованиях отчет об исполнении бюджета составляется финансовыми органами, а затем представляется исполнительным органам власти, которые представляют его представительным органам власти.

Исполнительный орган  власти предоставляет соответствующему представительному органу власти отчет  об исполнении бюджета в установленный  срок. Отчеты об исполнении бюджетов рассматриваются субъектами федерации и органами местного самоуправления в следующие сроки: представительными органами власти республик не позднее 1 мая года, следующего за отчетным; районными и городскими представительными органами власти не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным; представительными органами местного самоуправления не позднее 1 марта года, Следующего За отчетным. Отчет об исполнении бюджета должен составляться по всем основным показателям доходов и расходов в установленном порядке с необходимым анализом исполнения доходов (в том числе по обеспечению уровня закрепленных доходов) и расходования средств. Представительные органы власти по результатам рассмотрения отчетов об исполнении бюджетов принимают решения об их утверждении либо неутверждении. После принятия решения об утверждении бюджета на следующий финансовый год и отчета об исполнении бюджета за предыдущий год на очередной сессии представительного органа власти рассматривается информация о консолидированном бюджете на следующий финансовый год и об исполнении консолидированного бюджета за предыдущий год с учетом принятия нижестоящими представительными органами власти решений об утверждении бюджетов и отчетов об их исполнении. Указанные решения нижестоящих представительных органов власти направляются ими в соответствующие вышестоящие представительные и исполнительные органы власти в установленные указанными вышестоящими представительными органами власти сроки. Исполнительные органы власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга представляют отчеты об исполнении соответствующих консолидированных бюджетов в Министерство финансов РФ и Государственный комитет РФ по статистике, которые кладут эти отчеты в основу для разработки бюджета на следующий год. Конкретные сроки определяются соответствующим представительным органом, власти в положении о бюджетном процессе на данной территории. 155 Конкретные сроки и формы представленных отчетов определяются Министерством финансов РФ и Государственным комитетом по статистике. В случае принятия решения о принятии или отклонении проекта бюджета и отчета об его исполнении в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения. Отчеты по бюджету публикуются в течение года в специальных статистических сборниках.

 

Список литературы

 

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации». – М.: Проспект, «Издательство «Омега-Л», 2009. – 256с. Часть 3
  2. Грачева Е.Ю. Финансовое право: учебник для средних специальных учебных заведений/Е.Ю. ,Грачева, Э.Д. Соколова.-М.: Норма:Инфра-М, 2010. Глава 3.
  3. Финансовое право: Учебник/Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. — М.: Юристъ, 1996. - 400 с.



Информация о работе Бюджетный процесс