Предмет, цели и задачи культорологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:15, реферат

Краткое описание

Данная тема актуальна, потому что культура создается, культуре обучаются, поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации.

Оглавление

Введение 3
1. Предмет, цели и задачи культурологии 4
2. Сущность, структура и функции культуры 7
3. Типология культуры 12
4. Кризис современной культуры 16
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Ready5x_Сущность и задачи культурологии.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Культурология

 

На тему:

Предмет, цели и задачи культурологии…

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

Культура исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, а  также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека.

Понятие культуры также употребляется  для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта).

В более узком смысле термин культура относят только к сфере духовной жизни людей. Хотя само слово культура вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со второй половины XVIII века, более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за ее пределами (например, жень в китайской традиции, драхма в индийской традиции). Эллины видели в пайдейе, то есть воспитанности, главное свое отличие от некультурных варваров.

Слово культура стало ассоциироваться  скорее с признаками личного совершенства, в первую очередь религиозного. В эпоху Возрождения под совершенством культуры начали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем идеалу просветителей

Данная тема актуальна, потому что  культура создается, культуре обучаются, поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации.

 

1. Предмет, цели и  задачи культурологии

Понятие о культуре возникло еще  в античности. Оно обозначало состояние (качество) общества и личности противоположное варварскому. Само слово культура переводится с латыни как возделывание, обработка и первоначально служило для характеристики земледелия, т. е. Уровня развития производства. Постепенно его значение расширялось. В средние века понятие культура концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил. Путь от варварства к культуре, отожествляемой с христианским вероисповеданием, разворачивается во времени и дает картину эволюции общества от сотворения мира, от язычества - к полной христианизации человечества1.

Толчком к возникновению собственно культурологии послужило неверие  в идею направленного поступательного  прогресса, отожествляемого с появлением новых технических средств, развитием науки и просвещения.

Сомнение в идеи механического, предопределенного прогресса создало  предпосылки для принципиально  новых подходов к анализу социальных явлений. Специфическое понимание  культуры связано со становлением в  конце ХVIII - начале ХIХ вв. романтизма как художественного направления и специфического видения мира. В своем поиске иррационального, духовного романтики стремились выявить неповторимое своеобразие национальных черт в характере, быте, способах существования и деятельности народа.

Именно в недрах национальной философии  зародилась культурология. Как социальная теория культурология рассматривает  общество как результат реализации специфических духовных принципов, зафиксированных в религии, философии, искусстве и т.д. Предметом культурологии, естественно, является сама культура. Но под культурой понимается уникальный социальный организм, имеющий собственные законы существования, которые обусловлены спецификой превалирующих ценностных ориентаций.

История в культурологии предстает  не как исходная руководящая идея, а как проблема. Под вопрос ставятся и само понимание истории как последовательного единообразного процесса развития общества, и возможность осуществления такого процесса в будущем. Отсюда возникает и проблема взаимодействия культур, которую обостряет диффузионизм (жесткая концепция культурологии отрицает возможность взаимопроникновения культур).

Здесь же возникает проблема вычленения культуры из других социальных явлений.Проблема осложняется тем, что все предшествующее социальное знание организовано как описание непрерывного исторического процесса В этой ситуации необходимо определить сущность культуры. Поскольку исторические стереотипы преодолеваются с трудом, многие исследователи ограничиваются созданием типологии культур.

Если основной задачей историзма является изучение движущих сил истории и выявление основного (общего) закона развития человечества, то перед культурологией стоит множество более конкретных проблем: изучение движущих сил и особенностей развития каждой отдельной культуры2.

Наиболее важная особенность культурологии  заключается в том, что она  допускает идею неизбежной смерти культуры, т. е. каждого отдельного социального  организма. Основная задача (цель) культурологии - установить причины смерти культуры или основу ее существования, секрет долгожительства.

Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком  и порождена тем, что он постоянно  стремится искать смысл своей  жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором он живет.

Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становиться таковым. Образование, воспитание- это ни что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.

Любой человек, взрослея прежде всего  овладевает той культурой, которая  уже была создана до него, осваивает  социальный опыт, накопленный его  предшественниками. Овладение культурой  может осуществляться в форме  межличностных отношений и самообразования. Огромна роль средств массовой информации-радио, телевидения, печати.

Осваивая накопленный ранее  опыт, человека может внести свой собственный  вклад в культурный слой.

Основная задача (цель) культурологии - установить причины смерти культуры или основу ее существования , секрет долгожительства.

 Культура не существует вне  человека. Она изначально связана  с человеком и порождена тем,  что он постоянно стремится  искать смысл своей жизни и  деятельности, совершенствовать себя  и мир, в котором он живет.

 Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становиться таковым. Образование, воспитание- это ни что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.

 Любой человек, взрослея прежде  всего овладевает той культурой,  которая уже была создана до  него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками.  Овладение культурой может осуществляться  в форме межличностных отношений  и самообразования. Огромна роль средств массовой информации-радио, телевидения, печати.

 Осваивая накопленный ранее  опыт, человека может внести свой  собственный вклад в культурный  слой.

 Процесс социализации- это непрерывный  процесс овладения культурой  и вместе с тем индивидуализации личности, обо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент- менталитет.

 Культура- это сложная система,  вбирающая и отражающая противоречия  всего мира. В чем они проявляются3:

  1. В противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой, - стремится сохранить индивидуальность своей личности.
  2. В противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку. Норма и свобода- два полюса, два борющихся начала.
  3. В противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме.

Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.

2. Сущность, структура и функции культуры

Культура - одно из двух трёх самых  сложных слов, используемых в нашем  практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли. В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима. Понятие “культура” в переносном значении аналогично понятию “хозяйство” и изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов и культ предков4.

Такие сочетания существовали в течение многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин “цивилизация”. Он охватывал совокупность социального наследия в области техники, науки, искусства и политических учреждений. Долгое время понятия “культура” и “цивилизация” были тождественны. Первым провел между ними границу немецкий философ И. Кант, а в начале ХХ века немецкий философ О. Шпенглер и вовсе противопоставил их. Римский писатель М. Кантон написал трактат о земледелии, что в переводе “агрикультура”. Речь в нем шла об уходе за участком земли. Возделывание почвы невозможно без особого душевного настроя.

Без предельного интереса к участку  не будет и культуры. Это привело  к появлению дополнительных значений слова, таких как англ. Coulter лемех, происходящее от латинского culter, обозначающего то же орудие. Дальнейшая эволюция связана, очевидно, с перенесением представлений о культивировании, возделывании естественных процессов на человеческое развитие, причём агрикультурный, сельскохозяйственный долгое время сохраняется. Так Френсис Бекон говорил о” культуре и удобрении умов”. Затем слово “культура” отрывается от земной почвы. Оно метафорически соотносится с разумностью. Римский философ М. Цицерон, уже имел в виду не землю, а духовность. Он вел речь о необходимости культуры души и духа. К понятию культуры близок и термин “оккультизм” (тайный, сокровенный). В Древнем Китае термин “культура Вэнь” был одним из центральных. В учении древнекитайского ученого Конфуция обосновывалась сущностная роль языка в познании принятии правильных решений5.

Французский философ Ж. Сартр отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она  дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале  он может увидеть свое лицо. Оригинально расшифровал понятие “культура” Н. К. Рерих. Он разбил его на две части: “культ” - почитание, “ур” - свет, то есть почитание света. Духовный, сокровенный, тайный аспект понятий культуры развертывается и таким образом: мистика, магия, мистерия. В античном сознании понятие культуры отождествляется с понятием “пайдейя”, то есть “образованность”. Пайдея по определению Платона, означает руководство к изменению человека, всего его существа. В эпоху средневековья слово “культ” употреблялось чаще, чем “культура”. Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к богу. В эпоху Возрождения воскрешается античное представление о культуре. Оно выражает, прежде всего, активное творческое начало в человеке. В современном значении слово “культура” стало употребляться XVII в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа.

Примерно те же процессы (правда, с  определёнными задержками) отмечаются и в русском языке. Само слово  культура впервые зарегистрировано в Карманном словаре иностранных слов, но особого применения не имело, и не встречалось даже у властителей дум. Но уже в 60-е годы оно полноправно обосновывается в словарях русского языка, а в 80-е получает широкое распространение. Согласно В. Далю, культура - это обработка и уход, возделывание, образование умственное и нравственное. Подобным же образом и термин цивилизация проник в Россию вместе с соответствующими переводными книгами.

Главной функцией культуры является человеко - творческая, или гуманистическая. Все остальные связаны с ней или даже вытекают из нее.

Важнейшая – функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее нередко  называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковою систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма) со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Она  тесно повязана с первой и, в известном  смысле, вытекает из нее. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовный ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Семиотическая, или знаковая (от греч. semeion – учение о знаках) функция – важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Язык (устный или письменный) – средство общения людей, литературный язык – важнейшие средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

Информация о работе Предмет, цели и задачи культорологии