Учет, анализ и аудит затрат на оплату труда работников предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 01:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является анализ теоретических подходов и практических результатов организации труда и заработной платы и анализ использования собственных средств для обеспечения финансовой деятельности предприятия.
При решении поставленной цели решались следующие задачи:
- изучить теоретическую сущность экономической категории – заработная плата;
- рассмотреть особенности бухгалтерского учета и организации оплаты труда на предприятии с учетом национальных П(с)БУ;
- проанализировать динамику изменения производительности труда и фонда оплаты труда;
- проанализировать использование собственных средств предприятия.

Оглавление

Введение
Раздел 1. Экономическая сущность оплаты труда……………………………….6
1.1. Экономическая сущность оплаты труда ………………………………….......6
1.2.Приемы и методы исследования расчетов по оплате труда…………………10
1.3. Обзор экономической литературы и нормативных документов по оплате труда…………………………………………………………………………………22
1.4. Организационная характеристика Джанкойского вагонного депо………..27
1.4.1. Роль железнодорожного транспорта в экономике Украины……………...27
1.4.2. Организационная характеристика Джанкойского вагонного депо……...31

Раздел 2. Учет, аудит и автоматизация расчетов по оплате труда……………...33
2.1. Организация ведения бухгалтерского учета…………………………………33
2.2. Формы и виды оплаты труда………………………………………………….39
2.3. Документальное оформление расчетов по оплате труда……………………45
2.4. Синтетический и аналитический учет расчетов по оплате труда ………….52
2.4.1. Синтетический и аналитический учет начисленной заработной платы ..52
2.4.2. . Учет начислений на Фонд оплаты труда и удержаний из заработной платы………………………………………………………………………………….67
2.5. Автоматизация учета оплаты труда…………………………………………..82
2.6. Аудит расчетов по оплате труда…………………………………………….101
Раздел 3. Анализ затрат на оплату труда………………………………………...108
3.1. Основные направления анализа затрат на оплату труда…………………..108
3.1.1 Основные направления анализа затрат на оплату труда…………..108
3.1.2.Экономический анализ основных финансовых показателей …………..111
3.2. Анализ использования трудовых ресурсов ………………………………..115
3.3. Анализ использования фонда рабочего времени…………………………..120
3.4.Анализ производительности труда…………………………………………..124
3.5. Анализ состояния и структуры фонда заработной платы…………………129
3.5.Анализ затрат на оплату труда ……………………………………………...129
Заключение ………………………………………………………………………..136
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом Смирнова ЛН .doc

— 883.00 Кб (Скачать)

 

Проанализировав динамику заработной платы и производительности труда можно сделать вывод о том, что на предприятии  темпы  роста  оплаты  труда  снизились  в  2005 году  по  сравнению  с  2004 годом  на   2,13  % ( 103,61-105,74=-2,13)  Это  связано  с  тем,  что  уволилась  значительная  часть  пенсионеров,  вследствие  чего  сократились  выплаты  за  надбавку  по  выслуге  лет  работы  на  железнодорожном  транспорте.  На  работу  в  Джанкойское  вагонное  депо  были  приняты  молодые  специалисты,  которым  не  полагается  выплата  надбавок  без  определенного  стажа.  Кроме  этого,  вновь  принятые  молодые  специалиста,   не  все  имели  законченное  высшее  образование,  и  поэтому  их  тарифный  разряд,  согласно  приказа  Укрзализници,   ниже  чем  у  дипломированного  специалиста.

Положительным  является  то, что  фонд оплаты труда используется  рационально так, как темпы роста производительности  труда  превышает темп роста заработной  платы. 

На  Джанкойском  вагонном   депо  постоянно  осуществляется систематический контроль за использованием фонда оплаты труда, выявляются возможности экономии средств за счет роста производительности труда, снижения трудоемкости работ.

              Таблица 3.8

Анализ   фонда  заработной  платы   Джанкойского  вагонного  депо    с  разбивкой  видов  выплат за 2003-2005г.г.

№ пп

 

Наименование

 

2003 г.

Удельный  вес в  ФОТ, %

 

2004 г.

Удельный  вес в  ФОТ, %

 

2005 г.

Удельный  вес в  ФОТ, %

Отклонение,  в  %

2004 г. к 2003 г.

2005 г. к 2004 г.

1

ФОТ  всего  за  год

8610,3

-

9200,8

-

9720,9

-

106,86

105,65

2

В т.ч. з/пл по окладам

2355,0

27.35

2543.4

27,64

2835.9

29,17

108,00

111,50

3

По  тарифам

2014,2

23.39

2175.4

23,64

2284.2

23,50

108,00

105,00

4

Сдельно

1864,2

21.65

2018.0

21,94

2397.0

24,66

108,25

118,78

 

Итого  основная

6233,4

72.39

6736,8

73,22

7517,1

77,33

108,08

111,58

5

Ночные, вечерние

22,6

0,26

38,6

0,42

35,8

0,36

170,8

92,7

6

Вредность

225,9

2,62

250,5

2,72

220,5

2,27

110,9

88,0

7

Выслуга лет

300,8

3,49

310,6

3,38

189,5

1,95

103,2

61,0

8

Командировочные

80,0

0,94

76,5

0,83

70,5

0,72

0,96

92,1

9

Отпускные

425,5

4,94

440,1

4,78

409,8

4,22

103,4

93,1

10

Премия

891,3

10,35

953,7

10,37

1034,8

10,65

107,0

108,5

 

Итого допольнительная

1946,1

22,60

2070,0

22,50

1960,9

20,17

106,4

94,7

11

Поощр. компен. выпл.

430,8

5,00

394,0

4,28

143,9

1,48

91,46

37,89

12

В т.ч 13-я з-та

99,5

1,16

102,5

1,11

106,8

1,10

103,02

104,20

 

На  основании  данных  таблицы  2,4  можно  наблюдать  рост   Фонда  оплаты  труда    2004 г.    по  сравнению  с  2003 г.  на   106,86 %,  а  в  2005  г.  на  105,65 %    по  сравнению  с  2004 г.  Заработная  плата  возросла  планомерно  в выплатах  по  окладам,  тарифам  и  сдельной  оплате.  В  сравнении  2004 г.  к  2005 г. этот  рост  составил  108, %,  а  по  сдельной  оплате  8,25  %.  Сдельная  оплата  выросла на    в  2005 г.  по  сравнению  с  2004 г.   на 118 %.  Это  связано  с  возросшим   объемом   работ  по  деповскому  ремонту  вагонов,  в  основном с  ООО «Лемтранс». 

  Удельный  вес  заработной  платы в  Фонде  оплаты  труда  в  2003 г.  составил 72,39 %.  В  2004 г.  он увеличился   на  0,83 % по  сравнению  с  2003 г. Более  значительное  увеличение  наблюдается  в  2005 году  по  сравнению  с  2004 годом,  на  4,08  %. (77,3-73,22=4,08).  Рост  основной  заработной  платы  в  2005  г.  по  сравнению  с  2004 г. составил    111,58 %,  в  денежном  выражении  это   равно    780,3  тыс.  грн.  (517,1-6736,8= 780,3).

Наблюдается  значительное  изменение  в  фонде  дополнительной  заработной  платы.  Оплата работы   ночных  и  вечерних  часов  повысилась  в  2004 г.  по  сравнению  с   2003 г.  на  16,0 тыс.  грн.    Это  связано  с  ускоренными  работами    по  ремонту  колесных  пар  на  железнодорожные  вагоны  по  Львовской   и  Донецкой   железным   дорогам.

Из  анализа  видно,  что  резко  снизились  выплаты  за  выслугу  лет. В  2005 г. это  снижение  составило 121,1  тыс.  грн. (189,5-310,6=-121,1)  По  сравнению  с  2004 г.  В  основном  это  связано  с  увольнением  пенсионеров  и    приемом  на  работу  молодых  специалистов.

Заметно  снижение  оплаты  труда  за  вредность,  в  2005 г.  по  сравнению  с  2004 г.  на  30 тыс. грн. ( 220,5-250,5=30,0) Это  объясняется  целенаправленной  работой    администрации  Джанкойского  вагонного  депо совместно  с  профсоюзным  комитетом  по   установке  новейшего  оборудования  и  сокращением  вредных  условий  труда  на  производстве. 

Премирование  возрастает  планомерно  в  течении  3-х  лет.   В  2004 г  выплаты  по  премированию  выросли  по  сравнении  с  2003 г  на  62,3 тыс. грн (953,7-891,3= 62,3 ) ,  а  в  2005 г.  по  сравнению  с  2004 г., на    81,1  (1034,8-953,7=81,1).

Поощрительные   выплаты  снизились  более  чем  вдвое  в  2005 г.  по  сравнению  с  2004 г.  в  связи  с  уменьшением  финансирования  финансовой  службой  Приднепровской  железной  дороги.

Тринадцатая  зарплата  выплачивалась  стабильно,  своевременно,  в  соответствии  с  коллективным  договором.

Особое  внимание   в Джанкойском  вагонном  депо  уделяется    премированию  ветеранов  и  участников  войны  к  знаменательным  датам,  проявляется  забота  о  пенсионерах,  которые  работали  в  вагонном  депо,  им  предоставляется  50-я  скидка  на  получение  угля,  перевозка  угля  осуществляется    транспортом   вагонного  депо    и  за  его  счет.

 


ВЫВОДЫ

 

В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед предприятиями железнодорожного транспорта, и в частности перед  отделом учета труда и его оплаты, встает необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации.

Реформа заработной платы в условиях становления рыночной экономики существенно изменяет отношения между государством, предприятием и работником по вопросам оплаты труда. Переход от государственного централизованного регулирования к коллективно-договорной форме управления заработной платой расширил хозяйственную самостоятельность в области организации оплаты труда. Это обусловило необходимость совершенствовать оплату труда работников, занятых в системе железнодорожного транспорта.

На состояние труда существенно влияет общее критическое положение экономики. Международная практика организации оплаты труда базируется на требованиях, которые предусматривают выплату работающим заработной платы, которая разрешает сохранить принятый образ жизни в том понимании и на таком уровне, как это принято в соответствующей действительности и в данной стране. В связи с этим достижение высокого уровня реальной заработной платы, которая зачастую является основным источником дохода работников, возможно лишь при условии достижения соответствующего уровня экономического развития.

Труд, его количество и качество – определяющий момент хозяйственной деятельности предприятия. Правильная оценка труда, то есть начисленная на него заработная плата, направлена на повышение производительности труда и осуществление моральной удовлетворенности и материального вознаграждения за свой труд.

Размер фонда оплаты труда работников   Джанкойского  вагонного  депо  очень тесно связан с формированием таких фондов, как Пенсионный фонд и фонд социального страхования, так как эти фонды формируются за счет отчислений, которые зависят от величины фонда оплаты труда.

Одним из важнейших направлений деятельности бухгалтерии любого предприятия является учет заработной платы работников предприятия. Учет труда и его оплаты – один из самых сложных и трудоемких участков работы бухгалтера. Он по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.

За правильностью расчета и выплаты заработной платы необходим постоянный контроль. Одним из методов контроля является анализ производительности труда и фонда заработной платы.

Проведенный анализ труда и заработной платы позволил сформировать такие выводы: проанализировав динамику заработной платы и производительности труда мы видим, что на предприятии фонд оплаты труда используется  рационально, так   рост  производительности  труда  опережают  темпы  роста  заработной  платы,  проводится  систематическая  работа  с  кадрами  по  повышению  их  профессионального  уровня,  улучшается  качество  медицинского  обслуживания,  рабочие  обеспечиваются  удобной  и  качественной  спец.одеждой,  проводится  целенаправленная  работа  по  улучшению  качества  питанию  в  рабочей  столовой,  что  значительно  сокращает  заболеваемость  рабочих.

Проанализировав    учет    и   оплату  труда  в  Джанкойском  вагонном   депо,   мы считаем,  что  необходимо  улучшить  соотношение  в  оплате  труда  по    определенным  категориям  работников  с  учетом  их  условий  труда,  квалификации,  а  так же  отношения  к  выполнению  своих  должностных  обязанностей,  в  основном  используя   главным  рычагом  в   решении  данного  вопроса    фонд  материального  стимулирования,  в частности  премирование.  Это  повысит  роль  тарифной  системы,  усилит  заинтересованность  работников  в  повышении  производительности  труда,  снижении  издержек  производства,  позволит  улучшить  качество   выполняемых  работ,  улучшит  качественную  характеристику  подвижного  состава    Приднепровской  железной  дороги,  обеспечит     тем  самым    наибольшую  безопасность    подвижного  состава   и  поднимет  роль  и  значение  железнодорожного  транспорта в  целом  по  стране,    позволит    укрепить  экономику  государства  на  международной  арене. 

              На Джанкойском вагонном депо установить границу существенности: для финансовой отчетности в размере 0,1 тыс грн.; для текущего учета -1грн. Для оптимизации учетного процесса в приказе об учетной политике необходимо конкретизировать порядок ведения учета отдельных активов и обязательств, по которым в соответствии с ПСБУ разрешается применение нескольких приемов, способов, методов.  Разработать дополнение к приказу об учетной политике: создать резерв на оплату отпусков в размере 1/12 годового фонда оплаты труда с начислениями, производимыми на фонд оплаты труда.

В качестве мер по повышению эффективности железнодорожного транспорта необходимы реконструкция и переоснащение, частичное перепрофилирование, постепенное свертывание убыточных и строительство новых мощностей.

Вышеуказанные рекомендации позволят улучшить организацию бухгалтерского учета и оптимизировать деятельность предприятия.

 


Список литературы

 

1.         Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. с изменениями.

2.         Законом Украины «Об установлении размера минимальной заработной платы на 2003 год» от 26.12.02 г.

3.         Закон Украины «О железнодорожном транспорте» от 4.07.96 г. № 274/96-В.

4.         Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 1.07.93 г. № 3356-XII.

5.         Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 16.07.99 г. № 996-ХIV c изменениями и дополнениями.

6.         Закона Украины «Об охране труда» от 21.11.02 г.

7.         Закон Украины «О страховых тарифах на общеобязательное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли за собой потерю трудоспособности» от 22.02.01 г.

8.         Кодекс законов о труде Украины от 11.07.01 г. № 2620-III с изменениями и дополнениями.

9.         Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденный приказом Минфина Украины от 31.12.99 г. № 318, зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 19.01.00 г. № 27/4248.

10.     Номенклатура наименований и кодов видов оплат и удержаний из заработной платы работников железнодорожного транспорта, утвержденная приказом Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины от 24.10.01 г. № 566-Ц.

11.     Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 892/4185.

12.     Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Министерства статистики Украины от 11.12.95 г. № 323.

13.     Айзинбуда С.Я. Локомотивное хозяйство. – М.: Транспорт, 1986. – 263 с.

14.     Грабова Н.М. Теорія бухгалтерського обліку: навч. посібник /під ред. М.В. Кужельного. - 6-те вид. - К.: А.С.К., 2001.

15.     Дороганов А.А. «Необходимость применения элементов маркетинга для формирования рыночных отношений в Украине». Вісник Харківського національного університету № 512, 2001.

16.     Завгородний В.П. Автоматизация бухгалтерского учета, контроля, анализа и аудита. – К.: А.С.К., 1998. – 768 с.

17.     Клещ Н.Я., Печенкин А.Д., Флейшман Ф.М., Юхин В.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта. – М.: Транспорт, 1972. – 224 с.

18.     Маслакова С.С. Экономика, организация и планирование локомотивного хозяйства. – М.: Транспорт, 1983. – 359 с.

19.     Орлова М.Н. Труд и заработная плата работников локомотивного хозяйства. – М.: Транспорт, 1977. – 152 с.

Информация о работе Учет, анализ и аудит затрат на оплату труда работников предприятия