Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:40, контрольная работа
Бюджетная деятельность государства и муниципальных образований, как и иные виды финансовой деятельности, осуществляются, как правило, в правовой форме, т.е. издаются различные нормативные правовые акты. Бюджетная деятельность государства и муниципальных образований регламентируется финансово-правовыми нормами, содержащимися в различных нормативных правовых актах и в своей совокупности образующими подотрасль финансового права - "Бюджетное право".
1.Понятие и принципы бюджетной деятельности государства и муниципальных образований в РФ.
2.Субъекты бюджетных правоотношений
«право учреждения бюджета является одним из главных атрибутов верховной власти, и в государствах конституционных народ в лице своих представителей имеет право разрешать публичные расходы и доходы не потому, что он платит налоги, а потому, что именно ему принадлежит верховная власть. Поэтому именно народ, как источник верховной власти, должен в первую очередь знать о расходах и доходах»1
Бюджетная деятельность государства и муниципальных образований, как и иные виды финансовой деятельности, осуществляются, как правило, в правовой форме, т.е. издаются различные нормативные правовые акты. Бюджетная деятельность государства и муниципальных образований регламентируется финансово-правовыми нормами, содержащимися в различных нормативных правовых актах и в своей совокупности образующими подотрасль финансового права - "Бюджетное право". Данная подотрасль финансового права, некоторые ученые говорят об институте финансового права, получила свое название от слова "бюджет". Термин "бюджет" (budget) имеет английское происхождение и в переводе на русский язык означает "сумка, кошелек". Так называли портфель, в котором английский министр Казначейства носил деньги и свои отчеты, регулярно выступая перед Палатой лордов. Со временем данное слово стало обозначать "отчет министра Казначейства перед Парламентом"2. По мнению Е.А. Рыжковой, первоначально бюджет (от старофранцузского bougtte - небольшой мешок с деньгами) представлял собой королевскую казну и выражал баланс между властью политической и нацией. Позднее термин «бюджет» приобрел финансовый смысл и стал представлять собой портфель с финансовыми документами, а затем и сам финансовый акт, ограничивающий королевскую власть в части, касающейся взимания налогов. Далее право передачи бюджетной власти стало объектом длительных политических баталий.3
Поскольку бюджет занимает центральное место в финансовой системе общества и является неотъемлемым признаком государства, финансовой основой его суверенитета, бюджетное право, регулирующее общественные отношения, возникающие в области бюджета, является основной подотраслью финансового права. Бюджетное право устанавливает структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок их распределения между различными видами бюджетов, бюджетные полномочия Российской Федерации, бюджетные полномочия муниципальных образований, регламентирует бюджетный процесс, устанавливает порядок проведения финансового контроля, составление, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. Исходя из вышеизложенного определения становиться ясным, что бюджетный процесс является институтом бюджетного права.
Существует легальное определение бюджетного процесса. Ст. 6 БК РФ гласит: бюджетный процесс представляет собой регламентируемую законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю над их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Можно выделить следующие черты бюджетного процесса:
1) бюджетный процесс - это важнейшее
направление финансовой деятельности
государства и муниципальных образований.
Аккумулирование, распределение и использование
денежных фондов публичных образований
производится только в процессуальной
форме. Бюджетный процесс включает в себя
правотворческую (законотворческую) деятельность
по подготовке проектов (решений) о бюджете,
их рассмотрению и утверждению, составлению,
рассмотрению и утверждению отчетов об
исполнении бюджетов, организационно-
2) бюджетный процесс осуществляется строго определенным кругом субъектов, которые получили название участников бюджетного процесса. Каждый из них наделен определенным кругом полномочий, которые реализуются на одной или нескольких стадиях бюджетного процесса. Правовое положение участников бюджетного процесса определяется нормами бюджетного законодательства (разд. 5 БК РФ).
3) бюджетный процесс разделен на стадии, последовательно сменяющие друг друга и направленные на решение определенных задач.
Следует иметь в виду,
что само понятие «бюджетный процесс»
применяется в финансово-
В основе бюджетного процесса
лежат принципы, свойственные как
для бюджетной системы
Бюджетный процесс основывается на следующих принципах:
а) принцип разграничения
б) принцип специализации
в) принцип ежегодности бюджета означает обязательное принятие бюджета на каждый календарный год до начала планируемого года;
принцип гласности в бюджетном
процессе предполагает широкое обсуждение
проекта бюджета
В бюджетной сфере круг
принципов бюджетной
- законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;
- соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов);
- нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;
- наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.8
Бюджетное законодательство
России до принятия Бюджетного кодекса
РФ устанавливало следующие
а) единства бюджетной системы Российской Федерации;
б) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
в) самостоятельности бюджетов;
г) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований;10
д) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов
бюджетов;
е) сбалансированности бюджета;
ж) результативности и эффективности
использования бюджетных
з) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
и) прозрачности (открытости);
к) достоверности бюджета;
л) адресности и целевого характера бюджетных средств;
м) подведомственности расходов бюджетов;11
н) единства кассы.12
Бюджетный кодекс РФ раскрывает содержание перечисленных принципов бюджетной системы, реализация которых направлена на ее укрепление, должна способствовать стабильности функционирования бюджетной системы России.13
Рассмотрим более подробно принципы бюджетной системы Российской Федерации.
а) Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
б) Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств (ст. 30 БК РФ).
в) Принцип самостоятельности бюджетов означает:
-
право и обязанность органов
государственной власти и
-
право и обязанность органов
государственной власти и
-
право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления устанавливать
-
право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления в соответствии
с БК самостоятельно
-
недопустимость установления
-
недопустимость
-
недопустимость введения в
-
недопустимость изъятия в