Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 14:56, реферат
Прокурорский надзор – специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции и исполнения законов, действующих на её территории. Указанная деятельность не может осуществляться иными органами. Особое место в системе органов государственной власти и управления. Не входят ни в одну из ветвей власти.
Специфический вид государственного контроля.
Независимая и обособленная структура. Осуществляется от имени государства в целом. Прокурор, осуществляя надзор, защищает интересы и действует от имени всех членов общества, объединенных общей системой государства.
Осуществляет поддержание порядка в государстве различными способами, но главным образом при помощи государственного контроля. Направлен на обеспечение эффективности деятельности государственного аппарата.
Вызывает должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Например, он может требовать от граждан письменных объяснений.
2. Устранение выявленных нарушений и способствующих им причин, условий и обстоятельств. А также полномочия, направленные на привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении закона (пп.2,3,4 ст.22 ФЗ):
Освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
Опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
Имеет право вносить представления в государственные органы об устранении выявленных нарушений закона, причин, условий, обстоятельств;
Возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона;
Принимает меры по обеспечению возмещения материального вреда.
Это более полная информации о реализации полномочий прокурора. Степаненко что подобное рассказывал, поэтому кто хочет, может один разочек прочитать для справки! Но для шпоры это не обязательно!
Непосредственное, обнаружение прокурором фактов противоправного поведения занимает существенное место в практике надзора за исполнением законов по многим его направлениям: надзора за исполнением законов о приватизации, земельной реформе, о собственности, о предпринимательской деятельности и др. Оно обеспечивается прежде всего правом прокурора на беспрепятственный вход на территорию и в помещения органов, надзор за исполнением законов которыми осуществляет прокурор. Никаких препятствий для реализации названного права не может и не должно создаваться. Для прохода на нужную территорию прокурору достаточно предъявить служебное удостоверение. Это простая и очевидная истина, однако не всеми лицами (в основном к ним относятся бизнесмены, руководящие работники некоторых федеральных органов исполнительной власти, банков, коммерческих структур) понимается надлежащим образом. На прокуроров пытаются распространить правила пропускного режима, требующие пpeдвapитeльнoго согласования визита представителя надзорной власти, заказа пропуска и т.п.
Право беспрепятственного входа заключает в себе возможность посещения прокурором в нужное время и место нужного лица. Право прокурора на беспрепятственный вход на поднадзорные ему объекты не может быть ограничено ведомственными и иными нормативными актами. Такого рода нормативные акты должны незамедлительно опротестовываться соответствующими прокурорами.
Информация, которую получает прокурор на объекте на основе своих непосредственных наблюдении, может характеризовать широкий круг вопросов обеспечения законности. По состоянию средств техники безопасности на производстве может быть, например, составлена практически исчерпывающая информация о соблюдении законодательства об охране труда. Обстановка производственных помещений нередко красноречиво свидетельствует об отношении руководителей коммерческих организаций к требованиям законодательства о качестве продукции. Складские помещения, площадки хранения комплектующих изделий, готовой продукции могут помочь составить представление о соблюдении законодательства об учетной дисциплине, финансах и др.
Личные наблюдения прокурора, как правило, дополняются документальными данными, которые прокурор имеет возможность получить благодаря предоставленному ему праву доступа к документам и материалам. Не случайно право беспрепятственного входа на территории и в помещения поднадзорных органов и право доступа к материалам и документам предусмотрены в одном абзаце ч. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре. Изучение документов и материалов на месте имеет такие преимущества, как возможность получения необходимых пояснений, справок от работников проверяемой организации, возможность сопоставления данных, отраженных в документах, с фактическим положением дел. Немаловажное значение имеет элемент внезапности, который свойственен обращению прокурора к документам непосредственно на том объекте, где по имеющейся информации совершаются правонарушения. Ознакомление с документами может помочь прокурору установить конкретные факты нарушений закона и получить соответствующую доказательственную информацию, наметить пути, определить формы и способы получения недостающих данных.
Непосредственно на месте прокурор обычно знакомится с приказами по кадровым вопросам, решениями органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, актами проверок; осуществленных контролирующими органами, ведомственными нормативными актами и др.
Истребование и изучение необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений в известной мере перекликается с правом доступа прокурора к документам и материалам. Однако это самостоятельные полномочия прокурора. Общим для них является то, что в обоих случаях имеется в виду работа с документами. По всем другим признакам они несут в себе существенные отличия.
Первое отличие, которое бросается в глаза, — подход прокурора к определению совокупности документов, которая ему позволит разобраться с существом конкретного дела. В первом случае эта совокупность, как правило, определяется в общем, неконкретизированном виде, поскольку прокурор зачастую не имеет данных о том, в каких конкретных документах содержится нужная ему информация. Во втором случае прокурор обращается к руководителям и должностным лицам органов, организаций, учреждений, надзор за исполнением законов которыми он осуществляет, с требованием предоставления ему точно обозначенного перечня документов и материалов, с указанием их выходных данных, реквизитов и прочих индивидуализирующих признаков.
Второе отличие тесно связано с первым, заключается в различии задач, которые решаются путем реализации рассматриваемых полномочий. В первой ситуации задачи носят поисковый характер: прокурору требуется максимально оперативно обнаружить и зафиксировать нужную информацию, а часто при этом также предусмотреть и меры по обеспечению сохранности соответствующей документации. Во втором случае сведения о конкретных документах, материалах в прокуратуре имеются, и путем их истребования решается задача пополнения информационной базы прокурорской проверки недостающим компонентом. Далее. Рассматриваемые полномочия, по общему правилу, отличаются по объему исследуемых документов, отличаются и по своим результатам. Ознакомление с документами непосредственно на месте, где они хранятся, по сравнению с истребованием документов и материалов в прокуратуру, при прочих равных условиях, характеризуется несомненно большим объемом работы. В связи с этим такое ознакомление с документами непосредственно на объекте ПН нередко выступает одновременно и как этап, предшествующий истребованию прокурором документов и материалов. Что касается результатов, к которым способна привести реализация каждого из рассматриваемых полномочий, то здесь следует иметь в виду, что на основе выхода на место и осуществления там работы с документами прокурор может сразу, что называется, "раскрыть" правонарушение, т.е. получить в полном объеме сведения, которые позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии факта нарушения закона, об обстоятельствах, способствовавших правонарушению и др. Истребование документов обычно на такие результаты не рассчитывает. Это важнейшая, необходимая, по-настоящему незаменимая, но тем не менее все-таки одна из форм деятельности прокурора. Соответственно и решаются с ее помощью задачи локального, ограниченного характера. И, наконец, можно указать еще на одно отличие: имеются в виду основания применения каждого из рассматриваемых полномочий. В первом случае — это необходимость оперативного получения нужной информации и эта необходимость может быть обеспечена только работой прокурора непосредственно на объекте, где хранятся документы. Во втором случае основанием служит выполнение заданий, предусмотренных заблаговременно планами прокурорских проверок, и каких-либо экстраординарных условий, как это может быть характерно для обеспечения незамедлительного изучения документов, здесь не наблюдается.
По требованию прокурора ему должны быть представлены все документы, которые необходимы для выявления нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Уклонение от представления прокурору документов под каким бы то ни было предлогом недопустимо.
На практике тем не менее можно встретиться с фактами отказа направления прокурору документов по той причине, что в них, скажем, содержатся сведения, составляющие государственную или коммерческую тайну. Это незаконно. Наличие в документах сведений закрытого характера обусловливает только обязанность прокурора соблюдать соответствующие правила работы с такими документами, но отнюдь не может рассматриваться как основание отклонения его требований.
Прежде всего надлежит иметь в виду, что правовой режим данных документов достаточно четко определен законодательными актами. В них содержится развернутая характеристика сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну, определяется порядок доступа к ним различных категорий лиц, ответственность за нарушение правил работы с документами, содержащими государственную или коммерческую тайну.
Порядок доступа прокурора и правила работы с документами, содержащими государственную тайну, регламентирует Закон "О государственной тайне", принятый 21 июля 1993 г. Закон устанавливает исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну. К ним относятся сведения в военной области, области экономики, науки и техники, внешней политики, которые не подлежат разглашению. Особый режим этих сведений обусловлен интересами обеспечения обороны и безопасности государства. Доступ к ним лиц, осуществляющих ПН, осуществляется при наличии соответствующего допуска.
В отношении коммерческой тайны применяется иной принцип. Здесь на законодательном уровне устанавливается перечень сведений, которые не могут ее составлять, не могут быть выведены из обычного оборота. К ним относятся: учредительные документы и уставы предприятий, регистрационные удостоверения, лицензии, патенты, отчетные данные о финансово-хозяйственной деятельности, документы о платежеспособности коммерческих структур, об уплате налогов, о численности и составе производственного персонала, сведения о нарушениях правил охраны окружающей среды, антимонопольного законодательства, законов об охране труда, несоблюдении условий реализации продукции, иных нарушений законодательства, сведения об участии должностных лиц в обществах, товариществах, других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью. Для прокурора этих сведений в подавляющем большинстве случаев бывает достаточно для решения возникающих в надзорной практике вопросов. Поэтому в части истребования документов, содержащих коммерческую тайну, конфликтных ситуаций, казалось бы, не должно возникать. Однако они имеют место. Причины неправомерного поведения должностных лиц, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций в этой области коренятся главным образом в незнании правового порядка регулирования института коммерческой тайны либо его прямого игнорирования. Прокуроры на факты отказа в предоставлении документов по мотивам присутствия в них коммерческой тайны должны реагировать незамедлительно и принципиально. Подобным образом прокуроры должны реагировать как в случаях, когда сведения, выдаваемые за коммерческую тайну органами и лицами, к которым адресовано прокурорское обращение, признаками таковой не обладают, так и в тех случаях, когда они действительно подпадают под категорию сведений, содержащих коммерческую тайну.
Документы, правом знакомиться с которыми прокурора наделяет закон, включают в себя практически все их разновидности: приказы и распоряжения, справки, докладные записки, акты проверок нижестоящих организаций, статистическую отчетность, материалы контролирующих органов, письма, заявления, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции того органа (организации), с материалами которого знакомится прокурор и др.
Как правило, истребование документов осуществляется при разрешении конкретных материалов о нарушении законов. Вместе с тем в органах П сложилась практика отслеживания показателей законности в определенных правовых сферах, независимо от того, имеются ли конкретные сигналы о нарушениях закона или нет. Кроме того, в соответствии с установкой Генеральной П Российской Федерации прокуроры обязаны планомерно и постоянно проверять соответствие законам нормативных правовых актов представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В связи с этим, естественно, требуется организация непрерывного поступления в прокуратуру всех издаваемых региональными органами государственной власти и местного самоуправления правовых актов.
Учитывая особую роль П как важнейшего звена государственной правоохраны, закон установил, что статистическая и иная информация, справки, документы, их копии представляются по требованию прокурора безвозмездно. Это положение закреплено в ст. 6 Закона о прокуратуре. Какие-либо исключения из указанного права не допускаются.
Получение информации от физических лиц обеспечивается правом прокурора вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона, наделение прокурора таким полномочием является закономерным. Во-первых, те должностные лица и граждане, которые допустили нарушение закона, своими объяснениями дают возможность прокурору с большей полнотой, всесторонностью и объективностью подойти к оценке обстоятельств совершения противоправных деяний. Во-вторых, объяснения должностных лиц и граждан выступают незаменимым, отличающимся многими преимуществами и единственным видом, используемым во всех прокурорских проверках, источником информации.
Содержание вопросов, выясняемых в процессе получения "объяснений должностных лиц и граждан, обусловливается уровнем их осведомленности о фактах нарушения законов. Как правило, более высокой бывает осведомленность у лиц, занимающих ответственные руководящие должности. Среди граждан серьезный информационный интерес для прокуроров, имея в виду значительность удельного веса правонарушений, связанных с предпринимательской, административной деятельностью, представляют руководители коммерческих и некоммерческих организаций, недолжностные лица, работающие в исполнительных органах государственной власти.
Вызываются обычно должностные лица и граждане в прокуратуру. Тактически это в большинстве случаев является наиболее приемлемым. Однако при определенных условиях положительные результаты может дать получение объяснений по месту работы опрашиваемого. Не имеет смысла и следует не допускать заочное получение объяснений (когда, например, текст так называемого объяснения присылается по почте либо передается прокурору иным способом, исключающим контакты прокурора и опрашиваемого), получение объяснения в квартире, где проживает опрашиваемый и т.п.
Использование помощи специалистов играет существенную роль в обеспечении высокого профессионального уровня работы прокурора. Прокуроров-"общенадзорников", как правило, недобросовестные критики часто стремятся обвинить в дилетантизме, поверхностном отношении к решению связанных с надзорной практикой вопросов. Аргументация здесь проста и внешне кажется вполне убедительной: имея дело с различными сферами жизни общества, сталкиваясь с необходимостью решения широкого круга задач специального характера, прокуроры объективно поставлены в сложные условия, но они призваны в любом случае обеспечить квалифицированный компетентный подход к рассмотрению многообразных ситуаций, чтобы принять законное и обоснованное решение. Это достигается использованием целого ряда дополнительных механизмов поиска истины, где решающая роль принадлежит выводам специалистов тех или иных отраслей знаний, экспертным заключениям. Использование помощи специалистов является эффективным средством преодоления дефицита знаний, находящихся за пределами профессиональной подготовки прокуроров. Специалисты помогают прокурорам учитывать особенности различных видов социальной, экономической, культурной, технической, управленческой деятельности при решении задач, стоящих перед органами П, способствуют достижению профессионально безупречных результатов работы прокуроров.
Основными формами использования помощи специалистов в работе прокуроров выступают: привлечение специалистов для выяснения возникших вопросов, поручение руководителям и должностным лицам объектов, надзор за исполнением законов которыми осуществляет прокурор, проведение проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Помощь специалистов прокурорами широко используется в практике надзора за исполнением банковского, финансового, налогового, земельного законодательства, при решении иных вопросов, требующих применения специальных знаний.
30. Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов
Особенности ПН за исполнением законов (общего надзора) предъявляют высокие требования к его организации. Работа прокурора на данном направлении надзорной деятельности должна строиться таким образом, чтобы в поле зрения П находились все наиболее актуальные вопросы обеспечения законности. Нужно, чтобы работа по надзору осуществлялась на детально продуманной долговременной стратегии деятельности П. Ее организация призвана обеспечивать всесторонний учет и использование результатов работы на других направлениях общенадзорной деятельности с охватом причинного комплекса условий и обстоятельств, облегчивших совершение правонарушений.
Организация работы состоит из совокупности взаимосвязанных и взаимодополняющих мер органов П:
1. Первоосновой надлежащей организации работы служит закрепление за данным участком надзорной деятельности прокурорских работников, имеющих необходимую профессиональную подготовку. Требования к лицам, осуществляющим "общий" надзор, отличаются повышенной пунктуальностью и строгостью, а сами специалисты должны обладать высокой общей и правовой культурой, способностью самостоятельно, принимать правильные решения в любой надзорной ситуации, быть коммуникабельными в общении с людьми, уметь безукоризненно составлять прокурорско-надзорные документы. В прокуратуре городов, районов осуществление надзора за исполнением законов возлагается на помощника прокурора, работой которого руководит заместитель прокурора либо непосредственно прокурор. В Пх субъектов Российской Федерации, Генеральной прокуратуре надзор за исполнением законов обеспечивается силами соответствующих отделов, входящих в состав подразделений по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов.
2. Надлежащая организация работы прокурора по надзору за исполнением законов предполагает наличие высокого уровня ее профессионального обеспечения. Все источники информации должны быть взяты под контроль. Накопление сведений о законодательстве, правонарушениях, их причинах и способствующих им условиях нужно осуществлять систематически и с максимальной полнотой.
3. Непременным условием эффективной организации ПН является квалифицированно поставленная аналитическая работа в органах П. Использование результатов аналитической работы важно для определения "болевых точек" надзорной деятельности, требующих первоочередного внимания, рационального распределения кадров общенадзорников по конкретным участкам работы, оценки влияния прокурорско-надзорной практики на реальное положение дел в области законности, внесения в нее необходимых коррективов и др.
4. Существенная роль здесь принадлежит планированию. Оно должно быть органической частью управления, стиля работы всех звеньев П — от Генеральной П Российской Федерации до районных (городских) прокуратур. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации №89 от 11 декабря 1998 г. предусмотрено планирование работы на федеральном уровне по полугодиям и прокуратур субъектов Российской Федерации. В Пх городов и районов планы обычно составляются на менее длительный срок (месяц, три месяца). Задания, плана, касающиеся работы прокурора за исполнением законов, формируются на основе информации о состоянии законности на территории, на которую распространяется надзорная деятельность прокурора. Результаты аналитической деятельности прокурора — это так же поступающая в прокуратуру информация; но прошедшая определенную процедуру обработки, и поэтому они с полным основанием могут быть отнесены к той категории информации, которая служит основанием производства прокурорской проверки.
В организационном плане важно обеспечить оптимальные взаимоотношения П и контролирующих органов. Использование возможностей контролирующих органов способно существенно усилить надзорный потенциал П. Но взаимодействие недопустимо смешивать с подменой ведомственных функций и правомочий. Надзору, его усилению и совершенствованию принадлежит приоритетное значение в системе взаимоотношений П и контролирующих органов.
Далее непосредственно про прокурорские проверки, не могу точно сказать, надо ли это освещать в данном вопросе!
Планирование работы по общему надзору.
Перспективные планы (на будущее)
Текущие планы:
Мероприятия, связанные с проверкой по сигналам нарушений.
Проверка законности издаваемых правовых актов.
Мероприятия, связанные с наличием исков в суды общей юрисдикции, арбитражные суда и т.д.
Важным является анализ передового опята органов П и выработка современных методик по организации и проведению общего надзора.
Порядок проведения проверок исполнения закона.
Прокурорская проверка – одно из основных правовых средств выявления и пресечения преступлений.
Виды проверок:
1) Целевая (проверяется исполнение конкретного закона или группы законов, либо конкретный факт нарушения закона).
Комплексная (проверка исполнения нескольких законов одним субъектом).
Сквозная (проверка исполнения конкретного одного закона по всем подразделениям, структурам).
Совместная (проверка с другими государственными органами).
Первичная.
Повторная/Контрольная (проверка полноты выполнения всех предписаний органов П).
Показательная (обычно проводиться наиболее опытными прокурорами в целях повышения профессионального мастерства других прокуроров).
Свойства проверки:
Своевременность.
Полнота (весь круг вопросов должен быть охвачен достаточно глубоко).
Охватываемые прокурорскими проверками периоды редко превышают шестимесячный срок, но в зависимости от решаемых задач они могут иметь и большую продолжительность.
Различаются проверки также в зависимости от исходных материалов, на основании которых принимается решение по их производству. Основная масса проверок относится к категории проверок текущего характера. Поводом для их проведения служит поступающая в прокуратуру информация о фактах нарушения закона. Такая информация содержится в письмах, заявлениях и жалобах граждан, актах проверок, проведенных контролирующими органами, сообщения средств массовой информации, письма руководителей коммерческих и некоммерческих организаций и др.
Другой вид проверок носит более масштабный характер. Такого рода проверки отражают своего рода стратегическую линию в деятельности соответствующей П. Эти проверки заранее планируются. Проводятся они, как правило, на основании результатов анализа статистических данных, иной информации о состоянии законности, обобщения имеющихся в прокуратуре сведений, материалов тематических проверок, осуществленных контролирующими органами. При этом учитывается актуальность подлежащих решению проблем обеспечения законности, исходя из особенностей конкретной ситуации.
Организационное обеспечение проведения проверки строится применительно к содержанию действий прокурора на основных ее этапах: подготовительном, собственно проверки, реализации материалов проверки (закреплению). На подготовительном этапе производится целенаправленное, предметное изучение нужного законодательства, определение задач проверки, содержания необходимой информации о ее источниках, наличие материалов для анализа и оценки данных, подбор компетентного состава лиц, включая и привлекаемых специалистов. Все эти компоненты отражаются в рабочем плане проверки.
Главный, ключевой этап — сама проверка. В ходе ее на базе всего массива информации выявляются факты нарушений закона и формируются пути и средства их устранения. Задачи данного этапа решаются путем реализации предоставленных прокуратуре полномочий. Это достаточно сложный процесс. Помимо знания прокурорских правомочий важно хорошо владеть тактическими и психологическими приемами их применения. Не секрет, что установление фактов противоправных решений и действий часто протекает в конфликтных ситуациях, противостоянии сторон, осложняющих получение достоверной информации в нужном объеме.
На этапе реализации материалов проверки происходит оценка полученных материалов и формирование решений о мерах, которые необходимо принять для устранения выявленных фактов нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Принимаемые прокурором меры реализуются в форме актов прокурорского реагирования — протеста, представления, постановления, предостережения, о которых сказано выше.
Этап реализации материалов проверки органично связан с действиями по контролю за результативностью актов прокурорского реагирования. Без надлежащего контроля со стороны прокурора за исполнением принятых им мер акты прокурорского реагирования могут не достичь своих целей.
31. Правовые акты прокурора в сфере общего надзора. Методика и тактика.
Полномочия прокурора по устранению нарушений закона представляют собой систему правовых средств, используемых прокурором для пресечения правонарушений, восстановления законности, ликвидации вызванных нарушениями закона негативных последствий.
Правовые акты: протест, постановление, представление и предостережение о недопустимости нарушения закона.
1. Одним из основных, наиболее последовательно отражающих специфику ПН полномочий по устранению нарушений закона является право опротестования противоречащих закону правовых актов. Оно же является и обязанностью прокурора.
По своему правовому содержанию протест прокурора означает требование об устранении имеющихся в правовом акте положений, противоречащих закону, приведении акта в соответствие с действующим законодательством, либо его отмене.
Правом принесения протеста наделены только прокурор и его заместитель. Помощники прокурора, прокуроры отделов могут осуществлять подготовку проектов протеста, но вносить их от своего имени они не вправе.
Опротестование правовых актов производится прокурорами строго в соответствии с их компетенцией. Вышестоящий прокурор имеет право действовать в пределах компетенции нижестоящих прокуроров. Нижестоящие прокуроры не могут пользоваться полномочиями вышестоящего прокурора ни при каких обстоятельствах. Протест приносится в орган, издавший незаконный правовой акт либо в вышестоящий орган.
Помимо опротестования противоречащих закону правовых актов, прокурор наделен также правом обращения с требованием о признании таких актов недействительными в суд или арбитражный суд. Направление прокурором заявления в суд обычно производится в тех случаях, когда у прокурора нет уверенности в объективном, беспристрастном рассмотрении его протеста органом, издавшим противоречащий закону акт.
Форма протеста — письменная. Обязательными реквизитами протеста являются: точное название органа, в который приносится протест, наименование правового акта, который, по мнению прокурора, находится в противоречии с законом (если противоречат закону отдельные части акта —- с их обязательным выделением), конкретное перечисление, со ссылкой на соответствующие положения закона, оснований, которые свидетельствуют о противоречии опротестовываемого правового акта закону, четкое изложение требований прокурора с указанием правовых норм, регламентирующих процедуру принесения и рассмотрения протеста.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
2. Эффективными средствами устранения нарушений закона является возбуждение уголовного дела и производства об административном правонарушении. Уголовное дело возбуждается прокурором при наличии данных, указывающих на наличие в имеющихся у него материалах признаков состава преступления. Решение о возбуждении уголовного дела оформляется постановлением прокурора. Уголовное дело, возбужденное прокурором, направляется по подследственности органу расследования преступлений для производства дознания или предварительного следствия, либо принимается к производству самим прокурором.
Производство об административном правонарушении прокурор возбуждает при наличии достаточных данных, подтверждающих совершение административного проступка. При этом в обязательном порядке проверяется отсутствие обстоятельств, препятствующих привлечению к административной ответственности в каждом конкретном случае, таких, как недостижение лицом шестнадцатилетнего возраста, истечение сроков, допускающих наложение дисциплинарного взыскания, наличие состоявшегося по тому же факту решения и др. О возбуждении производства об административном правонарушении прокурор выносит постановление, которое направляется для исполнения соответствующему органу, в компетенцию которого входит применение мер административной ответственности.
3. Полномочием прокурора, обеспечивающим решение как задач устранения нарушений закона, так и задач предупреждения правонарушений, служит право внесения представления об устранении нарушений закона. Представление вносится в орган или должностному лицу, компетенция которых позволяет обеспечить принятие реальных мер по устранению нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
Форма представления — письменная. В представлении указываются точное наименование органа или должностного лица, которому вносится представление, вид нарушений закона, по поводу которых применяется данная форма прокурорского реагирования, краткое, но хорошо аргументированное изложение установленных прокурором фактов нарушений закона и способствующих им обстоятельств, требования прокурора о принятии необходимых мер со ссылкой на правовые нормы, регламентирующие порядок внесения и рассмотрения представления.
Правом внесения представления наделены прокурор и его заместитель.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
4. Полномочия прокурора по предупреждению нарушений закона в "чистом виде " представлены правом прокурора объявлять предостережение о недопустимости нарушения закона. Предостережение объявляется прокурором при наличии явной угрозы нарушения закона должностным лицом.
Форма предостережения — письменная. В тексте документа указывается должностное лицо, которому объявляется предостережение, приводятся сведения о готовящихся противоправных деяниях, разъясняются последствия игнорирования предостережения, а также содержание ответственности за нарушение закона, о недопустимости которого предостерегается должностное лицо.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Предостережение как акт прокурорского реагирования эффективно используется для предотвращения возможных нарушений закона в отношении большого числа лиц — задержек заработной платы, вовлечения рабочих в акции блокирования транспортных магистралей и др.
32. ПН за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выделен как ключевое, приоритетное направление всей деятельности П. В настоящее время ему посвящена глава 2 раздела 3 (ст. 26—27) Закона о прокуратуре.
Предмет ПН за соблюдением прав и свобод человека и гражданина составляют законность действий и правовых актов федеральных министерств, государственных комитетов, служб, иных федеральных органов исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, связанных с соблюдением конституционных норм и положений законов, регламентирующих права и свободы человека и гражданина. Закон о прокуратуре, определяя предмет надзора, исходит из понятия конституционных, т.е. установленных главным законом страны — Конституцией Российской Федерации, — прав и свобод граждан. Это позволяет прокуратуре осуществлять надзор за соблюдением основных прав и свобод человека и гражданина, признаваемых в Российской Федерации, как сказано в ст. 17 Конституции России, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Предмет надзора обусловливает необходимость следования прокуроров в своей работе конституционным принципам, определяющим значение, порядок и условия соблюдения прав человека и гражданина.
Надзорная практика прокуроров строится на основе принципа непосредственного действия прав и свобод, предопределяющего необходимость обеспечения полного соответствия конституционным нормам всей законотворческой и правоприменительной деятельности (ст. 18 Конституции Российской Федерации). Важным для организации надзорной практики органов П является конституционный принцип равенства всех перед законом, гарантированного государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина по правилам исключает любое ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Ограничение прав и свобод допускается только по основаниям и в случаях, предусмотренных законом, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
ПН охватывает весь комплекс прав и свобод: личных, политических и социально-экономических.
Формулировка предмета ПН за соблюдением прав и свобод человека и гражданина указывает на то, что в сферу надзора входит соблюдение прав и свобод по крайней мере трех категорий лиц: граждан России, граждан России, имеющих также гражданство иностранного государства (двойное гражданство), иностранных граждан и лиц без гражданства.
Кроме положений, закреплённых в Конституции РФ конкретизация прав и свобод, существенные аспекты порядка их реализации закреплены в ряде федеральных законов. В достаточно большой совокупности таких законов выделяются повышенной актуальностью соблюдения регулируемых ими прав и свобод граждан, Законы: "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", "Об общественных объединениях", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О ветеранах" и др.
Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокуроры исходят из их органической связи с деятельностью П по защите интересов государства и общества.
Вопрос 33. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека.
Прокуратура играет важную роль в отстаивании прав и законных интересов граждан. Прокурорский надзор (ПН) служит дополнительной гарантией справедливого распределения социальных возможностей, защиты политических, экономических, культурных и иных прав гражданина и человека. Конституция закрепила важные принципы правового статуса личности: равноправие, неотчуждаемость прав и свобод, непосредственное действие прав и свобод, запрещение злоупотребления правами и обязанностями, запрет на незаконное ограничение конституционных прав и т.д.
Главная задача: обеспечение верховенства закона, единства, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Надзор распространяется не только на граждан, но и на лиц без гражданства, иностранных граждан и иностранных юр лиц. По Конституции, права и свободы могут быть ограничены ФЗ в той мере, какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Все иные ограничения незаконны и требуют вмешательства прокурора. Конкретные задачи определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, его заместителей и прокуроров субъектов федерации. Одна из главнейших задач прокуратуры как федерального правозащитного органа — это защита общественных и личных интересов. В связи с этим прокуроры обязаны в первую очередь предпринимать такие действия и меры, которые способствуют защите прав и свобод всех или многих граждан, проживающих в стране или регионах.
Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определен в ст. 26 Закона о прокуратуре. Он включает в себя соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определяется сферой общественных отношений, связанных с правами и свободами граждан.
Конституционные права делят на три группы: личные, политические, социально-демократические.
Вопрос 34. Особенности прокурорского надзора за соблюдением социально-экономических прав и свобод человека.
Социально-экономические права касаются важнейших сторон жизни общества и индивида.
Конституция провозгласила политику государства, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, однако это следует рассматривать как стремление приблизиться к стандартам индустриально развитых стран, обеспечивающих новое качество жизни. Поэтому недопустимо возвышение интересов одних за счет других, отступление от Конституционных принципов.
Конституция:
Право свободно избирать род деятельности и профессию, право частной собственности на имущество, его охрану со стороны государства, свобода объединения граждан, в т.ч. для предпринимательских. Государство гарантирует МРОТ, пенсии, общедоступность и бесплатность образования. Осуществляется поддержка семьи, материнства.
Прокуроры ориентируются на охрану законных интересов прежде всего больших групп населения, на вмешательство в наиболее благоприятные сферы общественных отношений (трудовые, пенсионное обеспечение, защита инвалидов). Самый частый вопрос – о невыплаченной з/п. Имеются многочисленные нарушения ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Значительные потери несут граждане от ущемления их жилищных прав.
Основная задача: содействие правовыми средствами реализации экономической политики, реформированию отношений собственности, формировании конкурентной среды и рыночной инфраструктуры в целях наиболее полной реализации экономических прав и свобод граждан, обеспечения достойного уровня жизни.
Предметом надзора является также исполнение законодательных установлений о правомерном ограничении прав на занятие отдельными видами деятельности. Надзор за лицензированием.
Прокурор не должен упускать из вида и факты злоупотребления предпринимательской свободой, такие как систематическое извлечение прибыли некоммерческой организации путем занятия деятельностью, не соответствующей ее уставной правоспособности, уклонения от постановки на учет и др. Меры надзора призваны обеспечить равный доступ и справедливое отчуждение имущества в точном соответствии с законом для юр и физ лиц. Необходим надзор за соблюдением законодательства при привлечении лиц к ответственности (административной).
Важное значение имеет надзор за соблюдением природоохранного законодательства. Важное значение здесь имеет тесное сотрудничество прокуратуры с общественными движениями. Кроме того, необходимо своевременное устранение вредных последствий антропогенной деятельности людей.
Вопрос 35. Особенности прокурорского надзора за соблюдение политических прав и свобод граждан.
Политические права и свободы связаны с наличием гражданства РФ. Носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Он реализует свое право участия в управлении общими делами как непосредственно, так и через представителей. Формой непосредственного участия граждан служат референдумы.
Политические права: право избирать и быть избранным, проводить митинги и демонстрации, шествия, пикетирования, а также иные.
Задачи прокуроров определены в указания Генерального прокурора. (например Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательство о выборах депутатов ГД).
Цель надзора – обеспечить правовыми средствами единообразие исполнения законов.
Когда осуществляют проверки, то выявляют нарушения по: изданию актов, противоречащих ФЗ; ограничению избирательных прав; ограничению прав общественных объединений на участие в избирательного процессе; подлог листов; незаконный отказ в регистрации и приеме документов; различного рода злоупотребления и нарушения.
В области защиты избирательных прав граждан, сосредоточение на двух направления: 1) надзор за соответствием ФЗ нормативных актов, издаваемых избиркомами 2) надзор за законностью деятельности избиркомов.
Внимание и на исполнение законодательства о поступлении и расходовании финансовых средств избирательного фонда и обязательном финансовом отчете.
Обнаружение фактов злоупотребления свободой со стороны политических партий служит безусловным поводом для прокурорского вмешательства. Прокуроры должны ставить вопрос о прекращении деятельности таких партий.
Если говорить о шествиях, митингах и прочей лабуде, то прокуроры следят и за соблюдением уведомительного порядка организации этих стычек, сбычек, шествий и митингов и не было таких, которые противны интересам общества.
Прокурорский надзор в рассматриваемой сфере требует неослабленного внимания, особенно в период социальных напряжений, и должен носить упреждающий характер.
Вопрос 36. Сущность, предмет и задачи надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.
Надзор за этим – это новое направление деятельности органов прокуратуры, только после принятия в 92 году ФЗ «Об ОРД» появилась необходимость в надзоре за ним.
Осуществление надзора прежде всего предполагает знание прокурорами содержания и нормативной основы ОРД. ОРД – это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями гос органов, уполномоченных на то законом в пределах их компетенции посредством проведения о-р мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачи ОРД: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление лиц их совершивших и т.д.
Прокурор следит за тем, чтобы ОРД не выходила за свои пределы. Не все могут ее осуществлять : ОВД, ФСБ, пограничная служба, внешняя разведка, таможенные органы, органы уголовно-исполнительной системы. Содержание ОРД составляют оперативные мероприятия.
Предмет: соблюдение в процессе осуществления ОРД прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения органами, осуществляющими ОРД, заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, соблюдение установленного порядка выполнения о-р мероприятий, законность решений, принимаемых органами ОРД.
Одна из задач: слежение за тем, как используются результаты о-р мероприятий.
Наибольший объем занимает проверка соблюдения установленного порядка проведения о-р мероприятий. Помимо выяснения имелись ли основания для производства таких действий, прокурор следит за соблюдением предписанного порядка. Необходимо убедиться, что о-р мероприятия направлены на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступления, а также лиц, подготавливающих, либо совершивших преступление.
Надзор не распространяется на законность решения судьи, содержащееся в постановлении об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего о-р деятельность, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции и т.д.
Информация о работе Понятие, предмет, цели и задачи прокурорского надзора в РФ