осуществляет управление государственным
долгом РФ;
составляет отчет об исполнении
консолидированного бюджета РФ;
ведет сводный реестр главных
распорядителей, распорядителей и получателей
средств федерального бюджета и осуществляет
регистрацию бюджетных учреждений, деятельность
которых финансируется из средств федерального
бюджета.
Действующее законодательство
предоставляет особые полномочия министру
финансов по обеспечению процесса исполнения
бюджета. Он, в частности, утверждает сводную
бюджетную роспись, а также лимиты бюджетных
обязательств для главных распорядителей
средств; предоставляет бюджетные ссуды;
имеет право сокращать расходы федерального
бюджета в размере, не более 5% утвержденных
поступлений в федеральный бюджет; имеет
право перераспределять ассигнования
между главными распорядителями средств
федерального бюджета и статьями функциональной
и экономической классификаций расходов
в пределах 10% утвержденных расходов.
- Стадии бюджетного процесса
Бюджетный процесс состоит
из четырех стадий.
Первая стадия — составление
проекта бюджета. Ему предшествует разработка
планов и прогнозов развития территории
и целевых программ, субъектов государства,
муниципальных образований и отраслей
экономики, а также подготовка сводных
финансовых балансов, на основании которых
органы исполнительной власти осуществляют
разработку проектов бюджетов.
Составление проектов бюджетов —
исключительная прерогатива Правительства
государства, соответствующих органов исполнительной власти. Непосредственно составление
проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов, финансовые органы субъектов
РФ и муниципальных образований (ст. 184
БК РФ).
Вторая стадия — рассмотрение
и утверждение бюджета. Одновременно с
проектом федерального закона о федеральном
бюджете Правительство РФ вносит в Государственную
думу проекты федеральных законов: о внесении
изменений и дополнений в законодательные
акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах
государственных внебюджетных фондов
РФ; о тарифах страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды на очередной финансовый
год — до 1 августа.
После принятия соответствующего
проекта федерального закона к рассмотрению
Государственной думой он должен направляться
в Совет Федерации Федерального собрания
РФ, комитеты Государственной думы, другим
субъектам права законодательной инициативы
для внесения замечаний и предложений,
а также в Счетную палату РФ на заключение.
Государственная дума рассматривает
проект федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год в
чтениях.
Третьей стадией бюджетного
процесса является исполнение бюджета.
В настоящее время устанавливается казначейское
исполнение бюджетов. На органы исполнительной
власти возлагаются организация исполнения
бюджетов, управление счетами бюджетов
и бюджетными средствами. Указанные органы
являются кассирами всех распорядителей
и получателей бюджетных средств и осуществляют
платежи за счет бюджетных средств от
имени и по поручению бюджетных учреждений
(гл.24, 25).
Исполнение федерального бюджета
и иных бюджетов завершается 31 декабря.
Четвертой, завершающей стадией
бюджетного процесса является подготовка,
рассмотрение и утверждение отчета об
исполнении бюджета.
В конце каждого финансового
года министр финансов издает распоряжение
о закрытии года и подготовке отчета об
исполнении федерального бюджета в целом
и бюджета каждого государственного внебюджетного
фонда в отдельности. На основании данного
распоряжения все получатели бюджетных
средств готовят годовые отчеты по доходам
и расходам. Главные распорядители бюджетных
средств сводят и обобщают отчеты подведомственных
бюджетных учреждений (гл. 27 БК РФ).
По итогам рассмотрения отчета
и заключения Счетной палаты РФ Государственная
дума принимает одно из следующих решений:
об утверждении отчета об исполнении федерального
бюджета или об отклонении отчета об исполнении
федерального бюджета.
На всех стадиях бюджетного
процесса должен осуществляться государственный
и муниципальный финансовый контроль
(гл. 26 БК РФ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из данной работы можно
сделать следующий вывод. Что бюджетный процесс
представляет собой цикл, включающий в
себя ряд последовательных этапов,
стадий и процедур, охватывающих длительный
период времени. Непосредственное исполнение
бюджета (бюджетный год) охватывающий
период с 1 января по 31 декабря. Ясно, что
прежде чем исполнять бюджет, он должен
быть составлен, рассмотрен и утвержден.
Это начинается, как правило, с начала
года, а официальные установки по вопросам
бюджетной политики должны быть опубликованы
не позднее марта года, предшествующего
бюджетному. Они содержатся в Бюджетном
послании Президента, в развитие идей
которого принимается соответствующее
постановление правительства с адекватными
поручениями министерствам и ведомствам,
так или иначе ответственным за осуществление
макроэкономической политики государства.
Бюджетный процесс
— это область публичного финансового
менеджмента, реализующего функции управления
бюджетными потоками, охватывающими все
доходы и расходы бюджета, а также процесс
покрытия его дефицита и использования
источников такого покрытия, установленных
законом.
Бюджетный процесс
очень важен, так как он помогает решить
целый ряд задач. Таких как:
разработка проектов бюджетов
всех уровней и их одобрение органами
исполнительной власти, ответственными
за это;
внесение проектов бюджетов
на рассмотрение законодательных (представительных)
органов власти;
принятие к рассмотрению и рассмотрение
проектов бюджетов законодательными (представительными)
органами власти соответствующих уровней;
их утверждение путем принятия соответствующих
законов и решений;
подписание принятого закона
президентом страны (только бюджет федерального
уровня);
принятие закона (решения) об
исполнении бюджета;
предварительный, текущий и
последующий контроль за обеспечением законности, эффективности и целевого использования бюджетных средств, а также за их мобилизацией в бюджеты соответствующих уровней.
Бюджетный процесс – это регламентируемая
законодательством деятельность органов
государственной власти и местного самоуправления,
иных участников бюджетного процесса
по составлению проектов бюджетов, исполнению
бюджетов и контролю за их исполнением.
Бюджетный процесс в Российской Федерации
строится в соответствии с законодательством
Российской Федерации — Бюджетным Кодексом
РФ.
В систему органов, обладающих бюджетными
полномочиями, входят финансовые органы,
органы финансово-кредитного регулирования,
органы государственного (муниципального)
финансового контроля. Каждый орган имеет
определенные задачи и действует в пределах,
закрепленных за ним полномочий. Бюджетные
полномочия – права и обязанности органов
государственной власти и местного самоуправления
в отношении принятия правовых актов в
области бюджетных отношений, а также
осуществления бюджетного процесса на
всех его стадиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ:
учебное пособие / Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков.
- М.: КНОРУС, 2008.
- Кудрин А. Л. Экономическая политика
и федеральный бюджет 2006 года. // Финансы.
– 2006.
- Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
- Сабитова Н. М. К вопросу о реформировании бюджетного процесса в РФ // Финансы и кредит. – 2006.
- Чичелев М. Е. Совершенствование бюджетного процесса // Финансы. – 2006.