Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетная деятельность государства и муниципальных образований, как и иные виды финансовой деятельности, осуществляются, как правило, в правовой форме, т.е. издаются различные нормативные правовые акты. Бюджетная деятельность государства и муниципальных образований регламентируется финансово-правовыми нормами, содержащимися в различных нормативных правовых актах и в своей совокупности образующими подотрасль финансового права - "Бюджетное право".

Оглавление

1.Понятие и принципы бюджетной деятельности государства и муниципальных образований в РФ.
2.Субъекты бюджетных правоотношений

Файлы: 1 файл

Контрольная по бюджетному процессу.docx

— 57.73 Кб (Скачать)

г) Принцип равенства бюджетных  прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований - это  определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных  обязательств, формирование налоговых  и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов, определение  объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ (ст. 31.1 БК РФ).

д) Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов проявляется в том, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Отсрочки  и рассрочки по уплате налогов  и иных обязательных платежей полностью  учитываются отдельно по доходам  и по расходам бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, за исключением  отсрочек и рассрочек по уплате налогов  и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года (ст. 32 БК РФ).

е) Принцип сбалансированности бюджета  выражается в том, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации  размера дефицита бюджета (ст. 33 БК РФ).

ж)Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств для достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (ст. 34 БК РФ).

з) Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы  бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут  быть увязаны с определенными  расходами бюджета, за исключением  доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации  средств из бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации (ст. 35 БК РФ).

и) Принцип прозрачности (открытости) означает:

- обязательное опубликование в  открытой печати утвержденных  бюджетов и отчетов об их  исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность  иных сведений по решению законодательных  (представительных) органов государственной  власти, органов местного самоуправления;

- обязательную открытость для  общества и средств массовой  информации процедур рассмотрения  и принятия решений по проектам  бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо  внутри законодательного (представительного)  органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной  власти;

- секретные статьи могут утверждаться  только в составе федерального  бюджета (ст. 36 БК РФ).

Ранее данный принцип именовался принципом  гласности. Согласно положениям ФЗ от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ сейчас он именуется "принципом прозрачности (открытости)", несмотря на это его содержание изменилось не существенно. Такой выдающийся исследователь прошлого С.Ю. Витте14, именовал принцип "гласности" принципом "публичности", отмечая, что бюджет должен быть публичным, т.е. составленным таким образом, чтобы каждый член общества мог понимать его язык и его цифры. Это обусловлено прежде всего необходимостью соблюдения демократических процедур в сфере распределения и использования публичных финансов.

 

к) Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей  территории и реалистичность расчета  доходов и расходов бюджета (ст. 37 БК РФ).

л) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств закрепляет требование о том, чтобы бюджетные средства выделялись в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации (ст. 38 БК РФ).15

м) Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных  средств не вправе распределять бюджетные  ассигнования и лимиты бюджетных  обязательств распорядителям и получателям  бюджетных средств, не включенным в  перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ.

Распорядитель и получатель бюджетных средств  могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность  получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных  средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства  Российской Федерации, высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, а также в силу создания организации - получателя бюджетных средств как  учреждения главным распорядителем бюджетных средств от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (ст. 38.1 БК РФ).

н) Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации (ст. 38.2 БК РФ).

Подробное рассмотрение принципов построения и функционирования бюджетной системы, закрепленных в БК РФ, обусловлено  необходимостью установления наличия  соответствия между провозглашенными в законодательстве основными положениями  о бюджетной системе, обусловленными федеративным устройством России и  реальными межбюджетными отношениями, возникающими между различными бюджетами.

В литературе отмечалось, что бюджетная  система России построена на основе принципа бюджетного федерализма, который  обеспечивает субъектам Федерации  необходимый объем полномочий для  самостоятельного решения за счет собственных  финансовых средств вопросов, отнесенных к их ведению.

Ю.А. Крохина определяет бюджетный федерализм как исходное начало бюджетной деятельности государств, выражающееся в сочетании  общегосударственных финансовых интересов  с интересами субъектов Федерации  и заключающееся в распределении  бюджетных доходов и расходов, а также в разграничении компетенции  между Российской Федерацией и ее субъектами в области бюджета.16 Принцип федерализма относится к основным принципам всей финансовой деятельности России, поэтому он не может не проявляться при осуществлении важнейшего вида финансовой деятельности, каким является бюджетная деятельность, и не может не найти отражения в структуре бюджетной системы страны и в межбюджетных отношениях между различными бюджетами, входящими в нее.

Н.А. Шевелева, подробно исследуя сущностные свойства бюджетной системы России, особое внимание уделяет принципу самостоятельности  бюджетов и приходит к выводу, что "сущностью бюджетной системы  России является унитаризм, а вовсе  не федерализм"17, и приводит достаточно аргументированные доказательства, свидетельствующие об ограничениях данного принципа не только текущим бюджетным законодательством, но и самим Бюджетным кодексом РФ.

Бюджетная система России, поскольку наше государство  в соответствии с Конституцией РФ имеет федеративное устройство, не может не быть федеративным, свидетельство - три уровня бюджетов, но со значительными  элементами централизации, обусловленной  социально-экономическими и политическими  условиями развития страны, необходимыми для подъема экономики, повышения  жизненного уровня граждан, обеспечения  безопасности государства.18

 

 

 

  1. Составьте схему субъектов бюджетного права.

 

Субъекты бюджетных  правоотношений - непосредственные участники бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, они принимают участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, являются участниками бюджетного процесса.

В круг субъектов бюджетного права по действующему законодательству входят:

а) государство и его  территориальные подразделения - Российская Федерация в целом, ее

субъекты, муниципальные  образования;

б) территории со специальным  правовым режимом (закрытые административно-территориальные  образования19, особые экономические зоны20);

в) органы государственной  власти и местного самоуправления –  представительные (законодательные) и  исполнительные органы государственной  власти и местного самоуправления;

г) органы денежно-кредитного регулирования, кредитные организации;

д) главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств в лице учреждений и иных организаций;

е) главные администраторы и администраторы доходов  бюджета и главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджета.

Субъект бюджетного правоотношения, как непосредственный участник бюджетной  деятельности государства и муниципальных  образований, должен обладать бюджетной  правосубъектностью. Бюджетная правосубъектность - это совокупность бюджетной правоспособности, бюджетной дееспособности и бюджетной деликтоспособности. У субъектов бюджетных правоотношений правоспособность и дееспособность возникают с момента их образования одновременно и в полном объеме. В круг участников бюджетного процесса законодатель не включил бюджетные полномочия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. При этом следует отметить, что круг субъектов бюджетных правоотношений шире круга участников бюджетного процесса. Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования как субъекты бюджетных правоотношений наделены полномочиями в области бюджетного регулирования.

В соответствии со ст. 152 БК РФ участниками бюджетного процесса являются:

  1. Президент Российской Федерации;
  2. высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
  3. законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
  4. исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
  5. Центральный банк Российской Федерации;
  6. органы государственного (муниципального) финансового контроля;
  7. органы управления государственными внебюджетными фондами;
  8. главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
  9. главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
  10. главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
  11. получатели бюджетных средств.

 

 

БК  РФ не раскрывает понятия участники бюджетного процесса, ограничиваясь их перечислением, и перечислением их полномочий. Обратившись к научной литературе, я дам краткую характеристику некоторым участникам бюджетного процесса.

Информация о работе Бюджетный процесс