Бюджетное планирование и прогнозирование развитых стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджетного планирование и прогнозирования развитых стран. Для постановки основных задач данной работы выделим страны для описания теоретической основы бюджетного планирования и прогнозирования: Россия, США, Канада.

Основными задачами работы являются:

- содержание, задачи бюджетного планирования и прогнозирования;

- рассмотрение основных методов бюджетного планирования и прогнозирования;

- теоретическое описание планирования и прогнозирования бюджета развитых стран.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 5
2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 9
3. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТЫХ СТРАН 13
3.1 Бюджетное планирование РФ 13
3.2 Бюджетное планирование США 20
3.3 Бюджетное планирование Канады 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

9120711(х) кур. р. Бюджетное планирование и прогнозирование 10.12.09.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

       Законодательное закрепление принципов бюджетной системы важно также для разработки нормативных актов о бюджете и бюджетном процессе органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления

     Бюджет  отражает размеры необходимых государству (местному самоуправлению) финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Характер налоговой политики определяет виды и объемы доходов бюджета.

     Бюджет  фиксирует  конкретные направления  расходования средств, перераспределения  национального дохода и валового внутреннего продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

     Как экономическая категория бюджетные  отношения являются составной частью финансовых отношений, им присуща денежная форма.

     Бюджет  выполняет следующие основные функции:

  • перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП);
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение учреждений и организаций бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
  • контроль за образованием и использованием централизованных фондов

                денежных средств.

           Перераспределение ВВП  осуществляется  через две взаимосвязанные   и одновременно проходящие стадии: образование доходов бюджета  и использование бюджетных средств  - осуществление расходов.

       Доходы бюджета – денежные  средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии  с законодательством  РФ в распоряжение органов  государственной власти  РФ, органов  государственной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

     Образование доходов связано с принудительным изъятием в пользу государства (местного самоуправления) части ВВП, созданного в процессе общественного производства [3, c. 55].

     Доходы  могут носить налоговый и неналоговый  характер. Основным источником налоговых доходов является вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате  ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, рента и др.).

     Неналоговые доходы образуются в результате экономической  деятельности государства (доходы от использования государственной собственности, административные платежи и др.), либо перераспределения уже полученных доходов по другим уровням.

     Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления. Расходы носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные ссуды и бюджетные кредиты.

     В бюджете определяются только размеры  бюджетных расходов по разделам статьям  и видам расходов. Непосредственное осуществление расходов производят бюджетополучатели – учреждения и организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся в соответствии с нормативным актом о бюджете получателями и распорядителями средств соответствующего бюджета.

     Регулирующая  и стимулирующая функция бюджета  связана с использованием бюджетных  средств для создания условий  экономического роста через   финансирование или бюджетное кредитование приоритетных отраслей или путем  установления в нормативном акте о бюджете сниженных ставок налоговых изъятий в этих отраслях.

     Средства  бюджета являются основным источником финансирования учреждений, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности. Через предоставление услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, а также через финансирование целевых программ различного уровня государственные и муниципальные органы обеспечивают реализацию полномочий и функций соответствующего уровня.

             Контрольная функция  бюджета действует одновременно с распределительной и призвана  обеспечить  государственный (муниципальный) контроль за полнотой поступления доходов и эффективным использованием  бюджетных средств.

3.2 Бюджетное планирование США

     Бюджетные документы дают сведения по всем федеральным  ведомствам и программам. Общие доходы и расходы федерального правительства состоят из бюджетных и внебюджетных доходов и расходов. По закону доходы и расходы социального страхования (Федеральное страхование престарелых и оставшихся в живых и Федеральные доверительные фонды страхования от нетрудоспособности) и фонд почтовой службы исключены из бюджетных средств и из расчета дефицита согласно поправке Гремма - Рудмана - Хеллингса. Внебюджетные сделки отдельно указаны в бюджете. Бюджетные и внебюджетные средства складываются вместе, чтобы определить общие средства для федерального правительства[4, c.10].

     Ни  бюджетные, ни внебюджетные средства не включают сделки финансируемых правительством предприятий, таких как Федеральное общество национальной ипотеки и Студенческое общество взаимопомощи. Эти организации были учреждены федеральными законами для общественных целей, но находятся в частной собственности и управляются корпоративно. Из-за их тесной связи с правительством они рассматриваются в некоторых разделах бюджета, и их финансовые показатели приводятся в приложениях к бюджету.

     Представление для совета управляющих Федеральной  резервной системы включается в  приложение только для сведения. Средства системы не включаются ни в бюджетные, ни во внебюджетные средства из-за независимого положения Резервной системы. Однако ее чистые доходы ежегодно переводятся в Казначейство и указываются в бюджете как доходы.

     Бюджетный процесс в США имеет три  основных этапа, каждый из которых взаимосвязан с другими:

  • составление бюджета президента;
  • работа Конгресса над бюджетом;
  • исполнение бюджета.

     Бюджет  Соединенных Штатов состоит из нескольких томов, излагающих финансовые предложения  президента и порядок распределения  средств. Основное внимание уделяется предстоящему бюджетному году, для которого Конгресс должен одобрить бюджетные назначения. Бюджет предлагает также изменения в уровне финансирования уже установленных программ. Бюджетные показатели охватывают и последующие четыре года, чтобы отразить действие бюджетного решения на длительный срок. Кроме того, бюджет включает данные по исполнению последнего финансового года, чтобы бюджетные оценки могли быть сравнимы с этими данными[4, c.12].

     Составление бюджета начинается не позднее весны  каждого года, самое малое за 9 месяцев до его передачи в Конгресс и за 18 месяцев до начала финансового года. Президент устанавливает общие направления бюджетной и финансовой политики. Основываясь на эти указания Служба управления и бюджета (СУБ) совместно с федеральными ведомствами работает над определениями особых политических указаний и уровня планирования для ведомств, как для бюджетного года, так и для последующих четырех лет, чтобы управлять подготовкой их бюджетных запросов.

     В ходе составления бюджета происходит длительный обмен сведениями, предложениями, оценками и политическими решениями между президентом, руководителем СУБ, другими служащими Исполнительной службы президента (ИСП), министрами и другими главами государственных ведомств. Решения относительно разработки бюджета определяются итогами ранее утвержденных бюджетов, включая бюджет текущего финансового года, и отношением к последнему представленному бюджету, который подлежит рассмотрению Конгрессом. Решения определяются также оценками экономического положения, подготовленными совместно с Советом экономических советников (СЭС), СУБ и Управлением казначейства.

     Осенью  ведомства предоставляют бюджетные  заявки в СУБ, где их изучают и  выявляют спорные вопросы для  обсуждения. Многие спорные вопросы  решаются между ведомствами и СУБ. Иные требуют вмешательства президента и служащих Белого дома. Обычно принятие решения заканчивается в конце декабря, и начинается разработка подробных бюджетных показателей и подготовка бюджетных документов.

     Лица, принимающие бюджетные решения, должны учитывать влияние экономических и технических предположений на бюджетные оценки. Процентная ставка, экономический рост, степень инфляции, уровень занятости, число пользующихся материальной помощью являются важнейшими показателями, подлежащими четкому определению. Малые отклонения в этих показателях могут изменить бюджетные оценки на миллиарды долларов.

     Бюджетные решения должны также учитывать  законодательные ограничения доходов, расходов и дефицита.

     Составление бюджета предусматривает одновременное  рассмотрение потребностей в средствах личных программ, распределение средств по видам деятельности государства, общих расходов и доходов, выделяемых в связи с текущими и будущими экономическими условиями и законодательными ограничениями.

     Уже многие годы президент передает бюджет в Конгресс в начале каждого календарного года, за 8 или 9 месяцев до начала следующего финансового года (1-го октября). Представление бюджета конгрессу было намечено законом на первый понедельник февраля. По разным причинам не всегда бюджет предоставляется в установленный срок. В некоторые годы Конгресс запаздывал с принятием законов о бюджетных назначениях для финансового года, предшествующего бюджетному году, что препятствовало подготовке бюджета. Хотя такой прядок не требовал от уходящего президента передачи бюджета, было нецелесообразно обязать заступающего президента составлять бюджет за несколько дней сразу после вступления в должность (20 января).

     Конгресс  рассматривает проект президентского бюджета, вносит изменения, одобряет или отклоняет его. Он может изменить уровень финансирования, отменить программы или внести невостребованные президентом. Конгресс может отменить или ввести налоги и другие источники доходов или внести изменения, влияющие на величину собираемых доходов.

     Рассмотрение  бюджета Конгрессом начинается сразу  же после его передачи президентом. Согласно процедуре, установленной постановлением Конгресса от 1979 года, наличие бюджетных средств Конгресс рассматривает до принятия решений по отдельным назначениям. Постановление требует от каждого постоянного комитета Палаты и Сената предложения бюджетного уровня и предоставление проекта закона по этому вопросу в пределах своих полномочий в Комитеты по бюджету Палаты и Сената. Затем эти комитеты предлагают свои решения по бюджету, устанавливающий уровень для всех доходов, для бюджетных полномочий и расходов в целом и по виду деятельности. Бюджетное решение устанавливает также приемлемый уровень бюджетного дефицита  и заимствования (излишка и госдолга).

     Объяснительное  изложение, сопровождающее бюджетное  решение, показывает распределение бюджетных полномочий и расходов по видам деятельности Комитетам, имеющим право определять действующие программы. Комиссии по бюджетным назначениям Палаты и Сената обязаны в свою очередь расписать бюджетные полномочия по своим подкомиссиям. Другие комиссии могут расписать назначения по своим подкомиссиям, но не обязаны. Однако функциональное распределение основано на некотором допущении об уровне финансирования по крупным программам. Такие предложения могут быть включены объяснительное изложение, но это не возложено на комитеты законодательством. Бюджетное решение может содержать «согласительные указания»[ 1, c.27].

     Бюджетное решение Конгресс должен принять  до 15 апреля каждого года, но по разным причинам утверждение часто запаздывает. После принятия бюджетного решения может быть поставлен вопрос о задержке рассмотрения законопроектов, которые могут стать причиной превышения бюджетных назначений комитета. Как и бюджет президента, бюджетное решение подвержено ограничениям, установленным законом.

     Бюджетные решения не являются законами и поэтому  не требуют президентского одобрения. Однако Конгресс учитывает мнение администрации, поскольку законодательство по бюджетным назначениям требует одобрения президента. В некоторые годы президент и руководство Конгресса договаривались о рамках плана уменьшения дефицита. Эти соглашения были отражены в бюджетном решении и законодательстве, принятых для этих годов.

     Конгресс  не вводит в действие бюджет как  таковой. Он предоставляет полномочия расходовать средства для определенных целей, ежегодно принимая некоторые постановления о назначениях. Устанавливая бюджетные назначения, Конгресс не голосует за уровень расходов; даже по бюджетным полномочиям, служащим законному закреплению обязательств государства, которые превращаются в настоящие или будущие расходы. Обычно, до определения бюджетных назначений, Конгресс принимает законодательство, уполномочивающее ведомства разрабатывать особые программы и, в некоторых случаях, устанавливает пределы средств, которые могут быть выделены для этих программ [1, c. 45].

     Некоторые программы требуют ежегодного одобрения  законодательством, некоторые разрешаются  на несколько лет, а иные - без  указания срока. Конгресс может принять  назначение для программы, даже если нет особого разрешения для этого.

     Проекты постановлений о бюджетных назначениях  разрабатываются в Палате. Комитеты по назначениям каждой палаты имеют полномочия на годовые назначения. Эти комитеты разделены на подкомитеты, которые выслушивают и рассматривают подробные бюджетные материалы, подготовленные ведомствами, в пределах своих полномочий. После принятия постановления комитетом и Палатой, обычно с поправками к представленному проекту, оно передается в Сенат, где последует тщательное рассмотрение. В случае разногласия между двумя палатами Конгресса расхождения берет решать совещательный комитет, состоящий из членов обеих палат. Доклад совещательного комитета направляется обеим палатам для одобрения.  Когда расхождения устранены и согласовано постановление (вначале в Палате, затем в Сенате), оно направляется президенту как принятый законопроект для утверждения или отклонения.

Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование развитых стран