Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 22:46, реферат
Краткое описание
Актуальность темы работы заключается в том, что бюджетное планирование, частью которой является бюджетный процесс — важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Экономическая сущность такого планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны и выявление резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 Понятие бюджетного процесса 5 Участники бюджетного процесса в РФ и их полномочия 8 Стадии бюджетного процесса в РФ 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ
НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»
Факультет: Экономический
Кафедра: Экономики, информатики
и математики
Реферат
по дисциплине: Финансы
на тему: Бюджетный процесс
Выполнила:
студентка2 курса
экономического факультета,
дневного отделения,
группа № 203 ЭД
Строганова А. В.
Проверила:
старший преподаватель,
Христо И. В.
Алматы, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Понятие бюджетного процесса 5
Участники бюджетного процесса в РФ и их полномочия 8
Стадии бюджетного процесса
в РФ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
15
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы заключается
в том, что бюджетное планирование, частью
которой является бюджетный процесс —
важнейшая составная часть финансового
планирования, подчиненная требованиям
финансовой политики государства. Экономическая
сущность такого планирования состоит
в централизованном распределении и перераспределении
стоимости общественного продукта и национального
дохода между звеньями финансовой системы
на основе общенациональной социально-экономической
программы развития страны в процессе
составления и исполнения бюджетов и внебюджетных
фондов разного уровня. В ходе бюджетного
планирования финансы активно воздействуют
на основные экономические и качественные
показатели государственных программ
развития страны и выявление резервов
эффективного использования природных,
материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Бюджетное планирование включает
бюджетный процесс как порядок составления
и исполнения бюджетов разного уровня,
его нормативно-правовую базу и организационную
основу, а также вопросы теории и методологии
составления бюджетов страны.
Бюджетный процесс как главная
форма бюджетного планирования представляет
собой регламентированную законодательством
деятельность органов власти по составлению,
рассмотрению, утверждению и исполнению
центрального и региональных (местных)
бюджетов. Его содержание определяется
государственным и бюджетным устройством
страны, бюджетными правами соответствующих
органов власти и юридических лиц.
Бюджетный процесс охватывает
четыре стадии бюджетной деятельности:
составление проекта бюджета; рассмотрение
и утверждение бюджета; исполнение бюджета;
составление отчета об исполнении бюджета
и его утверждение. Все стадии бюджетного
процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны
и являются прямым отражением не только
экономической жизни общества, но и политической
культуры.
Изучение бюджетного процесса
обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью работы является рассмотрение понятие
бюджетного процесса, его стадий и участников.
Понятие бюджетного процесса
Бюджетный процесс — это составление,
рассмотрение, утверждение и исполнение
всех видов государственного бюджета.
Бюджетный процесс осуществляется
по жестко установленным правилам в силу
его важности как экономического инструмента.
Этапы бюджетного процесса
можно представить следующим образом:
Составление -> Рассмотрение
-> Утверждение -> Исполнение
Бюджетный процесс— это регламентируемая
нормами права деятельность органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и участников бюджетного процесса по составлению
и рассмотрению проектов бюджетов государственных
внебюджетных фондов, утверждению и исполнению
бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов, а также по контролю
за их исполнением.
Составная часть бюджетного
процесса — это бюджетное регулирование,
представляющее собой частичное перераспределение
финансовых ресурсов между бюджетами
разных уровней.
Бюджетный процесс длится около
трех лет, и это время называется бюджетным
периодом, то есть это время, в течение
которого длится бюджетный процесс.
Участниками бюджетного процесса
в государстве выступают:
глава государства;
органы законодательной власти;
органы исполнительной власти;
органы денежно-кредитного
регулирования;
органы государственного и
местного финансового контроля;
государственные внебюджетные
фонды;
главные распорядители бюджетных
средств.
Для бюджетного процесса важно
понятие финансового года. Финансовый
год может совпадать с календарным (с 1
января по 31 декабря), но в целом ряде стран
его начало сдвинуто на 1 марта или на 1
апреля.
Финансовый год — это время,
в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.
Составление бюджета –это начальный
этап бюджетного процесса. На этом этапе
решаются такие вопросы, как объем бюджета,
налоговая и денежно-кредитная политика
на предстоящий год, основные методы и
направления покрытия бюджетного дефицита,
а также распределение расходов между
звеньями бюджетной системы.
Рассмотрение бюджета начинается
за полгода до его законодательного утверждения.
В процессе рассмотрения участвуют: правительство,
финансовые и кредитно-банковские органы,
местные органы власти. Законодательный
орган рассматривает бюджет в нескольких
чтениях, результатом чего становится
согласование всех спорных вопросов.Принятый
законодательно бюджет становится общегосударственным
законом.
В процессе рассмотрения бюджета
происходит согласование интересов всех
уровней власти по доходам и по расходам.
Исполнение бюджета — сложный
процесс, в котором участвует множество
ведомств, властных структур, организаций.
После сбора доходов в процессе исполнения
бюджета начинается второй этап — осуществление
расходов.
Поскольку сам госбюджет ничего
не тратит, а распределяет деньги между
конкретными организациями —получателями бюджетных средств,
то важно правильно распределить средства
госбюджета (рис. 1).
Исполнение бюджета распадается
на два этапа: сбор доходов и осуществление
расходов.
Рис. 1. Распределение расходов
госбюджета
При распределении бюджетных
средств необходимо определить, кому и
сколько их причитается. Для этого составляется бюджетная
роспись.
Бюджетная классификация - это группировка доходов и
расходов бюджета, а также источников
финансированиядефицита бюджетов.
С помощью бюджетной росписи определяются получатели бюджетных
средств, распорядители гос. средств (органы
гос. власти, уполномоченные распоряжаться
средствами госбюджета и распределять
их между получателями). Росписи, относящиеся
к получателям бюджетных средств, утверждаются
распорядителями бюджетных средств.
Участники бюджетного процесса в РФ и их полномочия
С юридической точки зрения бюджетный
процесс — это составление, рассмотрение,
утверждение и исполнение бюджета конкретного уровня.
С экономической точки зрения бюджетный
процесс есть процесс:
- во-первых, определения
бюджетных доходов и расходов
и достижения их сбалансированности
- во-вторых, мобилизации
доходов и осуществления расходов.
В ходе бюджетного процесса
обеспечивается определение возможных
доходов бюджета, взимаемых в виде налоговых
и неналоговых платежей. На этой стадии
важно определить, как влияют те или иные
налоги на деятельность хозяйствующих
субъектов, насколько эффективны эти налоги
для обеспечения поступлений денежных
средств в бюджет.
Оценка объема необходимых
бюджетных доходов неразрывна от оценки
необходимых расходов бюджета. Признание
каких-либо расходов неизбежно влечет
за собой поиск дополнительных источников
доходов. Иными словами, подготовке бюджета
должна предшествовать разработка основных
направлений финансовой политики.
Законодательство определяет
круг участников бюджетного процесса
и их полномочия. Например
В России в соответствии со
статьей 164 Бюджетного кодекса РФ участниками
бюджетного процесса на федеральном уровне
являются:
Президент РФ;
Государственная дума Федерального
собрания РФ;
Совет Федерации Федерального
собрания РФ;
Правительство РФ;
Министерство финансов;
Министерство по налогам и сборам;
Центральный банк;
Счетная палата;
Государственные внебюджетные
фонды;
Главные распорядители и распорядители
бюджетных средств.
Непосредственную разработку
проекта федерального бюджета осуществляет
Министерство финансов.
Оно обладает следующими бюджетными
полномочиями:
составляет проект федерального бюджета и представляет его в правительство
РФ;
принимает участие в разработке
проектов бюджетов государственных внебюджетных
фондов;
по поручению правительства
РФ представляет сторону государства
в договорах о предоставлении кредитов
за счет средств федерального бюджета;
составляет сводную бюджетную
роспись федерального бюджета;
разрабатывает прогноз консолидированного
бюджета Российской Федерации;
разрабатывает по поручению
правительства РФ Программу государственных
внутренних и внешних заимствований;
осуществляет сотрудничество
с международными финансовыми организациями;
проводит проверки финансов
получателей бюджетных средств, в том
числе получателей бюджетных ссуд, кредитов
и гарантий;
ведет государственные книги
(реестры) внутреннего и внешнего долга
Российской Федерации;