Бюджетное планирование и прогнозирование развитых стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджетного планирование и прогнозирования развитых стран. Для постановки основных задач данной работы выделим страны для описания теоретической основы бюджетного планирования и прогнозирования: Россия, США, Канада.

Основными задачами работы являются:

- содержание, задачи бюджетного планирования и прогнозирования;

- рассмотрение основных методов бюджетного планирования и прогнозирования;

- теоретическое описание планирования и прогнозирования бюджета развитых стран.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 5
2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 9
3. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТЫХ СТРАН 13
3.1 Бюджетное планирование РФ 13
3.2 Бюджетное планирование США 20
3.3 Бюджетное планирование Канады 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

9120711(х) кур. р. Бюджетное планирование и прогнозирование 10.12.09.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры любого современного общества играет бюджетное планирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

     С одной стороны, бюджет, являясь всего  лишь комплексом документов, разрабатываемых  одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

     Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

     Основной  целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджетного планирование и прогнозирования развитых стран. Для постановки основных задач данной работы  выделим страны для описания теоретической основы бюджетного планирования и прогнозирования: Россия, США, Канада.

     Основными задачами работы являются:

     - содержание, задачи бюджетного планирования  и прогнозирования;

     - рассмотрение основных методов  бюджетного планирования и прогнозирования; 

     - теоретическое описание планирования  и прогнозирования бюджета развитых стран.

 

   1. СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ  И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ и  прогнозирования

     Составной частью бюджетного процесса является бюджетное планирование и регулирование, представляющие собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

     Содержание  бюджетного планирования включает также  вопросы теории и методологии  составления бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному планированию относится не только составление бюджета по всем звеньям бюджетной системы, но и его исполнение. Такое определение бюджетного планирования вытекает из самого определения бюджета, данного в Законе «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», в соответствии с которым бюджет представляет собой форму образования и расходования (составления и исполнения) денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти[6, c.10].

     Непосредственное  составление бюджета на предстоящий  год  происходит на базе его исполнения за текущий год и тех финансовых норм и нормативов, которые доводятся до территорий, отраслей хозяйства, бюджетных учреждений. Составление бюджета по доходам должно учитывать действующую налоговую систему в стране, реальную возможность мобилизации доходов по каждому виду налогов и сборов.

     Перед бюджетным планированием выдвигаются  следующие основные задачи:

     - установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ, выявление размеров направления собственных ресурсов хозяйства;

     - организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;

     - осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

     Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления. Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РФ, министерства финансов республик в составе РФ, финансовые управления администраций других территорий в соответствии с предоставленными им правами.

     Бюджетное планирование имеет две стадии. На первой стадии осуществляется сводное  бюджетное планирование, в ходе которого определяются основные направления, пути и способы мобилизации финансовых ресурсов, изыскиваются возможности для увязки намечаемых, доходов и расходов на предстоящий год. На второй стадии производится адресное бюджетное планирование, т.е. устанавливаются конкретные связи с бюджетом отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы и других расходов. Здесь же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.

     Оборот  валового внутреннего продукта осуществляется в материально-вещественной форме (продукция, товары, услуги)   и в стоимостной  форме.

       Финансовые отношения возникают при создании, распределении, перераспределении и потреблении финансовых ресурсов. Управление этими процессами происходит с помощью финансового планирования.

       Бюджетным кодексом РФ предусмотрено  составление перспективного финансового  плана. Данный план представляет собой финансовый документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной год для каждого уровня бюджетной системы и содержащий данные о прогнозных возможностях соответствующего бюджета  по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов[10, c. 100].

       Перспективный финансовый план  законодательно не утверждается  и разрабатывается в целях  информирования законодательных  (представительных) органов о предполагаемых  среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы, комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

       Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых первый год – это год, на который составляется бюджет. Следующие два года – плановый период, на протяжении которого отслеживаются реальные результаты заявленной экономической  политики.

       Исходной базой для формирования плана является бюджет на текущий год. Перспективный план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического  развития России, субъекта РФ, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

       Перспективный план составляется  по укрупненным показателям бюджетной  классификации.

       Для определения объемов финансовых  ресурсов, которыми располагает  соответствующий уровень бюджетной  системы, в целях определения основных показателей разрабатываемого проекта бюджета, составляется баланс финансовых ресурсов.

       Баланс финансовых ресурсов представляет  собой баланс всех доходов  и расходов Российской Федерации,  субъекта РФ, муниципальных образований  и хозяйствующих субъектов на определенной территории.

       Баланс составляется на основе  отчетного баланса финансовых  ресурсов за предыдущий год  в соответствии с прогнозом  социально-экономического развития  соответствующей территории.

     Сводный финансовый баланс  на уровне региона или муниципального образования является документом, который позволяет прогнозировать в общем плане прогнозируемое финансовое положение. Динамика показателей соотношения доходов и расходов финансового баланса позволяют в определенной мере судить о результатах проводимой экономической политики на территории того или иного региона.

       Однако следует иметь ввиду,  что постоянно изменяющееся бюджетное  и налоговое законодательство  накладывает существенное ограничение  на сопоставимость данных различных  лет[10, c.105]

 

   2. Основные методы  бюджетного планирования  и прогнозирования

     Финансируемые за счет бюджетных средств учреждения называются бюджетными. Выделению средств  этим учреждениям предшествует бюджетное  планирование.

     Основные  методы планирования бюджетных расходов:

     - программно-целевой;

     - нормативный.

     Программно-целевой  метод бюджетного планирования заключается  в системном планировании выделений  бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления  экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств [3, c.41].

     В последнее десятилетие в нашей  стране этот метод бюджетного планирования и финансирования неуклонно расширяется. Этому способствуют разработка и  осуществление многих федеральных и региональных экономических, социальных, экологических и других программ. Следует полагать, что в перспективе этот метод будет находить все более широкое распространение.

     Объем средств, выделяемых для осуществления  мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т. д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.

     Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:

     - денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);

     - нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);

     - нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).

     Нормы могут быть обязательными (устанавливаются правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами).

     Бюджетные нормы могут быть простыми (для  отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для  учреждения в целом) [3, c.42].

     На  основе натуральных показателей (численность  обслуживаемых лиц, площадь помещения  и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые  могут быть следующими:

     • индивидуальными — составляются для отдельного учреждения или отдельного мероприятия;

Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование развитых стран