Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:20, контрольная работа
Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны. В условиях рыночной экономики прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.
1. Государственное прогнозирование социально-экономического развития на долгосрочную перспективу……………………………………..
3
2. Прогнозирование макроэкономических показателей…………………….
12
3. Методология планирования………………………………………………..
3. Методология планирования
Планирование служит началом всякой целенаправленной экономической деятельности человека. Оно является важнейшей составной частью современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.
Планирование — это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей. Рыночное планирование внутрифирменной, или производственной, деятельности изучает законы, принципы, положения и методы научно обоснованного выбора и рационального использования экономических ресурсов на различных предприятиях, фирмах и организациях.
Чтобы осуществлять процесс планирования на должном уровне, необходимо владеть методологией планирования.
Методология планирования, как и любая другая методологическая наука, достаточно сложна и представляет собой систему теоретических положений, принципов, методов, логических подходов, показателей, используемых в процессе организации и построения теоретической и практической деятельности по планированию. Методология планирования как научная рекомендация по осуществлению процесса планирования не является раз и навсегда данной, незыблемой. Она развивается, совершенствуется вместе со всей экономической наукой.
Методология планирования – это умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.
Методология планирования заложена в сущности планирования целей и показателей их достижения. Без наличия четких целей, показателей для оценки их достижения, а также промежуточных задач, которые необходимо решить, чтобы достигнуть поставленных целей, не может осуществляться ни один контролируемый и управляемый процесс. Главным инициатором планирования является директор предприятия, так именно ему необходимо оценивать эффективность работы его предприятия.
Правовым обеспечением методологии планирования являются: Гражданский кодекс РФ и другие нормативные акты о планировании. Информационным обеспечением методологии планирования являются данные по развитию рынков, анализу конкурентов, исследованиям потребительских предпочтений, отчетным показателям деятельности предприятия за прошлые периоды. К методологии планирования также можно отнести личный профессиональный опыт лиц, ответственных за составление плана.
Методология планирования также включает различные ограничения планирования, которые связаны с внутренними и внешними факторами. К внутренним можно отнести невозможность охватить все существующие данные по отдельным аспектам, касающимся плана, а также наличие данных только за предыдущие периоды. Внешние факторы связаны с изменениями в политической сфере, экономических условиях хозяйствования, технологических изменениях и т.д. Все эти изменения предприятие не может предугадать заранее и не может учитывать в процессе планирования, так же как не может и повлиять на них после того, как эти изменения наступят.
Методология планирования, как деятельность, связанная с планированием, может быть разделена на несколько этапов:
- процесс непосредственного составления планов (анализ среды, составление прогнозов, формулирование видения, миссии, целей, формулирование стратегии, выбор стратегии, разработка долгосрочных планов, среднесрочных и текущих);
- деятельность по осуществлению плановых решений (расчет реальных технико-экономических показателей деятельности организации);
- контроль результатов (сравнение показателей, корректировка, оценка эффективности планирования).
Суть методологии планирования сводится к разработке хозяйственной стратегии в условиях конкурентного рынка и осуществлению стратегического и текущего планирования.
Методология стратегического планирования основана на следующем:
- анализ внешней и внутренней среды организации;
- определение основных ориентиров предприятия;
- определение возможных вариантов стратегий;
- выбор варианта стратегии;
- разработка стратегического плана.
Анализ внешней и внутренней среды предприятия (организации) – это процесс определения наиболее важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей.
Внутренняя среда включает в себя следующие основные элементы:
- производство (размеры и мощности, характеристики оборудования, источники поставок сырья, материалов, уровень производительности, нормирование работ, уровень брака, инновационные возможности);
- маркетинг (размеры и доля рынка, номенклатура и качество продукции, реклама, каналы продвижения на рынок, стимулирование продаж, политика цен, послепродажное и сервисное обслуживание);
- финансы (доходность, активы, валовые накопления, источники денежных поступлений, показатели финансовой устойчивости);
- управление персоналом (баланс трудовых ресурсов, мотивации труда, система поощрения, программы подготовки и переподготовки кадров, социальные аспекты планирования развития организации);
- менеджмент (тип организационной структуры управления, характер делегирования полномочий, власть и лидерство, уровень оснащенности рабочего места менеджера, микроклимат в коллективе).
Внешняя среда – это влияние экономических, технологических, политических и социальных факторов.
Кроме того, методология планирования также включает в себя анализ рынка и конкуренции. При анализе рынка рассматриваются размеры, сегментация, диверсифицированность рынка, эластичность спроса, тип рынка, цикличность, сезонность рынка, определение стратегии бизнеса.
Анализ конкуренции предполагает рассмотрение типов конкурентов, уровня конкуренции, степени захвата рынков, чувствительности к товарам заменителям, уровня интеграции, доли рынка, определение своей ниши в конкурентной среде.
Выделяют общие классические принципы методологии: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.
Методология планирования включает в себя следующие методы:
- научные;
- экспериментальные,
- нормативные,
- балансовые,
- системно аналитические,
- программно-целевые,
- экономико-математические,
- инженерно-экономические,
- проектно-вариантные и т.п.
Методология планирования
разделяет внутрифирменное
Согласно методологии, планирование в зависимости от целей может быть оперативным, тактическим и стратегическим.
Таким образом, методология планирования выражается в виде системы планов, которая включает в себя следующие элементы:
- стратегический (генеральный) план на 3-5 лет;
- план развития (общефирменные планы, определяющие главные задачи развития предприятия);
- оперативные текущие планы на год по соответствующим разделам, плана и подразделениям предприятия;
- целевые программы и проекты, направленные на решение одного из аспектов плана (например, выпуск и продвижение на рынок нового вида продукции).
Важным элементом методологии планирования являются нормы и нормативы.
Нормы – это максимально достижимое плановое количество сырья, материалов и других видов, ресурсов на изготовление единицы продукции (работы) установленного качества в планируемых условиях.
Нормативы – это поэлементные составляющие норм, характеризующие удельные расходы ресурсов на единицу массы, площади, объема или длины и т.п.
По своему назначению нормы и нормативы могут быть абсолютными и относительными, общими и частными, плановыми и фактическими, перспективными и текущими, количественными и качественными. По методам установления различают нормы и нормативы научно-обоснованные, расчетно-аналитические, отчетно-статистические и др.
Основой методологии планирования выступает системный подход, согласно которому каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы. С этих позиций должна использоваться и методология планирования в ходе разработки планов.
Иными словами, методический аппарат и выбор показателей должны быть ориентированы на реализацию принципов системного подхода. В методологическом аспекте это предполагает необходимость комплексного, разностороннего воспроизведения всех наиболее существенных аспектов работы предприятия в количественно измеренных показателях. Каждый отдельно взятый показатель является лишь частной характеристикой и способен полноценно выполнять свою аналитическую функцию, будучи включенным в общую систему показателей. Таким образом, система экономических показателей – это комплекс взаимосвязанных характеристик объекта. Эти характеристики могут быть взаимосвязаны функционально, технологически, организационно или каким-то иным образом.
Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование