Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ бюджетных нормативов.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-изучить сущность бюджетных нормативов;
-рассмотреть классификацию бюджетных нормативов;
-определить область применения бюджетных нормативов;
-изучить бюджетные нормативы финансирования средств на образование.
Введение
Глава 1. Экономическое содержание бюджетных нормативов и их классификация
1.1. Понятие бюджетных нормативов
1.2. Классификация бюджетных норм и нормативов
Глава 2. Роль бюджетных нормативов в бюджетном планировании и прогнозировании
2.1. Область применения бюджетных нормативов и их роль в процессе бюджетного планирования и прогнозирования
2.2. Бюджетные нормативы на образование
Заключение
Список использованной литературы
В целях определения норматива на финансирование сфер культуры и искусства, необходимо с учетом доступной статистики выбрать показатель, отражающий объем (уровень) предоставления услуг, соответствующих расходам на эти сферы. С одной стороны, характеристики сети соответствующих учреждений (количество музеев, театров, библиотек и т.п.), а с другой стороны – количество получателей подобных услуг (доля детского населения – как характеристика расходов на проведение культурных мероприятий среди детей и молодежи, доля пожилого населения – как характеристика основной части населения, пользующейся библиотеками общего пользования).
Норматив
расходов на культуру и искусство
по этой статье должны зависеть положительно
от характеристик объема предоставления
данного общественного блага
и доходов регионального
- количество театров и музеев и число их посещений (штук);
- число
книг и журналов в
- выпуск
газет (разовый тираж,
- выпуск книг и брошюр (годовой тираж, экземпляров).
Объем предоставления данного общественного блага, согласно нашим предположениям должен зависеть как от расходов на культуру и искусство, так и от численности жителей, заинтересованных в предоставлении данного общественного блага. Рассмотрим зависимость номинальных расходов регионального бюджета на душу населения от реальных доходов бюджета на душу населения, индекса цен (прожиточного минимума, играющего главным образом нормировочную роль) и показателя объема предоставления блага:
где
EiКУЛЬТ – номинальные расходы бюджета i-го региона на культуру и искусство на душу населения;
GiКУЛЬТ – обеспеченность населения i-го региона газетами и журналами в общедоступных библиотеках (число газет и журналов в общедоступных библиотеках на душу населения);
Ii – величина прожиточного минимума в i-ом регионе;
Ai – реальные доходы бюджета i-го региона на душу населения (по отношению к прожиточному минимуму).
Определение
норматива финансирования бюджетных
средств на государственное управление
зависят от доходов соответствующего
бюджета, концентрации населения в
городах и численности
Кроме того, помимо названных переменных использовались следующие показатели, косвенно характеризующие дифференциацию объема услуг государственного управления в различных регионах:
- количество городов и сельских администраций (штук);
- доля городского и сельского населения;
- средний размер города и средний размер села (человек);
- численность населения (как отдельный показатель, характеризующий эффект масштаба).
На основе имеющихся показателей можно составить следующее уравнение зависимости расходов на государственное управление от перечисленных выше факторов:
где
EiГОСУПР – номинальные расходы бюджета i-го региона на государственное управление на душу населения;
Ai – реальные доходы бюджета i-го региона на душу населения (по отношению к прожиточному минимуму);
Wi – реальная средняя заработная плата в i-ом регионе (по отношению к прожиточному минимуму);
Ii – величина прожиточного минимума в i-ом регионе;
Ci – доля городского населения в i-ом регионе;
Ni – численность населения i-го региона.
Что касается бюджетных нормативов, то необходимо отметить следующее: расходы на социальную политику – это адресные пособия отдельным социальным категориям населения (бедным и нуждающимся, пенсионерам или детям), эти расходы должны зависеть от доли соответствующего населения. Кроме того, расходы на социальную политику могут зависеть от доходов бюджета и концентрации населения (основные мероприятия в области социальной политики проводятся в городах, кроме того, помощь необходима в большей степени городским пенсионерам, имеющим меньшие возможности для самообеспечения при помощи приусадебных хозяйств). Но в настоящее время расходы на социальную политику не имеют целью помощь малообеспеченным слоям населения, а распределяются равномерно между всеми жителями региона.
Доступная статистика позволяет в качестве объясняющих переменных, прямо или косвенно характеризующих социальную ситуацию в регионе и необходимость расходов на социальную политику, использовать следующие показатели:
- доля
населения, доходы которых
- потребление молока (млн. л) и хлеба (млн. кг) на душу населения;
- численность
детей в дошкольных
- доля населения моложе и старше трудоспособного возраста;
- средний
размер города и села (численность
городского и сельского
- миграционный
прирост населения (человек) –
как характеристика наличия
Данную зависимость можно обозначить следующим уравнением:
где
EiСОЦП – номинальные расходы бюджета i-го региона на социальную политику на душу населения;
Ai – реальные доходы бюджета i-го региона на душу населения (по отношению к прожиточному минимуму);
Ii – величина прожиточного минимума в i-ом регионе;
Vi – размер среднего города в i-ом регионе (численность городского населения, отнесенная к количеству городов в регионе).
В
связи с финансовыми
2.2. Бюджетные нормативы на образование
Финансирование
федеральных образовательных
Нормативно - подушевое финансирование – один из основных финансово - экономических механизмов модернизации системы образования. Использование норматива бюджетного финансирования позволяет:
В
связи с передачей на уровень
субъекта Федерации ответственности
за обеспечение государственных
гарантий прав граждан на получение
общедоступного и бесплатного дошкольного,
начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования,
а также дополнительного
Размер
субвенций определяется в соответствии
с нормативами, установленными законами
субъекта Российской Федерации, в размере,
необходимом для реализации основных
общеобразовательных программ в
части финансирования расходов на оплату
труда работников общеобразовательных
учреждений, расходов на учебные пособия,
технические средства обучения, расходные
материалы и хозяйственные
Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений за счет средств местных бюджетов, в первую очередь нормативы расходов на содержание зданий и коммунальных расходов.
Для
региональных бюджетных расходов на
образование, как и для расходов
на здравоохранение, можно выделить
две основные группы показателей, которые
характеризуют объем
Так
как субвенция должна обеспечить
реализацию основных образовательных
программ, то ее расчет должен определяться
потребностями в бюджетных
В качестве показателей, характеризующих объем предоставления услуг образования, можно использовать следующие переменные:
Зависимость данных переменных можно выразить в следующем уравнении:
где
EiОБРАЗ – номинальные расходы бюджета i-го региона на образование на душу населения;
GiОБРАЗ – обеспеченность населения i-го региона школами (численность населения, на которое приходится одна школа);
Ii – величина прожиточного минимума в i-ом регионе;
A– реальные доходы бюджета i-го региона на душу населения (по отношению к прожиточному минимуму);
Ci – доля городского населения в i-ом регионе.
Регионы, в полномочия которых в соответствии с законодательством входит задача определения нормативных затрат на обеспечение государственных гарантий реализации образовательного процесса в общеобразовательных школах, должны самостоятельно разрабатывать и утверждать как саму величину норматива, так и порядок перехода на финансирование с использованием нормативов на муниципальном уровне.
Муниципалитеты могут устанавливать нормативы только в рамках своих полномочий, но по школам устанавливать нормативы они не имеют права, они вынуждены использовать нормативы, установленные субъектом РФ. В результате регионы встали перед необходимостью корректировки нормативов с помощью большого числа поправочных коэффициентов, без которых реализация принципа Нормативного бюджетного финансирования на муниципальном, а особенно на школьном уровне невозможна.