Разработка технологии организации SPA-услуг в салонах красоты

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 14:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – разработка технологии организации SPA-услуг в салонах красоты.
Поставленная цель обусловила выполнение следующих задач:
охарактеризовать технику и технологию менеджмента в индустрии красоты, определить его особенности;
рассмотреть маркетинговые мероприятия по повышению эффективности функционирования салона красоты;
определить особенности стратегии развития салона красоты
выявить особенности бизнеса SPA, включая общую характеристику SPA-услуг, организационные основы создания и функционирования SPA-салонов, факторы развития SPA-услуг;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ УСЛУГ В САЛОНАХ КРАСОТЫ…………………………………………………………………7
1.1 Техника и технология менеджмента в индустрии красоты, его особенности……………………………………………………………………7
1.2 Маркетинговые мероприятия по повышению эффективности функционирования салона красоты……………………………………..23
1.3 Особенности стратегии развития салона красоты…………….....27
2 ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕСА SPA…………………………………………………38
2.1 Понятие, функции и общая характеристика SPA-услуг………..38
2.2 Организационные основы создания и функционирования SPA салонов………………………………………………………………………...47
2.3 Тенденции развития бизнеса SPA………………………………………….57
3 ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ SPA-УСЛУГ В САЛОНЕ КРАСОТЫ «ЭДЭЯ» В
Г. СЛАВГОРОДЕ. АНАЛИЗ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ.64
3.1 Организационно-экономическая характеристика салона красоты «Эдэя» г. Славгород………………………………………………………..64
3.2 SPA как новый вид услуг в салоне красоты (на примере салона красоты «Эдэя» в г. Славгороде)……………………………………….70
3.3 Мероприятия по совершенствованию SPA-услуг салона красоты «Эдэя» в г. Славгороде…………………………………………………..75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………

Файлы: 1 файл

tehnologiya_organizacii_spauslug_v_salonah_krasoty_na_primer.docx

— 1.27 Мб (Скачать)

Стало модным выпускать «магазинные» серии домашнего ухода (гели для душа и ванн, шампуни, крема и пр.) с акцентом и претензией на SPA. Но, если дома ванну еще можно принять с пользой и удовольствием, то вряд ли можно самостоятельно провести антицеллюлитную программу с обертыванием и массажем, к тому же отвлечься от житейских проблем, насладиться и получить эффект от применяемых препаратов. За результатом все-таки приходится идти к косметологу. Поэтому основным критерием принадлежности салона или косметического кабинета к SPA есть четкое следование природной идее используемой серии и принципу максимального позитивного эмоционального состояния клиента [45, с.39].

Развитие рынка оздоровительно-восстановительных услуг, объединяемых термином SPA заметно, однако как у потребителей, так и у специалистов SPA индустрии не существует единого представления о том, что означает этот термин.

Существует несколько объяснений происхождения этого термина:

  • от наименования курортного городка в Бельгии, который так и называется - SPA - и который известен со времен римской империи своими целебными минеральными водами;
  • от латинского слова «sparsa» - изливающийся, фонтанирующий;
  • от латинского выражения «sanitas par aquam» - к здоровью через воду.

Наиболее же общепринятым толкованием этого термина в настоящее время является следующее: SPA означает оздоровительно-восстановительные центры, нацеленные на улучшение самочувствия в целом здоровых людей с применением водных, сухих и косметических процедур.

Это определение примиряет подходы различных стран и отражает основную тенденцию на мировом рынке SPA услуг: развитие оздоровительного сектора, нацеленного не на лечение конкретных заболеваний, а на общее улучшение самочувствия, повышение жизненного тонуса и улучшения внешнего вида.

SPA - это сложный комплекс процедур, связанный логикой достижения  определенного результата, разрабатываемый  индивидуально для каждого клиента  и включающий в себя различные  методики оздоровления.

Усиливают эффект и новейшие научные разработки, и проверенные временем технологии. Причем часто требуется максимально эффективный результат в кратчайшие сроки [37, с.147].

В таблице 2.1.1 изложены отличия SPA салона от классического салона красоты.

Таблица 2.1.1 - отличия SPA салона от классического салона красоты

 

 

Отличия

 

Отличия SPA  салона от обычного салона красоты

1

строго индивидуальный подход к каждому посетителю, создание индивидуальных программ по уходу за собой и восстановлению жизненных сил;

2

входной медицинский контроль и тестирование новых посетителей на предмет противопоказаний к тем или иным процедурам;

3

холистический подход, или комплексное воздействие на человека как на целостную систему, а если говорить упрощенно, одновременное воздействие на все органы чувств - зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, в результате которого человек расслабляется и восстанавливается.

4

обязательное наличие в штате специалистов с высшим и средним медицинским образованием;

5

проведение гидротерапевтических процедур на профессиональном оборудовании;

6

проведение талассотерапевтических или бальнеологических процедур (наличие специального профессионального оборудования и использования специальных косметических линий);

 
   

Продолжение таблицы 2.1.1

7

использование климатического оборудования для комплексных процедур и уходов (сауны, хаммам, паровая кабина, капсулы микроклимата, инфракрасные кабины, криокамеры и пр.);

8

специализация по одному или нескольким направлениям и программам, таким как диетология, холистика, веллнесс, традиционные целительские практики (йога, аюрведа, цигун), элементы фитнеса, лечение минеральными водами, борьба с лишним весом, профилактическая медицина;

9

особая планировка рабочих помещений, позволяющая обеспечить максимальный комфорт во время всего посещения и процедур в частности;

10

высокая организация со стороны сотрудников времени пребывания посетителя в центре SPA;

11

высокий профессионализм специалистов центра SPA;

12

слаженный, дружный коллектив, доброжелательная атмосфера, предупредительность, максимальное внимание к посетителям;

13

проведение одного или нескольких видов профессионального массажа и использование мануальных техник;

14

Возможно наличие в структуре SPA диетического бара или кафе, предлагающего SPA меню;

15

использование альтернативных целительских методов (аромотерапия, акупунктуры, суджок-терапии, аюрведы, музыко-терапии, цвето-терапии);

16

продажи различных средств и препаратов для домашнего ухода;

17

Организация и проведение дополнительных услуг и занятий (аутотренинги, психологические консультации).


 

Помимо эффективности в решении стоящих задач краеугольным камнем любой SPA-процедуры является удовольствие, которое она доставляет, помогая человеку переключиться, ненадолго оказаться в другой реальности. Поэтому результат не только виден внешне, но и ощущаем внутренне.

Итак, SPA салон - это мини-курорт с максимальными возможностями оздоровления, профилактики и восстановления с помощью разнообразных процедур, основанных на целебных свойствах воды. Под SPA-процедурами понимается комплекс любых действий, направленных на оптимизацию физического, умственного, эмоционального и душевного состояния человека. А ведь именно внутреннее равновесие и внешнее здоровье делают человека красивым, поэтому салоны красоты все чаще вносят в перечень своих услуг процедуры, основанные на принципах SPA [37, с.147].

Таким образом, высококачественный SPA центр является синонимом духовного и физического восстановления в условиях люкса и комфорта. Он является привилегированным местом для занятия своим здоровьем с помощью различных оздоровительных процедур. SPA процедуры помогают решать и более частные задачи, такие как коррекция фигуры, снижение веса, борьба с целлюлитом и т.п.

Общим элементом всех SPA является использование воды: минеральной, морской или обычной водопроводной. В зависимости от типа воды различают три вида SPA:

  • SPA, использующие для процедур морскую воду - центры талассотерапии
  • SPA, использующие для процедур воду минеральных источников - минеральные курорты
  • SPA, использующие обычную пресную воду, в которую добавляются эфирные масла, водоросли и различные другие добавки - бальнеологические центры.

Основное преимущество SPA – воздействие не на какой-либо один орган, а на организм в целом. Оздоровление тела достигается путем воздействия на все органы чувств, что приводит к избавлению от стрессов, переутомления, бессонницы, и депрессий, причем воздействие должно сопровождаться максимальным удовольствием для клиента. Отличие SPA от лечебных учреждений санаторного типа заключается в том, что результатом SPA воздействия является повышение уровня здоровья, а во втором случае понижение уровня болезни и улучшения качества жизни хронического больного. 

Эти основные принципы организации SPA зоны в полной мере распространяется на отделение обертываний и аппликаций [30, с.38].

Для России индустрия SPA – сравнительно новая отрасль. Если на Западе (прежде всего в США) и на Востоке (прежде всего в Таиланде, Тунисе, Турции) ей уже 20 с лишним лет, то на российских просторах все только начинается. Конечно, если не считать единичных заведений, которые с натяжкой можно было бы назвать SPA, появившихся еще в прошлом веке - в 1999 году, то бум открытия SPA салонов пришелся на 2003-2008 года, и практически не остановился в период кризиса, хотя именно сегмент SPA пострадал больше, чем весь салонный бизнес в целом. Впрочем, сказать «пострадал» можно скорее применительно к тем SPA объектам, которые отличались скорее роскошью интерьеров (со всей широтой купеческого размаха и цыганской позолоты среди мраморных колонн), чем истинной SPA философией превосходства духовного над материальным. И наоборот, те SPA салоны, где клиенты могут по-настоящему отдохнуть, расслабиться, получить прилив жизненной энергии, где работают настоящие мастера и вообще все по настоящему, они не пустовали.

Несмотря на то, что индустрия SPA новая для России отрасль, SPA салоны в стране  каждый год прирастают  на 25% - темпы роста больше чем в самых-самых продвинутых в отношении SPA странах. Конечно, далеко не все бизнес-модели оказались удачными и жизнеспособными.  Попытки сделать «все как у них» проваливались одна за другой. Не выдержала испытание российским менталитетом потребителей ни Западная модель SPA и Восточная. Открывшиеся по импортным рецептам и проектам заведения оказались без клиентов и прибыли. Россияне придерживаются старого, как мир, убеждения, что свое, исконное, для здоровья не хуже, а может, и лучше, чем заморские диковины, поэтому в России интенсивно развивается  славянское SPA  [7, с.58].

На Украине и в России SPA отели и SPA салоны все активнее развивают это направление. Оно впитывает народные традиции, современные авторские методики и новейшие научные разработки.

Среди всех прочих родилось и сибирское SPA, авторами его стали специалисты из Красноярска.

В основу концепции сибирского SPA легло сочетание двух стихий – огня и холода. Традиционно сибиряки закаляли свой организм жаркой банькой и купанием в снегу.

Контраст температур позволял укреплять сосуды, повышать иммунитет, получать огромное эмоциональное наслаждение, добавлять адреналина в и без того непростую жизнь - словом, рождаться заново после каждой субботней баньки.

Традиции эти, к сожалению, ушли в фольклор. Банька стала героиней сказок, шуток, песен, а сибиряки, как и большинство других землян в двадцать первом веке, переселились в многоэтажки. Но тоска тела по парку, по запаху нагретого дерева, по обжигающему снегу после парной – осталась.

И сегодня возрождение старых традиций проявляется во всем, в том числе и в создании процедур для SPA [21, с.4].

Большое распространение получило направление Day-SPА, то есть водолечение в течение одного дня или нескольких часов, поскольку далеко не все могут позволить себе уехать на две недели в SPA-центр, отложив все свои дела. 

Наибольшим спросом пользуются такие сравнительно недорогие SPA-процедуры, как талассотерапия, грязелечение, обертывание. Наблюдается стабильный спрос на ароматерапию, бальнеотерапию, гидротерапию, грязелечение, кренотерапию, криотерапию, литотерапию, псаммотерапию, талассотерапию, фитогидротерапию. 

Тем не менее, по мнению отраслевых экспертов, рынок SPA-индустрии находится в России в зачаточном состоянии: потребитель, во-первых, не приучен к расслаблению данного рода и, во-вторых, не привык за это платить. 

За границей существуют четкие критерии, по которым определяют SPA объекты. Так, при развитом рынке парикмахерские и косметологические услуги не должны занимать более 3/4 всех услуг SPA заведения. У нас же ситуация пока прямо противоположная [30, с.37].

В России нет единых стандартов в области SPA четкого разграничения между тем, чем SPA салон как бизнес отличается от обычного салона красоты, что затрудняет понимание сути этого направления в индустрии ухода за внешностью и здоровьем. Многие салоны красоты вслед за тенденциями рыночного спроса самостоятельно меняют категорию заведения на вывеске, ложно информируя потребителя о перечне оказываемых услуг. При этом из-за отсутствия в государственном реестре определения «SPA» какие-либо санкции к данным салонам не могут быть применены. Некоторые из салонов красоты действительно организуют компактную специализированную зону SPA, охватывающую технологическую цепочку нагрев-пилинг-гидропроцедуры-массаж-обертывание-косметологические процедуры. Тем не менее, в подавляющем большинстве перепрофилированных SPA салонов основу карты услуг формируют парикмахерские и косметологические процедуры, маникюр/педикюр, уход за телом, удаление нежелательных волос, солярий и консультации визажиста. 

Можно выделить несколько видов СПА заведений.

Первый вид – это обычный салон красоты, который предлагает 2 – 3 вида SPA процедур, не требующих дорогого оборудования (талассотерапия, SPA педикюр и т. д.) или добавляет некоторые их элементы к традиционным услугам.

Второй вид – это классический SPA салон, в котором уже пропагандируется философия релаксации, особый образ жизни, отдыха и питания. 80% услуг в таком салоне базируется исключительно на SPA. Все услуги собраны в программы, цель которых – дать максимальный эффект.

Под SPA салон обычно отводится 300 – 600 кв. м. В России запрещено оснащать саунами салоны, расположенные в жилых домах, поэтому оптимальными для размещения SPA объектов являются пристроенные помещения или, еще лучше, отдельно стоящие здания.

В среднем расходы на организацию SPA салона  составляют около $400 000. Документы для открытия SPA салона требуются те же, что и для открытия салона красоты. Месячный доход SPA салона составляет примерно 20-30 тыс. долларов. Полной заполняемости салона можно достичь не ранее, чем через 2-3 года работы.

Третий вид –  специализированный SPA центр. Он может занимать от 600 до нескольких тысяч кв. м. Стоимость оснащения такого объекта колеблется от $1500 до $5000 за кв. м, в зависимости от типа отделки, концепции и оборудования. Помимо всевозможных обертываний и массажей, в центрах предусмотрены бассейн с целебными настойками и банные процедуры. Национальная специфика российских SPA – наличие русской бани.

Еще одна отличительная черта центра – организация SPA дней. Клиент может провести в заведении целый день, переходя от одной процедуры к другой.

Обособленный формат – медицинские SPA объекты. Если SPA центры и SPA салоны ориентируются в первую очередь на поддержание формы и снятие стресса, то в SPA клиниках можно лечить заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания и кожи. Обычно они предлагают программы, рассчитанные на несколько часов, а также многодневные лечебные курсы на 10 – 14 дней.

Существует еще один формат – SPA отели, но пока они пользуются особой популярностью только в Европе [2, с.32].

В вопросе приоритетов в организации непосредственно самого салона специалисты указывают на все увеличивающееся значение персонала. Даже самое уютное помещение, переносящее клиента из мира будней в мир покоя и мечты, оснащенное высокотехнологичным оборудованием по последнему слову техники, без квалифицированных кадров будет всего лишь очередным салоном, предоставляющим услуги по уходу за лицом и телом. Безусловно, как и любой специалист, сотрудник SPA-салона должен быть профессионалом в своей отрасли, как минимум, имеющим медицинское образование. Но не это отличает человека, работающего в отрасли SPA. Прежде всего, это должен быть человек, разделяющий философию SPA, то есть он должен уметь быть одновременно и незаметным и незаменимым, должен уметь понять состояние  клиента и назначить ему индивидуальную симфонию звуков, запахов, прикосновений, зрительных образов и вкусовых ощущений. Еще одна очень важная составляющая успешности SPA-салона – это поддержание обратной связи с клиентами. Выяснить потребности, пойти навстречу клиенту, а в идеале предвосхитить его желания. При этом за один раз SPA этикету не научится. Здесь важно присутствие «первых», которые лично выстраивают SPA-отношения между салоном и клиентами. Почему необходимо присутствие «первых»? Потому что в этикете помимо ритуалов необходимо духовное начало [28, с.49].   

Это религия, в это  надо истово верить. Без веры не вдохнешь жизнь в атрибуты SPA-центра. Без веры SPA-центр может превратиться в дорогое сервисное учреждение.   

Если еще несколько лет назад  считалось, что SPA – это удел в  основном женщин, то «сильная» половина человечества нынче посещает такие центры с еще большим интересом, чем «слабая» – это, прежде всего мужчины, связанные с миром бизнеса. Они ведут активную деятельность, связанную с повышенной ответственностью, живут в напряженном ритме, в условиях постоянных перегрузок. Поэтому быстро и без особенного напряжения поправить здоровье, обрести красоту и силы для бизнесменов становится очень важным.   

В целом среди потребителей SPA-услуг  условно можно выделить следующие  сегменты:

  • женщины (максимальная доля), в т.ч. невесты, беременные и молодые мамы;
  • мужчины (преимущественно бизнесмены);
  • молодежь и подростки [28, с.51].

Описывая профессионала SPA, специалисты оперируют такими определениями - человеколюбие, открытость, заинтересованность и, в то же время - ненавязчивость, умение найти правильный подход к любому клиенту. Список можно продолжить. Все это разные слова для одного: задача SPA-специалиста - сделать так, чтобы клиент чувствовал себя как дома - родным, любимым, единственным, чтобы ему хотелось вновь и вновь возвращаться в то место, где его чувствуют и понимают [3, с.32].

Информация о работе Разработка технологии организации SPA-услуг в салонах красоты