Бюджетное планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:20, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны. В условиях рыночной экономики прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.

Оглавление

1. Государственное прогнозирование социально-экономического развития на долгосрочную перспективу……………………………………..

3
2. Прогнозирование макроэкономических показателей…………………….
12
3. Методология планирования………………………………………………..

Файлы: 1 файл

бюджетное планирование контрольная.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

 

3. Методология планирования

Планирование служит началом всякой целенаправленной экономической  деятельности человека. Оно является важнейшей составной частью современной  экономической науки, исследующей  проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

Планирование — это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей. Рыночное планирование внутрифирменной, или производственной, деятельности изучает законы, принципы, положения и методы научно обоснованного выбора и рационального использования экономических ресурсов на различных предприятиях, фирмах и организациях.

Чтобы осуществлять процесс  планирования на должном уровне, необходимо владеть методологией планирования.

Методология планирования, как и любая другая методологическая наука, достаточно сложна и представляет собой систему теоретических положений, принципов, методов, логических подходов, показателей, используемых в процессе организации и построения теоретической и практической деятельности по планированию. Методология планирования как научная рекомендация по осуществлению процесса планирования не является раз и навсегда данной, незыблемой. Она развивается, совершенствуется вместе со всей экономической наукой.

Методология планирования – это умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

Методология планирования заложена в сущности планирования целей  и показателей их достижения. Без  наличия четких целей, показателей для оценки их достижения, а также промежуточных задач, которые необходимо решить, чтобы достигнуть поставленных целей, не может осуществляться ни один контролируемый и управляемый процесс. Главным инициатором планирования является директор предприятия, так именно ему необходимо оценивать эффективность работы его предприятия.

Правовым обеспечением методологии планирования являются: Гражданский кодекс РФ и другие нормативные  акты о планировании. Информационным обеспечением методологии планирования являются данные по развитию рынков, анализу конкурентов, исследованиям потребительских предпочтений, отчетным показателям деятельности предприятия за прошлые периоды. К методологии планирования также можно отнести личный профессиональный опыт лиц, ответственных за составление плана.

Методология планирования также включает различные ограничения  планирования, которые связаны с  внутренними и внешними факторами. К внутренним можно отнести невозможность  охватить все существующие данные по отдельным аспектам, касающимся плана, а также наличие данных только за предыдущие периоды. Внешние факторы связаны с изменениями в политической сфере, экономических условиях хозяйствования, технологических изменениях и т.д. Все эти изменения предприятие не может предугадать заранее и не может учитывать в процессе планирования, так же как не может и повлиять на них после того, как эти изменения наступят.

Методология планирования, как деятельность, связанная с  планированием, может быть разделена  на несколько этапов:

- процесс непосредственного составления планов (анализ среды, составление прогнозов, формулирование видения, миссии, целей, формулирование стратегии, выбор стратегии, разработка долгосрочных планов, среднесрочных и текущих);

- деятельность по осуществлению плановых решений (расчет реальных технико-экономических показателей деятельности организации);

- контроль результатов (сравнение показателей, корректировка, оценка эффективности планирования).

Суть методологии планирования сводится к разработке хозяйственной стратегии в условиях конкурентного рынка и осуществлению стратегического и текущего планирования.

Методология стратегического  планирования основана на следующем:

- анализ внешней и внутренней среды организации;

- определение основных ориентиров предприятия;

- определение возможных вариантов стратегий;

- выбор варианта стратегии;

- разработка стратегического плана.

Анализ внешней и  внутренней среды предприятия (организации) – это процесс определения наиболее важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей.

Внутренняя среда включает в себя следующие основные элементы:

- производство (размеры и мощности, характеристики оборудования, источники поставок сырья, материалов, уровень производительности, нормирование работ, уровень брака, инновационные возможности);

- маркетинг (размеры и доля рынка, номенклатура и качество продукции, реклама, каналы продвижения на рынок, стимулирование продаж, политика цен, послепродажное и сервисное обслуживание);

- финансы (доходность, активы, валовые накопления, источники денежных поступлений, показатели финансовой устойчивости);

- управление персоналом (баланс трудовых ресурсов, мотивации труда, система поощрения, программы подготовки и переподготовки кадров, социальные аспекты планирования развития организации);

- менеджмент (тип организационной структуры управления, характер делегирования полномочий, власть и лидерство, уровень оснащенности рабочего места менеджера, микроклимат в коллективе).

Внешняя среда – это влияние экономических, технологических, политических и социальных факторов.

Кроме того, методология  планирования также включает в себя анализ рынка и конкуренции. При анализе рынка рассматриваются размеры, сегментация, диверсифицированность рынка, эластичность спроса, тип рынка, цикличность, сезонность рынка, определение стратегии бизнеса.

Анализ конкуренции  предполагает рассмотрение типов конкурентов, уровня конкуренции, степени захвата рынков, чувствительности к товарам заменителям, уровня интеграции, доли рынка, определение своей ниши в конкурентной среде.

Выделяют общие классические принципы методологии: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.

Методология планирования включает в себя следующие методы:

- научные;

- экспериментальные,

- нормативные,

- балансовые,

- системно аналитические,

- программно-целевые,

- экономико-математические,

- инженерно-экономические, 

- проектно-вариантные и т.п.

Методология планирования разделяет внутрифирменное планирование по времени действия на краткосрочное или текущее (год, квартал, месяц, декада, неделя), среднесрочное или годовое (1-3 года) и долгосрочное (3-10 лет).

 

Согласно методологии, планирование в зависимости от целей  может быть оперативным, тактическим  и стратегическим.

Таким образом, методология планирования выражается в виде системы планов, которая включает в себя следующие элементы:

- стратегический (генеральный) план на 3-5 лет;

- план развития (общефирменные планы, определяющие главные задачи развития предприятия);

- оперативные текущие планы на год по соответствующим разделам, плана и подразделениям предприятия;

- целевые программы и проекты, направленные на решение одного из аспектов плана (например, выпуск и продвижение на рынок нового вида продукции).

Важным элементом методологии  планирования являются нормы и нормативы.

Нормы – это максимально достижимое плановое количество сырья, материалов и других видов, ресурсов на изготовление единицы продукции (работы) установленного качества в планируемых условиях.

Нормативы – это поэлементные составляющие норм, характеризующие удельные расходы ресурсов на единицу массы, площади, объема или длины и т.п.

По своему назначению нормы и нормативы могут быть абсолютными и относительными, общими и частными, плановыми и фактическими, перспективными и текущими, количественными  и качественными. По методам установления различают нормы и нормативы научно-обоснованные, расчетно-аналитические, отчетно-статистические и др.

Основой методологии планирования выступает системный подход, согласно которому каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы. С этих позиций должна использоваться и методология планирования в ходе разработки планов.

Иными словами, методический аппарат и выбор показателей должны быть ориентированы на реализацию принципов системного подхода. В методологическом аспекте это предполагает необходимость комплексного, разностороннего воспроизведения всех наиболее существенных аспектов работы предприятия в количественно измеренных показателях. Каждый отдельно взятый показатель является лишь частной характеристикой и способен полноценно выполнять свою аналитическую функцию, будучи включенным в общую систему показателей. Таким образом, система экономических показателей – это комплекс взаимосвязанных характеристик объекта. Эти характеристики могут быть взаимосвязаны функционально, технологически, организационно или каким-то иным образом.




Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование